Приемы и методы, развивающие познавательную деятельность учащихся.
статья по истории по теме

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования ориентиро-ванного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровож¬дается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы; предлагается иное содержание, иные под-ходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический ментали¬тет.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современ¬ных инновационных технологий, идей, не тратить время на открытие уже известного. По¬ставив перед собой цель, развивать у обучаемых интерес к предмету, активизиро¬вать их мыслитель-ную деятельность, развивать их творческие способности и создать ус¬ловия для более прочного усвоения знаний, я считаю, что это можно и необходимо осуще¬ствить через приёмы и методы проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы и методы, развивающие познавательную деятельность учащихся.

Учитель Коробка И.И.

 

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы; предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, не тратить время на открытие уже известного. Поставив перед собой цель, развивать у обучаемых интерес к предмету, активизировать их мыслительную деятельность, развивать их творческие способности и создать условия для более прочного усвоения знаний, я считаю, что это можно и необходимо осуществить через приёмы и методы проблемного обучения.

 Для формирования навыков и умений, т. е. обеспечения усвоения способов деятельности, нужно неоднократно воспроизводить решение проблемных заданий и задач. Поэтому работа должна проводиться систематически, а не фрагментарно. Большую роль в эффективности проблемного обучения играет формулировка проблемы в самом звучании темы урока, в систематическом использовании проблемных задач. Например: « Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир - позор или спасение?

Ученик на доступном ему уровне попадает в положение, требующее не усвоения готового знания, а научного познания. (Решение задачи, какая же из позиций была реальной в условиях 1918 для заключений Брестского мира: левые коммунисты - « против мира, за мировую революцию, Л. Троцкий -« ни мира, ни войны», В. И. Ленин-« мир любой ценой») Это одна из форм сближения учебного и научного познания. Формы этих доступных проблемных исследований в ходе урока могут быть различны; маленькая текстовая задача, требующая минуту для своего решения; задание на систематизацию одной темы в течение урока (например: почему в СССР 20-30 годы формируется такое явление как «культ личности»?); более длительное исследование по истории (например, становление тоталитарного режима в СССР).

Проблема и проблемные задачи могут конструироваться словесно, по видеофильму, картине, на основе документов, художественной литературы, объектов, показанных во время экскурсии. Но самое главное, надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума возможного для него. Для учащихся этот процесс отличается новизной, но только субъективной - для них самих. Вместе с тем, то обстоятельство, что учитель заранее знает решение проблемы и примерную последовательность процедур на каждом этапе решения, обуславливает эффективность, логичность решения поставленных вопросов.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной. Поэтому дидактическое содержание материала конструируется как цепь проблемных ситуаций. Я чаще всего на уроках использую 6 видов; те, которые вызывают интерес и у учащихся, и для меня являются наиболее приемлемыми. В настоящее время мы имеем богатейший документальный материал.Поэтому для меня одним из любимых видов проблемной ситуации является исследовательская лабораторная работа по документам, в ходе которой ученик самостоятельно или, работая в группе, полностью осуществляет анализ данного документа и решает проблемное задание./ Например: тема урока « Социально- экономическая политика СССР в 1953-середине 60-х годов». Используем документы из «Рабочей тетради»: 1.Из речи Председателя Совмина СССР Г. М. Маленкова на V сессии Верховного Совета СССР 7 августа 1953 года. 2. Из доклада секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953 года. 3. Из доклада первого секретаря ЦК КПСС НСХрущева на XX съезде КПСС 1956 г. Проблема урока: «Были ли возможности у СССР для выхода из социально-экономического кризиса в данный период? Какое наследие мы используем сегодня?»./

Второй метод - это проблемные демонстрации картины, диаграммы, кинофрагмента, видеозаписи, натурального объекта во время экскурсии, в ходе которых учитель побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, сопоставления фактов и выводы из ситуации. /Тема урока «Творческая интеллигенция и власть: «зима» 1945-1953г., «оттепель» 1953- 1964г., придет ли «весна»?» Проблема урока сформулирована в теме: как определяла власть границы творческой свободы личности/

Третий метод - это эвристическая беседа, где четко прослеживается проблематизация учебного материала. Здесь проявляется активность ребенка, знания усваиваются на основе личностно-ориентированного обучения и тесной связи обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Для данного метода можно использовать такие темы, как «Современная Россия: достижения и просчеты», «Политические альтернативы в современной России», «Нужна ли была «перестройка» Советскому Союзу?» и другие. Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель, поставив задачу, малодоступную для самостоятельного решения учениками, делит ее на подпроблемы и серией взаимосвязанных вопросов или задач включает учеников в процесс решения проблемы. Ученик не планирует всего решения. Он решает задачу под руководством учителя, идет поэтапно и самостоятелен только на отдельных ступенях этого исследования. Не всегда я ставлю проблему с самого начала. Часто серией наводящих вопросов подвожу детей к решению и совместному формулированию проблемы в конце беседы. /Примерные вопросы к беседе по теме: «Альтернативы политического развития в 50-е годы. Причины победы Н.С.Хрущева в борьбе за власть».

•    Какие изменения ожидали СССР после смерти И.В.Сталина?

•    Кто были основными претендентами на роль главы государства? Почему?

•    Какие изменения в политическом развитии СССР предусматривал курс Л.Берии? Почему появилось выражение и название фильма «Холодное лето 1953 года»?

•    Почему руководство страны пошло на устранение Берии?

•    В чем положительные и отрицательные стороны программы развития страны, предложенной Маленковым? Почему руководство страны не приняло его курс?

•    Каковы особенности программы Н.С.Хрущева?

•    Можно ли согласиться с утверждением Ф.Бурлацкого, что Хрущев является продолжателем демократических традиций в партии, носителями которых были Дзержинский, Бухарин?..

•     На самом ли деле экономические и политические трудности обусловили приход к власти лидера типа Хрущева?

•    Можно ли вообще утверждать о каких- либо закономерностях в этом процессе?/

Четвертый метод - решение проблемных заданий и задач. Например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченными временем решения и др.

Использую я в работе так же и пятый метод: проблемное изложение. Сущность его в том, что перед учениками ставиться проблема и цепь рассуждений. Изложением материала раскрывается решение этой проблемы так, чтобы показать всю противоречивость и сложность процесса познания, трудности, которые встречаются на этом пути, способы и варианты их преодоления. При таком методическом приёме надо не просто выделять главное и придать этому занимательную форму, но и «нагрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая совместный ход решения исторической проблемы.

Игровые проблемные ситуации - это шестой метод, широко мною использованный на уроках во всех классах. Формы игр могут быть различны: от деловых игр дискуссионного характера, ролевых игр-судов до заседаний экспертных групп по вопросам международной политики и т.п. Этот метод обучения помогает ребятам лучше почувствовать ту обстановку и время, которое изучается на уроке. Школьники выдвигают гипотезы, самостоятельно подбирают факты для подтверждения, аргументировано защищают свою позицию. В ходе таких занятий школьники учатся использовать историческую терминологию, соотносить реальные события и имитируемую ситуацию в ее игровом воплощении. / Тема урока: «От второй мировой войны к войне холодной». Проблема: «Война невероятна, мир невозможен»/ Реймон Арон /. Форма игры - заседание экспертных групп по вопросам международной политики. Класс делится на четыре группы: представители от США, Западной Европы, СССР, стран «советского блока». Учащиеся имеют « роли» и в ходе игры выдвигают свои гипотезы о виновниках «холодной войны» и о том, каковы были шансы избежать конфронтации.

Итогом работы каждой группы становится выявление мотивов стран, конкретных действий их руководителей, затем дискуссионное обсуждение своих наработок. Роль учителя организующая, корректирующая. Итогом урока является составленная «Нота протеста «холодной войне», где каждая группа формулирует свои предложения по прекращению « холодной войны» и решается проблема урока./

Технологический процесс проблемного обучения включает в себя создание проблемных ситуаций, различающихся по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по методическим особенностям. Я считаю, что на какой бы основе не строился урок, проблемную технологию необходимо применять систематически. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении материала, закреплении, контроле. Главное то, что ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действий.

Образовательные технологии не могут существовать изолировано, поэтому для большей эффективности на уроке используются элементы разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа), используется исследовательский метод в обучении, информационно-коммуникационные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные приёмы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся на различных этапах комбинированного урока.

Разнообразные традиционные и инновационные приёмы и методы поддерживают и усиливают интерес к изучаемому материалу,помогают развивать мыслительную деятельность учащихся и корректировать недостатки пси...

Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся

Чтобы соответствовать современным требовани­ям, выпускник школы должен глубоко усвоить ос­новные идеи современной физики, овладеть систе­мой научных понятий, уметь ориентироваться в на­учно-техн...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Статья "Устный счёт как метод активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики"

Вашему вниманию представляются размышления автора по поводу активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики с помощью устного счёта, занимательных заданий, дидактических игр и др...

Доклад «Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Основная задача обучения математике в школе - прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену с...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики....

Использование деятельностных техник, приемов (интерактивных) для стимулирования познавательной деятельности учащихся с выходом на результат (из опыта работы).

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательн...