Фрагменты календарно-тематического планирования по истории
календарно-тематическое планирование (история, 11 класс) по теме

Авсиевич Марина Николаевна

Примерная программа по истории 11 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_11_kl._istoriya_rossii.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

                   

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Стандарты среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне предусматривают достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
  • Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
  • Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Реализация этих целей позволяет обеспечить требования

знать и понимать:  

-  основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

-    периодизацию всемирной и отечественной истории;

-  современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

-    историческую обусловленность современных общественных процессов;

-    особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

-    проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

-  критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

-  анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

-  различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

-   устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

-  участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

     Базовый уровень изучения истории предполагает не только усвоение  основ исторических знаний, но и значительную практическую ориентированность этих знаний, формирование различных умений работать с информацией, социальной и коммуникативной компетентностей.  Одним из способов повышения эффективности процесса обучения на базовом уровне и одновременно  средством мотивации старшекласников будет использование деятельностного подхода в преподавании предмета.

       Изучение истории направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории.
  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
  • Освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин.
  • Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
  • Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Реализация этих целей позволяет обеспечить требования

знать и понимать:  

-   факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

-    принципы и способы периодизации всемирной истории;

-   важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

-  историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

-   взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории.

уметь:

-  проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

-   осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

-    классифицировать исторические источники по типу информации;

-  использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

-   различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

-    использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

-    систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

-   формировать собственный алгоритм решения историко-поз-навательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

-   участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

-   представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.

          Сопоставление целей обучения истории и требований к уровню подготовки выпускников наглядно представляет особенности обучения истории:  более высокий уровень оценочной деятельности, освоение элементов философии истории  и методологии истории как науки,   овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач.  Перед учителем встают сложные задачи: «оснастить»  процесс обучения необходимыми средствами, которые «подчиняют» усвоение фактов, явлений, процессов, понятий творческой исследовательской деятельности учащихся; добиться баланса в изучении теоретического и «прикладного» материала; сформировать необходимые навыки представления результатов групповой или индивидуальной деятельности; развивать самостоятельность учеников.  

      Особое место в системе исторического образования отводится изучению истории России. Оно формирует у учащихся знания и умения, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентированность (включая исследовательские умения); ценности, среди которых важнейшими

являются патриотизм, гуманизм, уважение прав человека, толерантность; способы мыследеятельности,  обеспечивающие присвоение исторического материала

(включая  проведение исторического исследования,  проектирование моделей различных общественно - политических; самоидентификацию (культурную, этнонациональную,  государственную) и самоопределение по отношению

к ключевым событиям отечественной истории. В процессе усвоения исторических знаний курс истории России ХХ века занимает особое место. Он должен быть органично связан с аналогичным курсом, изучаемым в первом концентре, и, вместе

с тем, качественно отличаться от него,  раскрывая причинно-следственные связи, внутреннюю логику исторического процесса, мотивы деятельности субъектов

истории – исторических личностей и рядовых людей, различных социальных групп, то есть природу и движущие силы исторического развития Отечества в  ХХ веке.

Реализуя цели учебного курса и учебника Н.В.Загладина «История России» , автор программы  стремился решить следующие задачи:

  1. включить историю России ХХ века в мировую историю как ее важнейшую составную часть, особенно при рассмотрении таких вопросов, как опыт политической трансформации, опыт модернизации, борьба с фашизмом,  роль патриотического и  национального  факторов в историческом развитии, вклад в  развитие мировой  культуры,  решение глобальных проблем;
  2. последовательно придерживаться принципа историзма и объективности, максимальной взвешенности оценок;
  3. представить альтернативность развития на двух уровнях: выявляя возможные направления развития в точках исторической бифуркации с последующим выяснением причин реализации определенной альтернативы (первый уровень) и включая различные исторические оценки ключевых явлений и событий;  
  4. посредством использования документального материала, включенного в основной текст или представленного после параграфов,  создать на страницах учебника ситуации, когда учащиеся могут увидеть столкновение различных точек зрения на одни и те же факты, процессы и явления и непосредственно включиться в напряженный исследовательский поиск, определяя свою собственную позицию;
  5. придерживаясь, как было сказано выше, альтернативного подхода к рассмотрению исторических событий, процессов, личностей и, не отказываясь от освещения дискуссионных проблем, например,  таких, как Великая российская революция, Гражданская война, модернизация страны в 30-е гг., развитие и кризис советской системы и др.,  исключить антигосударственные, антисоциальные и конфронтационные трактовки, избегать политизированности, стремиться научить школьников воспринимать факты, не домысливая их и не подгоняя под идеологические схемы;
  6. в целях борьбы с перегрузкой учащихся избегать излишней детализации в освещении ряда вопросов, при этом обеспечить пропорциональное освещение всех основных проблем и аспектов развития России:  на каждом этапе общественного развития страны (Российская империя – СССР – Российская Федерация)  проследить развитие экономики, социальной структуры, государственно-политической системы, культуры, национальных отношений, внешней политики, место и роль революций и войн, роль различных социальных групп, исторических личностей и рядового человека в истории.  При этом при изложении материала, посвященного современной России, уделяется внимание  возможностям реализации гражданина России в экономической, социальной и духовной сферах.

 

  Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ.

         В ходе осуществления контроля ЗУН обучающихся предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе тестирования, семинарских занятий, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, исторического (терминологического) диктанта, собеседований и др. Обучающиеся уже владеют опытом составления уроков-презентаций в электронной форме, умеют составлять и защищать проекты.  Задача учителя развивать данные способности старшеклассников.

          Применение информационных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса. Использование их на уроках истории повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов. Основные виды работы с персональным компьютером на уроке можно подразделить на 2 группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ (или их компонентов), различных приложений и электронных версий урока самим учителем с дальнейшим применением при объяснении материала или при его отработке и проверке.

          Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентностном подходе к обучению.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(51 урок)

 

Календарно – тематическое планирование.

Номер урока

Название разделов, тем, уроков.

Кол–во час

1

Введение

1

 

Глава 1. Российская империя накануне Первой мировой войны.(7ч).

 

2-3

Россия на рубеже XIX – XX веков.

2

4-5

 Кризис империи: русско-японская война  

2

6

 Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года.

1

7

 Третьиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина  

1

8

Культура России в конце XIX - начале XX вв.

1

 

Глава 2. Россия в годы революции и гражданской войны. (6ч).

 

 9-10

Россия в Первой мировой войне: конец империи.

2

11

Февральская революция 1917 года.

1

12

Переход власти к партии большевиков.

1

13-14

Гражданская война и иностранная интервенция. 1918-1922 гг.  

2

 

Глава 3. Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. ( 9ч).

 

15

Новая экономическая политика.

1

 16

 Создание СССР и его международное признание.

1

17

Культура и искусство после октября 1917 года.

1

18-19

Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция.

2

20

Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом.

1

21

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие.

1

22

 Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.

1

23

 СССР в 1939-1941 гг.

1

 

Глава 4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (5ч).

24-25

Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941-ноябрь 1942 гг.

2

26

Коренной перелом в Великой отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 гг.

1

27

 Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

1

28

Причины, цена и значение Великой победы.

1

 

Глава 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия 1945-1964 гг. (6ч).

 29

  Внешняя политика СССР и начало «холодной войны».  

1

 30

 СССР в последние годы жизни И.В.Сталина.

1

 31

  Первые попытки реформ и XX съезд КПСС.

1

32

  Противоречия политики мирного сосуществования.

1

33

 Советское общество конца 1950-х-начала 1960-х гг.

1

34

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.

1

Глава 6. СССР в годы «коллективного руководства». (5ч).

35

Политика и экономика: от реформ к «застою».

1

36

 СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.

1

37

Духовная жизнь в СССР середины 1960-х – середины 1980-х гг.

1

38

Углубление кризисных явлений в СССР.  

1

39

Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980 –е гг.

1

Глава 7. Перестройка и распад Советского общества.(4ч).

 40

 Политика перестройки в сфере экономики.

1

 41

 Развитие гласности и демократии в СССР.

1

 42

 Новое политическое мышление: достижения и проблемы.

1

43

 Кризис и распад советского общества.

1

 

Глава 8. Россия на рубеже  XX – XXIвв. (7ч).

 44

  Курсом реформ: социально-экономические аспекты.

1

 45

  Политическое развитие РФ в начале 1990-х гг.

1

46

 Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.

1

47

Россия  в начале XXI века.

1

48

Внешняя политика демократической России.

1

49-50

 Искусство и культура России к началу XX века

2

Обобщающее повторение «Россия в XX веке»

 

Дополнительная литература для реализации требований стандарта.

Литература для учащихся.

  1. Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2008г.
  2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. M.    2005г.
  3. Загладин Н.В. История России и мира  в ХХ веке. M.2009г.
  4. Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.
  5. История Росии. ХХ век. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. M. 1995.
  6. Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса.
  7. Россия. Энциклопедический справочник. M. 1998г.
  8. Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2009г.
  9. Хрестоматия по истории России: ХХ век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. M. 2009.
  10. Энциклопедический словарь юного историка. M. 1993.

Литература для учителя.

  1. Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 2007г.
  2. Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 2009г.
  3. Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2007г. № 2.
  4. Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2009.
  5. Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 2007г.
  6. Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2008г. № 6.
  7. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 2007г.
  8. История России. 1861- 1917. M.  2010г.
  9. История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 2009г.
  10. История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2010г.
  1. История современной России. 1985 – 1994. M. 2008г.
  2. Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 2009г.
  3. Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). СПб. 2007г.
  4. Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история. 2008г. № 6.
  5. Поцелуев В.А. Исторические корни политики большевиков. M. 1998.
  6. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. M. 2009г.
  7. Российское государство и общество. ХХ век. M. 2009г.
  8. Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. Под редакцией В.А. Золотарева. M. 2010г.
  9. Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений. M. 2009г.
  10. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 2008г.
  11. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. M. 2009г.
  12. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917 – 1991. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 2007г.

Методическая литература для учителя.

  1. Данилов А.А. История России ХХ в. Справочные материалы. M. 2009г.
  2. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе. M. 2009г.
  3. История Отечества в документах. 1917 – 2005гг. В 4-х частях. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Г.В. Клокова. M. 2005г..
  4. История России ХХ века. Пособие для учителя. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 2009г.
  5. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. История России. ХХ век. M. 2008г.
  6. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Жукова Л.В. Поурочные разработки к учебнику «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2007г.
  7. Романовский В.К. Новейшая отечественная история. 1985 – 2008г. M. 2008г.
  8. Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993гг. Хрестоматия. Под редакцией M.Е. Главацкого.
  9. Стрелова О.Ю. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России. ХХ - начало ХХI века». M. 2008г.
  10. Хрестоматия по отечественной истории (1914 – 1945 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 2010г.  
  11. Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 2005 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 2009г.
  12. Щетинов Ю.А. Дополнительные материалы к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Фрагмент календарно-тематического планирования. Математика. 5 класс. ФГОС

Планирование составлено в соответствии с требованиями  ФГОС основного общего образования на основе примерной основной образовательной программы  и авторской программы  по  математи...