Урок истории в 9 классе на тему "Советская страна в годы НЭПа" - 2013 г.
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Дашкова Мария Николаевна

План-конспект урока и презентация к нему Презентация также демонстрирует видеофильм "Милосердие - XXI век", а также сопровождается музыкой из кинофильма "Неуловимые мстители".

Данная разработка урока получила положительную оценку экспертов и выложена на сайте учителя на портале Numi.ru

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 9 классе на тему:

Подготовила  Дашкова Мария Николаевна,

 учитель истории высшей категории

МБОУ СОШ 177 г.о. Самара

2013 год

План-конспект урока истории

на тему “Советская страна в годы НЭП”

Класс: 9

Цели  урока

обучающие:

  • раскрыть причины введения НЭПа;
  • познакомить учащихся с сущностью НЭПа;
  • показать противоречивость  НЭПа.

развивающие:

  • умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
  • навыки работы с историческими документами;
  • развитие творческих способностей;

воспитательные:

  • коммуникативные компетенции;
  • информационные компетентности;
  • интерес к истории родной страны и малой Родины.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование с использованием ИКТ.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах  с текстами документов).

Оборудование: плакат с фотографиями о жизни общества начала 20-х годов, плакаты “Военный коммунизм ” и “НЭП”, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный экран, мультимедийный проектор, компьютерная презентация “Россия в годы НЭП”, документальный фильм “НЭП”.

Ход урока

I. Организационный момент. (3 минуты)

II. Мотивационное начало. Выход на тему урока (5 минут)

III.Проверка домашнего задания (7 минут)

IV.Подготовка к восприятию нового материала (10 минут)

V. Закрепление полученных знаний (12 минут)

VI. Поведение итогов урока. (5 минут)

VII. Домашнее задание (5 минут)

VIII. Рефлексия. (3 минуты)

I.Организационный момент.(Слайд 1)

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих на уроке.

II. Мотивационное начало. Выход на тему урока.(Слайды2-12 с песней о гражданской войне в автоматическом режиме)

Сегодня мы с вами будем говорить о России в годы новой экономической политики. Мы выясним причины, сущность НЭПа, проанализируем его положительные и отрицательные черты. План нашего урока представлен на доске. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите тему и план урока. (Слайд 13)

План урока:

  1. Причины введения НЭПа
  2. Сущность НЭПа
  3. Противоречивость  НЭПа

III.Проверка домашнего задания.

  1. Я предлагаю вам, ребята, разделиться на 4 группы (по цвета жетона).  Те, кто из вас выбрал красный жетон, будут работать за компьютером, заполняя 2-ю колонку таблицы “Характерные черты политики военного коммунизма”. Пока ребята выполняют задание, мы с вами вспомним материал прошлого урока.
  2. Фронтальный опрос учащихся.

                а) Когда и чем закончилась гражданская война?(Гражданская война началась в марте 1918 года и закончилась в ноябре 1920 года победой большевиков.)

                б) Почему победили большевики?(Их поддержало большинство населения, они сумели привлечь середняка, царские специалисты перешли на службу в Красную армию, белое движение выступало совместно с интервентами, которых население воспринимало как захватчиков, у белого движения отсутствовала реальная аграрная программа.)

               в) Какую экономическую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем её смысл?  (Политику военного коммунизма:  экономическую политику, проводимую в годы Гражданской войны и направленную на удовлетворение нужд фронта.)

  1. (Слайд 14)  Коллективная проверка заданий учащихся, работавших с таблицей  “Характерные черты политики военного коммунизма” Посмотрите на экран. (Правильные ответы показаны  на экране и комментируются представителями групп).

Политика

“военного коммунизма”

Сущность

Продразверстка

Насильственное изъятие с/х продуктов

Национализация всей промышленности и земли – “красногвардейская атака на капитал”

Все предприятия перешли в руки государства, землю было запрещено арендовать, расширять запашку, применить наёмный труд

Полная централизация  управления экономикой

Всё решали главки

Уничтожение частного капитала

Все банки были национализированы

Трудовая повинность населения, трудовая мобилизация.

Все граждане с 16 до 50 лет обязаны были работать

“Уравниловка” в оплате труда

Вместо зарплаты, давали пайки, талоны на предметы первой необходимости

Запрещение свободы торговли.

Прямой продуктообмен между городом и деревней

Монополия государства на торговлю, но существовал “черный рынок”

Ликвидация товарно-денежных отношений.

Была отменена плата на жильё, транспорт и другие коммунальные услуги

(Слайд 15) Учитель: А теперь давайте оценим индивидуальную  работу ребят, которые дома заполнили  таблицу «Показатели   экономического развития России  в 1921 г. по сравнению с 1913 г.»

Показатели   экономического развития России  в 1921 г.

по сравнению с 1913 г.

Промышленное производство

Сократилось в 7 раз

Добыча угля

Сократилась более чем в 3 раза (29,1 млн. т до 8,6 млн. т)

Добыча нефти

На уровне 1890 г. (с 10,2 млн. т до 3,8 млн. т)

Выплавка чугуна

Сократилась в 22 раза

Производство тканей

Сократилось в 18 раз

Продукция сельского хозяйства

Сократилось на 40 %

Продукция земледелия

Сократилась на 45 %

Продукция животноводства

Сократилась на 33%

Посевные площади

Уменьшилось на 15 млн. га

Скажите, какой вывод о состоянии экономики России мы можем сделать, ознакомившись с  данными таблицы? (Вариант ответа записывается в тетрадь: состояние экономики России требовало немедленного введения новой экономической политики, т.е. НЭПа)

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

(Слайд 16 фильм «НЭП»)

Учитель: Для того чтобы представить реальную обстановку в стране в начале 20-х годов, мы с вами вместе посмотрим  фрагменты документального фильма. Я прошу вас смотреть очень внимательно, потому что нам предстоит прокомментировать увиденное, изучив исторические документы, которые лежат у вас на столе(просмотр фильма, изучение документов, выступление представителей групп).

(Слайд 17)Учитель: Во время просмотра фильма и работы с документами вы увидели,  насколько мощным было протестное движение в 1921 году. Люди, которые совсем недавно с оружием в руках защищали власть большевиков, готовы её свергнуть.

(Слайд 18) Посмотрите, какие требования они выдвигали (перечень требований на экране).

1. Отмена продразверстки.

2. Свобода торговли        .

3. Денационализация мелких и средних предприятий.

4. Демократизация политического режима.

Задание группам: Прокомментировать обоснованность и актуальность 1-го из четырёх требований, опираясь на текст параграфа 20. (Выполняя данное задание,  учащиеся вновь приходят к  выводу о том, что в 1920 – 1921 г. страна находилась в глубочайшем кризисе, охватившем все стороны общественной жизни, и существовала острая необходимость поиска путей выхода из создавшейся ситуации).

(Слайд 19) Слово учителя: в этот период у большевиков было три пути выхода из кризиса:

  1. Продолжение политики Военного коммунизма с расширением террора и репрессии
  2. Удовлетворить требования мятежников
  3. Тактическое маневрирование. С одной стороны укрепление их командных высот, с другой стороны временные уступки.

Задание группам:попробуйте поставить себя на место большевистского  правительства и попытайтесь выбрать один из путей, обоснуйте свой выбор.  

(Слайд 20)Слово учителя:Мне было приятно слышать ваши рассуждения, вы сделали ваш выбор, а теперь послушаем запись выступления Ленина на X съезде РКПБ, и узнаем, что  выбрали большевики. (Просмотр второго фрагмента фильма «НЭП») Ленин выбрал третий путь. На 10 съезде РКПБ было принято решение о замене продразверстки продналогом, это и было началом новой экономической политики, законодательно всё было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 года, а в 1922 году был принят новый земельный кодекс. Какие ещё  шаги сделало правительство большевиков? Внимание на экран! (Работа в тетрадях: запись характерных черт НЭП)  (Слайд 21)

Характерные черты НЭП ( нач. 1921 - кон. 20 годов XX века)

1. Продналог.

2. Оплата по труду.

3. Отмена трудовой повинности.

4. Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам.

5. Ведение принципа оплаты по труду.

6. Разрешение наёмного труда.

7. Переход к рыночным отношениям (разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке).

8. Существование нескольких форм собственности.

9. Децентрализация управления отдельными отраслями экономики.

10. “Командные высоты сохранились в руках государства”

11. Монополия внешней торговли.

V. Закрепление полученных знаний.(Слайд 22)

Задание:  Закройте тетради, и на предложенных вам листочках выполните небольшую проверочную работу. Распределите  слова по соответствующим колонкам «военный коммунизм» и «НЭП», на листочках запишите только цифры.

1. Продразверстка.

2. Оплата по труду.
3. Продналог.

4.  Переход к товарообмену.

5. Национализация промышленности.

 6. Запрет наёмного труда.

7. Запрет торговли.

 8. Отмена трудовой повинности.

9. Уравнительная оплата.

10. Бесплатные коммунальные услуги.

11. Отмена денег.

12. Разрешение государством открыть мелкие частные предприятия.

Слайд 23. Взаимопроверка: (ответы на экране)

Ответы:    1) 1, 5, 6, 7, 9, 10, 11

                  2)  2, 3, 4, 8, 12

Критерии оценки: «5» - 11 – 12 баллов, «4» - 9 – 10 баллов, «3» - 6 – 8 баллов, «2» - менее 6 баллов.

Слово учителя: А сейчас давайте ещё раз повторим основные понятия, с которыми вы встретились на уроке.  

Словарная работа:

  • Слайд 24. Продразвёрстка, продовольственная развёрстка, система заготовок с.-х. продуктов. Заключалась в обязательной сдаче крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и др. продуктов.
  • Слайд 25. Продналог, продовольственный налог в СССР, твёрдо фиксированный натуральный налог с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 взамен продразвёрстки.
  • Слайд 26. Военный коммунизм - внутренняя политика Советского государства в условиях

Гражданской войны. Явилась попыткой преодоления экономического кризиса диктаторскими методами, опиралась на теоретическое представление о возможности непосредственного введения коммунизма.

  • Слайд 27. НЭП –  новая экономическая политика, введенная большевиками в 1921 году

в условиях экономического и политического кризиса, предусматривавшая «частичное возрождение капитализма».

Учитель: Давайте пополним наш словарь и запишем в тетради новые понятия «продналог» и «НЭП»

VI. Поведение итогов урока.

Слайд 28. Слово учителя: Временные рамки НЭПа историки определяют по-разному, также по-разному характеризуются сущность  НЭПа,  как историками, так и людьми, жившими в данный период. Вот что об этом времени пишет В.В. Маяковский. (Выразительное чтение произведения заранее подготовленным учеником)

Окна разинув, стоят магазины.

В окнах продукты, вина, фрукты.

Сыры не засижены(!), лампы сияют,

«Цены снижены»…

Пыхтят фабрики: больше ситца.

Стала оперяться моя кооперация.

Крестьянину с раннего утра «работа люба»!:

«Землю попашет, попишет стихи».

А теперь давайте посмотрим документ «Воспоминания Н. Валентинова (Вольского).  Зачитаем 1-й абзац:

Ленин признаёт, что в партийных кругах, в связи с НЭП, проявляется «настроение уныния и упадка», часто «негодования», «настроение весьма кислое, паническое», «настроение подавленное».
Возникает вопрос: «Кто из них даёт правдивую оценку того времени?» Как на самом деле жилось рядовым гражданам страны? Что стало лучше в их жизни, а что хуже? Какой период  современной истории России созвучен НЭПу? Ответы на эти вопросы мы с вами будем искать  на следующих уроках. А на сегодняшнем уроке проанализировали причины введения НЭПа,  познакомились с сущностью НЭПа и рассмотрели отношение различных слоев общества к НЭПу, работая с историческими документами, выполняя различные творческие задания, сравнивая, обобщая, делая выводы.  Ребята, всё ли вам понятно в том, о чём мы сегодня говорили? (ответы на возникшие вопросы ребят).

VII. Домашнее задание.(Слайд 29)

Оценка

Задание

3

( удовлетворительно)

Заполнить таблицы «Итоги НЭПа».

«Сравнительная характеристика НЭПа и «военного коммунизма» используя материалы учебника параграфа 20.

4

(хорошо)

Заполнить таблицы «Итоги НЭПа»,

«Сравнительная характеристика НЭПа и «военного коммунизма» используя материалы учебника параграфа 20, кроссворд из 10 слов.

5

(отлично)

Заполнить таблицы «Итоги НЭПа»,

«Сравнительная характеристика НЭПа и «военного коммунизма» используя материалы учебника параграфа 20.

Эссе или устное сообщение по теме: «Денежная реформа 1922 г.», «Наш край в годы НЭПа».

VIII. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Как вы себя чувствовали  на уроке?

- Какие трудности у вас возникли по ходу урока?


Приложения к уроку

  1. Таблица «Итоги НЭПа»

Положительные

Цифры

Отрицательные

Цифры

-увеличились объёмы с/х;

- восстановлены дореволюционные посевные площади

- достигнут довоенный уровень в животноводстве;

- рост середняцких хозяйств;

-достигнут довоенный уровень в промышленности;

-улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих.

-нехватка промышленных товаров;

-увеличение цен

-тормозился рост жизненного уровня населения;

-безработица;

-обострение жилищного вопроса;

-аграрное перенаселение.


  1. Таблица

«Сравнительные характеристики НЭПа и военного коммунизма»

Военный коммунизм

Новая экономическая политика

Производство

Национализация промышленности, продразверстка в деревне

Обмен

Запрет частной торговли

Распределение и потребление

Уравнительное распределение. Классовый принцип - карточки

Характер труда

Всеобщая трудовая повинность

Характер управления

Жесткая централизация – главки ВСНХ

Элементы соответствия экономики

Командная не рыночная экономика. Огосударствление.

Положительные стороны

Эффективна в период гражданской войны


  1. Характерные черты политики военного коммунизма

Политика

“военного коммунизма”

Сущность

Продразверстка

Насильственное изъятие с/х продуктов

Национализация всей промышленности и земли – “красногвардейская атака на капитал”

Все предприятия перешли в руки государства, землю было запрещено арендовать, расширять запашку, применить наёмный труд

Полная централизация  управления экономикой

Всё решали главки

Уничтожение частного капитала

Все банки были национализированы

Трудовая повинность населения, трудовая мобилизация.

Все граждане с 16 до 50 лет обязаны были работать

“Уравниловка” в оплате труда

Вместо зарплаты, давали пайки, талоны на предметы первой необходимости

Запрещение свободы торговли.

Прямой продуктообмен между городом и деревней

Монополия государства на торговлю, но существовал “черный рынок”

Ликвидация товарно-денежных отношений.

Была отменена плата на жильё, транспорт и другие коммунальные услуги


  1. Исторические документы

Из доклада Л.Б. Каменева на IX Всероссийском съезде Советов. 23 декабря 1921 г.

   Теперь обратимся к вопросу о промышленности. Если крестьянство снизило свою производительность за годы войны в 2 раза, то с промышленностью дело обстояло ещё хуже. Она упала со времени войны по меньшей мере в 5 раз. Таким образом, мы стали беднее продуктами на 80%. …..

После того как кончилась война, мы стали присматриваться к нашей промышленности и увидели, что на плечах нашего государства, в руках Советской власти, оказалось  бесконечное количество самых разнообразных предприятий, начиная от самых крупных до самых мелких управлять которыми,  при наличных силах, у нас не было никакой возможности…  Мы должны были разгрузить Советское государство от ряда предприятий.  

Из воспоминаний Л. Валентинова (Н. Вольского)

    Ленин признаёт, что в партийных кругах, в связи с НЭП, проявляется «настроение уныния и упадка», часто «негодования», «настроение весьма кислое, почти паническое», «настроение подавленное».

  «Если сейчас, - говорили многие коммунисты, - выдвигаются  обыкновенные, простейшие, вульгарнейшие, мизернейшие торговые задачи, то что может тут остаться от коммунизма?»…..Сражаясь с подавленным настроением, Ленин стремился доказать (вступая в противоречие с самим собой), что военный коммунизм совсем не был стройной системой…, а только «временной мерой», «вынужденной обстоятельствами»…

Ленин стучал кулаками по столу, кричал, что ему надоело дискутировать с людьми, которые  никак не желают выйти из психологии подполья, из младенческого непонимания такого серьёзного вопроса, что без НЭП неминуем разрыв с крестьянством. Угрозой отставки Ленин так всех напугал, что сразу сломил выражавшееся многими несогласие.

Из записок американской журналистки Мэри Ворсе Хитон.

Мэри Ворсе Хитон участвовала в поездке М.И. Калинина по районам, охваченным голодом.

«Когда автомобиль остановился на деревенской улице, его окружили крестьяне. Слёзы текли у них по щекам. Женщины протягивали истощённых детей.  «Товарищ Калинин, - кричали они…, - неужели помощь не придёт, и нет никакой надежды?»Одна за другой развёртывались перед нами картины голода.

Хитон Ворсе Мэри. Русские картины//Новый мир. – 1970. -№4.

Точка зрения Э.Х. Карр

«Политика реквизиций, которая приносила какие-то плоды во время гражданской войны, сейчас оказалась несостоятельной. Крестьяне стали производить лишь необходимое для своего существования и не хотели производить излишки, которые отбирало бы государство. В сельской местности в поисках пропитания рыскали бандыдемобилизованных солдат, грабивших крестьян».

Л.М. Пятецкий. История России XXвека. М.:

 «Московский лицей», 1999., стр 132

Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде.

«24 декабря 1920 года. Положение наше, простых обывателей, всё ухудшается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают , живи как хочешь! Нам, служащим, паёк уменьшают и выдают очень неаккуратно; за первую половину декабря сахара совсем не выдавали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мёрзнем».

Ф.И. Дан. Из выступления на VIII съезде Советов.

«Продовольственная политика, основанная на насилии, обанкротилась, ибо, хотя она выкачала 300 миллионов пудов, но это куплено повсеместным сокращением посевной площади, достигшим почти  одной четверти прежних засевов, сокращением скотоводства,   прекращением посевов технических культур, глубоким упадком сельского хозяйства и выкачиванием из деревни хлеба».

Факты.

  • В 1921 – 1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 54 миллиона человек из поволжских и украинских губерний. Весной – летом 1921 голод года в Поволжье унёс 5 млн. человек.
  • В 1919 г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920 г. по европейской России, Сибири и Украине – более 3 млн. случаев.
  • Население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось на 10 млн. человек.
  • Промышленное производство уменьшилось в 7 раз.
  • Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня.
  • В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода в Петрограде, такая же обстановка была и в других городах.
  • По официальным данным, в 1922 году в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных детей.

Заметки по книге С.Г. Кара-Мурзы  "Советская цивилизация"

Практическая реализация политики военного коммунизма  к 1921 году довела голодающее Поволжье и юг Украины до людоедства и привела страну к новому этапу гражданской войны – крестьянства против большевиков. Восстали крестьяне Тамбовской губернии. Забастовали рабочие Петрограда. Взбунтовался Кронштадт, выставив страшный для большевиков лозунг: «за Советы, но без коммунистов». Один этот лозунг говорит, до какой степени коммунисты-ленинцы утратили право выступать от имени народа, и какое отношение они имели к Советам.

В начале 1920 года военное положение сохранялось в 36 губерниях: там шла крестьянская война. В феврале - марте вспыхивает крупнейшее восстание в Поволжье и Уфимской губернии - "вилочное восстание". Как и другие восстания, оно было вызвано проведением продразверстки - когда выгребался весь хлеб до остатка и крестьяне обрекались на голодную смерть. В восстании участвовали русские, татары, башкиры. Их армия насчитывала 35 тысяч человек (а по некоторым донесениям ЧК - 400 тысяч). При подавлении восстания применялась артиллерия, бронепоезда. По официальным данным, потери восставших - 3 тысячи человек убитыми и ранеными.

В июле крестьянская война вспыхнула в Заволжье и на Урале. Ее вождем стал популярный командир Красной Армии, награжденный орденом Красного Знамени, Сапожков. Движение получило название "сапожковщина". Оно охватило Самарскую, Саратовскую, Царицынскую, Уральскую, Оренбургскую губернии. Сапожковцы заняли Бузулук. Из сводки ЧК: "Была объявлена запись добровольцев, проходившая с большим наплывом крестьян. На подавление были брошены все наличные силы этого района". Ленин требовал: "...от селений, лежащих на путях следования отрядов сапожковцев, брать заложников, дабы предупредить возможность содействия". К сентябрю основные силы движения были разгромлены.

Крестьянское восстание в Тамбовской губернии («антоновщина») как массовое движение началось с отказа сдавать хлеб и разоружения продотрядов, появившихся в деревне в августе 1920 г. Огонь восстания распространился по губернии с непостижимой для местных властей быстротой. Партизанский способ ведения боевых действий повстанцев, успевавших под натиском красноармейских частей скрыться и просто раствориться в крестьянской среде, пульсирующий характер движения обеспечивали успех на первых порах. Повстанцы образовали своеобразную "крестьянскую республику" на территории трех уездов с центром вс. Каменка, Вооруженные силы А.С.Антонова сочетали принципы построения иррегулярной армии (2 армии в составе 21 полка, отдельная бригада) с регулярными вооруженными отрядами.

Повстанцы уничтожали средства связи, портили железные дороги, грозили совхозы и коммуны, с особой яростью убивали коммунистов и советских работников из крестьян. Объективно говоря, по части жестокости обе стороны не уступали друг другу.    

Начало 20-х годов XX века было тяжелейшим для жителей Самарской губернии.

В 1921 году голод охватил Поволжье и ряд других районов страны. Самым тяжелым он оказался в Самарском Заволжье.  Несмотря на семенные ссуды государства, яровой клин был засеян не полностью. Из-за страшной засухи в конце мая погибло 50% озимых хлебов, а в южной части губернии появилась саранча, которая уничтожила остатки урожая хлебов. В целом по губернии он составил ничтожную цифру – 2,7 млн. пудов. Этого могло хватить на очень короткое время. Население стало убивать рабочий и молочный скот, покидать родимые места. В лесных уездах губернии целое лето полыхали гигантские пожары, горели и села. Вспыхнули эпидемии, в том числе холеры. К концу лета 1921 г. началась паника. Засуха, пожары, холера – все это подняло на ноги население губернии. По проселочным дорогам губернии, по водным и железнодорожным путям хлынула волна переселения.

С июля по ноябрь 1921 г. от голода и болезней умерли 14 700 человек. Тысячи детей остались без родителей, а на станции Самара ежедневно подбирали и отправляли в больницы около 200 умирающих детей. Люди ели траву, березовый лист и шишки. Распространялись желудочные болезни. Катастрофически росли цены на хлеб. На 1 января 1922 г. в губернии голодало 86,1% населения, т. е. вдвое более, чем в Саратовской и Симбирской губерниях. И это положение до осени не менялось.

Годы и события. Хроника (К 150-летию Самарской губернии.) Т. II. 1921-2000. – Самара, 2000.

Использованные ресурсы

  1. Учительский портал
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  3. Л.М. Пятецкий. История России XX века. М.: «Московский лицей», 1999.,  132с
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учеб. кн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1995. — 366 с.
  5. История Среднего Поволжья:http://povolzie.samara.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Недаром помнит вся Россия""Битвы 1812 года"

Презентация к Единому уроку истории, посвященная 200-летию Отечественной войне1812 года  «Битвы 1812 года» содержит материал о Смоленской и Бородинской битвах, и о героях войны. Может испол...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: «Культура стран халифата»

Урок:  историяТема: «Культура стран халифата»Цели:- продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;- выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;- ...

Советская страна в годы НЭПа.

Методическая разработка урока истории в 11 классе...

Открытый урок по истории 11 класс СССР в 1953-1964 годы

Итоговый урок обобщения по теме "СССР в 1953-1964 годы " . Цель урока обобщить, повторить и закрепить следующие умения и навыки, знание дат, фактов, понятий, причин и следствий событий. умен...