МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Маркина Анна Сергеевна

Власть и церковь. Церковный раскол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr._markina.docx342.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №5 г.ПАВЛОВО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ИСТОРИИ РОССИИ.

Раздел: Россия в XVII веке. 7 класс.

Программа по Истории России: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, - М. : «Просвещение»,  2011г. 6-9 классы.

Аттестационная работа на I категорию

учителя истории

Маркиной Анны Сергеевны.

Образование высшее.

Педагогический стаж 7 лет.

г. Павлово, 2014 год.

Пояснительная записка.

     Моя работа посвящена методической разработке раздела «Россия в 17 веке» учебной программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной по истории России для 7-го класса «История России : конец 16-18 век».

Уже в течение нескольких лет  я работаю по программе Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. «История России 6-9 класс».- М.: Просвещение, 2011год.

Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 7 класса, изданного в издательстве  «Просвещение»: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России Конец 16-18 века Учебник. – М.: Просвещение 2012 год; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России «Конец 16-18 век». – М.: Просвещение, 2012 год; Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России Конец 16-18 век». – М.: Просвещение, 2011 год.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

     Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать  и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, дискуссионную деятельность. Вопросы развития коммуникации и учебного сотрудничества особенно важны. Умение координировать точки зрения и приходить к общему мнению, распределять роли в группе и принимать к исполнению свою роль, умение оценивать свое место в группе, умение принимать оценку своих действии от сверстников и взрослых, умение принимать другие позиции и точки зрения, умение четко формулировать и аргументировать свою позицию, умение слушать и слышать, формулировать и задавать вопрос – вот , в целом, те умения и навыки, которым дети учатся, работая в группе.

Важнейшее умение или компетенция современного ученика – это организация собственной учебной деятельности. Умение работать по алгоритмам различной сложности, планировать свои учебные действия, умение сравнивать свой результат с поставленной целью на основе критериев, предложенных учителем , умение определять границы своего знания, осуществлять оценку и контроль своих действий и результата, на основе критериев данных учителем, рефлексировать собственные учебные действия и действия учебной группы по решению конкретной учебной задачи – вот цели, реализуемые в рамках данной компетенции.

В результате изучения курса истории России в 7-ом классе ученик должен знать/ понимать:

1) Основные даты и ключевые события истории России  конца 16-18 века

2) Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ и рефератов.

3) Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к России в данный период.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

4) Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; предметов быта; произведений художественной культуры.

5) Соотносить как общие исторические процессы, так и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события и явления по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

 6) Называть характерные, существенные черты: социально – экономического развития и политического строя России ; положения разных слоёв населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений.

7) Объяснять значение понятий: мануфактура, всероссийский рынок, крепостничество, подать ,самодержавие, казачество, старообрядчество.

8) Объяснять, в чём состояли цели и результаты мероприятий, проводимых государственными деятелями и участниками различных социальных  движений, представителями науки и  культуры.

9) Приводить изложенные в учебнике оценки исторических деятелей, характера и значения  реформ, внешнеполитических событий и войн.

     Программа составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

Раздел: Россия в XVII веке. 7 класс.

Цели и задачи раздела.

Цель: создать  у учащихся представление об  истории  нашей страны и особенностях    ее развития  в 17 веке через  наиболее  яркие события и  личности эпохи путем   рассмотрения и сопоставления разных  точек зрения на данный период .

Задачи :

образовательные :

-повышать общий  интеллектуальный  уровень учащихся, расширять их кругозор.

- способствовать освоению знаний о важнейших событиях, процессах истории России, в их взаимосвязи, и хронологии преемственности (церковная  реформа середины 17 века, воссоединение Украины с Россией).

-развивать  у учащихся способность рассматривать события и явления , используя приемы исторического анализа, умения сравнивать исторические явления  (  крупнейшие бунты и восстания 17 век).

- способствовать умению учащихся применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений .

     -развивать у учащихся умения давать самостоятельную оценку  

историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные    суждения ( Михаил и Алексей Романовы, Степан Разин, патриарх Никон).

воспитательные :

-развивать толерантное отношение к представителям других стран и народов. -способствовать нравственному воспитанию учащихся.

 - формировать чувство патриотизма на основе знаний о героическом     прошлом нашего народа и убежденность  в необходимости сохранении  культурных и исторических традиций Отечества.

развивающие:

-формировать и развивать гуманитарную культуру школьника как составную и неотъемлемую часть его общей культуры.

-способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами истории (любознательности, самостоятельности, активности).

-развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения исторических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

-развивать у учащихся аналитические, оценочные, речевые умения на основе исторического материала.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Дети исследуемого класса достигли 13 - 14 лет.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переходный - от детства к взрослости - характер. Традиционно этот период считается самым трудным в воспитательном отношении, относится к числу переходных  и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков – их стремлением приобщиться к миру взрослых. В связи с этим характерным для подростка является развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим способностям и возможностям.          Примерно с 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выгодский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

Уровень обученности, как правило, в классе разный: высокий, средний и низкий.

      Для учащихся с высоким уровнем обученности характерна высокая познавательная активность в соответствии с учебными интересами. Эти дети находятся на высоком уровне обученности: они могут выполнять самостоятельно задания, используя полученные знания. Ребята способны к преднамеренному запоминанию и воспроизведению учебного материала. У них преобладают логические формы запоминания, развиты оперативная, смысловая, долговременная виды памяти. Они легко включаются в дискуссии. Проблемный метод обучения доступен для них. У них доминирует познавательная мотивация учебной деятельности. Уровень тревожности соответствует среднему уровню относительно возрастной нормы.

          Для учащихся со средним уровнем обученности характерно следующее: в познавательной сфере наряду с произвольностью психических процессов встречаются проявления неустойчивости внимания, низкой его распределяемости. При запоминании учебного материала они не всегда используют логические приёмы, ассоциативные связи, встречаются случаи механического запоминания учебного материала, что снижает продуктивность долговременной памяти. Оперативная и смысловая виды памяти несколько снижены. Доминирующими являются зрительная и комбинированная виды памяти. Им необходим алгоритм действий, направляющая и организующая помощь со стороны учителя.

     Для учащихся с низким уровнем обученности характерны: слабая организация умственной и познавательной деятельности, низкий самоконтроль и волевая регуляция деятельности. Преобладает зрительный вид памяти, опосредованное и смысловое запоминание учебного материала затруднено. Объём внимания сужен, переключение затруднено. Оперативная память не является доминирующей в учебной деятельности. Ученики этой группы не способны мыслить абстрактно, выполняют действия по аналогии и образцу. Для них характерен низкий темп учебной деятельности, быстрая утомляемость, снижение работоспособности к концу учебного дня, низкая адаптация к учебным нагрузкам, слабая активность, неустойчивая самооценка, повышенная ситуативная и личная тревожность. Для них необходимо создавать ситуации успешности в учебной деятельности.

        

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

При изучении данного раздела предполагается формирование у учащихся следующих предметных знаний, умений и навыков:

знать: даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей, результаты и итоги ключевых событий,  памятники культуры.

уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл и значение важнейших исторических понятий, уметь анализировать исторические документы, самостоятельно давать оценку историческим явлениям и высказывать собственное суждение, показывать на исторической карте местоположение  важнейших событий, определять исторические и общественно-политические понятия и использовать их для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном мире;  искать, проверять, систематизировать, анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого; представлять историческую информацию в наглядной форме (презентация и др.),развивать коммуникативные навыки, умения работать в группах и парах, развитие чувства товарищества и взаимоподдержки на уроках, развитие умений работать с материалом Интернет и средствами массовой информации, развитие умений осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, используя предложенные учителем материалы.

В ходе изучения  раздела программы учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России в период 17 века; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую оценку ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации.

 Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками: анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных ситуациях, так и в нестандартных ситуациях.  Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди  людей, социализироваться.  Это особенно актуально на данный момент, когда сплошным потоком льется информация из средств СМИ, и нужно отобрать нужное, актуальное только для себя.

           Для развития интереса и творчества учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность нескольких методов и приёмов, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

В работе по изучению различных понятий по разделу использую метод наблюдений и частично-поисковый, предлагая детям работу со словарями и другой дополнительной литературой по предмету: такая работа развивает умение отбирать, анализировать и систематизировать материал, сравнивать результаты поиска и делать выводы. Эта работа способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, взаимоподдержки, так как работа сможет быть организована в парах и по группам.

     Интеграция с  информатикой возможна на любом уроке раздела. Здесь возможно предложить ученикам создание  презентаций по теме, а также поиск материала на уроке с использованием средств Интернета. Здесь также уместна групповая форма работы, возможно, дифференцировать ее по уровню сложности и объема, но в работе имеют возможность принять участие все.  Так как дети уже, как правило, имеют опыт  работы с тестами, в качестве задания можно предложить самостоятельно составить тесты.

     Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет повысить  уровень наглядности изучаемого материала.

Компьютерные технологии позволяют ученикам выполнять задания в разнообразной форме с последующей самопроверкой, дают возможность учащимся самостоятельно подбирать материал к урокам, представляя его в виде презентаций, таблиц, тестов.

Проблемное обучение. (Г.И. Лернер) До 20% классно-урочных занятий по предмету планируется как проблемные уроки. Именно на таких уроках оттачиваются все четыре показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность). На этапе введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «гибкость»; на этапе выдвижения гипотезы – «оригинальность»; на этапе проверка произведённого решения – «точность».                                                                            

      Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.

Урок, проходящий в процессе преодоления познавательных трудностей и самостоятельного решения задач, будет результативным. Смена одного вида деятельности  другим: фронтальный опрос, работа по вариантам, работа по группам обеспечивает побуждение учащихся к актуализации полученных ранее знаний  и усвоения новых знаний путём самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Система знаний и система деятельности.

Знания

Характеристики деятельности учащихся.

Новые явления в экономике.

Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов.

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в 17 веке.

Объяснять значение  понятий мелко- товарное производство, мануфактура, всероссийский рынок.

Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России.

Оформление сословного строя.

Бояре и дворяне. Крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Составлять таблицу «Основные сословия в России 17века» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества.

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 года при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.

Объяснять смысл понятий крепостное право, белые слободы, черносошные крестьяне.

Политическое развитие России в 17 веке.

Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Законы. Соборное уложение 1649 года.

Объяснять смысл понятия абсолютизм

( с привлечением знаний из курса всеобщей истории).

Анализировать отрывки Соборного уложения 1649 года и использовать их для характеристики политического устройства России.

Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством.

Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича.

Власть и церковь. Церковный раскол.

Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный собор 1666-1667 годов. Протопоп Аввакум.

Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы.

Раскрыть сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола.

Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Народные движения.

Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание Степана Разина. Выступление старообрядцев.

Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту.

Раскрывать причины и последствия народных движений в России 17 века.

Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России 17 века».

Внешняя политика.

 Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Воссоединение Украины с Россией. Русско- польская война 1654-1667гг. Русско- турецкая война 1676-1681гг. Крымские походы. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в 17 веке. Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в 17 веке; ход войн и направления военных походов.

Объяснять, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в 17 веке.

Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освобождение Сибири.

Образование и культура в 17 веке.

Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Архитектура. Живопись. Театр.

Составлять описание памятников культуры 17 века. Характеризовать их назначение, художественные достоинства идр.

Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре 17 века.

Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры 17 века.

Сословный быт. Обычаи и нравы.

Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации 17 века.

Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника, рассказы иностранцев о России и другую информацию.

Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в 17 веке.

Повторение и контроль по теме: «Россия в 17 веке».

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в 17 веке.

Высказывать суждения о значении наследия 17 века для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России 17 века.


Календарно- тематическое планирование по разделу.

Раздел. Тема урока

Кол-во

часов

Раздел I I. Россия в XVII веке.

6

Новые явления в экономике.

1 ч

7

Оформление сословного строя.

8

Политическое развитие  России в 17 веке.

9

Власть и церковь. Церковный раскол.

10

Народные движения.

11

Внешняя политика.

12

Образование и культура в 17 веке.

13

Сословный быт. Обычаи  и нравы.

14

Повторение и контроль по теме: «Россия в XVII веке».

Самоанализ урока.

     Структура урока, применение различных форм и методов учебной работы соответствуют специфике предмета история,  типу урока – изучения нового материала, исходному уровню знаний, умений и навыков  учащихся данного класса и поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам.

     Для подготовки учащихся к восприятию нового материала в начале урока был создан благоприятный положительный настрой, проведена актуализация знаний, а осознание ими задач урока помогало им действовать активно и ускорять процесс получения результатов своей деятельности.

    Образовательные задачи были реализованы на этапе введения новых знаний. С учетом исходного уровня знаний и в соответствии с темой урока был произведен отбор содержания. Более прочному усвоению знаний способствовало использование компьютерных технологий, осуществление обратных связей на разных этапах урока. Последовательно и целесообразно использовались словесный, наглядный, частично-поисковый методы. Учитывая психолого–педагогическую характеристику класса, познавательная мотивация формировалась через создание проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы.

    В ходе всего урока велась работа по реализации развивающих задач. Развитие логического мышления осуществлялось при использовании приемов анализа, сравнения, обобщения, выделения главного, через постановку проблемных вопросов и применяя элементы развивающего обучения. Развитие умения самостоятельно получать знания через работу с текстом осуществлялось в ходе самостоятельной работы с текстом учебника.  

     Решение воспитательных задач осуществлялось на этапах введения новых знаний и первичного обобщения и введения новых знаний в систему  знаний учащихся. Для этого использовалась различная наглядность, оказывалось воздействие на эмоциональную сферу учащихся через беседу. Воспитание культуры общения осуществлялось через работу учащихся в группе, в процессе которой учитывались  их психологические особенности.

    Для достижения наибольшего эффекта урока было целесообразно распределено время на отдельные этапы урока, выбран динамичный темп. На уроке применялись различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа,  применялись элементы развивающего обучения. Исходя из индивидуальных и психологических особенностей, применялись элементы здоровьесберегающих технологий.

Домашнее задание даётся дифференцированно по уровню сложности. Творческие задания позволяют дифференцированно подходить к удовлетворению личностно значимых интересов учащихся при изучении истории раскрывать их индивидуальные возможности. 

Подведение итогов урока предполагает развитие умения оценивать уровень сложности темы и уровень достижения цели урока. При этом реализуется обратная связь с учащимися, и дети испытывают чувство удовлетворения от проделанной работы.  

    Активная работа учащихся на уроке, верные ответы и выводы подтверждают, что новый материал усвоен. Задачи, поставленные на уроке, выполнены. В конце урока был проведен  тест с целью выяснения степени усвоения материала.  13 человек получили оценку 5, 7 человек оценку 4, 6 человек оценку «3». По результатам теста можно сделать вывод , что учащиеся хорошо усвоили тему урока.

Список литературы:

3.  Т.В.   Коваль. Содержание и современные технологии преподавания истории. — М.: Просвещение, 2001.

 

4.  В.В. Шоган. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

5.  Н.Н. Ярцева. История 5-10 классы. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век

Анализировать политику Временного правительства в сравнении с деятельностью ведущих политических партий (большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов) на различных этапах революции;Определять альтернатив...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Методическая разработка образовательная игра-путешествие: «России славные сыны»

Методическая разработка о героях  Отечественной войны 1812 года...