Педагогические чтения "С чего начинается Родина?"
статья по истории по теме

Канлоева Наталья Иосифовна

"С чего начинается Родина?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya._gotovoe_na_sertif.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические чтения

учитель истории и обществознания

МБОУ ВСОШ № 4 АГО

Канлоева Наталья Иосифовна

гор. Артём,

 Приморский край

«С чего начинается Родина?»

(«Растим патриотов»)

                                                        

«Человек создан, чтобы жить в обществе: разлучите его с  ним - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе,  сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу,  как дикий терновник среди пустыря».

      Дени Дидро.

Эссе

Всем знакомы слова бередящей душу песни  «С чего начинается Родина?». Слушаешь её, и со всем соглашаешься. Вот только для учащихся нашей школы они безразличны. Для них Родина начиналась не  «с заветной скамьи у ворот», а со скамьи подсудимых.  Многие из них уже не раз                         слышали  стук колёс  « столыпинских»  вагонов, на которых перевозят осуждённых к местам отбывания наказания, и далеко не колыбельные песни пела им мать, когда пила… И  Родина у них тоже  есть, но видят они её через высокие каменные стены  «зоновского периметра» и колючую проволоку… Когда задаёшь вопрос поступившим в  нашу школу ученикам, что для них означают  слова  «Родина»,  «Патриотизм»,  «Мать», в лучшем случае видишь злую ухмылку, в худшем – услышишь то, что не хотел бы слышать. Значит, проблема есть, и её надо решать.   Есть  над чем работать, куда применить свой богатый жизненный и педагогический опыт.

   Размышления по этому поводу я изложила в своём эссе.

Человек родился… Сначала он воспитывается в своей семье. Кому-то посчастливилось родиться в такой, где привыкли сполна отвечать за свои слова и поступки, а кто-то вынужден жить в атмосфере непонимания, безразличия, нелюбви, а порой и откровенной ненависти. В неблагополучной семье, детском доме и  «на малолетке»  на ласку и внимание особо рассчитывать не приходится. Именно поэтому с каждым годом ряды сограждан пополняют и ярые патриоты, и люди, ненавидящие свою страну и её прошлое, и просто равнодушные к тому, что происходит на их Родине.

Сегодня в нашем обществе протекают процессы как позитивные, так и характеризующиеся негативными тенденциями: меняется образ жизни людей, усиливается конфликтность и бездуховность общества в целом, имеет место негативное толкование событий отечественной истории, а русский традиционный патриотизм представляется порой как психическое отклонение. Поэтому каждый здравомыслящий человек старается воспитать в своём ребёнке чувство уважения и благодарности к той стране, где он родился и живёт, к своей Родине. Ну, а уж учителю истории, как говорится, сам Бог велел.

Больше  десяти  лет    я работаю    в    школе  необычной, находится   она   вместе   с  консультационными пунктами   на   территории   трёх  исправительных     колоний   в    поселке  Заводском. Контингент  учащихся  разный:    от  воров-карманников   до   убийц-рецидивистов. Озлобленные   души,    обиженные    на     всё    и   на     всех, в  том   числе и    на   власть, и на Родину. Для большинства из отбывающих наказание эти два понятия абсолютно идентичны. Иногда задаешься вопросом: это сегодня   они   -  осуждённые,   а   завтра    выйдут    на    свободу и будут жить рядом с нами.  Выйти - то они выйдут рано или поздно. Но КЕМ? Работая  здесь, я поняла, что многое зависит  и от нас,    учителей, от    того,   как  мы    поможем   стать    этим    людям   полноценными    членами   свободного   общества, соблюдающими    моральные и социальные    нормы, уважающими   Закон   и неоспоримое право любого человека на жизнь.

За годы работы в моей педагогической копилке скопилось много  интересных находок в плане воспитательных мероприятий, и она продолжает постоянно пополняться, потому что жизнь не стоит на месте и каждый день преподносит нам свои сюрпризы. А иногда  и такие события, мимо которых просто нельзя пройти молча.

Первое сентября… Этот праздник у многих ассоциируется с нарядно одетыми первоклашками, букетами цветов и Первым звонком. Своих учеников, пришедших в школу в День знаний, я  не только поздравляю с началом учебного года, но всякий раз рассказываю им о трагедии в Беслане. Чёрный    сентябрь…  В   чём виноваты   дети? Мы вместе с ребятами читаем дневники тех, кому пришлось пережить эту трагедию и жить с чувством вины за то, что остались живы, на протяжении уже нескольких лет. Для многих  учащихся  мой рассказ о событиях в Беслане становится настоящим откровением, они подходят ко мне, просят не просто посмотреть поближе фотографии и документы, а еще и разрешения отнести их к себе в отряд, чтобы показать это тем, кто живет с ними бок о бок.

Каждый год, в декабре, в нашей школе мною совместно с литераторами традиционно проводится  общешкольное мероприятие, посвященное воинам-афганцам. Не стал исключением и 2011 год. С той лишь разницей, что теперь  зрители не просто слушали   рассказы, стихи и  песни об Афганистане, но и «воочию» стали свидетелями тех событий: документальные, а не постановочные кадры сражений, быта афганцев крупным планом проецировались  на экран с помощью мультимедийной установки. Это мероприятие никого не оставило равнодушным: ни учеников, ни учителей. И если  кто-то из моих  коллег, смущенно опуская глаза, плакал, то некоторые из ребят просто поднимались и уходили. Сначала мне было даже обидно за учеников: мы столько готовились, а они не оценили. И только на следующий день двое из тех, кто ушел,  подошли ко мне, извинились и сказали:  «Стыдно стало  за   бесцельно потраченную молодость, никому не нужную  блатную тюремную  романтику,    особенно когда видишь, как умирают  твои ровесники». Признаюсь честно, в такие минуты мне не жаль потраченных на подобные мероприятия ни сил, ни времени: если хоть двое из присутствующих о чем-то задумались – это уже хорошо. Сегодня они задумались о прошлом, а завтра, возможно, подумают о своем будущем.

В январе 2012 года мною было подготовлено и проведено мероприятие «Памяти жертв Холокоста». Главной задачей его было формирование эмпатии к  жертвам и сохранение памяти о них. И опять лучше всех стихотворений, песен и воспоминаний узников концлагерей «звучали»  отрывки из документальных фильмов и фотографии жертв фашистских преступлений. Мои далеко не сентиментальные ученики, повидавшие в жизни  немало, были поражены, до чего может дойти в своей нечеловеческой жестокости человек!  В зале то и дело  звучали реплики -  опять  ученики не остались равнодушными.

 На уроках и на классных часах мы с ребятами говорим и о России, и о малой родине – Приморье. В классе есть уроженцы из разных уголков нашего края, и каждый искренне считает, что его город или село – самые лучшие, самые красивые. В сентябре я проводила классный час   о    событиях   на   оз.  Хасан - «Бессмертный гарнизон». С большим интересом  слушали ребята рассказ о своих, приморских, героях, тем более что моими  помощниками  были  ребята из Хасанского района, которые слышали об этих событиях  от своих отцов и дедов. На лицах этих ребят была написана гордость за свою родину, за ее людей.

         Замечательно, что  руководство страны  осознало важность проблемы патриотизма в качестве «объединительного фактора для всей многонациональной, но единой российской нации». По словам Президента РФ В. В. Путина: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

«Выстрели   в   прошлое   из    пистолета,   и   оно    выстрелит   в    тебя    из    пушки».   Этот   афоризм,  похоже,   обретает   сегодня   предметный   и  жестокий   смысл. Ощущается     некая   духовная    недостаточность, не    хватает    «нравственного   кислорода»,   без    которого  человеческая    душа   вянет,   теряет   свою   подвижность   и    способность к развитию.   Грустно, но   факт:   многое    мы   не   сберегли   и    многое   утрачиваем   по   сей    день.   И  остаётся   только боль.   Она    возникла   не   просто   так,   она   не    могла   не     возникнуть,    ибо  отторжение  души     человека   от   души    Отечества    не    может   протекать    безболезненно,   а   сегодняшние   меркантильные     ценности   и   интересы   не    дают  человеку    ощущения   кровного   родства  и   тревоги    за   всё,   что   зовётся  Отечеством. Понимание   всего  этого   заставляет   нас, неравнодушных людей, к которым я отношу и себя,  о   многом   задуматься,   требует   возвращения   в   души   и   сердца   людей   ощущения   любви  к   Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

С чего начинается тригонометрия

В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...

С чего начинается здоровье

Презентация к общешкольному родительскому собранию...

социально-педагогический проект "С чего начинается Родина?"

Почему проект назван «С чего начинается Родина?»?  В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Ро...