Олимпиадные задания для 11 класса по обществознанию
олимпиадные задания по истории (10 класс) по теме

Авсиевич Марина Николаевна

Предлагаемые варианты олимпиадных заданий могут помочь подготовить школьников к окружному и городскому турам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshch.shk_.10klass.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

Фамилия, имя__________________________________________  Класс ____________________

Задание 1. Выберите правильный ответ (один или несколько), ответ занесите в таблицу

1.1.  Какие из приведенных ниже этапов прохождения федерального бюджета, в соответствии с Конституцией РФ, относятся к компетенции Правительства РФ:

а) разработка федерального бюджета;

б) представление в Государственную Думу федерального бюджета;

в) одобрение федерального бюджета;

г)  принятие федерального бюджета;

д)  обнародование федерального бюджета;

е)  обеспечение исполнения федерального бюджета;

ж)  контроль за исполнением федерального бюджета;

з)   отчет об исполнении федерального бюджета.

1.2. Ограничение дееспособности может быть осуществлено:

а) органами внутренних дел по заключению медицинского учреждения;

б) судом;

в) соответствующими медицинскими учреждениями;

г) органами опеки и попечительства по заключению медицинского учреждения.

1.3. Темперамент это:

а) обусловленные свойствами нервной системы темп, ритм и интенсивность психических процессов и состояний индивида;

б) совокупность устойчивых черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения;

в) психическое свойство личности, благоприятствующее успешному выполнению какой-либо деятельности;

г) оригинальные неповторимые черты, отличающие одного человека от других людей.

1.4. К непосредственному общению можно отнести:

а) общение в Интернет-форуме;

б) выступление лектора перед слушателями;

в) обмен письмами;

г) разговор по телефону.

1.5. Что из перечисленного не относится к социальным фактам:

а) продукты человеческой деятельности материальные и духовные;

б) словесные (вербальные) действия;

в) циклоническая деятельность;

г) действия больших социальных групп.

1.6. Какую из перечисленных ниже функций не должно выполнять государство в рыночной экономике:

а) обеспечение правовой основы экономической деятельности;

б) поддержка незащищенных слоев населения;

в) установления максимально допустимых объемов производства для  частных фирм и контроль за выполнением этих требований;

г) выпуск в обращение денежных знаков.                                        

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Задание 2. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. (Оно может быть выражено одним словом или словосочетанием).

2.1.  Зарплата, рента, алименты, гонорар.

Ответ _____________________________________________________________________________________

2.2. Сознательное, бессознательное, подсознательное.

Ответ ____________________________________________________________________________________

Задание 3. Заполните пропуск в ряду.

3.1. Цель – субъект – объект – средства - _____________________________________________

3.2. ____________________________________ - законодательная власть; Правительство РФ – исполнительная власть; Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ – судебная власть.

Задание 4. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

4.1. Высший класс, средний класс, феодальный класс.

Ответ _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4.2. Правящая партия, оппозиционная партия, коммунистическая партия.

Ответ _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 5. Найдите в приведенных перечнях признаки названного понятия и выпишите их буквенные обозначения.

5.1.Понятие «политические права человека и гражданина»:

а) право иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство);

б) право на свободу и личную неприкосновенность;

в) право на частную собственность;

г) право на объединение;

д) право на тайну переписки, телефонных переговоров;

е) право на свободу мысли и слова;

ж) право на свободу информации;

з) право на социальное обеспечение по возрасту;

и) право иметь землю в частной собственности.

Ответ ____________________________________________________

5.2.Понятие «мораль»:

а) изменяется вместе с развитием общества

б) отражает базовые общественные ценности

в) содержит четкие и однозначные предписания

г) нарушение ее норм ведет к наложению санкций со стороны государства

д) формируется в результате воспитания

е) направлена на снижение конфликтности в обществе

ж) всегда основана на религиозных представлениях.

Ответ ___________________________________________________


Задание 6 . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1. Школьный самодеятельный ансамбль - это пример неформальной группы

2. Пример фрикционной безработицы: повар, уволился из кафе и ожидает открытие вакансии в крупном ресторане.

3. Объективная истина зависит от возрастных и социальных качеств субъекта познания.

4. В период Перестройки в СССР на предприятиях возникали такие объединения, как Советы трудовых коллективов. Это является примером социальной стратификации.

5. Монархические формы правления совместимы с демократическим политическим режимом.

6. От непредвиденного увеличения инфляции на финансовом рынке страдают заемщики, заключившие договор кредитования до инфляционного скачка.

7. Сообщество, отвергающее ценности доминирующей культуры может быть

определено как субкультура.

1

2

3

4

5

6

7

Задание 7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

7.1. Гражданин М. разработал проект закона о мерах по повышению культурного уровня граждан России. Может ли гражданин М. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы? Свой ответ кратко обоснуйте

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7.2. При приеме на работу помощником повара в кафе 17-летней Марине директор кафе в трудовой договор включил условия о 40-часовой рабочей неделе, испытательном сроке в два месяца. Однако вскоре выяснилось, что Марина не подходит к данной работе. Через месяц ее уволили как не выдержавшую испытание. Был ли в данном случае нарушен закон? Приведите не менее 3 аргументов в обоснование своей позиции.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 8. Перед вами перечень различных социальных общностей. Их можно разделить на 3 группы. Одна из этих групп обозначена в таблице. Определите две другие группы общностей и запишите их в колонках первой строчки таблицы. Проставьте порядковые номера всех социальных общностей, в соответствующие колонки таблицы.

1. Дворяне. 2. Брахманы. 3. Квалифицированные специалисты. 4. Крестьяне. 5. Вайшьи.

6. Государственные управленцы. 7. Казаки 8. Кшатрии. 9. Мещане

Страты

.                

Задание 9. Проанализируйте представленную диаграмму. Оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.

Размеры денежных переводов мигрантов, поступивших в страны с разным уровнем доходов населения

Источник: Институт демографии ГУ-ВШЭ

  1. Темпы роста общего объема денежных переводов в мире существенно возросли с началом XXI в.
  2. В современном мире наблюдается тенденция уравнения объемов денежных переводов в страны с высоким и с низким уровнем доходов населения. Эта тенденция выражается в том, что объемы денежных переводов в страны с высоким уровнем доходов сокращаются, а в страны с низким уровнем доходов растут.
  3. Данные диаграммы позволяют сделать вывод о том, что основная трудовая миграция в современном мире происходит из стран со средним уровнем доходов населения.

1. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 10 . Решите обществоведческий кроссворд.

По горизонтали

1. Термин, применяемый для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация.

3. Человек, находящийся на границе различных социальных групп и испытывающий влияние противоречащих друг другу норм, ценностей.

4. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.

7. Группа или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем.

8. Процесс, выражением которого является тот факт, что в начале XIX в. в городах проживало 3% населения Земли, в начале ХХ в. 13,6%, а в середине ХХ в. 28,8% населения Земли.

9. Человек, полностью выпавший из социальной жизни, отчужденный от всякой собственности, утративший моральные ценности.

10. Социальная группа, чертами которой являются: заключение браков исключительно между ее членами, наследственное членство, запрещение разделять трапезу с представителями других групп, ограничения на избрание профессии.

По вертикали

1. Социальный институт, имеющий хозяйственно-экономическую, репродуктивную, воспитательную и досуговую функции.

2. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций.

5. Нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.

6. Явление, выражающее степень динамичности социальной структуры того или иного общества.

Задание 11 . Уважаемые участники! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей и писателей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными. Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям:

1.Раскрытие проблемы, затронутой автором, представление различных ее аспектов.

2.Представление вашей собственной точки зрения при раскрытии темы.

3.Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4.Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (опора на научные теории, владение понятиями курса).

5.Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6.Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (см. п. 4).

1. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее  избиратели» (Дж. Б. Шоу).

2. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить»   (Л. Бернэ).

3. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей

 природы».        И.И. Мечников

4. Будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима. (И.С. Кон).

5. Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция. (Л.Эрхард).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные задания 7 класс

задания можно применять на олимпиадах и  на контрольных работах по обществознанию...

олимпиадные задания 6 класс

Данные задания можно использовать для проведения олимпиад школьного тура...

материал олимпиадных заданий школьного тура по обществознанию для учащихся 11 класса

материал олимпиадных заданий школьного тура по обществознанию для учащихся 11 класса...

олимпиадные задания школьного тура по обществознанию для учащихся 8 класса

олимпиадные задания школьного тура по обществознанию  для учащихся 8 класса...

Ключи к олимпиадным заданиям школьного тура по обществознанию 8 класс

Ключи к олимпиадным заданиям школьного тура по обществознанию 8 класс...