Программа краеведческого кружка.Малая Родина.
рабочая программа по истории по теме

Ирина Александровна Калашникова

Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью  кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные  связи, существующие  между нами и нашими предками, и тогда исчезнувшие культуры и цивилизации приобретут для него особое значение. Лишь тогда станет понятной и важной задача – не растерять огромный историко-культурный опыт, накопленный и оставленный нам в наследство нашими предками. В своих исследованиях краеведы кружка "Малая родина" используют данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malaya_rodina_programma_kruzhkovoy_raboty.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Разработал:

педагог дополнительного образования

Калашникова Ирина Александровна

г. Гуково

2012 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        КРАЕВЕДЕНИЕ – это всестороннее изучение определенной территории, проводимое на научной основе. Важным условием развития в наши дни краеведения, в первую очередь исторического, являются современные, социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда появляется интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям, проблемам развития и возрождения своей самобытности.

Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью  кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные  связи, существующие  между нами и нашими предками, и тогда исчезнувшие культуры и цивилизации приобретут для него особое значение. Лишь тогда станет понятной и важной задача – не растерять огромный историко-культурный опыт, накопленный и оставленный нам в наследство нашими предками.В своих исследованиях краеведы кружка "Малая родина" используют данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы

        Главная задача реализации Программы видится в пробуждении  как можно у большего количества учащихся  стремления овладеть активными знаниями по истории и культуре Ростовской области, города Гуково и донского казачества,  постичь их  уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал.Освоение умений, навыков и знаний, в целом содержания программы  проектируется на основе заинтересованности и увлеченности учащихся.

        

        Программа основана на овладении  содержания блоков: «Музееведение», «Музейная педагогика», «Занимательное краеведение», «Поисково-исследовательская деятельность», «Экскурсионная деятельность», «Военно-патриотическая работа». Краеведческий материал,  представленный в программе, расширяет знания школьного курса по истории и культуре города Гуково и донского казачества,  географии, литературе, которые находят практическое применение в ходе подготовки и проведении уроков и экскурсий.

Цельюработы кружка  является

Углубление и расширение знаний,обучающиеся по истории школы, родного города, донского казачества, приобщить краеведов кружка к поисково–исследовательской деятельности.

        Знакомство с культурой, приобщение к общечеловеческим ценностям  облегчает ребенку нелегкий путь познания окружающего мира. Беседы о культуре развивают творческие способности ребенка, формируют у него  интерес к разнообразным областям знаний, потребность во все более глубоком  познании окружающего мира.

Занятия с детьми решают  следующие  задачи:

Образовательные

  • Научить ребенка видеть историко- культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;
  • обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
  • способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
  • обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками
  • создать условия для формированиясистемы знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики и музейных экспозиций;
  • создать условия для формирования устойчивого интереса в изучении истории и культуры края, района, города;
  • создать условия для формированиянавыков публичных выступлений;
  • создать условия для формированияпервоначальных навыков общения с экскурсионной группой и создания тематических экспозиций;
  • создать условия для формированияпонимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • создать условия для формирования устойчивой потребности и навыков  общения с памятниками и музеем;
  • создать условия для формированияуважения к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

Развивающие:

  • развивать уверенность в реализации личностных качеств; содействовать  раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
  • способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
  • развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий и экспозиций;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.

Воспитательные

  • воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности к судьбам жителеймкр. Алмазный, городаГуково, иРостовской области;
  • воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;  
  • воспитывать культуру поведения, общения, творческого взаимодействия;
  • воспитывать активную жизненную позицию;

В основе реализации Программы лежат педагогические принципы:

  • педагогика успеха,
  • педагогика сотрудничества,
  • педагогика сотворчества,
  • педагогикапартнерства в реализации компетентностей: предметных, связанных с экскурсионной методикой, межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории школы, города Гуково и донского казачества.

Условия реализации программы (режим и формы занятий).

Программа рассчитана на учащихся 5-9 классовпроявляющих  повышенный интерес к гуманитарным наукам, (то есть с момента изучения в школе предмета истории Отечества).

        Программа предусматривает занятия кружка 2 раза в неделю по 2 учебных часа (144 часа в год). –включая консультации, экскурсии, викторины, познавательные игры.

Наполняемость в группах составляет 15 человек. Данное количество учащихся является оптимальным, так как позволяет сочетать групповые занятия с индивидуальной работой.

Модель выпускника:

Обучающийся должен знать:

  • географическое  положение своего посёлка и города;
  • -историю возникновения школы,посёлка, города;
  • этапы развития  своей школы, посёлка и города;
  • население посёлка и города;
  • принципы создания школьного музея;
  • этапы  развития  школьного музея;
  • способы сбора и обработки краеведческого материала;
  • принципы построения экспозиции в музее;

Уметь:

  • провести экскурсию в музее;
  • самостоятельно (в группе) собирать краеведческий материал для  творческой работы;
  • готовить наглядности к работе;
  • работать по справочной литературе;

Ожидаемые результаты

Каждый участник объединения получает:

  • основы систематических знаний о городе Гуково, донском казачестве, об истории создания школьного музея.
  • получает навыки работы с архивными документами, литературой в библиотеке школьного музея;
  • осваивает методы поисково-исследовательской работы в музее, архиве, в посещении и сборе информации о замечательных людях своей малой Родины;
  • приобретает навыки и умения написания творческой работы на основе  полученных знаний и исследований.

Критерии оценки

        Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.

        Успешность освоенияобучающимися образовательной программы отслеживается путём оценки уровня  усвоения программы и результативности работы 2 раза в год: в конце 1-го полугодия(промежуточная) в конце года(итоговая) по трём уровням:

Высокий(В) - 3 балла;

Средний(С) - 2 балла

Низкий(Н) – 1 балл

Основным результатом прохождения Программы является создание конкретного «продукта» (тематической экспозиции, творческого проекта, исследовательской работы, лекции экскурсии)Ребята ведут исследовательскую работу по выбранной теме. Собранный материал необходимо осмыслить, изложить в определенном порядке, грамотно оформить, а потом защитить его публично, т.е. предусмотреть возможные вопросы в процессе защиты, подготовить аргументированные ответы, для чего свою тему надо знать достаточно глубоко. Защита требует также навыков риторики и самообладания, что достигается тренировкой и психологической подготовкой, а также  поддержкой друзей.

Критерии оценки

  • Освоение теоретического материала;
  • Умение анализировать исторические источники и краеведческий материал;
  • Освоение музейной терминологии;
  • Навыки проведения экскурсии;
  • Участие в коллективном творчестве;
  • Творческая активность

Высокий уровень – группа с наиболее устойчивым интересом к предмету, желанием больше узнать и реализовать на практике свои знания

Средний уровень – группа со средней мотивацией и эпизодическим интересом к отдельным темам образовательной программы.

Низкий уровень – группа, которой тяжело даётся обучение но остаётся интерес и желание.

Формы контроля

Тестирование, самостоятельная практическая творческая работа в группах.

Методическое  обеспечение Программы.

Обучение темы «Введение понятия краеведение»,предполагает   знакомствоучащихся с понятием краеведение. Дает ответ на вопрос - чтотакое  музей? Историей создания школьного музея. Знакомит с возможными разделами и экспозициями школьного музея. В этом разделе учащихся знакомятся с такими понятиями, как актив музея. Теоретические занятия  проводятся в учебном классе, практические занятия в музее.

Блок занятий «Музееведение» реализуется с помощью практических занятий на базе школьного музея. Предполагает познакомить краеведов с такими  понятиями как экспозиция, основными принципами ее составления. Научить  краеведов правильно зарегистрировать музейный предмет в инвентарной книге, условиями хранения музейных предметов.

  Занятия по теме «Музейная педагогика» предусматривают знакомство ребят с рядом терминов и понятий : время, культура, вещь музейного значения, подлинник, копия, реставрация. С введением этого блока занятий значительно  расширились возможности проведения практических занятий учащихся.  

Изучение первобытной историей региона знакомит ребят с племенами и народами, проживающими на территории края в разные исторические эпохи. Эти занятия подкрепляются экскурсиями «Жизнь и быт казаков». Ребята  работают над индивидуальными творческими проектами по темам: история  города, школы, Великая Отечественная война, создание школьного музея.

На занятиях по теме «Кто такие казаки» краеведы знакомятся с историей  казачества, укладом и традициями казаков. Запланированы посещение архивагорода Гуково и музея шахтёрского труда.

Тема «Занимательное краеведение» поможет ребятам расширить кругозор  знаний о географических именах Ростовской области.

Особое внимание уделяетсяпатриотической работе: заинтересовать ребят в сборе информации о Великой Отечественной войне, познакомить их с героями войны – нашими горожанами.

.

Базовый Учебно-тематический план

№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение

4

4

-

2

Музееведение

8

4

4

3

Музейная педагогика

25

15

10

4

Экскурсионная деятельность

22

12

10

5

История школы

12

10

2

6

История посёлка и города Гуково

15

6

9

7

Кто такие Казаки?

12

4

8

Занимательное краеведение

4

2

2

9

Поисково-исследовательская деятельность

34

14

20

10

Массовые краеведческие мероприятия

8

4

4

Итого

144

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

1. Введение

Что такое краеведение. Как создать школьный музей.  Разделы школьного музея. Совет музея и совет содействия музею. Краеведческая работа наших учащихся. Обмен опытом по сбору информации об исторических памятниках нашей станицы

2. Музееведение.

Что такое музейная экспозиция? Основные принципы ее составления. Регистрация музейных предметов. Условия хранения музейных предметов.

3. Музейная  педагогика.

Знакомство с такими понятиями; как окружающий мир, время, культура, культурное наследие, музеи, вещь музейного значения, подлинник, копия, реставрация. Раскрытие понятий предмет, время, музей на экспозициях музея  4.«Жизнь и быт казаков» Историческое, топографическое,статистическое,этнографическое и военное  описание  Северного Кавказа.

5. Экскурсионная  деятельность.

Посещение музеев, выставок города Гуково. Создание тематических экспозиций школьного музея

6. История школы, посёлка игорода Гуково. Прошлое  и  настоящее .

Письма наших земляков - фронтовиков.Наши горожане на фронта Великой Отечественной, афганской и чеченских войнах.

7. Кто такие казаки?

Казачество на Дону. Демократическое самоуправление, казачий Войсковой круг. Роль церкви и священнослужителей в казачьих общинах и войске. Диспуты о роли казачества в современном обществе.

8.Занимательное краеведение.

Реки Ростовской области. В скульптурной мастерской природы. Водопады и пещеры, хранящие тайны. Камни с секретом. Подземные зоологические музеи.

9. Поисково-исследовательская деятельность. Подготовка к олимпиаде.

1. Массовые краеведческие мероприятия.

Участие в игре «Умники и умницы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...

ПРОГРАММА КРУЖКА МАЛОЙ РОДИНЕ

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формир...

Программа краеведческого кружка.Малая Родина.

Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью  кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные  связи, существующие  между нами и нашими пре...

Программа краеведческого кружка.Малая Родина.

Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью  кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные  связи, существующие  между нами и нашими пре...

Программа краеведческого кружка "Моя малая Родина"

Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся, изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции на...