Революция 1905-1907 гг в России
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Учащимся 9, 11 классов для изучения теоретического материала, выполнения практических заданий и повторения материала через тесты. Урок - хорошая помощь для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Молодым коллегам - в методическую копилку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Революция 1905-1907 гг в России"778.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема II. Россия в годы Первой революции

Урок    …    § 4. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 гг.

Домашнее задание

Оборудование урока

Даты, имена, термины и понятия

§ 4. Вопросы и задания. Термины, даты, имена.

Ноутбук, видеопроектор, экран, карта. Фильм «Броненосец «Потёмкин»

Революция социальная, буржуазно-демократическая революция, петиция, трудовики, «Булыгинская дума», Государственная дума, забастовка, «Кровавое воскресенье», октябристы, Советы, черносотенцы, кадеты, эсеры

 Николай II – самодержец земли Русской

Предпосылки революции

  1. Незавершенность реформ 1861-1874 гг. породила разрыв между среднеразвитым капитализмом, отсталым сельских хозяйством и застывшим на уровне 18 века политическим строем.
  2. Сложилась революционная ситуация.

3.    Высокие социальные издержки капиталистической индустриализации

4.    Сохранение старых феодальных укладов в сельском хозяйстве

5.   Россия – единственная страна в Европе, где отсутствовали парламент, легальные                политические партии, гражданские права и свободы

6.   Нерешенным оставался аграрный вопрос

7.   Национальные противоречия составляли неразрывную часть внутренних противоречий и переплетались с социальными

ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ

  1. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как формы представительной власти
  2. Нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелья крестьян, сохранение выкупных платежей
  3. Ухудшение положения рабочего класса вследствие обострения противоречий между трудом и капиталом
  4. Кризис имперской системы отношений между центром и провинцией, метрополией и национальными окраинами
  5. Неудачный ход русско-японской войны 1904-1905 гг.

Задачи революции.

  1. Конфискация помещичьих земель и безвозмездная передача их крестьянам.
  2. Введение 8-часового рабочего дня.
  3. Ликвидация национального гнета и установление равенства всех народов России.
  4. Свержение самодержавия и установления буржуазно-демократической республики.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС РЕВОЛЮЦИИ- АГРАРНЫЙ (помещичье землевладение и безземелье крестьян).

Расстановка политических сил накануне революции

К началу 1905 года сложились три лагеря:

1. Революционный. Требования: уничтожение всего экономического и политического строя. Представлен: партиями социал-демократов и социалистов-революционеров, анархистами. Социальная база (опора): рабочий класс, крестьяне. Революционный лагерь рассчитывал на насильственное свержение власти царя.

2. Либерально-буржуазный. Требования: политические права и свободы. Представлен:  земцами, «Союзами освобождения», земцами-конституционалистами. Социальная база: обуржуазившиеся помещики, предприниматели, банкиры, финансисты и пр. Либералы – за реформы.

3  Правительственный. Требования: сохранение самодержавия. Представлен: царскими чиновниками, дворянством, духовенством. Политических партий у охранительного лагеря не было. Правительство Николая Второго избрало наихудшую тактику – упрямство до последнего, уповая только на силу и уступая силе.

Характер революции:

- буржуазно-демократическая;

- крестьянская;

- народная.

Периодизация революции.

Начало революции – 9 января 1905 года, окончание – 3 июня 1907 года.

Продолжительность 2,5 года.

1-й этап (9 января 1905-сентябрь 1905) – начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание революции вширь и вглубь.

2-й этап (октябрь-декабрь 1905) – высший подъем революции.

3-й этап (январь 1906 – 3 июня 1907)- отступление революции, поражение, спад революции по нисходящей линии.

Ход революции (основные события).

Первый этап. 

9 января 1905 г. (Кровавое воскресенье) – расстрел мирной демонстрации в Санкт-Петербурге; начало революции.

Май-июнь 1905 года – стачка рабочих в Иваново-Вознесенске; возникновение первых Советов рабочих уполномоченных.

Июнь 1905 года – восстание на броненосце «Потемкин».

6 августа 1905 года – манифест о созыве законосовещательной Думы.

Второй этап.

Октябрь 1905 года – Всероссийская политическая стачка.

     

17 октября 1905 года – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

 

Декабрь 1905 года – вооруженное восстание в Москве.

Декабрь 1905 года – Закон о выборах в I Государственную Думу.

Третий этап.

Рост крестьянских выступлений в 1906 году.

 ОМСК

 ВЛАДИВОСТОК

Выступления в армии и флоте.

20 февраля 1906 года – преобразование Гос.Совета в верхнюю палату Парламента.

27 апреля 1906 года – начало работы Государственной Думы.

20 февраля 1907 года – начало работы II Гос. Думы.

3 июня 1907 года – роспуск Думы. Окончание революции.

Отношение основных политических сил к революции.

Эсеры. Революция не капиталистическая , промежуточная, «социальная», вызванная земельным кризисом. Целью социальной революции должна быть социализация земли и передачи власти буржуазии. Методы борьбы: от пропаганды до террора.

Социал-демократы. Характер революции – буржуазно-демократический. Методы борьбы: агитация и пропаганда, подготовка вооруженного восстания. Установление революционной диктатуры рабочих и крестьян.

Либералы. Оформились организационно либеральные партии кадетов и октябристов. За установление буржуазного строя с ограниченной монархией.

Монархисты. За сохранение дореволюционных порядков. Лозунг «православие, самодержавие, народность». Требовали освободить страну от иностранного капитала и монополий, льгот для русских и привилегий.

Итоги революции.

  1. Революция положила начало российскому парламентаризму.
  2. Расширение политических прав.
  3. Создание зачатков партийно-политической системы, появление легальных партий.
  4. Родились массовые профсоюзы, рабочие клубы, Советы депутатов.
  5. Российское общество освободилось от монархических иллюзий и перешло в оппозицию самодержавию.
  6. Пролетариат и крестьянство добились некоторого улучшения своего положения.
  7. Правительство приступило к реформе сельского хозяйства.
  8. Основные задачи (ликвидация самодержавия, помещичьего землевладения, введение 8-часового рабочего дня, установление национального равноправия) не решены.

Причины поражения революции:

  1. Выступления оппозиционных сил царизму были асинхронными, разрозненными.
  2. Армия осталась лояльной правительству.
  3. Не было согласованных действий у оппозиции.
  4. Помощь международного капитала самодержавию.

Историческое значение.

Революция показала властям, что их выбор в проведении политики лежит между реформами и революцией и в случае промедления это грозит новой Революцией.

Были созданы массовые общественные организации – профсоюзы и Советы.

Революция оказала влияние на международное рабочее движение и национально-освободительную борьбу.

В.И. Ленин назвал ее «генеральной репетицией 1917 года».

Задания

1 уровень

  1. Каковы причины первой русской революции?
  2. Какое событие послужило непосредственным поводом для начала революции?
  3. Какие социальные силы приняли участие в революции?
  4. Какие требования к власти предъявляла каждая из них?
  5. Какие методы борьбы использовала в революции интеллигенция?
  6. Что общего в методах борьбы интеллигенции и пролетариата?
  7. Каковы особенности крестьянского движения?
  8. Проследите, как радикализировались требования рабочих и крестьян в ходе революции.
  9. Расскажите о ходе революции весной — летом 1905 г. Какие по сравнению с зимой 1905 г. изменения произошли в революционном процессе?
  10. Какие новые формы организации народных масс появились в ходе революционных выступлений?
  11. Расскажите о ходе революции осенью 1905 г. Какие события стали кульминацией первой русской революции? Какие существовали возможные пути выхода из революции?
  12. Какую тактику избрало правительство и почему?
  13. Что такое Булыгинская дума?
  14. Каковы итоги революции и ее значение?
  1. уровень
  1. Какое явление в русской общественной жизни названо гапоновщиной?
  2. Есть ли различия между зубатовщиной и гапоновщиной?
  3. Как вы думаете, зависел ли ход революции от действий властей? Аргументируйте свой ответ.
  4. Анализируя уроки Московского восстания,

Г. В. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным.

И все- таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие».

  1. И. Ленин был другого мнения: «надо было браться — только более решительно и энергично».

А какой точки зрения придерживаетесь вы?

  1. Удалось ли в ходе первой русской революции разрешить существовавшие в стране противоречия?
  2. Можно ли согласиться с мнением, что первая русская революция потерпела поражение?
  3. Как оценивали итоги и значение первой русской революции различные политические силы страны?

3 уровень

  1.  Существует мнение, что первая русская революция была вызвана в большей степени субъективными, чем объективными причинами. Если бы русским императором были вы, то какие меры приняли, чтобы избежать революции?

ТЕСТ

Первая русская революция

  1. «Гвоздем» первой революции современники назвали требование:

а) 8 -часового рабочего дня;

б) уничтожения помещичьего землевладения;

в) создания        в стране органов народного представительства.

  1. 29 января 1905 г. специальным императорским указом была образована комиссия под руководством С. И. Шидловского, получившая задание:

а) изучить причины, приведшие к расстрелу мирной манифестации рабочих 9 января 1905 г., и наказать виновников трагедии;

б) подготовить указ о передаче части помещичьих земель крестьянам;

в) изучить условия труда и быта рабочих для последующего принятия мер.

  1. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

а) образование в Иваново-Вознесенске Совета рабочих уполномоченных;

б) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический »;

в) расстрел мирного шествия рабочих в Петербурге;

г) вооруженное восстание в Москве;

д) Всероссийская политическая стачка.

  1. Известно, что в 1905 г. Николай II был склонен подавить революцию силой и в этой связи намеревался назначить военного диктатора. Однако, по воспоминаниям начальника канцелярии Министерства императорского двора А. А. Мосолова, человек, которого император прочил в диктаторы, заявил: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах...» Это был:

а) великий князь Николай Николаевич, командующий войсками гвардии в Петербургском военном округе;

б) Ф. В. Дубасов, московский генерал-губернатор;

в) Д. Ф. Трепов, петербургский генерал-губернатор

  1. Подавлением вооруженного восстания в Москве «прославился» гвардейский полк:

а) Волынский;

б) Семеновский;

в) Преображенский.

  1. Первым председателем Петербургского Совета рабочих депутатов (октябрь 1905 г.) был избран:

а) Г. В. Плеханов;

б) JI. Д. Троцкий;

в) Г. С. Хрусталев-Носарь.

  1. Правительственными войсками, в декабре 1905 г. жестоко подавившими восстание московских рабочих в районе Пресни, командовал:

а) адмирал Ф. В. Дубасов;

б) генерал А. Н. Меллер-Закомельский;

в) генерал С. С. Хабалов.

  1. Приведите в соответствие события, даты и города:

а) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»;

б) выступление моряков под предводительством лейтенанта П. П. Шмидта;

в) образование Совета рабочих уполномоченных;

г) расстрел мирного шествия рабочих;

д) вооруженное восстание.

1) 9 января 1905 г.; 2) май 1905 г.; 3) июнь 1905 г.; 4) ноябрь 1905 г.; 5) декабрь 1905 г. I) Петербург; II) Москва; III) Иваново-Вознесенск; IV) Севастополь; V) Одесса.

  1. Отметьте требования из петиции рабочих Николаю II, которые были удовлетворены правительством в ходе первой русской революции:

а) создание        в стране органов народного представительства;

б) введение в стране демократических прав и свобод;

в) всеобщее обязательное бесплатное образование;

г) отделение церкви от государства;

д) отмена выкупных платежей;

е) 8-часовой рабочий день.

10. Главный итог революции 1905—1907 гг. заключался в:

а) ликвидации помещичьего землевладения;

б) удовлетворении экономических требований рабочего класса;

в) появлении законодательного представительного органа власти.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Первая российская революция 1905-1907 гг."

Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Первая российская революция"...

План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."

В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."

Разработка урока, цели, задачи, карточки для самостоятельной работы обучающихся...

Тест "Революция 1905-1907"

Тест используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме....

Революция 1905 – 1907 гг. в России и ее итоги.

Это краткий конспект по теме "Первая русская революция"...

Революция 1905 - 1907 гг. в России

Революция 1905 года, или Первая русская революция, — исторические события, происходившие в период с января 1905 по июнь 1907 года в Российской империи.Поводом к началу массов...