Проблема формирования общероссийской идентичности как стратегическая цель исторического образования по новым ФГОС.
статья по истории по теме

Наземкина Екатерина Александровна

Статья подготовлена для VII ежегодной региональной  научно-практической  конференции «Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты: актуальные вопросы обучения и преподавания истории и обществознания» ( проводится Омским государственным педагогическим университетом,факультет истории, философии и права и БОУ г.Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила : методист БОУ  г.Омска

«Центр творческого развития и

гуманитарного образования «Перспектива»

              Наземкина Е.А

Проблема формирования общероссийской идентичности как стратегическая цель исторического образования по новым ФГОС.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим (…) способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

(Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования)

Современное понимание идентичности как особого социально-культурного феномена связано в первую очередь с работами Э.Эриксона и М.Кастельса. Эриксон  выделил,  по крайней мере,  три основные аспекта рассмотрения концепта идентичности: 1) чувство идентичности; 2) процесс формирования идентичности и 3) идентичность как конфигурация, результат этого процесса. При этом речь должна идти как о личностной, так и о коллективной идентичности (но также имеющей индивидуальный характер - социальное “Я”). М.Кастельс  под идентичностью понимает “процесс конструирования индивидуального значения на основе какого-либо культурного признака или связанного набора культурных признаков, которым отдается предпочтение над другими источниками индивидуального значения”[3] .

Государственная  идентичность — это осознание человеком принадлежности к тому или иному государству.  Она зависит от того,  насколько человек идентифицирует себя с конкретным государством,   кем он считает себя в данном государстве,  каков у него реальный статус, то есть, какими правами, обязанностями и полномочиями он обладает в государстве, каковы возможности его самореализации.  Государственная идентичность есть важнейший элемент самосознания личности и  является важнейшим консолидирующим фактором [7].      В развитии России приобрело традиционно значительную роль цивилизационное измерение, что выражалось в её особом позиционировании как по отношению к Западу, так и к Востоку (Китай, Индия, исламский мир). До 1917 года основой российской идентичности было православие, затем её сменила официальная коммунистическая идеология, которая претендовала на создание принципиально новой советской цивилизационной общности. За распадом СССР неизбежно последовал и крах советской идентичности, которая на протяжении семи десятилетий определяла психологию и массовое сознание подавляющего большинства жителей России. Россия после распада СССР фактически оказалась вынужденной самоопределяться одновременно и как национально-государственное образование (Россия как новое государственное образование, как одно из государств СНГ), и как цивилизационно-культурное образование (Россия как ядро постсоветского экономического и культурно-цивилизационного пространства). Оба эти процесса протекают достаточно сложно, противоречиво и сопровождаются многочисленными политическими, социальными, этническими, культурными конфликтами как внутри самой России, так и за ее пределами. Важное  влияние  на  формирование новой российской идентичности имеет развитие  и использование информационных технологий, а также усиливающиеся процессы глобализации. [3] При этом процесс модернизации должен идти  при сохранении культурной идентичности, определенной преемственности в культуре.  

Конструирование цивилизационной идентичности  на  основе  принципа  согражданской  солидарности, сопричастности общему государству должно осуществляться: во-первых, на поиске  общих  предметов  национальной  гордости,  например, общенациональный вклад в дело Великой Победы над фашистской Германией; во-вторых, на поиске идейных основ сплочения народов России, например, единения России как великой державы; в-третьих, на общности территории  [8]. Таким образом,  можно достичь позитивной идентичности – когда индивид ощущает гордость и самоуважение от причастности к группе или общности, с которой себя ассоциирует.  

Стратегическая задача развития школьного образования в России – обеспечение инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу. В условиях новых социальных реалий в России, перехода человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием - эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой). «Развивающемуся обществу – подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования» - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, ...прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, ... способны к сотрудничеству, ... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».[6]  Образование, таким образом, должно стать важнейшим, конкурентоспособным, институтом социализации подрастающего поколения, ориентиром в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния, стабильности и процветания России. [4]

В каком возрасте следует начинать формирование общегосударственной идентичности? Если рассматривать  данный процесс в широком плане, то, конечно же  в семье, с раннего возраста. Если же мы говорим об образовательном процессе, то  проведем параллели с концепцией развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе, предложенной Жаном Пиаже в исследовании 1951 г.  Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «родина» и приобретение у ребенка подобных знаний относится к 6-7 летнему возрасту. В основе формирование общегосударственной идентичности также будет лежать понятие «родина»,  а возраст совпадает с началом школьного обучения. В младшем подростковом возрасте (10–11 лет) идентичность уже  формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [1]. Здесь можно обратиться к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики», который приходиться на 4 класс обучения. Одним из личностных результатов именно курса «ОРКСЭ» является формирование основ российской гражданской идентичности и чувства гордости за свою  Родину. Немаловажным является присутствие в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» ряда заданий, ориентированных на совместную работу детей и родителей. Подобные виды заданий дают возможность выявления семейных ценностных ориентаций. …Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» [9].

 Также, к примеру, главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности[5].    

В образовательном процессе именно на учителей истории, обществознания и основ религиозных культур и светской этики ложится основная задача по формированию чувства общероссийской идентичности у учащихся. «Концепция модернизации Российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - вот базовые документы, дающие ориентиры для дальнейшей работы педагогов.

Список использованной литературы:

  1. СтефаненкоТ. Этнопсихология http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/stef/12.php     (дата обращения 28.01.2013)
  2. Формирование этнической идентичности. Гусарова Н.Ф.http://de.ifmo.ru/--books/0062/56.html  (дата обращения 28.01.2013)

  1. Проблемы идентичности и российская модернизация. Семененко И.С., Пантин В.И.http://spkurdyumov.narod.ru/pantin.htm (дата обращения 28.01.2013)

  1. Федеральные государственные  образовательные стандарты. http://fgos.isiorao.ru/fgos/conception_fgos/about/  (дата обращения 28.01.2013)

  1. http://standart.edu.ru (дата обращения 28.01.2013)


  1. «Концепции модернизации Российского образования» http://www.edu.ru/db/mo/data/d_02/393.html  ( дата обращения 01.02.2013)

  1. Государственная идентичность и мультикультурное общество. Григорян Р.  http://rus.delfi.ee/projects/opinion/gosudarstvennaya-identichnost-i-multikulturnoe-obschestvo.d?id=26125319 ( дата обращения 01.02.2013)

  1. Цивилизационная идентичность России как основа консолидации полиэтничного и поликонфессионального социума. В.В. Лапкин, В.И. Пантин.– М.:Издво ИМЭМОРАН, 2004.http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2012/Dokladi/VshivtsevaLN_sec2_rus_16.03.12.pdf (дата обращения 01.02.2013)

  1.  А.Я.Данилюк, A. М. Кондаков, B. А. Тишков

 Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности   гражданина России . Москва «Просвещение» 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...

Проблема формирования адаптивных качеств выпускника в системе профессионального образования

В статье указаны условия, оказывающие влияние на процесс формирование необходимых адаптивных качеств, таких как получение профессиональных навыков....

Основные цели исторического образования в гимназии

Современная гимназия требует углубленного образования по предметам гуманитарного цикла, в этой связи история является предметом системообразующим. Через исторические сюжеты ученики осваивают универсал...

Формирование общероссийской идентичности средствами учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Огромное значение для духовно-нравственного развития младших школьников имеет направленность содержания учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР на воспитание гражданина и патриота своего Отечества - России....

Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического образования

Из опыта работы "Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического обществоведческого образования"...

«ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

Проблема национальной идентичности являеися современной мировой проблемой. В работе проанализированы особенности национального состава  МАОУ "Байкаловская СОШ" и сформированность компон...

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...