Формирование общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла.
статья (история) на тему

Леонтьева Наталья Васильевна

Данная статья содержит информацию из опыта работы по формированию общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла»

          Всё более становится очевидным, что современное образование, формируя личность школьника, готовит его жить в современном мире, учит разнообразным формам общения, развивает способность получать и обрабатывать информацию, анализировать и давать собственную оценку явлениям и событиям. На протяжении ряда лет лозунг современной школы звучит так: «Научить учиться». И действительно, результаты выполнения КИМов выпускниками 9, 11-х классов на государственной (итоговой) аттестации, свидетельствуют о том, что многим учащимся трудно составлять план, анализировать предлагаемые тексты, формулировать выводы, сделанные на основе прочитанного. Также возникают проблемы, трудности с заданиями на сравнение, обобщение сведений, извлечённых из текста. Не секрет, что в школах есть дети, испытывающие трудности даже при прочтении текста учебного материала. А ведь это тоже влияет на успешность обучения. Поэтому, я считаю, что на уроках, вне зависимости от предмета, особое внимание следует уделять формированию и развитию общеучебных умений и навыков.

      Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины) (выделяют учебно-информационные, учебно-управленческие, учебно-логические, коммуникативные умения).

       Работу по формированию общеучебных умений и навыков следует вести на всех ступенях обучения. Более подробно остановлюсь на том, как это происходит на основной и старшей ступени обучения. При переходе из начальной школы следует опираться на те умения, которые уже сформированы в начальной школе. Пятиклассников, в первую очередь, надо обучать умению работать с основным текстом параграфа. Текст выступает при этом, во-первых, как объект приложения умений (как источник информации), а во-вторых, как средство их формирования. Формирование всякого умения предполагает соответственно четыре этапа работы:

-подготовительный;

-этап усвоения действия;

-тренировочный;

-закрепляющий.

      На первом этапе учитель объясняет учащимся, зачем нужно овладеть данным приёмом работы, показывает, как применяется умение, какие действия при этом осуществляются. На втором этапе участники воспринимают эти действия в совокупности и воспроизводят их. Постепенно, при изучении аналогичного материала, дети закрепляют уже знакомый им приём действия, происходит первоначальное овладение приёмом. В рамках третьего этапа решающее значение отводится преобразующей деятельности школьников. Дети должны (пока что с помощью учителя) выполнить задания, которые требуют трансформации материала. Происходит перенос известного приёма в новую учебную ситуацию. Этот этап можно считать решающим. На четвёртом этапе преобразующая деятельность сочетается с творческой. Дети самостоятельно выполняют работу, которая требует применения умения: отбирают необходимые им логические операции, перестраивают их. Критериями сформированности умения можно считать следующие:

-полнота выполняемых действий;

-рациональная последовательность их выполнения;

-осознанность выполнения действий.

Основными средствами формирования общеучебных (в частности учебно-информационных) умений являются:

  1. Объяснение приёмов учебной работы (обязательно и необходимо!).
  2. Применение памяток-предписаний, инструкций (своеобразный алгоритм) о способах деятельности.
  3. Использование серии заданий возрастающей степени сложности.

При работе с текстом можно использовать следующие приёмы:

  1. Приём комментированного чтения.
  2. Приём аналитического чтения.
  3. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических таблиц.
  4. Составление логических схем, раскрывающих ход суждений автора.
  5. Составление и анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм, схем.
  6. Формулирование заголовка урока. Правильно выбранная форма темы урока также помогает учащимся анализировать факты, делать выводы.

Например, «Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?» (10 класс). Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создают проблемные ситуации, побуждают к размышлениям и анализу. Например, «Тверь или Москва?» (6 класс), «Создание Британской империи: победа или поражение?» (8 класс), «Великая Отечественная война: триумф или трагедия советского народа?» (9 класс).

На уроках гуманитарного цикла у детей формируется умение оценивать изучаемые события, политических деятелей, анализировать различные подходы к изучаемым событиям. Всё это способствует формированию критического мышления учащихся, так необходимого в дальнейшей жизни выпускников. Для развития умения оценивать, сравнивать, анализировать я предлагаю учащимся (при изучении определённых тем) в конце урока расставить в заголовке знаки препинания, выражая тем самым собственное отношение к проблеме, давать оценку изучаемым событиям. Например, на уроке о судьбе последнего российского императора, старшеклассники должны поставить после слова «Расстреляли» восклицательный, вопросительный знак или многоточие. Свой выбор необходимо аргументировать. Или при изучении реформ П.А.Столыпина аналогичное задание (заголовок «Тихая революция»).

  1. Метод ключевых слов. Учащимся необходимо в определении, отрывке текста выделить ключевые слова. Таким образом, учащиеся учатся структурировать текст, выделять опоры для запоминания.
  2. Составление плана текста, плана темы.

  Особое внимание на уроках истории при развитии умения анализа, синтеза, оценки событий и явлений следует обратить на работу с историческими источниками.

 Используя все вышеперечисленные приёмы для формирования общеучебных умений и навыков необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Чтобы добиться необходимого результата, нужно постоянно, на каждом уроке работать над формированием умений. Особенно большое внимание необходимо уделять этому процессу в 5-6-х классах, так как именно на этом этапе формируются базовые умения, которые уже будут развиваться уже в последующие годы обучения.
  2. Нужно помнить: работа по формированию умений – это работа по алгоритму, который нельзя перестраивать произвольно.
  3. При организации работы по формированию общеучебных умений, необходимых для эффективного обучения, детей нужно постоянно мотивировать, объяснять важность и значимость умения.
  4. Всегда следует идти от простого к сложному. Планируя свою работу следует исходить от того, что дети уже умеют. И здесь важно умение учителя проводить диагностику уровня сформированности умений и навыков.

Критерии сформированности у учащихся учебно-информационных
умений и навыков:

  1. Работают с письменными текстами:

- читают бегло, сознательно, выразительно, правильно
(с соблюдением норм литературного произношения);

- владеют различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, аналитическим, по ролям;

- работают с основными компонентами учебника: оглавлением, структурными компонентами, заданиями, словарем, иллюстрациями, схемами, таблицами, сносками;

- умеют пользоваться библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями;

- различают научные, художественные и официально-деловые тексты;

- умеют составлять простой и сложный план письменного текста;

- умеют составлять на основе письменного текста таблицы, схемы, графики, диаграммы;

- составляют произвольные цитированные выписки из письменного текста;

- владеют различными видами изложения текста (краткое, развернутое, выборочное);

- создают тексты различных типов (доклады, рефераты, курсовые работы и др.).

  1. Работают с устными текстами:

- умеют выразительно излагать устный текст;

- умеют слушать, задавать восполняющие и уточняющие вопросы;

- умеют рецензировать выступление одноклассника;

- взаимодействуют в различных организационных формах диалога и полилога (обсуждение, дискуссия, интервью).

  1. Работают с реальными объектами как источниками информации:

- используют различные виды наблюдений;

- осуществляют описание наблюдаемого объекта.

  1. Умеют пользоваться техническими средствами воспроизведения информации: работа с компьютерными каталогами, банками данных, в системе Интернета, в локальной компьютерной сети, владение современными информационными технологиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА...

Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

Творческая работа учащихся на уроках гуманитарного цикла

Различные подходы в обучении истории и обществознания....

Выступление на педсовете. Тема: «Формирование познавательных УУД у учащихся по предметам гуманитарного цикла (русский язык)».

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...

ПРИМЕНЕНИЕ «КОНСТРУКТОРА ЗАДАЧ» Л.С. ИЛЮШИНА В ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

В статье показан опыт применения «Конструктора задач» Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с учащимися на уроках литературы и истории...

Доклад на тему «Совершенствование коммуникативных умений у учащихся на уроках гуманитарного цикла как основа преодоления трудностей в обучении».

Определение направлений работы по совершенствованию коммуникативных умений, использование авторских методик, подобранных в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями учащихся, не толь...

Формирование мыслительной активности и самостоятельности на уроках гуманитарного цикла.

Как развивать качества личности, которые востребованы сегодня: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям и др.?...