Византийская империя при Юстиниане
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Матафонова Алёна Владимировна

методическая разработка по истории средних веков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizantiyskaya_imperiya_pri_yustiniane.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Глава II. Византийская империя в VI – XI веках.

Тема урока: « Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. »

( рабочая тетрадь.  С.21-24)

Цель урока:

  1. подвести учащихся к пониманию особенностей императорской власти в Византийской империи, и важнейшими достижениями византийского искусства.
  2. продолжить формирование умений изучать письменные исторические источники, извлекая из них новые знания. Работать с исторической картой, как с источником знаний, пользоваться легендой.

Учебное оборудование: карта « Византийская империя и славяне в VI-XI  в.в» Рабочая тетрадь.

Оформление доски:  тема урока, новые слова: ( скипетр,г. Антиохия, пролив Босфор, г. Равенна,храм св. Софии. Канон, мозайка, алтарь, смальта, икона.)

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме.

III. Переход к изучению новой темы

          Итак, изучая историю Древнего мира мы с вами выяснили, что огромная Римская империя в 395 году была разделена на два государства- Восточную империю и Западную. Под ударами варваров в 476 году Западная империя пала. Восточную же империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой. Оно смогло просуществовать еще почти тысячу лет. Сами же византийцы назвали свое государство Ромейской ( Римской)  империей, а себя ромеями.

  • Давайте вспомним, когда и кто перенес столицу римской империи в Константинополь? ( 330 г. Константин)
  • Определите по карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю? ( Балканский п-в, М. Азия. Египет, Сирия, Палестина, часть Закавказья)

         Подводя итог беседы, отметим. Что Византийская империя была единым государством Европы и Бл. Востока, уцелевшим во время переселения народов в V-VI в.в

2.работа с картой ( с. 58 уч-ка)

  • Какие крупные города сохранились на территории Византийской империи ( Иерусалим, Александрия, Константинополь)
  • Какой город был столицей Византии ( Константинополь)
  • Где находился Константинополь ( на берегу пролива Босфор)

      Посмотрев карту, можно сделать вывод о том, что Восточная Римская империя находилась в выгодном географическом положении, она находилась на пересечении морских и сухопутных торговых путей, связывающих Европу и страны Востока.

_ Почему же Византия не была завоевана варварами? Почему она оказалась более прочной, чем Западная римская империя?

  1. на востоке Римской империи было слабее развито рабство, чем на западе. ( здесь больше свободных крестьян)---------2. сохранился обмен между городом и деревней---------3. в городах сохранились ремесла и торговля.

3. ( в Византии к XV  в. сохранились оживленные города ( карта)  Констанинополь, Александрия, Антиохия – с богатым природными ископаемыми, с развитыми ремеслами и торговлей, таких ремесел не знали на западе: производство стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей, ювелирных изделий, папируса. Эти города торговали с Араном, Индией, Китаем. Все ранее средневековье Византия оставалась Великой морской державой ( обилие морских гаваней, господство над проливами)

4. император мог содержать сильную армию и флот ---------- 5.Византия отбивала нападения внешних врагов.

 4. 527-565 г.г – императором Византии был Юстиниан.

 Юстиниан был одним из выдающихся правителей Византии. Он получил хорошее образование. Был умным, хитрым и жестким человеком. Для укрепления своей императорской власти он поддерживал христианскую церковь, а церковь его. Служители церкви утверждали, что власть дана ему от Бога. Кроме того. Для выполнения всех его распоряжений и охраны границ государства существовала сильная наемная армия и флот. Сам император лично назначал всех военачальников и чиновников. Для установления порядка на территории своей империи Юстиниан ввел единые законы. Любое неповиновение со стороны подчиненных жестоко каралось.

  1. самостоятельная работа с текстом учебника .  прочитать п4,5 с. 61-63.
  • Выяснить, какие территории завоевал Юстиниан в период своего правления ( территорию северной Африки, юг Италии, юго- западную часть Испании)
  • Какие народы нападали на территорию Византии в VI-VII в.в ( славяне и персы)
  1. работа с классом. ( раб. Тетрадь с.22 зад № 3)

Составление таблицы « Направления внешней политики Юстиниана».

направление

средство

итог

1. Борьба с набегами славян

Стравливание племен м/у собой, подкуп, жалованье земель

Набеги отражены, но угроза полностью не отражена

2.борьба с вестготами

война

Отвоевание южной Испании

3. Борьба с вандалами

война

Отвоевание северной Африки

4. борьба с остготами

Война

Возвращение Италии

5. Северное Причерноморье

Возвращение южного берега Крыма

6. борьба с персами на Востоке

Война, подкуп

Персы отброшены, заключен мирный договор

         Однако после смерти Юстиниана Византия в течение нескольких столетий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет и могущество и блеск Юстиниановской эпохи.

          В середине VI в. на Византию начали нападать славянские племена. Империя с трудом отбивала их нападки, а ослабление Византии открыло путь для поселения славян. Одновременно с юга на Византию нападали арабы. Территория империи сократилась втрое.

Поселение славян на территории Византии ускорило переход от пришедшего в упадок рабовладельческого строя к феодальному.

         В VIII –X  в.в свободные крестьяне разоряются, их стали называть убогими. В то же время в общинах – богатые люди « сильные» расширяли свои владения за счет обедневших соседей, из них-то м слагался новый класс – феодалов.

         Вывод: Так, в IX-XI  в.в в Византии возникли феодальные поместья и феодальная эксплуатация крестьян.

V. Закрепление изученного на уроке.

         В IX- XI в .в. в Византии сложился феодальный строй. Но он был менее развит, чем в Западной Европе.

VI. Итог урока.

Задания на аналогию ( закрепление) ( раб. Тетрадь зад № 2. с. 21)

Византия                                                             Юстиниан

                                     ?                                                                               ?

VII. Д/з:

      1.Прочитать № 11-12   .раб. тетрадь зад № 1с 21, зад № 1-4 с. 23-24  и зад № 1-2  с.11-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Византийская империя

Презентация 2 части к уроку "Перекресток цивилизаций на Востоке" в 10 классе...

тест по истории средних веков на тему "Византийская империя"

Тест по истории средних веков к учебнику Агибаловой, Донского "История средних веков, тема "Византийская империя. культура византии"(параграф 6-7) 6 класс. Тест размещён для родителей (с ответами...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Тест "Византийская империя"

Тест позволяет определить уровень мышления (составлен в системе Способа диалектического мышления )....

Урок истории России в 6 классе Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей

Отношение Киевской Руси и Византии сложно охарактеризовать, одним словом. Киевские князья не редко воевали, с Византией, добиваясь выгодных торговых соглашений, перенимали какой-то технический и научн...

«Византийская империя при Юстиниане. Борьба с внешними врагами».

Особенности развития Византии. В  395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная ги...