Разработка урока с презентацией по истории для 9 класса "На заключительном этапе войны Великой Отечественной войны"
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме

Степанова Эсмиральда Валеховна

Разработка урока с презентацией по истории для 9 класса на тему  "На заключительном этапе войны Великой Отечественной войны".  Тема урока относится к разделу "Великая Отечественная война". К уроку прилагается технологической карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_razrab.uroka_9_kl.ist_.rossii._vov.rar2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Степанова Эсмиральда Велеховна

Тема: На заключительном этапе войны Великой Отечественной войны

Место урока в изучаемой теме: Изучение нового материала

Цель урока:  Познакомить учащихся  с главными событиями заключительного этапа Великой Отечественной войны.

Задачи:                     

 Образовательная: узнать о ходе и итогах военных операций января – мая 1945 года, познакомиться с решениями Крымской  конференции.

Воспитательная: подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй Мировой войне.

Развивающая:  продолжить формирование умений работать с исторической картой, датами, историческими источниками, анализировать их, делать выводы.

Подходы: системно – деятельный подход

Основные виды деятельности: самостоятельная деятельность учащихся, выполнение учебных заданий, знание задач своей деятельности, развитие  навыков  самоконтроля и самооценки ( на основе использования  технологической карты урока)

Планируемые результаты: 
 Знать  хронологию и исторические факты Великой Отечественной войны, работать с хронологией и фактами;
Работать с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
Уметь анализировать, объяснять и  различать факты (события) заключительного этапа Великой Отечественной войны, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий, раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий по данной темы.
Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям данного исторического периода.

Основные понятия: капитуляция, антигитлеровская коалиция, «второй фронт»

Основные персоналии: И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль, Г.К. Жуков. 


Используемая техника: компьютер, проектор, экран.

Межпредметные связи: с географией, обществознанием.

Организация пространства: фронтальная и индивидуальная.

Ресурсы: учебник Загладин Н.В. История России. XX в. 9 класс. М., 2011; Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории России. М.,2008; карта «Вторая мировая война»,  мультимедиа-презентация по теме урока (Приложение 1), технологическая карта (Приложение 2), аудио материал, фотодокументы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня мы будем изучать тему «Заключительный этап Великой Отечественной войны». Сначала давайте вспомним пройденный  материал.

Слайд 1

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по пройденной теме
  1. Какие наступательные операции проводились Красной Армией в 1944 году (показать по карте)
  2. Какой была задача операции «Багратион»?
  3. Перечислите  страны Восточной Европы, которых освободила Красная Армия к 1945 году

Слайд 2

III. Изучение новой темы

План:

  1. Военные операции конца 1944- начала 1945 годов
  2. Крымская (Ялтинская)  конференция.
  3.  Штурм Берлина.
  4. Победа. Окончание Великой Отечественной войны

Слайд 3

1. Рассказ учителя с элементами беседы, показ презентации

1945 году происходили крупные военные операции на фронтах войны, а также встречи глав держав антигитлеровской коалиции.

На фронтах войны происходили следующие военные операции

Слайд 4-5

Вопросы для беседы с учащимися: Что такое второй фронт, когда и где он был открыт? Почему Советское командование придавало его открытию важное значение?

 2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по технологической карте

Вопросы для беседы с учащимися: Что такое антигитлеровская коалиция? Какую  конференцию лидеров трех стран  антигитлеровской коалиции вы уже знаете? Когда и где  она проходила?

Слайд 6

Выступление учащихся с рассказом об итогах Крымской конференции. Задание для учащихся: Записать в тетрадь итоги конференции

Слайд 7

3. Рассказ учителя о Берлинской операции (в объеме учебника)

Слайд 8-11

Задание для учащихся: работа с учебником (стр. 177)

Слайд 12-14

4. 2 мая 1945 г. – капитуляция Берлина (прослушивание объявления Ю.Б. Левитана   по радио о захвате Берлина.)

Вопросы для беседы с учащимися: Когда произошло взятие Берлина? Какие командующие командовали штурмом Берлина?

Слайд 15

Что вы знаете о Г.К. Жукове? В каких военных операциях он принимал участие?

Слайд 16

Беседа с учениками о хронологических рамках Великой Отечественной войны. 

Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? Сколько дней она шла?

Слайд 17

Работа с историческим источником. (Приложение 2)

И.В. Сталин. Выступление на приеме в Кремле

24 мая 1945 год.

     Товарищи, позвольте поднять еще один, последний тост.

     Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.

     Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

     Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов  нашей страны.

     Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

     У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидая родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.

     Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

     За здоровье русского народа!

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества.

Пермь, ПГУ, 1993. С. 59-60.)

Беседа по прочитанному.

- В чем Сталин видит причины победы СССР в войне? Согласны ли вы с его мнением.

- Можно ли считать речь Сталина признанием вины правительства и его лично в трагическом начале войны?

Слайд 18 IV. Рефлексия (ученики письменно отвечают на вопросы (задание 5 Приложение 2), затем проверяют свои ответы с правильными ответами, которые выставлены на слайде)

Слайд 19

V. Подведение итогов урока

Слайд 20

Домашнее задание: Прочитать  § 27(С.174- 180) учебника, ответить на вопросы 1-4 на С.180

Дополнительное домашнее задание на «4» и «5»:

Подготовить сообщения по следующим темам:

  1. Нюрнбергский процесс и его роль в послевоенной истории
  2. Депортация народов СССР

Приложение 1

Технологическая карта

Тема: На заключительном этапе войны

Цель урока:  Познакомиться с главными событиями заключительного этапа Великой Отечественной войны.

Задачи:    

Образовательная - узнать о ходе и итогах военных операций января – мая 1945 г.,                      познакомиться с решениями Крымской конференции

Воспитательная - понять причины победы советского народа во Второй Мировой войне.

Развивающая - продолжить формирование умений работать с историческими                    источниками, анализировать их, делать выводы.

Ход работы:

План урока:

  1. Военные операции конца 1944- начала 1945 годов (по ходу изучения нового материала актуализация ранее изученного)
  2. Крымская (Ялтинская)  конференция (самостоятельная работа с текстом учебника).
  3.  Штурм Берлина (беседа по теме, просмотр слайдов)
  4.  Победа. Окончание Великой Отечественной войны (анализ исторических источников)
  5. Закрепления изученного (письменно)
  6. Дополнительное домашнее задание.

Работа в классе:

1. Крымская (Ялтинская)  конференция (4-11 февраля 1945 г.). Самостоятельная работа с текстом учебника: стр.174-175

Какие решения были приняты на конференциях союзников в 1945 году? Для ответа подумайте над вопросами:

- Кто принимал участие в конференциях?

- Как решался вопрос о Германии?

-Что подтвердила принятая на конференции Декларация об освобожденной Европе?

- Почему СССР  взял на себя обязательство начать войну с Японией после победы над Германией?

2. Выступление с рассказом об итогах Крымской конференции (устно)

   Запишите в тетрадь итоги Крымской конференции (письменно):

3. Штурм Берлина (участвовать в беседе по теме, просмотр слайдов)

4.  Работа с историческим источником (устно):

И.В. Сталин. Выступление на приеме в Кремле

                                                                                                                                  24 мая 1945 г.

У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941- 1942 годах, когда наша армия отступала, покидая родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело -  Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключить мир с Германией и обеспечить нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, - над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу за доверие!

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПГУ, 1993.С.59-60)

Беседа по прочитанному.

- В чем Сталин видит причины победы СССР в войне? Согласны ли вы с его мнением.

- Можно ли считать речь Сталина признанием вины правительства и его лично в трагическом начале войны?

  1. Вопросы для закрепления изученного (письменно ответить на вопросы (3 мин.), затем поменяться листочками с соседом по парте и  самим проверить работу (правильные ответы и табло оценок будут указаны на слайде)

Вопрос

Ответ

Отметка о правильности

ответа

1

Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г.?

2

В наступлении на Берлин в 1945 г. 1-м Белорусским фронтом командовал Г.К. Жуков, а кто был командующим 1-м Украинским?

3

Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария?

4

Союзные или советские войска брали столицу Германии в 1945 г.?

5

Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

6

Кто был первым награжден главным советским военным орденом «Победа»?

7

В этот союз борьбы против агрессоров  в годы Второй мировой войны входило более 50 государств. Как он назывался?

8

В феврале 1945 г. состоялись Крымская  конференция союзников по антигитлеровской коалиции. А где и когда проходила первая?

9

 Что завершилось раньше - Великая Отечественная или Вторая мировая война?

10

Кто из крупных советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения?

11

Кто кроме У. Черчилля и Ф. Рузвельта на Крымской конференции представлял «большую тройку»?

12

 До войны этот город назывался Кенигсберг и принадлежал Германии, а после войны он отошел к СССР. Как он стал называться?

13

30 апреля 1945 г. в Берлине произошло 2 исторических события: первое – водружено знамя Победы над рейхстагом. А какое второе?

14

 Какую европейскую страну советские войска освободили от фашизма последней?

15

Сколько дней шла Великая Отечественная война?

6. Домашнее задание: Прочитать  § 27(С.174- 180) учебника, ответить на вопросы 1-4 на С.180

Дополнительное домашнее задание на «4» и «5»:

Подготовить сообщения по следующим темам:

  1. Нюрнбергский процесс и его роль в послевоенной истории
  2. Депортация народов СССР

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста».

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста»....

Восточные славяне в древности. Разработка урока и презентация по истории 6 класс

Разработка урока и презентация  на тему "Восточные славяне в древности". по истории для 6 класса.  В конспекты урока характеристика расселения, быта, занятия и особенности верования вос...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «История» по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»

Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования« Омский  колледж торговли, экономики и сервиса»...

Презентация по истории России для 9 класса " Начало Великой Отечественной войны"

Презентация рассказывает о кануне и начале войны, расстановке сил и планах сторон; описываются сражения первых дней Великой Отечественной войны , деятельность государственной верхушки  и оши...

разработка урока истории для 11 класса с использованием ЦОР "Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - ноябрь 1942 г"

1.     Цель  урока: охарактеризовать начальный период Великой Отечественной  войны (планы сторон, степень готовности, ход военных действий), выявить причины катастрофичес...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений».

Данный материал разработан в рамках Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» в Великой Отечественной войне, приуроченного к 75-летию Великой Победы, целью которого является сохра...