Разработка урока "Культура Древней Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Захарова Эвелина Геннадьевна

В ходе урока учащиеся смогут:

- познакомиться с жанрами древнерусской культуры;

- познакомиться с именами выдающихся деятелей древнерусской культуры;

- составлять описание памятников культуры;

- работать с текстом, сопоставлять и сравнивать;

- выделять особенности древнерусской культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx22 КБ
Файл kultura_drevney_rusi.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

1.  Мотивация

Учитель приносит в класс «черный ящик»

Вопросы:

1)  Предположите, что может быть в этом ящике?

2)  Какова цель сегодняшнего занятия? (определить особенности древнерусской культуры)

2. Прогнозируемые результаты

В ходе занятия учащиеся смогут:

- познакомиться с жанрами древнерусской культуры;

- познакомиться с именами выдающихся деятелей древнерусской культуры;

- составлять описание памятников культуры;

- работать с текстом, сопоставлять и сравнивать;

- выделять особенности древнерусской культуры.

3. Самостоятельная работа

Учащиеся работают в парах. Перед ними таблица, отрывки из древнерусских  литературных произведений и задания к ним.

Жанры культуры

Произведения

Устное народное творчество

Песни, сказки, былины

Письменность и грамотность

Берестяные грамоты, славянская азбука (Кирилл и Мефодий), миниатюры

Литература

Летописи, ( монах Нестор - «Повесть временных лет» ),

 слова ( «Слово о полку Игореве» ), жития

Зодчество и изобразительное искусство

Деревянное зодчество, каменное храмовое строительство, фрески, мозаика, иконопись

Художественное ремесло

 Кузнечное ремесло, резьба по дереву и камню, ювелирные изделия: скань, зернь, эмаль

Задания:

1) Внимательно познакомьтесь с содержанием таблицы

2) Найдите в тексте учебника выделенные слова и объясните их значение (проверьте друг у друга правильность понятий)

4. Предоставление необходимой информации

Учитель представляет презентацию, содержащую информацию о произведениях древнерусской культуры. Идет поэтапная работа с каждым слайдом. Учащиеся называют, что изображено на слайде, сравнивают  архитектурные стили, описывают памятники зодчества, называют виды и особенности  изобразительного искусства, знакомятся с именами выдающихся деятелей культуры Древней Руси, определяют, к какому жанру литературы принадлежат эти произведения:

     А) «…В лето 6370(862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было у них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой….»

     Б) Как по той ли по дорожке прямоезжей

          Да пехотою никто да не прохаживает,

          На добром коне никто да не проезживает:

          Как у той ли то у Грязи да у Черной,

          Да у той ли что у речки у Смородины,

          У того ли у креста у Леванидова

          Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу

          Уж как свищет Соловей да по-соловьеву,

         

В) Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному… В) …Введя святого Георгия в темницу, воины распростерли его на земле и положили ему на грудь тяжелый камень. Святой же все это терпел, непрестанно воздавал благодарение Богу. На следующий день царь спросил его, не отречется ли он от Христа. Святой Георгий, угнетенный тяжелым камнем, едва мог проговорить:

 “О царь, неужели ты думаешь, что я после столь малого мучения отвернусь от веры своей. Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою”

После знакомства с берестяными грамотами, учитель достает содержимое «черного ящика» - бересту и демонстрирует учащимся. Каждый получает кусочек бересты и пробует написать на нем.

5. Самостоятельная работа

Задание:  завершите схему «Факторы, повлиявшие на культуру Древней Руси»

6. Рефлексия

Вопросы:

- какие факторы повлияли на культуру Древней Руси?

- какая цель была поставлена перед уроком?

- назовите особенности культуры Древней Руси

- чему научил сегодняшний урок?

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Цель урока - ?

Отрасли культуры

Жанры, произведения

Устное народное творчество

Песни, сказки, былины

     

Письменность и грамотность

Берестяные грамоты, славянская азбука (Кирилл и Мефодий), миниатюры

Литература

Летописи ( монах Нестор - «Повесть временных лет» ),

 слова ( «Слово о полку Игореве» ), жития

Зодчество и изобразительное искусство

Деревянное зодчество, каменное храмовое строительство, фрески, мозаика, иконопись

Художественное ремесло

 Кузнечное ремесло, резьба по дереву и камню, ювелирные изделия (зернь, скань, эмаль)

                Задания:

1) Внимательно познакомьтесь с содержанием таблицы

2) Найдите в тексте учебника выделенные слова и объясните их значение

3) Определите, к какому жанру литературы принадлежат эти произведения:

     А) «…В лето 6370(862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было у них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой….»

     Б) Как по той ли по дорожке прямоезжей

          Да пехотою никто да не прохаживает,

          На добром коне никто да не проезживает:

          Как у той ли то у Грязи да у Черной,

          Да у той ли что у речки у Смородины,

          У того ли у креста у Леванидова

          Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу

          Уж как свищет Соловей да по-соловьеву,

          Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному… 

В) …Введя святого Георгия в темницу, воины распростерли его на земле и положили ему на грудь тяжелый камень. Святой же все это терпел, непрестанно воздавал благодарение Богу. На следующий день царь спросил его, не отречется ли он от Христа. Святой Георгий, угнетенный тяжелым камнем, едва мог проговорить:

 “О царь, неужели ты думаешь, что я после столь малого мучения отвернусь от веры своей. Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою”

 

4) Завершите схему «Факторы, повлиявшие на культуру Древней Руси»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура Древней Руси

Слайд 2

Устное народное творчество

Слайд 3

Письменность

Слайд 4

Кирилл и Мефодий

Слайд 5

Литература

Слайд 6

Зодчество

Слайд 7

Изобразительное искусство

Слайд 8

Художественное ремесло

Слайд 9

Особенности культуры Древней Руси: 1. Основана на культуре древних славян 2. Развивалась под влиянием византийской христианской культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Культура Древней Руси". 6 кл

 Конспект урока по истории России в 6 классе. Тема "Культура Древней Руси".  Во время урока я использовала первый  раз видео - фильм "Кульура Древней Руси", а затем создала презентацию на эту тему.  Э...

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Методическая разработка урока истории в 6 классе «Быт и нравы Древней Руси»

Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» ...

Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"

Учитель музыки Белова А.В.Тема:  «Обряды и традиции  Древней Руси»Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории "Путешествие по Древней Руси"

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса. Форма - урок-игра; урок-путешествие...

Методическая разработка урока по истории России в 10 классе. Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»

Цели и задачи урока: ·        формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;·...