Урок Мужества, посвященный 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана.
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Фроленкова Марина Михайловна

Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения  «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Это сценарий мероприятия, приуроченного к 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Рассчитано на детей 14-16 лет (8-10 классов).Одна из главных  задач мероприятия - это ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. 

Мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, воспитывает патриотизм, любовь к Родине.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Мужества34.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                      МБОУ Кузьмичская СОШ

                          Ершичского района Смоленской области

Сценарий

открытого внеклассного мероприятия для 7-10-х классов,

посвященного 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана

«Мой долг – моя Родина»

                                                                           Мероприятие разработала:

                                                                           учитель истории и обществознания

                                                                           1 квалификационная категория

                                                                            Фроленкова Марина Михайловна

Дата проведения: 15.02. 2014

      Место проведения: МБОУ Кузьмичская СОШ

                             Пояснительная записка

Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения  «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Это сценарий мероприятия, приуроченного к 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Рассчитано на детей 14-16 лет (8-10 классов).Одна из главных  задач мероприятия - это ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Все дальше в историю уходят события, связанные с Афганской войной, той братской помощью, которую наша страна, ее армия и правоохранительные органы оказали народу и правительству Афганистана в проведении демократических реформ.  В целом все советские военнослужащие, а также обслуживающий их гражданский персонал в какую бы страну ни направляла их Родина с честью и достоинством, очень часто в непривычных для себя физико-географических и природно-климатических условиях, с риском для жизни выполняли задания руководства страны и военного командования. Многие из них удостоились за это государственных наград. Вместе с тем имена и подвиги многих воинов-интернационалистов, прошедших «горячие точки» под предлогом чаще всего надуманной конспирации незаслуженно преданы забвению, и восстановить их сегодня хотя и сложно, но необходимо.

Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению,воспитывает патриотизм, любовь к Родине.

Внеклассное мероприятие предполагает достигнуть следующих результатов:

  1. Приобретение знаний об исторических событиях Афганской войны. Знакомство с воинами-интернационалистами Михайловского района.
  2. Решение проблемы преемственности поколений.
  3. Повышение статуса нравственно-патриотического воспитания.

Данное мероприятие можно использовать на уроках истории, а также при проведении классных часов для учащихся 7- 11 классов.

 Цель мероприятия:

  • способствовать формированию знаний об истории локальных конфликтов, в частности Афганской войне, о роли ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, гражданской позиции;
  • воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважения к старшему поколению, развитию кругозора, ответственности за будущее.

Задачи:

  1. Знакомить воспитанников с событиями истории войны в Афганистане, с воинами-интернационалистами Михайловского района.
  2. Осветить неизвестные факты, связанные с Афганской войной.
  3. Развивать чувства патриотизма, любви, интереса к истории и наследию своего Отечества и родного края.
  4. Воспитывать уважение к участникам военных боевых действий, к воинской чести и долгу.

Оборудование:

мультимедийныйпроектор (DVD приставка + телевизор), экран, звуковоспроизводящая аппаратура.

                     Ход мероприятия:

1 ведущий:

«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше.…Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». (А. Н. Толстой)

2 ведущий:

 О патриотизме написано и сказано, пропето и нарисовано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. У нашей Родины есть богатое историческое прошлое. Историю надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять ошибок.

  Учитель: 

15 февраля исполняется 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана.Для воинов – интернационалистов это особый день – день памяти. Живым и павшим посвящается наш урок мужества «Мой долг – моя Родина»».

«Афганская война- растерзанные души...
Твоих речей не могут слышать уши!...
Ты настоящее чистилище
И бесов гнуснейших вместилище.
Ты щупальцами обнимала
Солдат невинных в той войне.
Ты на куски их разрывала!...
Садиста хуже ты втройне!...

Клубился дым в чудовищном бою-
Солдат терял там жизнь свою...
А кто минуя ад домой добрался-
С глубокой раной в сердце жить остался…»

                     

3 ведущий:

 Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Воины на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен.

Ушла в историю и Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.

Чтец:

Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить…

Демонстрируется документальный фильм «Ввод войск»

Учитель:

Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”.

Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет.

Чтец:

                                                        «Дворец».

                     Материнский охрипший беззвучный вой.

                     Залп прощальный и красный шёлк.

                     Этот мальчик погиб, выполняя свой

                     Интернациональный долг!

                     Что он думал, в атаку ту поднявшись,

                     Перед тем, как упал и умолк?

                     Тьме отдать непочатую в общем – то жизнь –

                     Интернациональный долг!

                     Мы не раз вызволяли народы из тьмы,

                     За полком посылая полк

                     Пол – Европы засеять своими костьми –

                     Интернациональный долг!

                              О страдания чаша! А сколько чаш

                              Мы испили? Мы понимаем в этом толк

                              Наверное, это наш

                              Интернациональный долг…

        Ю. Поляков

4 ведущий:

Афганистан… Слово это болью и горечью отзывается в сердцах миллионов людей. Название этой далёкой, чужой нам страны порой звучит как стон, как молитва, как проклятие…

   Проходят годы. Многое со временем забывается. Но живы в памяти матерей их мальчики, их сыновья, вернувшиеся в цинковых гробах, но болят ещё у ветеранов их раны, болят их души…

                                    Чтец:

                        Афганистан живёт в моей душе.

                        Мне слышатся бессонными ночами

                        Стихи Лоика в гневе и печали

И выстрелы на дальнем рубеже

Где завершится наш последний бой,

Последний враг ничком на землю ляжет

И чья – то мать слова простые скажет

И те слова услышим мы с тобой.

Афганистан болит в моей душе.

И все, кого я встретил и не встретил

Пусть долго будут жить на этом свете

Как тишина на дальнем рубеже.

                                            А. Дементьев

Демонстрируется видеоролик « Зажгите свечи»

1 ведущий:

   Афганистан… Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана, частью его земли, которая так и не смогла впитать всей пролитой на ней крови. А Афганистан стал частью каждого, воевавшего там.

   Афганистан… Как много споров сейчас о том, нужна ли была эта война, споров, так больно ранящих сердца воинов – афганцев. И пусть спорят историки, политики, журналисты, но война была. И подвиги наших ребят не вычеркнуть из истории, из нашей памяти…

                              Чтец:

                        За спиною и горы, и горе

                        За спиною военный Афган.

                        И строкой автоматною вторит

Эхо долгое, прячась в туман.

За спиною погибшие души

И пропавшие души ребят

И мы с болью ещё будем слушать

Эхо долгое, глядя назад.

        А. Рудович.

Демонстрируется видеоролик « Слезы и боль России» (Приложение 3)

Воспоминания участников тех событий (музыка клипа и слова учителя)

1 солдат: “Афганистан мне показался раем. Реки сказочно-голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор. Увидел, как растут апельсины. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Рыбий плеск. Никакой войны…”

1 солдат: Из дневника Пахомова Юрия Викторовича

“Вчера убили Кольку… Глупо… я не могу перенести этой тяжелой утраты. Жизнь лжива, паскудна и жестока. Где ты получишь пулю, где? Если бы знать, почему она ищет нашей смерти, почему?

Ему было 20. Что он видел? Ничего, кроме того, как убивать. Война – страшное слово. … Человек рожден не для того, чтобы умирать, а для нормальной человеческой жизни. Болит душа человеческая, душа, которая, я думаю, у любого из нас имеется”.

Мы перед Родиной чисты. Я честно выполнял свой солдатский долг. Слышал, читал: сейчас эту войну называют “грязной”. А как быть с такими чувствами, как чувство Родины, долга. Мы перед Родиной чисты.

Называют нас оккупантами. Что мы там захватили?

Что оттуда вывезли? “Груз двести” - гробы с нашими товарищами”. Что приобрели? Болезни: от гепатита до холеры, ранения, контузии, инвалидности? Мне не в чем каяться. Я помогал братскому афганскому народу. Убежден.

Я вернулся. Я рад, что мы возвратились. Возвратились не только на родную, такую теперь дорогую землю, но и к нормальным человеческим понятиям, к вновь постигнутым человеческим ценностям.

                               Чтец:

Афганистан… Далёкая страна.

И все ж до боли близкая она.

В её земле парней наших немало,

В войне афганской тысячи их пало.

В Афгане парни крепли, возмужали,

И цену братству все они узнали.

Им без поддержки было не прожить –

И научились мальчики дружить.

Героями мальчишки наши стали,

И часто сами этого не знали.

В Афганистане воевали десять лет.

И горечь поражений, вкус побед

Ребята узнавали в той войне.

Их мамы испытали всё вдвойне.

Как ждали они милых сыновей!

Вернулись бы живыми поскорей.

И ждали девушки своих ребят,

Считали дни, когда придёт солдат.

А парни не играли там в войну.

Кто ранен, кто убит, а кто в плену.

Домой писали - служба не трудна.

А дома и не знали, что война.

И думали, что учат воевать,

Ведь запрещали правду раскрывать.

…Их привозили в цинковом гробу.

Не заменить сыночка никому!

Ничем такому горю не помочь,

И мама будет плакать день и ночь.

Демонстрируется видеоролик « Афган»

2 ведущий:

Некоторые заявляют, что наши солдаты были оккупантами. Но они не знают, что наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в Самархане и Шибаргане, спасали лицеисток в Кандагаре и Балхе от надругательства душманов.


3 ведущий:
Наши войска на простреленных Ми-8, на опаленных КамАЗах везли в кишлаки хлеб и сгущенку, книги и тетради, керосин и мыло обездоленным и голодным.
Жители Кабула навсегда запомнили, как прорвавшиеся из Пакистана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.

4 ведущий: Те, кто проходил солдатскую  службу  в  Афганистане,  знают  о  жизни,  о  мире  больше,  чем  их  сверстники.  Они  знают  настоящую  цену  жизни.  Они  знают  и  страшную  боль,  которую  им  по  молодости  лет  не  положено  было  знать  --  боль  потери  друзей.

 И в нашем селе есть те, кто отдавал свой долг Родине в Афганистане. Четверо  кузьмичан служили в Афганистане. Это - наши земляки

Выступление учащегося 9 класса: презентация исследовательского проекта  «Жизнь, опаленная Афганскою войной»  о воинах-земляках

4 ведущий:

14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступившим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.

1 ведущий:

15 февраля – из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Б. В. Громов, который, как утверждается, последним перешел пограничную реку Аму-Дарья (г. Термез).Последним в 10-30 мост через Аму-Дарью, разделявшую Афганистан и СССР, перешел командующий 40-й армией генерал Борис Громов.

2 ведущий:

Еще воюя в Афганистане, Борис Громов пообещал, что когда окажется на нашей стороне, повернется в сторону Афгана и скажет все. 15 февраля Громов так и сделал. По его свидетельству сказанные им слова на бумагу не ложатся. В микрофон же Громов произнес: «Всем солдатам и офицерам, которые прошли этот ад надо ставить памятники. За моей спиной не осталось ни одного военнослужащего сороковой армии».

3 ведущий:

Вывод спецподразделений был осуществлен в форме проведения семи крупномасштабных и скоротечных десантно-войсковых операций на участках пограничных отрядов на фронте общей протяженностью более двух тысяч километров. Во время вывода войск пограничники обеспечили в своей зоне ответственности вывод частей и соединений 40-й армии без потерь и сами не потеряли ни одного человека.

Чтец:

За спиною и горы, и горе,
За спиною военный Афган.
И строкой автоматною вторит
Эхо долгое, прячась в туман.

За спиною погибшие души
и пропавшие души ребят.
И мы с болью еще будем слушать
Эхо долгое, глядя назад.

Впереди ждут нас радость и слезы,
и немые вопросы страны.
И заменит нам сонные грезы
Эхо долгой афганской войны.

5.Видеоролик «Мы уходим»(видео с нашим земляком)

Учитель:    

Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому – тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан. 


«Живым не возьмешь», - прошептали губы.
Кольцо гранаты – в бессмертье дверцы.
И взрыв прогремел, как победные трубы,
Сразив врага разорвавшимся сердцем.
Скажи мне, где корни прозрения к смерти?
И где истоки высокого долга?
Они – в отцах, что шагнули в бессмертье, 
Они – в той войне, где Москва и Волга

1 ведущий:

Память о своих героях народ испокон веков хранил в песнях, сказаниях, легендах. Летопись ратных будней воины - интернационалисты вели в своих песнях, стихах  и хочется, чтобы эта летопись не была забыта.


Звучит песня в исполнении учащегося 10 класс «Война»

  2 ведущий:
Прошло уже 25 лет с того времени, когда закончилась война в Афганистане. И, оглядываясь назад, мы понимаем, что все же она не стала общей бедой народа, опалив лишь тех, кто в ней участвовал, их родных и близких. Для большинства она осталась далекой, чужой, к тому же «неизвестной», а стараниями журналистов - неправедной войной. А солдаты, честно выполнившие свой воинский долг «там, за речкой», в родной стране были встречены равнодушными словами чиновников всех мастей: «Я вас туда не посылал…».

3 ведущий:

Но очень хочется верить, что еще придет время, когда люди поймут:  афганская война - это часть нашей истории. И, чтобы о ней не говорили, она останется в истории навсегда.  

Да, наши «афганцы» стали солдатами чужой войны. Но это не повод, чтобы оболгать и забыть то, что тогда происходило. Ведь   прошлое от нас никуда не уходит, оно навсегда с нами.

Чтец:

Афганистан болит в душе ребят,

Вернувшихся с далекого похода.

Друзья на них погибшие глядят

Извосемьдесят памятного года.

Болит в сердцах он тысяч матерей.

Упавшая слеза на камне стынет.

На необъятной Родине моей

Ждут сыновей погибших на чужбине.

И ждать их не устанут никогда,

В неведомые вглядываясь, дали,

Дома, поселки, села, города

Которые на службу провожали.

Афганистан в истории страны

Тяжелая, кровавая страница

Солдатам, возвратившимся с войны

И матерям погибших будет сниться.

Учитель:

        Участие  российских  солдат  в  войнах  и  вооруженных  конфликтах – это  воинский  долг  и  это  не  обсуждается.

        Несмотря  на  переоценку  военных  событий,  подвиг  советских  солдат  остается  достойным.Пройдут годы. И  Уже новая Россия будет посылать своих сыновей в Таджикистан и Чечню. И снова всех будут мучить сомнения: «нужно» или «не нужно», «виновен» - «не виновен».

А те, кто погиб, погиб за нас, за Отечество

           Помяни  нас, Россия, в  декабрьскую стужу,

        Перед  тем  как  сойдешься  за  праздничный  стол.

        Вспомни  тех,  кто  присяги  тебе  не  нарушил,

        Кто  берег  тебя  вечно  и  в  вечность  ушел.

        Помяни  нас,  засыпанных  пеплом  и  пылью,

        Пулеметами  врезанных  в  скальную  твердь.

        Запиши  нас  в  историю  горестной  былью

        И  рубцом  материнское  сердце  отметь.

        

        Помяни  нас, Россия,  и  злых  и  усталых,

        Одуревших  от  зноя,  без  сна,  без  воды.

        Отмеряющих  жизнь  от  привала  к  привалу,

        От  звезды  до  звезды, от беды  до беды.

        Помяни  нас, Россия,  в  извечной  печали,

        Златорусую   косу  свою  расплетя.

        Мы  оставшимся  помнить  и  жить  завещали,

        Жить, как  прожили  мы,-  для  тебя!

Пусть десять или двадцать лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не придет,
Нельзя нам забывать Афганистана

6Демонстрируется документальный фильм « Виват» о событиях Афганской войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка внеклассного мероприятия "Живая память", посвященная дню вывода советских войск из Афганистана

методическая разработка внеклассного мероприятия "Живая память", посвященная дню воина-интернационалиста...

Сценарий торжественного мероприятия, посвященного Дню вывода советских войск из Афганистана

Данное мероприятие посвящено выводу Советских войск из Афганистана....

Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню вывода советских войск из Афганистана..

Торжественная линейка посвящается Дню вывода советских войск из Афганистана. В сценарии используются стихотворные тексты, звучит музыкальное оформление (ансамбль "Голубые береты"), а так же музыкальны...

"Торжественная линейка, посвященная годовщине вывода советских войск из Афганистана"

Более 20 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. Эти события сыграли существенную роль в истории нашей Родины......

Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню вывода советских войск из Афганистана

Ежегодно, в феврале, в школах проводят  торжественно-памятные мероприятия, посвященные очередной годовщине вывода советских войск из Республики Афганистан.15 февраля в 1989 году завершился вывод ...

Сценарий торжественного мероприятия, посвященного Дню вывода советских войск из Афганистана «Опаленные Афганистаном»

Цель и задачи:- воспитание у школьников патриотических чувств, уважения к подвигу  участников боевых действий в Афганистане;- развитие интереса учащихся к истории Отечества, малой Родины;- ...

Сценарий фестиваля патриотической песни, посвященного дню вывода советских войск из Афганистана

Сценарий фестиваля патриотической песни, посвященного дню вывода советских войск из Афганистана...