Урок истории в 8 классе по теме: «Внутренняя политика Николая I».
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Кононыхина Любовь Антоновна

Тема: «Внутренняя политика Николая I».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istor.8_kl.otkr_urok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока истории в 8 классе

Тема: «Внутренняя политика Николая I».

Учитель Кононыхина Любовь Антоновна

МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа»

Тема: «Внутренняя политика Николая I».

Цели урока: создать условия для

  • знакомства учащихся с личностью нового императора, с  внутренней политикой Николая I, характерными чертами политики;
  • развития общеученических навыков анализа, сравнения, навыков работы с документами и поиска ошибок в них;
  • обучения выделять главное, определять и объяснять понятия;
  • актуализации субъективного опыта учащихся, комфортного применения ранее полученных ЗУНов;
  • формирования основ исторического мировоззрения.

Оборудование: компьютер, портрет Николая I, тесты

Новые термины и даты: «апогей самодержавия»,

                                          цензура, жандармерия,

                                          канцелярия, 1825-1855 гг.

Тип урока: изучения нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

  • Приветствие
  • Проверка готовности класса к уроку
  • Организация труда

Начинаем мы опять

По истории шагать.

Чтобы все понятным стало

Потрудиться нам предстоит немало.

Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый час!

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

  • Работа с тестом.

1. Какое событие произошло 14 декабря 1825 г.?

А) первая в России стачка рабочих.

Б) образование Северного общества.

В) восстание декабристов.

Г) образование Южного общества.

2. Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, гонения на инакомыслящих в России в первой половине XIX в. – все это было связано с именем:

А) М.М.Сперанского       В) А.Х.Бенкендорфа

Б) А.А.Аракчеева          Г) К.П.Победоносцева

3. Добровольное объединение наемных работников в XIX в. называлось:

А) артелью           В) общиной

Б) кооперативом      Г) приходом

4. Как называлось в России первой половины XIX в.сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

А) дворяне       В) почетные граждане

Б) купцы      Г) мещане

5. Укажите лишнее имя в ряду российских государственных деятелей XIX в., проявивших себя на дипломатическом поприще:

А) А.С.Грибоедов     В) М.И.Кутузов

Б) А.М.Горчаков     Г) А.Х.Бенкендорф

6. Какие из указанных ниже деятелей занимались проведением в России  XIX в. либеральных реформ?

А) М.М.Сперанский        Г) К.П.Победоносцев

Б)  Д.А.Милютин        Д) С.С.Уваров

В) А.Х.Бенкендорф    Е) С.Ю.Витте

7. Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский стали известны в XIX в. своими исследованиями в области:

А) математики         В) биологии

Б) физики               Г) истории

8. Традиционная форма организации труда и поземельных отношений крестьян в России XIX в. – это

А)община     В) поместье

Б) земство      Г) вотчина

9. В XIX в. Россия по форме правления была:

А) самодержавной монархией    В) феодальной республикой

Б) конституционной монархией   Г) демократической республикой

10 В первой половине XIX в. крепостные крестьяне должны были отдавать помещику часть своего урожая, скота, изделий домашних промыслов. Такая повинность крепостных крестьян называлась:

А) барщиной         В) оброком

Б) гужевой повинностью    Г) отработками.

  • Вопросы классу:
  • Опишите планы руководителей выступления 14 декабря 1825 г.
  • В чем состояло историческое значение восстания декабристов?

III. Сообщение темы и задач урока.

План:

1.Император Николай I (1796 – 1855)

2. Укрепление роли государственного аппарата.

3. Укрепление опоры самодержавной власти.

4. Попытки решения крестьянского вопроса.

5. Русская православная церковь и государство.

6. Усиление борьбы с революционными настроениями.

IV. Изучение нового материала.

1. Император Николай I. (сообщение учащегося).

2. Укрепление роли государственного аппарата.

    Укрепление опоры самодержавной власти.

   

 ( Работа в группах.)

Задание первой группы.

  • Как новый царь стремился решать важнейшие вопросы управления?
  • Что создает царь в январе 1826 г.?
  • Назовите главную задачу II отделения.

Задание второй группы.

  • Как решал задачу  укрепления дворянского сословия?

Вывод: При Николае I большое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, созданная еще при Павле I.

Собственная

Его Императорского

Величества Канцелярия

I Отделение

II Отделение

III Отделение

Представляло царю поступающие на его имя бумаги и исполняло его личные поручения

Создано в 1826 г. Во главе  - М.М.Сперанский. Занималось кодификацией законов.

Орган политического сыска и контроля за умонастроениями. Во главе – А.Х.Бенкендорф.

Кодификация

Российского законодательства в 30-е гг. XIX в.

1832 г.

Опубликование Полного собрания законов Российской Империи в 45  томах.

1833 г.

Создание Свода законов Российской Империи

в 15 томах.

     3. Попытки решения крестьянского вопроса. (Рассказ учителя)

Меры, принятые Николаем I для смягчения крепостных отношений

  • Запрещено отдавать крестьян на заводы
  • Запрещено ссылать крестьян в Сибирь
  • Запрещено продавать крестьян с раздроблением семей, дарить их и платить ими долг
  • Запрещено безземельным дворянам покупать крестьян без земли
  • Помещики могли по взаимному договору отпускать на волю дворовых  без земли
  • Крестьяне получали право недвижимую собственность с согласия помещика
  • Ограничивались пределы наказания крестьян помещиками

Вывод:  В 1842 г. был принят указ об «обязанных» крестьянах.

               В 1847 г. крепостные крестьяне получили право выкупа на

               свободу в том случае, если поместье их владельца выстав-

               лялось на продажу за долги. В 1848 г. им было предостав-

               лено  право покупать незаселенные земли и строения.

               Однако, несмотря на все эти нововведения, крепостное

               право в России продолжало сохраняться.

4. Русская православная церковь и государство. (сообщение уч -ся).

5. Усиление борьбы с революционными настроениями.

     (работа с историческим документом)

Задание. Найдите ошибку в тексте.

Вывод: III Отделение занималось политическим сыском и осуществляло контроль за умонастроениями.

Цензура – система государственного надзора за печатью, проверка материалов, готовящихся к публикации.

Цензура в России находилась в ведении Министерства народного просвещения. 1826 г. – «Устав о цензуре», названный «чугунным».

( см.документ о цензуре, стр.88-89 мет. пос).

V. Закрепление и применение полученных знаний.

1. Работа с историческими документами (см.стр.69-70, учебн.)

2. Словарная работа.  (Жандармерия, канцелярия).

VI. Заключительный этап урока.

1. Подведение итогов урока.

2. Домашнее задание. П.10 стр.63-70

    Индивидуальное задание – подготовить сообщение о Канкрине.

VII. Рефлексия.

Выскажите свои мысли по поводу урока.

Сегодня:

  • Я научился…
  • Мне было интересно…
  • Что мне дал этот урок…
  • Я понял, что…
  • Тема показалась мне интересной…
  • Заставила задуматься…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"

Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомит...

Разработка урока истории в 8 классе по теме: «Внутренняя политика Николая I»

Разработка урока истории в 8 классе  по теме: «Внутренняя политика Николая I»...

План-конспект урока в 9 классе по теме: "Внутренняя политика в 1894-1904 годах"

План-конспект урока в 9 классе по теме"Внутренняя политика в 1894-1904 годах" Урок объяснения нового материала....

Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века

Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....

Презентация по истории 9 класс по теме "Внутренняя политика Александра I 1801-1806 гг."

Презентация адаптирована к учебнику Истории России 9 класспод редакцией А.В.Торкунова к теме "Александра I: начало правления." Освещает мероприятия внутренней политики в 1801-1806 гг. (не вк...