«Организация и проведение учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории и обществознанию»
учебно-методический материал по истории по теме

Елена Евгеньевна Марченко

Главной задачей использования учебно-иссле довательской деятельности учащихся является расширение интеллектуальных возможностей ученика. 

       Компьютер используется как самое совершен ное информационное средство, на уроках гумани тарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, и т.д.

      Идея проектной деятельности в ЦДО пришла с пониманием, того, что наши учащиеся испытывают дефицит возможностей показать свои навыки, умения, знания и отсутствие опыта профессиональ ного общения со взрослыми и посторонними людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prez_na_ped_sovet_2.ppt.zip2.59 МБ

Подписи к слайдам:

МО учителейИстории и обществознания«Организация и проведение учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории и обществознанию»
Главной задачей использования учебно-иссле довательской деятельности учащихся является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершен ное информационное средство, на уроках гумани тарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, и т.д. Идея проектной деятельности в ЦДО пришла с пониманием, того, что наши учащиеся испытывают дефицит возможностей показать свои навыки, умения, знания и отсутствие опыта профессиональ ного общения со взрослыми и посторонними людьми.
Виды технологий:Исследовательская (проблемно-поисковая) Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Имитационного моделирования (игровая) Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Психологическая (самоопределенческая) Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Деятельностная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом ХаХарактерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектомрактерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.Рефлексивная Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом
Цели проектных методов
Проблемно-исследовательская технология Исследовать проблемы и проблемные ситуации Имитационного моделирования технология Приобретать опыт решения жизненно важных проблем Рефлексивная технология Уметь осуществлять анализ уже совершенной деятельности Деятельностная технология Быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять цели деятельности, проектировать, как и с помощью чего можно их достичь Самоопределенческая технология Уметь самостоятельно и обоснованно делать выбор, самоопределяться в деятельности, способах, средствах, путях решения… Коммуникативная технология Уметь общаться, вести диалог, осуществлять конструктивную критику и поиск решения
Разнообразие проектов По своему типу проекты наших учащихся - это проекты исследовательские, творческие, информационные, практикоориентированные. С самого начала в них обозначен результат деятельности участников проекта. Причем этот проект обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. По профилю знаний проекты представляемые нашими учащимися - это монопроекты, т.е. по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний из других предметных областей. Но сама проблема лежит в одной предметной области.

3 балла
5 баллов
8 баллов
10 баллов
СОДЕРЖАНИЕ1Общая информация
Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.
Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
СОДЕРЖАНИЕ 2Тема урока
Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
Сформулирована и раскрыта тема урока.Ясно изложен материал.
Сформулирована и раскрыта тема урока.Полностью изложены основные аспекты темы урока.
СОДЕРЖАНИЕ 3Применение и проблемы
Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.
Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.
Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.
Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.
ЭЛЕМЕНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ
Отсутствует план для создания полной и хорошо оформленной презентации.
Частичный план для создания красочной презентации. Слайды просты в понимании.
Точный план для создания хорошо оформленной презентации. Слайды просты в понимании. Использованы некоторые эффекты и фоны.
Ясный план для создания красивой и полной презентации. Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации.
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА
Не спланирована работа в группе. Несколько членов группы отвечают за работу всей команды.
Большинство членов команды участвует, но продуктивность деятельности очень разнообразна.
Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды.
Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.
Критерии оценивания проектов

Использование исследовательских технологий на уроках истории базируются на следующих общедидактических принципах:
принцип сознательности и активности учащихся в обучении;принцип научности; принцип связи обучения с практикой ;принцип системности и последовательности;принцип доступности;принцип наглядности;

Использование исследовательских технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
обогащают учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; • психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися; • возбуждает живой интерес к предмету познания; • расширяет общий кругозор детей; • возрастает уровень использования наглядности на уроке; • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

овладению каждым учащимся знаниями по истории на минимальном базовом уровне; формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией; стимулированию познавательного интереса к предмету; перетеканию урочной деятельности ученика и учащегося по внеурочную.
Историко-обществоведческая конференция «Свой взгляд»
Любовь к Родине начинается слюбви к своей семье, к своему дому, ксвоей школе. Она постепенно растёт. Свозрастом она становится такжелюбовью к своему селу, к роднойприроде, к своим землякам, а созрев,становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Академик Д.С.Лихачев
Цели проведения конференции: организации интеллектуального общения детей, занимающихся исследовательской работой в области гуманитарных наук; духовного, патриотического и нравственного воспитания школьников через исследование прошлого и настоящего своей страны; стимулирования научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся; ориентации юных исследователей на создание общественно значимых проектов; работа по воспитанию детей-инвалидов, как личностей готовых к самоопределению своего места в окружающем мире и развитию творческого потенциала, инициативности у учащихся ЦДО.
Задачи конференции:развитие познавательного интереса школьников в области гуманитарных наук на материале, выходящем за пределы школьной программы; повышение уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла; активизация работы кружков, спецкурсов в системе дополнительного образования; выявление и поддержка интеллектуально-одаренных учащихся; помощь в профессиональном самоопределении учащихся старших классов; отработка преемственности средней и высшей школы, привлечение к работе с учащимися ученых, специалистов исследовательских институтов; создание методик по организации проектно-исследовательских работ школьников; привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества.
В основу тематики конференции вошли самые разнообразные творческие работы.После рецензирования поступивших работ оргкомитетом конференции, были определены тематические секции:Великая Отечественная войнаОбщество и мыТворческая лаборатория «Мои первые шаги»
Образец Грамоты и Программы

Великой Победе посвящается!
Тематическая секция« Великая Отечественная война»:Тарасов АндрейТохтамышева СофьяГорбунова ОльгаТихонов ПавелНищун Валерия
ТарасовАндрей
11- Г классг. Ростов-на-ДонуТема: Моя семья в годы Великой Отечественной войны.Руководитель: Марченко Е.Е.
Тохтамышева Софья
11- В классг. Ростов-на-ДонуТема: Моя семья в годы Великой Отечественной войны.Руководитель: Марченко Е.Е.
Горбунова Ольга
11 – В классг. Ростов-на-ДонуТема: Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны.Руководитель: Марченко Е.Е.
Тихонов Павел
11-Вг. Усть-ДонецкТема: История моего прадеда.Руководитель: Марченко Е.Е.
НищунВалерия
11-И классг. Гуково Ростовская областьТема: Моя семья в годы Великой Отечественной войныРуководитель: Омельченко Л. А.
Тематическая секция «Общество и мы»
Меглей АнастасияПонамарев ИванРымарь СергейПарамонова АннаКрасота Анастасия
Меглей Анастасия
10 – К классРостовская областьТема: История президентских выборов в России.Руководитель: Марченко Е.Е.
Понамарев Иван
8 – Ж классг. Гуково Тема: Почему общество и природа не могут существовать в гармонии.Руководитель: Тырина Н.В.
Рымарь Сергей
8 – Ж классЗерноградский районТема: Исчезающие виды тигров.Руководитель: Кирчанова С.В.
Парамонова Анна
5 – В классг. БатайскТема: Яркая личность. Коко Шанель.Тема: История пиццы.Руководитель: Лесько М.С.
Красота Анастасия
8 – З классг. Ростов-на-ДонуТема: Путь последнего Романова.Руководитель: Кирчанова С.В.
Творческая лаборатория«Мои первые шаги»
Никитюк Игорь 5 Г классПроекты: «Неон», «Приколы», «Роботы».
Денис Стрелков 5 Г классПроект «Студия Уолта Диснея»
Ляхонова Александра 5 В классПроект «Знаменитые лошади»
Гулин Кирилл 5 Г классПроект «Птицы России»
Борзых Екатерина 5 В классПроект «Белки»
Владимир Кузнецов 5 А классСоздатель эмблемы конференции «Свой взгляд»
Тесное сотрудничество между нами поможет совершенствовать исследовательскую деятельность учащихся, что в конечном итоге найдет отражение в подготовке более основательных работ по истории и обществознанию, которые возможно будет представлять на городских и областных историко-краеведческих конференциях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельн...

Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  Любить и у...

Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности

Организация  проектной и учебно – исследовательской деятельности...

Доклад "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по истории и обществознанию"

Теоретическое описание методики и алгоритма научно-исследовательской деятельности учащихся; практический опыт их применения....

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...