НОВЫЙ ПРЕДМЕТ 10 КЛАСС "Россия в мире"
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) по теме

Авсиевич Марина Николаевна

В настоящее время в рамках эксперимента для перехода на ФГОС для старшей школы введен новый курс в 10 классе, учебники ещё не созданы, предполагается творческая активность самих преподавателей. Предлагаемый курс является результатом подобного творчества.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_noveyshiy.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЙ ПРЕДМЕТ 10 КЛАСС "Россия в мире"
В настоящее время в рамках эксперимента для перехода на ФГОС для старшей школы введен новый курс в 10 классе, учебники ещё не созданы, предполагается творческая активность самих преподавателей. Предлагаемый курс является результатом подобного творчества.
К настоящему времени создано немало курсов, многие из них интересны и создают мотивацию для выбора их учащимися. Первый вопрос, который встает в связи с выбором курса, - чем он будет полезен для старшеклассников?
Школьники, учителя (и родители), как правило, ориентированы на ближнюю перспективу. Их интересует, поможет ли курс сдать экзамены? Обеспечит ли решение проблемы преемственности образования? Предлагаемый курс будет полезен учащимся 10-х классов, не только тем, кто после окончания средней школы выберет историческое, юридическое, политологическое образование.
В то же время подлинные педагогические цели могут быть рассчитаны только на длительную перспективу, на создание условий для саморазвития личности, обладающей высокой нравственностью.
Для того чтобы сказанное выше звучало убедительно, поясним:
- примерно две трети занятий направлены на расширение и углкбление предметных и общеучебных умений: планирование учебной деятельности, рациональное выполнение заданий, логическое осмысление и изложение информации, анализ источников, выявление исторических закономерностей, реконструкция изучаемых явлений прошлого, оценка явлений прошлого, выявление их исторической роли с точки зрения последующего общественного развития; подготовка к участию в дискуссиях, к отстаиванию своей точки зрения при уважительном отношении к позиции оппонента; написание рефератов и эссе, создание проектов;
- курс расширяет образовательное пространство в области трех школьных предметов: истории, обществознания, МХК, истории религий, географии; курс носит межпредметный характер;
- курс создает условия для творческой и проектной деятельности с последующей презентацией результатов.
Индивидуализация и интеграция
Важнейшей в педагогическом плане функцией образования признается функция гармонизации личностных целей учащихся и потребностей общества. Речь идет о самореализации и социальной ответственности, готовности к самостоятельному (автономному) учению, единстве обучения и воспитания. Главными результатами обучения должны стать самоидентификация, приобретение широкого социального опыта, гармоничность отношений с собой и обществом.
Как реализуются поставленные цели? Педагоги говорят о необходимости сочетания принципов индивидуализации и дифференциации с широким использованием в процессе обучения межпредметных связей, междисциплинарного подхода, проектных и профессионально ориентированных форм работы.
Основными подходами к организации образовательного процесса признаны аддитивный и интегративный. Первый подход не предполагает каких-либо принципиальных изменений в существующей предметной организации. Второй предусматривает выделение базовых курсов и предметно-деятельностных областей.
Обе концепции имеют много общего. Они ориентированы на оптимизацию развития старшей ступени в трех основных направлениях:
- предметное углубление;
- овладение междисциплинарными методами работы;
- тематическое углубление.
При реализации аддитивной концепции предметное знание не является самоцелью, оно важно постольку, поскольку позволяет выстраивать межпредметные и междисциплинарные связи.
Интегративный подход позволяет и предполагает систематическую стыковку предметных учебных планов и кладет в основу выбора курсов связанные между собой предметы.
Исследования показывают, что в старшей школе существенно изменяются мотивы и интересы при изучении истории. Исследуя природу интереса к истории, ряд авторов выявляют 2 независимых аспекта.
Во-первых, когнитивный, фактологический, деятельностный, общественный, который  обозначают термином "образовательная потребность".
Во-вторых, внешкольный, художественно-приключенческий, эмоционально-эстетический, проективный, который относят к потребности в развлечении. Возможно, игнорирование именно этой потребности в процессе обучения истории в старшей школе является причиной снижения интереса к предмету.
Урок истории на старшей ступени остается в значительной степени ориентированным на научные методы, знаниевоцентрированным, ведущую роль оставляющим за учителем. Учащиеся же положительно воспринимают такие методы, как дискуссии, анализ и выражение собственного отношения к различным точкам зрения, обсуждение дискуссионных вопросов.
Продуктивной технологией в данном контексте могли бы стать организационно-педагогические условия, позволяющие оптимально сочетать значимую для предмета ориентацию на знание фактов и процессов и мотивационно значимую проблемную ориентацию. Множественность точек зрения, дискуссионность, проблемность являются теми краеугольными камнями, на которых должно базироваться обучение истории на старшей ступени.
Главной целью уроков истории является формирование исторической компетенции, т.е. способности к историческому мышлению. И здесь важную роль играет отбор содержания на основе постановки новых вопросов и проблем, значимых для современных учащихся. Речь идет об обновлении проблемного поля и о признании принципа проблемности обучения главным фактором приобретения и применения знаний.

ФГОС. Старшая школа. 10-11 классы
Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413         

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее – основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

«История» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса истории должны отражать:

1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

«История» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса истории должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
2) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;

3) владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

4) сформированность умений оценивать различные исторические версии.

«Россия в мире» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Россия в мире» должны отражать

1) сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области  обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;

2) сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;

3) сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания её прошлого и настоящего;

4) сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;

5) сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;

6) сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;

7) сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;

8) сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;

9) сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на её основе вариантов дальнейшего развития России.

Учебно – тематический план курса "Россия в мире"

Кол-во часов

Тема занятия

1

1 час

Введение в предмет: о роли и месте России в истории человечества.

2

1 час

Происхождение человека и становление общества.

3

1 час

"Откуду есть пошла земля русская…"

4

1 час

Религии древних и доплеменных обществ, в том числе и славян.

5

1 час

Древний мир и место восточных славян в нем.

6

1 час

Образы человечества в культурных традициях и теориях.

7

1 час

Христианство во всемирной истории.

8

1 час

Древняя Русь и Византия.

9

1 час

Историческое развитие человечества. Проблема общественного прогресса.

10

1 час

Феодальная раздробленность Руси и Западной Европы.

11

1 час

Крестовые походы и Русь (видеофильм).

12

1 час

Монголы и Русь. Теория Л.Н. Гумилева.

13

1 час

Цивилизационный путь России: идейные споры.

14

1 час

Особенности русской политической культуры.

15

1 час

Европа и Россия на рубеже нового времени, в эпоху Великих географических открытий.

16

1 час

Смутное время в России и Тридцатилетняя война в Европе.

17

1 час

Реформация в Европе и церковная реформа Никона в России.

18

1 час

"Окно" в Европу: Петр Великий.

19

1 час

Россия и Европа во II половине XVIII века.

20

1 час

Просвещенные монархи в Европе и России.

21

1 час

Мир Востока и Россия: особенности взаимоотношений.

22

1 час

Европейская Библия и христианская культура.

23

1 час

Культура Древней Руси X – XIII веков.

24

1 час

Утверждение общерусского художественного стиля в XIV – XVI веках.

25

1 час

Смена духовных ориентиров: обмирщение культуры России в XVII веке.

26

1 час

"Русская европейскость" XVIII века.

27

1 час

Либерализм XIX века в мировой истории и российском опыте.

28

1 час

Поиски нового мироустройства во II половине XIX века.

29

1 час

Мировые войны как предыстория глобализации.

30

1 час

Феномен мирового лидерства и Россия в глобальной конкуренции XX века.

31

1 час

"Новая" Европа и Россия.

32

1 час

Место России в глобальной экономике.

33

1 час

Нетократия и демократия в России.

34

1 час

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке.

Итого: 34 часа.


Содержание программы:
Тема № 1
1. Введение в предмет: о роли и месте России в истории человечества.
Интеграция предметных областей знания: философия, история, география, культурология.
Тема № 2
2. Происхождение человека и становление общества: человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях.
Интеграция предметных областей знания: философия, история, география, культурология.
Тема № 3
3. "Афетова часть". Иноевропейцы, восточные славяне. "Откуда есть пошла земля русская" (трипольская культура и другие археологические памятники. ПВЛ Нестора XII век и другие древние источники).
Интеграция предметных областей знания: философия, история, география, культурология.
4. Религии древних и дописьменных обществ. Религиозные верования древних славян, их культура и быт.
Интеграция предметных областей знания: философия, история, география, культурология, религии мира (10-11, гл. I).
5. Историко-культурное районирование древнего мира и место восточных славян в мире.
Интеграция предметных областей знания: философия, история (10 класс), география (10 класс стр. 77-78), культурология.
6. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (учебник Глобальный мир в XXI в., стр. 26-35).
7. Христианство во всемирной истории. Взаимоотношения и культурные взаимовлияния Древней Руси и Византии.
8. Историческое развитие человечества и проблема общественного прогресса.
9. Эпоха классического Средневековья (XI – XV вв.), феодальная раздробленность Руси и Западная Европа: Крестовые походы и Русь.
10. Монгольские завоевания в Азии и русские земли. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.
11. Цивилизационный путь России: а) русская философская мысль XI – XVIII вв.: Илларион, Филофест, Ф. Прокопович, Татищев В.Н., М.В. Ломоносов;
б) философские искания XIX в.: "Философские письма" П.Я. Чаадаева, Герцен А.И., Белинский В.Г., Т.Н. Грановский, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Аксаковы, В.С. Соловьев.
в) XX век: а) Н.А. Бредяев, И. Ильин, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский;
б) советская историография; в) постсоветские цивилизационные подходы.
12. Особенности русской политической культуры:
а) корни демократической политической культуры ("военная демократия", городское вече);
б) Собрание русских земель и рождение российского самодержавия, авторитарная политическая культура и патриархо-политический культ.
в) Великая Французская революция, философы – просветители, марксизм и их влияние на формирование революционно-политической культуры в России.
13. Позднее Средневековье: Европа и Россия на рубеже Нового Времени (XVI – начало XVII вв.):
а) эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки.
б) Освоение Сибири и колонизация Поволжья и дальнего Востока в России XVI – XVII вв.
14. Западная Европа на новом этапе развития: абсолютизм в Европе и России: общее и особенное. Влияние реформации.
15. Смутное время в России и Тридцатилетняя война: эпоха начала Европейского  господства в мире.
16. Реформация в Европе, реформа Российской церкви патриарха Никона. Раскол в обществе. Усиление абсолютизма.
17. Россия и Петр Великий: окно в Европу: гибель державы или рождение империи?
18. Россия и Европа во II половине XVIII века: культура, быт, развитие науки.
19. Просвещенный абсолютизм в Европе и России: реформы Густава (Швеция), Фридриха II (Пруссия), Марии Терезии и Иосифа II (Австрия).
20. Мир Востока в XVI – XVIII вв. и Россия: особенности взаимоотношений.
21. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия. Многоголосие школ и стилей XVI – XVIII вв.
22. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры (X – XIII вв.). Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный христианством, Новгородская Русь: самобытная красота.
23. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: от раздробленных княжеств к московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля:
а) Владимиро-Суздальская школа;
б) Псковская живопись;
в) Троице-Сергиев монастырь и игумен земли русской Сергий Радонежский;
г) школа А. Рублева и Дионисия;
д) Кремлевские зодчие: А. Фиораванти, Алевиз новый, Марко и Бон Фрезини;
е) шатровый стиль в зодчестве: Барма и Постник.
24. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров:
а) поэтическое барокко Симеона Полоцкого (Самуил Емельянович Ситнианович – Петровский);
б) "охранительные" взгляды Аввакума;
в) театр, концертная музыка, эклектика в живописи:
- годуновская школа;
- строгановская школа;
- школа Оружейной палаты;
- парсуны как символ светской художественной культуры;
г) архитектура барокко XVII в.: "нарышкинское", московское барокко – храм Покрова Богородицы в Филях.
25. "Русская европейскость" XVIII века:
а) светская архитектура (Сухарева башня, здание Монетного двора);
б) регулярность в русской городской архитектуре (Ж. Б. Леблон, Д. Трезини, М. Г. Земцов, И. К. Коробов, П. М. Еропкин);
в) "высокое барокко" В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомского, С. И. Чевакинского;
г) русский классицизм: А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди, В. И. Баженов (дом Пашкова), М. Ф. Казаков, И. Е. Старов и др.
д) живопись – парадный портрет

Итого: 33 часа + 1 ч резервного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О будущем предмете "Россия в мире"

Мое сугубо личное мнение.  Приглашаю коллег к дискуссии....

В Новый год по странам мира

Внеклассное мероприятие. Вертуальное путешествие по странам мира в Новый год....

Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся при изучении нового предмета

Данная методическая разработка ставит своей целью качественный тренинг процессов, обеспечивающих полное запоминание объемного материала, его закрепление; активизацию познавательных процессов обучающих...

Бинарный урок по предмету "Литература народов мира"

Методическая разработка бинарного урока по теме "Э.Бёрджесс "Заводной апельсин". Личность.Общество.Государство" для студентов 4 курса. Дисциплины: "Литература народов мира", "Основы социологии и полит...

Сценарий речевого праздника по теме "Новый год идёт по миру"

Сценарий праздника составлен для учащихся 5-6 классов II отделения школ слабослышащих....

Положение конкурса «Новый год в странах мира»

Положение конкурса «Новый год в странах мира»...

Сценарий новогоднего праздника для детей "Новый год во всем мире"

Утренник был подготовлен для детей 5 класса. По сценарию гости праздника переходят из одной страны в другую, узнав традиции празднования Нового года в них. Некоторые страны дети представляют с помощью...