Рабочая программа по истории средних веков 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Матафонова Алёна Владимировна

 

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного  общего образования по истории средних веков .

  Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект   Е.В. Агибалова, Г. М. Донской  «История средних веков» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_6_klass_sv.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального учреждения.

                   Согласовано:                                                                         Согласовано:                                                                Утверждено:

                   Руководитель ШМО                                                             Зам. директора по УВР                                               Директор МОУ СОШ № 5 УКМО

                   _________  И.В. Будаева                                                      ___________ Л.А.Горемыкина                                   ___________О.Г.Бабушкин

                   «____»____________2012 г.                                                «____»____________2012 г                                         «____»______________2012 г

                   Протокол № ______.

                                                   

Рабочая программа  

по истории

6 класс.

Составитель:

Матафонова Алена Владимировна –

учитель истории  первой   категории

МОУ  СОШ № 5 УКМО.  


Пояснительная записка.

         Рабочая программа   учебного курса история Средних веков  для 6  класса составлена  на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по истории, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3.  Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года № 920 –мр).
  5. Учебный план ОУ МОУ СОШ № 5 УКМО.
  6. Примерная программа (основного общего образования) по истории  (История. Программы общеобразовательных учреждений. 5 -9 классы / авт.-сост. М.Ю. Брандта   (сборник программ по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2008 г.)
  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение истории Средних веков  в 6  классе отводится не менее 34 часов из расчета 2 ч в неделю.

         Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного  общего образования по истории средних веков .

         Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект:

  1. Учебник  Е.В. Агибалова, Г. М. Донской  «История средних веков» .-  М.: «Дрофа»  2009
  2. Рабочая тетрадь по истории средних веков. Е.А. Крючкова- М.: « Просвещение», 2009.
  3. О.В. Давыдова. Тематической и поурочное планирование по истории Средних веков- .:  Москва, «Экзамен», 2008
  4. О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Универсальные поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс.- М.: «Вако», 2008.
  5. Атлас и контурные карты по истории средних веков. 6 класс, М., «Дрофа», ДИК, 2009 г.
  6. Авторские презентации
  7. Тесты

         Курс истории древнего мира  входит в число дисциплин, включенных в учебный план. Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения  Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе,  вошли в современную цивилизацию.

         Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем  чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

         Задачи раздела «История средних веков»  

Обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала,  практические  работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
  • обеспечить усвоение учащимися знаний по истории средних веков в соответствии со стандартом исторического образования через систему из 34 уроков;
  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • умения работать с исторической картой;

Развития:

       Создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:

  • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций,
  • положительного отношения к учёбе,
  • умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных  пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

В результате изучения истории средних веков ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий  всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

Учебно- тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем  

Кол-во часов

Всего

Уроков

Контр. Меропр.

1

Раннее Средневековье

14

13

1

2

Расцвет Средневековья

7

6

1

3

Осень  Средневековья

9

8

1

4

Вдали от Европы

3

3

Итоговое повторение

1

Итого

34

Содержание программы учебного курса.

Введение (1 ч)

      Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.

      Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (14 ч)

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье

      Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.

      Изменения в положении Церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы Церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.

      Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.

      Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Культура Скандинавии эпохи викингов.

      Франция и Германия в IХ—ХI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и Церковь.

      Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.

Тема 2. Византия и славянский мир

      От Восточной Римской империи к Византии. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьбы Византии в VII—ХI вв. Взаимоотношения с Русью.

      Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.

      Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабский мир в VI—ХI вв.

      Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры и объединение арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.

      Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ( 7 ч)

Тема 4. Феодальное общество

      Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Теория трех сословий и ее значение. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.

      Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.

      Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Тема 5. Средневековый город

      Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.

      Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.

Тема 6. Католическая церковь в ХI—ХIII вв.

      Основы могущества Церкви. Материальные богатства Церкви, их источники. Упадок морального авторитета Церкви в Х—ХI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в ХI в.

      Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

      Папство в зените могущества. Ереси ХII—ХIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба Церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении Католической церкви.

Тема 7. Разные судьбы государств

      Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа I Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IХ Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».

      Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце ХI—ХII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с Церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.

      Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха I Гогенштауфена в Италии и в Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине ХIII—ХIV в.

Тема 8. Культура Западной Европы в ХI—ХIII вв.

      Школы и система образования. Возникновение университетов. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и философии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.

      Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

Раздел III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (9 ч)

Тема 9. Западная Европа в ХIV—ХV вв.

      Ухудшение условий жизни европейцев в ХIV в. «Черная смерть», ее экономические и прочие последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

      Причины и начало Столетней войны. Этапы войны. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.

      Бургундское государство в ХV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика ХI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

      Изменения в культуре Западной Европы в ХIV—ХV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в ХIV—ХV вв.

      Польша в ХIV—ХV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Грюнвальд. Династическая уния Польши и Литвы. Расцвет Чехии в ХIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

      Страны Балканского полуострова в ХIV—ХV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 ч)

Тема 11. Культуры и государства Азии

      Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Особенности политического развития Индии. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры.

      Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.

      Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.

Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки

      Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки и государство Мономотапа.

      Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Итоговое повторение (1 ч)

      Значение Средневековья в мировой истории и культуре.

Контроль.  

Система измерения результатов состоит из:

  • входного, промежуточного и итогового контроля;
  • тематического и текущего контроля,
  • административного.

Входной контроль – сентябрь

Промежуточный контроль – ноябрь

Итоговый контроль – декабрь

Тематический контроль:

 Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки.

  1. Контрольная работа № 1 по теме «Раннее Средневековье »
  2. Контрольная работа № 2 по теме: «Расцвет Средневековья» (Административный контроль).
  3. Контрольная работа № 3 по теме «Осень» Средневековья» 
  4. Контрольная работа № 4 «Итоговая контрольная работа». (Итоговый контроль)

            Текущий контроль:

Самостоятельные работы.
Тематические тесты.
Тематические тесты включают в себя  задания с выбором ответов. В некоторых тестах имеются задания повышенной сложности. Как правило, с помощью тематических тестов диагностируется усвоение изученной темы, пробелы знаний обучающихся. 

Тест 1.

Империя Карла Великого

Тест 5.  

Восстание Уота Тайлера в Англии.

Тест 2.

Культура Византии.

Тест 6.  

Гуситское движение в Чехии.

Тест 3.  

Горожане и их образ жизни.

Тест 7.  

Китай и Индия в средние века.

Тест 4.  

Крестовые походы.

Тест 8.  

Итоговый

Административный контроль:

         На административный контроль выносится  контрольная работа № 2 по теме «Расцвет Средневековья»

Учебно- методические средства.

  1. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории средних веков 6 класс. М: Владос, 2007.
  2. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся/Сост.Н.И.Запорожец. Под.ред.А.А. Сванидзе. – М., 2008.
  3. Турский Г. история франков. Серия « Литературные памятники».-М., 2007.
  4. Донской Г.М.Задания для самостоятельной работы по истории средних веков.-М., 2008.
  5. Школьная энциклопедия. История средних веков.-М., 2008.
  6. Бингхэм Дж. Всемирная история. Средний мир. – М., 2008.
  7. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков.- М., 2007.
  8. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия истории средних веков . – М., 2008.
  9. Огнева О. рыцари. Турниры. Оружие. Энциклопедия. – М., 2007.
  10. Энциклопедия для детей. Всемирная история. – М., Аванта +, 2007.
  11. Курбатов Г.Л. история Византии.- М., 2008.
  12. История средних веков. Под ред. З.В.Удальцовой и С.П.Карпова.- М., 2007.
  13. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1.- М., 2009.
  14. Книга для чтения по истории средних веков. Под. Ред. С.А.Сказкина.-М., 2008.
  15.  Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие.- М., 2008.
  16. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9-х классах.- М., 2009.
  17. Энциклопедия для детей. Техника.- М., Аванта +, 2009.
  18. Кулагина Г.А. Сто игр по истории .- М., 2009.
  19. Л.П.Борзова Игры на уроке истории.- М: Владос, 2007.
  20. Можейко И.В. 7 из 37 чудес света.-.: Вече, 2005 г.

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Дата проведения урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Контроль

Примечание

План

Факт

1

 

Глава I.

 Становление средневековой Европы

( 7 ч)

Введение. ( 1ч)  Что изучает история средних веков.

2

Древние германцы и Римская империя.

3

Королевство франков и христианская церковь.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

5

Западная Европа в IX – XI вв.

6

Культура Западной Европы в ранее Средневековье

7

Повторительно-обобщающий урок по теме: « Становление средневековой Европы»

Контрольная работа

8

Глава II.

 Византийская империя и славяне

(3 ч)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

9

Культура Византии.

10

Образование славянских государств.

11

Глава III.

Арабы в VI-XI веках

(2 ч)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

12

Культура стран халифата.

13

Глава IV.

Феодалы и крестьяне

(2 ч)

В рыцарском замке.

14

Средневековая деревня и ее обитатели.

15

Глава V.

Средневековый город

(3 ч)

Формирование  средневековых городов.

16

Горожане и их образ жизни.

17

Повторительно – обобщающий урок по теме « Средневековый   город »

к/работа

18

Глава VI.

Католическая церковь

(2 ч)

Могущество папской власти. Католическая  церковь и еретики

19

Крестовые походы.

20

Глава VII.

«Образование централизованных государств»

 ( 6 ч)

Как происходило объединение Франции.

21

Что англичане считают началом своих свобод

22

Столетняя война

23

Крестьянские восстания  во Франции и Англии.

24

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

25

Реконкиста и образование централизованных государств на  Пиренейском полуострове

26

Глава VIII.

«Германия и Италия в XII-XV  веках »

(2 ч)

Усиление власти князей  в Германии.

27

Расцвет итальянских городов

28

Глава IX.

«Славянские государства и Византия в XI-XV веках »

( 2ч)

Гуситское движение в Чехии.

29

Завоевание турками- османами Балканского полуострова

30

Глава X.

« Культура Западной Европы  в XI-XV веках »

( 2ч)

Образование и философия. Средневековая литература и искусство

31

Культура раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения

32

Глава XI.

« Культура Западной Европы  в XI-XV веках »

( 2ч)

Китай и Индия в средние века.

тест

33

Народы Америки и Африки в средние века.

34

Повторительно – обобщающий урок по теме «Живое  Средневековье»

к/работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс

Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...

Рабочая программа по ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Класс 6

Рабочая программа составлена  в соответствии с примерной программой по истории для основного общего образования  МО РФ 2004г. Данная программа предусматривает базовый уровень изучения учебно...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов

В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.

Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...