Патриотическое воспитание школьников
статья по истории по теме

статья (работа по методической теме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

              Патриотическое воспитание школьников.

Начало XXI в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений в области образования.

Главная задача школы в новых условиях, используя новые подходы, воспитать настоящего гражданина России. Какими качествами должен обладать россиянин? Каковы пути формирования этих качеств?

Основополагающим является, конечно, любовь к Родине, к своей земле, ее свободе и независимости, чести и достоинству, уважение к ее героическому прошлому. Это и есть то, что мы называем словом патриотизм. В наше время это слово стало чуть ли не ругательством и произносится с иронией. Но есть же святыни, которые ни с чем не сравнить – это Родина, Отечество, сыновья верность, преданность земле, где родился и вырос!

В. А. Сухомлинский говорил: «Мать рождает твою плоть, Отечество рождает твою человеческую гражданскую душу».

Безграничны просторы нашей Родины, но у каждого из нас есть место, где ты родился, увидел мир, сделал первый шаг, произнес первое слово. Родина начинается с маленького уголка. Важно, чтобы в эмоциональной памяти детей отпечатались навсегда мельчайшие детали незабываемых родных мест: река, поле, тропинка в лесу, рябина под окном, цветущий сад, весенние разливы, отчий дом, словом, все то, что и есть малая Родина. В

трудную минуту, вдали от родных мест, именно эти мелочи вспоминаются людям, снятся им. Научить ребят этому – есть главная задача в воспитании настоящего гражданина и патриота. Вспомним слова А. С. Пушкина:

«Два чувства давно близки нам,

            В них обретает сердце пищу:

            Любовь к отеческим гробам,

            Любовь к родному пепелищу»

Изучая тему «Гражданская война в России», я всегда говорю о том, как сметенные революцией и гражданской революцией тысячи людей оказались в Париже, Праге, Харбине. Но и там, на чужбине, они продолжали любить свою Родину. Они сохранили свой язык, свою культуру, построили православные храмы, открыли школы, университеты. Тосковали по Родине и в годы Отечественной войны и, как могли, помогали ей.

Патриотические чувства в годы войны охватили многих представителей «первой волны» эмиграции. Героями французского и бельгийского сопротивления стали: Кузьмина-Караваева (в монашестве - мать Мария), княгиня Оболенская. В США собирали средства композитор Рахманинов, бывший лидер кадетов Милюков, член Временного правительства Яхонтов, члены царской фамилии. В Париже есть кладбище русских эмигрантов, где они нашли свой последний приют. Побывав там, поэт Р. Рождественский написал стихи «Сен-Женевьев-де-Буа».

Вторая грань патриотического воспитания – это память о героической истории нашей Родины, уважение к подвигам и людям, совершивших их. Но вся беда в том, что все эти исторические события мы рассматриваем, как процесс, уделяя больше внимания политическим аспектам, и не видим за этими событиями людей, их мужества, жертвенности и тех нравственных высот, на которые поднимались солдаты. Мы в угоду пропаганде забыли более 20 тыс. погибших в Финской войне, совсем «не повезло» Первой мировой войне, на которой погибло более миллиона наших соотечественников, лучших сынов России, ее цвет, ее молодость. Требуется особая эмоциональность, трепетность, чтобы сделать для учащихся эту войну зримой. И в этом помогает музыка, вечная музыка марша В.И.  Агапкина «Прощание славянки», пережившая войны, правительства, музыка горя и русского величия. Именно она ведет нас туда, к той войне. Не случайно я привела эти примеры. Это и, может быть, самое главное – обращение к чувствам наших учеников, умение пробить стену равнодушия, безразличия. Коле нет памятников на земле, этот памятник должен быть выстроен в душе человека, в сердцах наших воспитанников.

Пробудить патриотические чувства сограждан – необходимое условие существования не только нашего государства, а вообще любого государства.

В своей книге «Как воспитать настоящего человека» В.А. Сухомлинский озвучивает все «нельзя», что считается мерзким и гнусным. Начинать надо с воспитания нетерпимости к лени, безделью, нерадивости, к пустому времяпрепровождению. Не случайно народная мудрость гласит: «Лень - мать всех пороков». Каждое из этих «нельзя» может стать темой большого разговора с учащимися на классных часах, индивидуальных беседах. И начинать надо с отношения к родителям, семье. Не растить «Иванов, не помнящих родства». Надо, чтобы дети знали свою родословную. Часто дальше дедушки и бабушки по прямой линии не уйдут, а ветви родового древа не знают совсем. Давайте вспомним, как русские дворяне, интеллигенция хорошо были осведомлены о своем роде. А.С. Пушкин довел свою родословную до 1240 года. Не зря У. Черчилль говорил: «Чтобы знать, куда направляешься, надо знать откуда ты идешь».

Основной инструмент, который должен быть у каждого учителя – это слово – самый тонкий и самый острый инструмент. Воспитание словом – самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Наш замечательный педагог В.А. Сухомлинский считает совершенной нелепостью утверждение, что порок воспитательной работы – словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении многих из нас воспитывать словом. Воспитывая гражданина России, мы строим будущее своей страны.

Литература:

В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека». – М.: Педагогика, 1990. – 286с.

И.И. Монахов «Умом и сердцем»: мысли о воспитании: сборник. – М.: Политиздат, 1989. – 367с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьника

Мне хотелось отметить  необходимость патриотического воспитания у современных школьников. В наше сложное время необходимо научить ребят любить свою Родину, помнить свои корни, ценить и приумножат...

Патриотическое воспитание школьников

Не будет сын смотреть спокойноНа горе матери родной.Не будет гражданин достойныйК Отчизне холоден душой.А.Н.Некрасов...

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...

Статья "Патриотическое воспитание школьников на селе"

Статья " Патриотическое воспитание школьников на селе"  рассказывает об успешной реализации программы "Патриоты России"....

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...

Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...

Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"

   Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...