"Архаическая Спарта" (тематическая беседа).
методическая разработка по истории по теме

Финченко Татьяна Александровна

Ознакомление с общественным и государственным устройством Спарты, с понятием "государство военного типа"; его отличительные характеристики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_beseda_arkhaicheskaya_sparta.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»

        г. Подольск        


«Архаическая Спарта»  

/ тематическая беседа /

                            Разработала

                            Финченко Татьяна Александровна,

                            преподаватель истории и обществознания  

 

2013

Тема:

Архаическая Спарта.

Цели: 

1. Ознакомить с общественным и государственным устройством Спарты.

2. Ознакомить с понятием «государство военного типа», показать его отличительные характеристики (противоположность – Афины).

3. Способствовать формированию и развитию умений сравнивать различные типы государств.

Тип мероприятия: 

Тематическая беседа.

Эпиграф: 

«Лакедемоняне о врагах спрашивают не сколько их, а где они». 

/Агид II/

Материальное обеспечение:

Карта «Древняя Греция (до сер. V в. до н.э.) ».  

План проведения:

1. Дорийское переселение.

2. Большая ретра Ликурга и начало формирования спартанского полиса.

3. Структура спартанского общества. Возникновение спартанской общины равных и её особенности. Быт и воспитание спартиатов.

4. Военная организация.

Спарта — одно из самых поразительных и необычных государств Древнего Мира. Её история насквозь пропитана парадоксами и поражает буквально каждого, кто хоть немного касается её проблематики.

По общему мнению, спартанские мужчины были самыми храбрыми, женщины — самыми красивыми, дети — самыми дисциплинированными и скромными. Война была для них праздником, куда они являлись, расчесав свои кудри, украсив голову венком, под музыку и с улыбкой на лице. В бою они никогда не сдавались и не отступали. В случае поражения спартанцы предпочитали быть убитыми. Потому как позор, который им предстояло пережить, бежав с поля боя, был хуже смерти. Хотя поражения у них случались редко. Не зря их армия считалась в Древней Греции непобедимой.

1. Дорийское переселение.

Географическое положение.

Важную роль в формировании любого древнего государства играли географическое положение и климат. Спарта, в этом смысле, не является исключением, поэтому её изучение начинают с описания занимаемой ею территории.

Спарта располагалась на южной конечности Балканского полуострова, а если быть более точными — на юге Пелопоннеса. Этот полуостров соединён со Средней Грецией тонким перешейком, составлявшим в ширину лишь несколько десятков километров. Спарта была удалена от моря, но это не являлось минусом, а напротив, лишь способствовало развитию государства. Она находилась в сравнительно замкнутом пространстве, на правом берегу реки Эврот, в середине плодородной долины, которая обладала целым рядом преимуществ: хорошие поля и выгоны, свежая вода, удобные связи с севером и югом.

Т.о., главной особенностью данной территории является её замкнутость: на востоке — хребет Парнона, на юге — болотистые берега Лаконского залива, север занят высокими и труднодоступными хребтами ответвлений Тайгета и нагорий Аркадии, на западе — сам Тайгет. Эти естественные преграды способствовали замедлению развития политической и культурной жизни, но, в тоже время, благоприятствовали её возвышению.

Дорийцы в Лаконии.

В настоящее время трудно говорить с уверенностью о миграции дорийских племён в Лаконику, так как сохранились лишь обрывочные, да и не всегда убедительные, указания античных историков, а эти указания, в свою очередь, были основаны на ещё более древних источниках.

В современной науке подчас оспаривается даже сама возможность такого переселения, но чаще споры ведутся вокруг его характера. Существуют несколько теорий.

Согласно первой, переселение дорийцев — это бесспорно военная кампания. Область Лаконии до прихода дорийских племён была заселена ахейцами. Около 1100 года до н.э. состоялось вторжение в Арголиду, был разрушен дворец в Микенах. Северная часть долины захвачена после падения Терапны.  Неподалёку от этого места в X в. до н.э. был основан город Спарта (очевидно на месте военного лагеря). В нем не было городского центра и он являлся объединением пяти деревень. Дальнейшее продвижение на юг было приостановлено сопротивлением Амикл. По преданию борьба закончилась заключением договора: население врага объединилось со спартиатами. Завершение борьбы повлекло объединение всей Лаконии под властью Спарты.

Согласно другой теории, это было вовсе не завоевание. Если опираться на данные археологии, то дорийцы проникают на эту территорию в XI веке до н.э. (именно к этому времени относится древнейшая раннегеометрическая керамика дорийцев), в то время как микенские дворцы погибают в конце XIII — начале XII вв. до н.э. Геродот в своём сочинении также говорит о миграции: «... дорийское же, (племя) очень долго странствовало. Ибо во времена царя Девкалиона оно обитало в земле Фтиотида, а затем при Доре, сыне Эллина,- у подошвы Оссы и Олимпа в области под названием Гистиеотида. После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пинда и назвались теперь македнами. Отсюда это племя переселилось в Дриопиду, а затем в Пелопоннес, где приняло имя дорийцев...» (Кн. 1 Гл.56).

Существуют и другие гипотезы (напр., согласно одной из них, дорийское вторжение – лишь часть глобального процесса, в рамках которого изменениям подвергся весь древний мир конца бронзового века.  

2. Большая ретра Ликурга и начало формирования спартанского полиса.

Одним из самых сложных вопросов спартанской истории по праву можно считать законодательство Ликурга. Это государство, являясь на протяжении нескольких столетий «важнейшим политическим и военным фактором» греческой истории, была отделена от других стран «глухой стеной политической изоляции». Что в последствии и явилось причиной недостатка источников по этому вопросу.

Уже в IV вв. до н.э. Спарта становится объектом пристального внимания. К этому времени в греческой литературе складывается целый ряд мифов о Спарте, основным сюжетом которых является жизнь и деятельность великого законодателя Ликурга.

Основными источниками по законодательству Ликурга считают «Лакедемонскую политию» Ксенофонта и «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Однако, ещё в предисловии Плутарх предупреждает читателя, что «о Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного».

Учёные XIX-XX столетий в основном придерживаются отрицания существования Ликурга. Современные же склоняются к тому, что оснований сомневаться в достоверности личности Ликурга нет. Споры в основном ведутся относительно содержания законов и времени их введения. Большинство из них придерживается мнения, что «спартанская государственная и общественная система в том виде, в каком её знали греческие историки и философы V-IV вв. до н.э., не была создана одномоментно благодаря уму и таланту одного конкретного законодателя. Система улучшалась и оттачивалась на протяжении всего архаического периода».

Структура Большой Ретры.

Она состояла из двух частей: главного проекта и поправки, которая, по словам Плутарха, была принята позднее. (Плутарх. Ликург.VI) В начале говорится о необходимости построить два храма: Афины Силлании и Зевса Силлания. Далее следует основная часть.  Суть политической реформы заключается в следующем: он заменил родовое деление общества территориальным, верховная власть закреплена за апеллой, народным собранием, а основным правительственным органом теперь являлась герусия — совет старейшин, который возглавлялся двумя царями и состоял из 30 человек. (Плутарх. Ликург.VI)

Не смотря на то, что все институты, перечисленные в Ретре, существовали ещё до нововведений Ликурга, имеется в ней кое-что поистине революционное — впервые народное собрание ставилось выше, чем герусия и цари. Это было сильнейшим ударом по аристократии. Также заслугой Ликурга можно считать  появление новой идеологии военного братства.

Хотя Ликург был великим законодателем, по словам Плутарха (Плут. Ликург XXXI), умер он в изгнании, так как стал жертвой реакции спартанской знати на его реформы.

В последствии Большая Ретра два раза подвергалась изменениям. В результате первого герусия и цари вновь становятся над народным собранием (в эпоху Первой Мессенской войны) (Плутарх. Ликург. VI). Причиной стало обострение социально-экономических и политических противоречий,  в основе которых лежали вопрос о земле и опасность установления тирании.  Помимо всего выше перечисленного, военная организация общества уже не соответствовала требованиям времени и нуждалась в реорганизации. Второе произошло в середине VI века, в результате которого возникает та Спарта, с которой знакомы древнегреческие историки.

3. Структура спартанского общества. Возникновение спартанской общины равных и её особенности. Быт и воспитание спартиатов.

Для Спарты характерно деление населения страны на свободных граждан, спартиатов и периеков (относительно), и зависимое — илотов.

1) Илоты.

Возникновение «илотии» учёные относят к сер. VIII века до н.э.

Илоты закреплялись за определённым участком — клером - и работали на нём до конца жизни, если за какие-либо подвиги его не освобождали от зависимости. Прикрепление к клерам носило, скорее, не только экономический характер. Это также облегчало надзор за ними. Клеры были довольно большими. На одном таком участке работало около 25-30 человек. Небольшие его части отводились под садовые культуры (виноградарство). Так же занимались скотоводством.

В правовом отношении, илоты являлись собственностью государства. Хотя они и переходили по наследству от отца к сыну, наследством, скорее, являлся клер, а илоты были лишь дополнением к нему. Межу илотами и спартиатами стоял закон, который регулировал их взаимоотношения. Илоты имели право на семейную жизнь, на владение частной собственностью (хотя и довольно небольшой). Спартанцы брали с них лишь определённую законом долю, никто не мог распоряжаться жизнью илота, кроме государства.

О положении земледельцев Мессении после завоевания пишет Тиртей: «Как ослы, согнувшиеся под тяжкой ношей, несут они господам от своей тяжкой нужды половину всех плодов, которые дарит земля.» По свидетельству, сохранившемуся у Афинея, илоты должны были «выполнять самые позорные и бесчестящие работы. Их заставляли носить шапку из кожи собаки и одеваться в шкуры животных; каждый год им полагалось определённое количество ударов, хотя бы они и не совершили никакого проступка, чтобы илоты помнили, что они рабы. Более того, если они переходят надлежащую норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывают смертью, и на их хозяев налагают штраф за то, что они не сумели задержать физическое развитие илотов». Униженные, мессенцы искренне ненавидели своих хозяев, и, во что бы то ни стало, пытались им отомстить, рискуя собственными жизнями. Аристотель писал: «Они только и живут, подстерегая беды спартиатов». Именно по этой причине спартиаты были вынуждены жить в состоянии постоянной военной готовности.

Илоты так же подразделялись на два вида: мессенские и лаконские. Система илотии в Мессении сложилась несколькими веками позже. Положение лаконских, очевидно, было лучше. Отличительной чертой лаконских илотов было наличие личных контактов со спартанцами: их брали в дома слугами и на войну.

2) Периеки.

Периеки занимали срединное положение между илотами и спартиатами. С одной стороны, они были свободным населением и принадлежали к Спартанской общине, а с другой — находились в некой зависимости.

В отношении этнического состава периеков существует несколько теорий:

  1. периеки — потомки дорийцев;
  2. периеки — потомки ахейцев;
  3. периеки — потомки как дорийцев, так и ахейцев.

Так же в их состав принимались племена, получившие право жительства в Спарте, и илоты, получившие освобождение.

Поселения периеков кольцом охватывали Спартанское государство, образуя естественную защиту. Притом северные общины, население которых по большей части состояло из дорийцев, пользовались преимуществами. На их территории находились главные форпосты, которые защищали Спарту с севера.

Называемые вместе со спартиатами лакедемонянами, периеки в то же время не допускались к гражданской жизни спартиатов, а также не имели права голоса в Пелопоннесской Лиге.

В периекских городах имелись гармпосты, которые, даже не нося постоянный характер, говорили об их политической зависимости. Но в то же время спартиаты оставили им внутреннюю автономию, а это значит, что в городах оставались функционирующие народные собрания и полисные магистратуры.

Более мягкая система эксплуатации периеков позволила спартиатам в течение долгого времени опираться на них в своей борьбе с восстаниями илотов.

3) Спартиаты.

Все полноправные граждане Спарты именовались спартиатами и являлись членами общины равных.

Возникновение спартанской общины равных и её особенности. Быт и воспитание спартиатов.

Как считают древние авторы, человеком, подтолкнувшим спартанцев к созданию общины равных, был Ликург. Исократ говорил, что главной задачей его было сохранение корпоративного единства. Деятельность Ликурга (формирование общины равных) относят к периоду нарождающейся в Спарте государственности.

Основным условием сохранения за государством его функций, было предотвращение появления и развития частной собственности. Ликург разделил землю на равные клеры и отдал гражданам. «Приводя свой план в исполнение, он разделил всю остальную Лаконию на тридцать тысяч земельных участков для жителей окрестностей Спарты, периэков и на девять тысяч округ самой Спарты.» - пишет Плутарх об этом разделе земель   (Ликург, 8).  По началу всё шло так, как задумал Ликург, но трудно сохранить экономическое равенство даже на протяжении жизни одного поколения. Постепенно происходит обнищание одних граждан и обогащение других.

Но всё же, благодаря жёсткой регламентации общественной и личной жизни, эта система долгое время остаётся на плаву.

С самого рождения и до последнего вздоха спартиат находился под чётким государственным контролем. Чтобы входить в общину равных, необходимо было быть гражданином Спартанского государства, но далеко не каждый мог им быть. Вот 4 основных условия: 1) происхождение от родителей-граждан; 2) наличие клера с илотами; 3) прохождение школы спартанского военного обучения; 4) полное подчинение законам спартанского государства и представителям государственной власти.

Огромное значение Ликург придавал здоровью матери. По его мнению, женщина должна упражнять тело не меньше мужчины и при этом не заниматься ремеслом (Ксенофонт, Полития Лакедемонян, I, 3-4). После рождения в течение определённого срока родители должны были показать ребёнка старейшинам, и, если он оказывался физически неполноценным, то его сбрасывали с утёса. Если же он был здоров, то мальчика через семь лет отправляли в агелы, а девочку воспитывали дома.

Мальчиков распределяли по группам. Педоном — главный надсмотрщик — соединял несколько групп в классы. У него имелись два помощника, именующиеся мастигофорами, они наказывали нарушителей порядка розгами. Педоном ставил во главе каждого класса и каждой группы предводителя, который избирался из старших мальчиков. Они были обязаны руководить играми и гимнастическими упражнениями под его надзором. Упражнения распределялись по возрастам, при этом были запрещены различные виды кулачных боёв.

Росли дети в суровых условиях: ходили босиком, одежда была и зимой и летом одинаковой, ели скудно (но им давали возможность красть еду, а в случае неудачной кражи наказывали за неловкость). (Ксен. Полит. Лак., II, 3-8). Спартанская система воспитания имела целью выработать из каждого спартанца выносливого и ловкого воина.

Дисциплина была основой всего. Оружие выдавали с 14 лет. Меньшее значение придавали образованию — оно сводилось к умению читать и писать. Большее значение придавалось музыке: дети пели песни, соответствующие народному духу. Слова песен были просты и мужественны: они восхваляли тех, кто имел счастье умереть за Спарту и порицали тех, кто проявил трусость. Дети также пели в хорах на празднествах. Здесь тоже имело место деление по возрастным группам. Всего их было три: старики, мужчины и дети.

Их также обучали говорить «многое в немногих словах». Так в труде Плутарха приводится высказывание, которое в полной мере характеризует данную черту спартанцев: «Лакедемоняне ответили самосским послам, сказавшим длинную речь: «Начало вашей речи мы забыли, а конца не поняли, потому что забыли начало».» (Плутарх, Изречения неизвестных лакедемонян, 1).

При переходе из одной группы в другую, устраивали испытания. Одним из них было испытание на празднике Артемиды Орфии: перед алтарём мальчиков бичевали зелёными ивовыми лозами и они должны были не издать ни звука.

Перед окончанием школы спартанского воспитания юные спартанцы принимали участие в криптиях. Днём они прятались, а ночью выходили из засады и убивали илотов, находящихся вне дома. Так они приобретали опыт необходимый в сражениях.

Обучение в агелах длилось 14 лет (с 7 до 20). С 20 до 60 спартиаты проходили военную службу.

Для гражданина Спарты было обязательным участие в сисситиях — общественных обедах. За столом запрещалось говорить о чём-либо, кроме доблести и делах полезных полису. Для участия в обедах было необходимо внести норму продуктов, а спартанец, не имеющий клера не мог этого делать.

Каждый спартиат должен был вступить в брак до 30 лет, иначе против него принимались общественные меры. В основном это связано с тем, что клер выделялся лишь после заключения брака, а без него он не получал активных политических прав.

После 60 лет спартанец мог быть избран в герусию или в совет старейшин.

4. Военная организация.

О военной организации имеется большое количество противоречивых свидетельств. Скорее всего, она неоднократно подвергалась реорганизации. В основном так считали историки XIX века, но некоторые придерживаются этой точки зрения и сейчас. Но, в последнее время, появилось предположение, что структура войска оставалась, в основном, неизменной с древнейших времён до классического периода.

Всё государство, по сути, являлось одним большим военным лагерем. Гражданам запрещалось заниматься чем-то, кроме военного дела. Для этого существовали илоты и периеки. Спарта была единственным городом в Греции, полностью лишённым оборонительных укреплений. Это тренировало у граждан чувство опасности, что стимулировало поддержание физической силы у спартанцев.

В фрагментах поэм Тиртея говорится, что армия делилась на три филы: Памфилы, Гиллеи и Диманы. Эти названия не являются традиционными. Более привычной формой военно-политической организации был отряд воинов. Есть предположение, что появление фил связано с деятельностью Ликурга. Они были разделены на фратрии (сейчас она считается ложной родственной группой). Впервые они упоминаются в трудах Гомера. Спартиаты составляли 3 филы, по 9 фратрий в каждой. Позднее, как пишет Алкман, появилась новая административная система, состоящая из пяти деревень. Каждая деревня во время сражений выставляла по одному отряду (лоху). Также он упоминает эномотию, которая состояла из 60 человек, и трикаду — из 30. По мере роста населения, спартиаты создают новые политические и военные структуры. Так в V веке триакада перестаёт быть основным подразделением лоха, зато появляется другое — пентекостия. В то же время уменьшается численность лоха и происходит реорганизация его структуры: 4 пентекостии (по 128 чел.) и 16 эномотий (по 32 чел) (по описаниям Фукидида битвы при Пантинее).

В спартанской армии имелась  развитая иерархия. Прежде всего, она имела собственную элиту, куда входили молодые спартанцы, которые уже успели прославиться (Плутарх, Ликург, XXV). Она состояла из 300 всадников.  Самих всадников в Спарте называли «юношами», а их предводителей - «гиппагретами». Многие считали, что они исполнял в бою роль царской лейб-гвардии, но они являлись не только отборным отрядом гоплитов, предназначенным охранять царя во время сражения; их полномочия были более широкими и носили не только военный, но и  политический характер. Есть предположения, что их использовали в качестве полицейской силы для подавления разного рода волнений. В их ряды входили мужчины, занимающие промежуточное положение между отроками и полноценными гражданами — то есть от 20 до 30 лет. Также подразделением всадников была коллегия «агатургов», которые выполняли важные поручения, при исполнении которых они должны были ездить поодиночке и не задерживаться подолгу в одном и том же месте.

В качестве военачальников выступали цари. Участие в военных походах — их главная функция. В это время они пользовались неограниченной властью, имели «право жизни и смерти над каждым воином». Как предводителям им полагалась часть военной добычи, в то время как вся остальная становилась собственностью всей государственной общины.

Основу спартанского войска составляли гоплиты. Каждый воин вооружался и питался на войне за свой счёт. По началу вооружение гоплита состояло из бронзового панциря, таких же поножей, шлема с развевающимся султаном, овального щита, длинного копья и меча, а позже оно было облегчено: вместо шлема — кожаная шапка, кожаные поножи вместо бронзовых и короткий меч вместо длинного.

Являясь подчинёнными общинами, все периекские города были одновременно и их союзниками. Военная служба была их главной и безусловной повинностью. В военных походах Спарты также принимали участие и илоты, но оружия они не имели.  Главным образом они занимались приготовлением пищи, охраной провианта, постройкой лагерей, а также выносом мёртвых и раненных с поля боя. Иногда их выставляли вперед войска.

Отряды гоплитов всегда располагались в центре, а союзники и периеки — по флангам. Во время похода они одевали пурпурные туники, умащались благовониями и возлагали во время церемонии венки на головы.

Все спартанцы должны были быть мужественными воинами, трусость считалась одним из самых страшных пороков. Если мужчина бежал с поля боя, то дома от него отказывались родители, уходила жена с детьми; он должен был уступать дорогу более почтенным гражданам, ему запрещалось умащиваться маслами — в противном случае, другие спартанцы имели право его избить. Плутарх писал: «Одна мать, узнав, что её сын спасся от врагов бегством, отправила ему следующее письмо: «О тебе пошла дурная слава; смой её или умри».» (Плутарх, Изречение неизвестных лакедемонянок, 2).

Безусловно, Спарта занимает абсолютно особое положение среди других древнегреческих государств. Она была носителем совершенно чуждого традиционной античной цивилизации экономического уклада. В отличии от демократичных Афин, Спарта выбрала противоположный им путь утверждения общественной собственности, установив постоянный контроль над спартиатами. Данная система была наиболее простым способом консолидации спартанского населения в сложившихся условиях: илоты, чья численность превосходила в несколько раз численность самих спартиатов, несли постоянную угрозу. Хотя данная система привела к полной изоляции Спарты, следствием чего стал культурный упадок, её отсталость нельзя преувеличивать. Полисный строй, не смотря на односторонность своего развития, достиг достаточно высокого уровня, что не раз было продемонстрировано в военных сражениях Спарты с другими государствами.

Источники:

Аристотель. Политика // Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4. М., 1984

Ксенофонт. Лакедемонская полития. М., 1936 (ХИДГ, 1956)

Плутарх. Ликург // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1994

Геродот. История в девяти книгах. Ленинград, 1972

Литература:

Андреев Ю.В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах ( Спарта и Крит). С.-П., 2004

Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ, 1969, №4

Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция, т.1. М., 1983

Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика // ВДИ., 1987, №4

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Петроград. 1915.

Зайков А.В. Территориальная экспансия Лакедемона и становление Спартанского полиса // Вестник Ленинградского университета, серия 2, 1991, выпуск 3 (№16)

Колобова К.М. Древняя Спарта (X-VI вв. до н.э.). Л. 1957

Кошеленко Г.А. Классики марксизма-ленинизма о двух путях формирования древнегреческой государственности // Раннеклассовые формации. Теоритические проблемы становления государства и города. М., 1984

Печатнова Л.Г. Формирование Спартанского государства (VIII-VI вв. до н.э.). СПб.,1998

Строгецкий В.М. Внешняя политика Спарты во II половине VI – начале V вв. до н.э. Л., 1973

Шишова И.А. Становление рабства в античной Греции. Л, 1998

Интернет-ресурсы:

www.history-wars.ru/index/0-69 Армия Спарты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа-призыв о правилах поведения школьников.

Беседа-призыв о правилах поведения школьников. Лекторская группа отряда ЮИД. Средний состав 10 лет. Юные Друзья и уважаемые взрослые! Мы  ЮИД  хотим  обратить ваше внимание на...

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»...

Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"

Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Урок- беседа по краеведению. Тема беседы: "Павловск – одна из загородных резиденций императорской фамилии."

Данный урок входит в цикл уроков-бесед по теме краеведение "Люби и знай свой край". Урок выстроен в логике мативации учащихся через личную заинтерисованость, при изучении  истории родного города ...

Фразеологические единицы с архаическими компонентами

В статье говорится о фразеологизмах, имеющих в своем составе архаические компоненты...

Образовательная программа "Беседы об искусстве. Беседы о театре"

Образовательная программа «Беседы об искусстве. Беседы о театре» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность....