Технология развития критического мышления на уроках истории
статья по истории по теме

Рязанцева Татьяна Яновна

Данная работа представляет собой статью, посвященную технологии развития критического мышления на уроках истории. В ней сочетается теоретический материал по проблеме и некоторые практические рекомендации, используемые  мною на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshlenie.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение лицей №1 города Усмани Липецкой области

 имени Героя Советского Союза Б.А. Котова

Статья

Технология развития критического мышления

Подготовила:

Рязанцева Татьяна Яновна,

учитель истории и обществознания

Усмань 2014

Технология развития критического мышления.

 Так что мы, собственно, имеем в виду, когда говорим «критическое мышление»?
В литературе встречается
много определений, и отнюдь не все они пребывают в согласии друг с другом.
Прежде чем переходить к определению термина, рассмотрим некоторые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением
назвать нельзя. Во-первых,  простое запоминание не есть критическое мышление. Правда, многие школьные учителя по-старинке ценят память превыше всякого мышления и проверяют на контрольных и экзаменах исключительно объём памяти учащихся.

Понимание – сложная мыслительная операция, особенно если материал не из лёгких.. В голове у учащегося безусловно, происходит сложный интеллектуальный процесс, но критическим мыслителей он пока не является, поскольку ученик переводит чужие идеи на доступный для себя язык и мыслительный уровень и собственное мышление на первом этапе пассивно: мы лишь воспринимаем то, что создал до нас кто-то другой, а критическое мышление развивается, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются. Запоминание же фактов и понимание идеи являются необходимыми условиями для критического мышления, однако, сами они, даже в своей совокупности, критического мышления не составляют.

Творческое мышление.  Ученики, опираясь в своей работе на сложные мыслительные операции, не всегда осознают их полностью. Их интуитивное мышление, при всей его ценности, также не может быть названо критическим.

Как же в таком случае, определить критическое мышление?

  • Определение состоит из пяти пунктов. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие состоится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас. Мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны уметь достаточно свободно думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.
    Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создаёт мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.. Однако и преподавательская работа не сводится к одному обучению критического мышлению: мы учим своих подопечных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения. Обучение критическому мышлению – это лишь часть многогранной работы преподавателя. 
    В своей познавательной деятельности ученики и учителя, подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
     
    В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Любопытство, таким образом, есть неотъемлемое свойство живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассников и студентов. Однако подлинный, познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Сложность обучению критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем».
    В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное решение логичнее и рациональнее прочих. 
    Всякая аргументация содержит в себе три основные элемента. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще всё, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения.
    Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать. 
    Аргументация выигрывает, если учитывать существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.
     
    И, наконец,
     в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и углубляем свою собственную позиции. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии, а также различные виды публикации письменных работ учащихся.
    Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения.
    Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них - как для учителя, так и для учащихся - является письменная работа. На письме процесс мышления
    становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслить самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения некоей проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.
    Для учеников и студентов письмо – трудная, точнее – самая трудная часть учебного процесса. Естественно, что, давая письменное задание, учитель прибавляет хлопот и себе самому. Однако, многие педагоги, понимая важность письма, всё же добровольно идут на увеличение нагрузки. В ходе работы – которая может включать в себя мозговую атаку, собственное написание, доработку, редактирование и «публикацию», т.е. обнародование получившегося текста – учитель может инструктировать своих учеников, помогая им справляться с трудной задачей. Для школьников же ценно, что учитель относится к их работе с интересом и уважением, и что сами они получили возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками, другими учителями, родителями и даже с людьми, которых они совсем не знают.
    Для меня как преподавателя проблема во всём этом одна: как претворить теоретические представления о критическом мышлении в ежедневную практику.


  1. Читать нужно ровно 15 минут. При этом необходимо читать в полной тишине. 
  2. Если ты раньше закончишь чтение, то может перечитать, но разговаривать с другими нельзя.
  3. После 15-минутного чтения надо написать обратную реакцию на прочитанное. Для этого тебе будут предложены карточки с вопросами. 
  4. Писать нужно строго по вопросам. Время письма 10 минут. 
  5. После письма обсуждение в паре и группе. Нужно просто прочитать то, что ты написал. 
    Выберите из группы одного человека, чья работа показалась самой интересной. 
  6. Человека, которого выбрали в группе читает свою запись перед всеми. Ему могут задавать вопросы. 

Пометки могут быть следующие:

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.

Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

- поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
- собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
- приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
- думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
- эффективно общается с другими при выработке решения .

http://be.convdocs.org/docs/index-110909.html

http://be.convdocs.org/docs/index-108458.html

http://festival.1september.ru/articles/415219/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология развития критического мышления на уроках истории

Данную презентацию можно использовать руководителям шмо учителей истории...

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...