Национализм. Конфликты. Национальные отношения.
презентация к уроку по истории (10 класс) по теме

Шайдурова Лариса Александровна

Тема имеет актуальное значение, показаны межнациональные проблемы с Грузией, Абхазией и Украиной.  Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический климат в группе с многонациональным составом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока Национализм. Конфликты. Национальная политика

Цели урока:

Обучающая – Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический климат в группе с многонациональным составом.

Воспитательная – воспитать  нравственное представление о толерантности, интолерантности, патриотизме.

Развивающая – развить знания с историей формирования национального состава населения России. Развивать ценностные ориентиры и социальную активность.

Тип урока: изучение нового материала

Метод  урока: лекция с элементами беседы.

Материально – техническое оснащение: презентация.

Ход урока:

  1. Организационная часть.
  2. Мотивация предстоящей учебной деятельности.

2.1. Сообщение темы урока.

2.2. Постановка целей перед учащимися.

3.           Актуализация знаний учащихся по теме урока: как вы понимаете выражения?  “В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений”

В.П. Максаковский

“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”

Н.А. Добролюбов

4.             Формирование новых знаний (изложение нового учебного материала).

План урока.

1. Исторические аспекты формирования населения России.

2. Нация, национальность, национализм.

3. Межнациональные конфликты 2014 года.

4. Патриотизм и национализм: как их различить?

5. Толерантность.

Первый вопрос. Исторические аспекты формирования населения России.

Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов.

Вопрос к группе: Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?

        Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.

        Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

        В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

        Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам)

Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.

        Вопрос к группе: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?

Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”.

Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно.

        Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.

И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация.

Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.

Вопрос 2. Нация, национальность, национализм.

Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.

НАЦИЯ (карточка с термином размещается на доске) – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

“Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).

Вопрос к группе: что такое национальность и как ее определить?

        Записать. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (карточка с термином размещается на доске) – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.

Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда.

        Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.

Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает, если имеет “разных” родителей.

Я, Панкратова Маргарита Сергеевна, 08.01.1981 г.р. Место рождения: Россия, г. Москва. Мать: русская. Отец: русский. Следовательно, я – русская.

Вопрос к классу: Может ли кто-нибудь из Вас точно так же, как и я, сказать, кем по национальности являетесь Вы?

        Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”.

В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы “национальность”.

        Такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.

Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.

        НАЦИОНАЛИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:

“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.

Станислав Ежи Лец

Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.

Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.

         Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких “ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.

        . Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.

Вопрос. 3. Межнациональные конфликты 2014 года.

        Прочитать. Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России.

При таком раскладе “кавказская война” может обернуться войной не только и не столько против “общего врага” в лице “Российской империи”, сколько войной всех против всех.

        Доклад студента. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

                Доклад студента. Абхазо-грузинская война.

Абхазское царство возникло в VIII веке. Во второй половине IX века вошло в состав Грузии. В XIII веке Абхазия была завоевана монголо-татарами, с XVI века находилась в зависимости от Турции, в 1810 году вошла в состав России.

 После распада Российской империи советская Россия признала территорию независимой Грузии в пределах до реки Псоу, то есть фактически - Абхазию в составе вновь образованной Демократической Республики Грузия.

        Напряжённость между грузинами и абхазами начала усиливаться в конце 1980-х годов, что было вызвано призывами грузинских националистических группировок к независимости от СССР.

Абхазское руководство, наоборот, заявляло о намерении остаться в составе СССР, особенно после того, как в 1989 году в Тбилиси прошли массовые демонстрации, в ходе которых, в частности, звучали требования ликвидации абхазской автономии.

Опасаясь новой волны «грузинизации», абхазские власти рассматривали для себя отделение от Грузии как более предпочтительный вариант. При этом следует отметить, что на тот период абхазы составляли национальное меньшинство в республике.

Абхазия входит в число непризнанных государств, которые образовались в результате распада СССР.

Высшей точкой конфликта явилась грузино-абхазская война 1992-1993 годов. Произошло поражение грузинской армии.

Не желая осложнения отношений внутри СНГ, российские власти проигнорировали стремление населения непризнанных государств к воссоединению с Россией.  В результате они оказалось в очень сложном положении.

Слово учителя.18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения.

Со своей стороны российское руководство неоднократно заявляло о безусловном признании территориальной целостности Грузии, неотъемлемой частью которой является Абхазия.

        15 августа 2008 года под кодовым названием «Скала» Грузия начала войну против Абхазии.  

Грузины предполагали «зачистку» всей абхазской территории, установление полного контроля над захваченной местностью и возвращение на прежнее место жительства порядка 300 тысяч грузинских беженцев.

         Надо отметить, что подготовку грузинских войск к ведению боев в горах осуществляли инструкторы и советники из США, Израиля, Украины, Франции, Турции, Пакистана, Саудовской Аравии и других государств.

        После начала агрессии Грузии против Южной Осетии руководством России и Министерства обороны РФ было принято решение усилить миротворческий контингент в Абхазии. К 11 августа 2008 года созданная за 2—3 дня крупная войсковая оперативная группа заняла исходное положение. Днем 11 августа командующий миротворцами генерал-майор Сергей Чабан предъявил ультиматум всем грузинским силовым структурам,  — сдать все вооружение и технику в период с семи до десяти часов вечера этого дня в указанных пунктах.

Штурмовики Су-25 и истребители-бомбардировщики Су-24М ВВС России предварительно нанесли ракетно-бомбовые удары по этим объектам. На стоянках и на взлетно-посадочной полосе ударом с воздуха были уничтожены и повреждены грузинские вертолеты и самолеты, а также подавлены его средства ПВО.

         Десантникам и «спецам» достались богатые трофеи: брошенная бронетехника, вооружение, амуниция, орудия и минометы, гранатометы, важные документы и т. д. В итоге к исходу дня 12 августа все было закончено.

Дополнительный материал.

В настоящее время республика признаётся пятью странами-членами ООН, первое было объявлено в 2008 году со стороны России. Правительством Грузии рассматривается как оккупированная Россией территория Грузии. Ниже приведены государства, которые официально признали суверенитет Республики Абхазия.

Страны-члены ООН

   Россия признала независимость Абхазии 26 августа 2008 после Вооружённого конфликта в Южной Осетии (2008).

   Никарагуа признало независимость Абхазии 5 сентября 2008.

   Венесуэла признала независимость Абхазии 10 сентября 2009.

   Науру признала независимость Абхазии 15 декабря 2009.

   Тувалу признала независимость Абхазии 18 сентября 2011.

Частично признанные и непризнанные государства

   Южная Осетия признала независимость Абхазии 17 ноября 2006.

   Приднестровская Молдавская Республика признала независимость Абхазии 17 ноября 2006.

   Нагорно-Карабахская Республика признала независимость Абхазии 17 ноября 2006.

Частично признанные и непризнанные государства:

   Южная Осетия признала независимость Абхазии 17 ноября 2006.

   Приднестровская Молдавская Республика признала независимость Абхазии 17 ноября 2006.

   Нагорно-Карабахская Республика признала независимость Абхазии 17 ноября 2006.

Украинский конфликт 2013-2914 года.

        Массовые акции сторонников вхождение Украины в ЕС в Киеве и других регионах Украины начались 21 ноября после объявления правительством страны о приостановке подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС.

В ночь на 30 ноября представители спецподразделения МВД "Беркут" разогнали протестующих за вхождение в ЕС в центре Киева. Во время разгона были задержаны 35 человек, на них составили административные протоколы, сейчас все они отпущены.

Прочитать. Что такое ЕС?

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.

В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Восемнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Прочитать. Претензии России к ЕС касаются:

1. предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;

2. неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;

3. ущемления прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии;

4. попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;

Прочитать. Претензии ЕС к России касаются:

1. нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;

2. сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);

3. заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;

4. взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

Саммит состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.

        По данным медиков, пострадали 35 человек, семь из них до сих пор в больнице. Представители стран Запада осудили жесткие действия правоохранительных органов.

После разгона "евромайдан" переместился на Михайловскую площадь украинской столицы. В связи с событиями в центре Киева украинская милиция завела 12 уголовных дел. Суд Киева запретил проведение массовых акций в центре города с 1 декабря по 7 января.

        Украинская оппозиция решила готовиться к всеобщей забастовке, главной целью которой являются досрочные выборы президента и парламента. Вечером на киевском Майдане, был объявлен состав временного правительства.  Кандидатом на пост премьер-министра является Арсений Яценюк, из " Батькивщины". Лидером майдановцев является В. Кличко Помощь майдановцем оказали США. После присоединения Крыма к России, США ввели санкции.

Последние новости. Крым, в свою очередь, не признал легитимность новой власти и принял решение провести референдум о дальнейшей судьбе региона. Голосование прошло 16 марта. В бюллетень были внесены два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" и "Вы за восстановление действия конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?".

Большинство проголосовавших (96,77%) при явке в 83,1% высказались за воссоединение с Россией. Соответствующий договор был подписан 18 марта, впоследствии его одобрили Госдума и Совет Федерации.

Они также приняли федеральный конституционный закон об образовании двух новых субъектов РФ — республики Крым и города федерального значения Севастополь. Президент РФ Владимир Путин подписал оба документа. Также ранее Путин заявил, что проведение референдума в Крыму соответствует нормам международного права и Уставу ООН.

         После распада СССР долго спорили по поводу Черноморского флота: итог флот двух стран в Севастополе как соседи. Но Россия обязана была платить деньги за аренду Черного моря нашими кораблями. За аренду Россия заплатила за несколько лет вперед, теперь встал вопрос, как вернуть эти деньги.

Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется только одна национальность.

Но в любом случае, даже если эта проблема исчезнет, решится, люди найдут другой повод для вражды друг с другом: “Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность”.

Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.

Вопрос 4. Патриотизм и национализм: как их различить?

Вопрос к группе: что такое патриотизм?

        ПАТРИОТИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.

Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.

ШОВИНИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.

Вопрос 5. Понятие толерантности

        Обращение к группе: А теперь давайте поговорим о толерантности (карточка с термином размещается на доске). Вам знакомо это слово?

Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.

Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.

Записать. Перевод слова “толерантность” с разных языков

язык

Перевод на русский язык

английский

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

французский

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

китайский

Проявление великодушия в отношении других

арабский

Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

персидский

Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

        Обращение к группе: Мы с вами разобрались, что такое толерантность, давайте же теперь попытаемся сами дать определение этому понятию.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.

Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.

Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе. Блок-схема “толерантность” размещается на доске (см. рисунок 1)

Рисунок № 1.

Блок-схема “толерантность”

http://festival.1september.ru/articles/412574/img1.jpg

По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.

V. Закрепление материала.

Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным улучшением “национального достоинства”. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации.

Так или иначе, россиянин (в частности русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей.

Обращение к группе: а теперь давайте с вами подведем итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного. (Выводы записываются на доске)

Выводы:

  • Национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей
  • Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
  • Своей национальной принадлежностью нужно гордиться
  • национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;
  • шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
  • компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
  • каждый человек в отдельности, который является националистом, несет ответственность за разгоревшуюся вражду.

        Обращение к группе: Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.

VI. Домашнее задание. Самостоятельная работа. Эссе по теме «Этнические проблемы в современном мире: пути решения».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национализм. Конфликты. Национальная политика

Слайд 2

Цели урока: Обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, Развить знания с историей формирования национального состава населения России.

Слайд 3

Как вы понимаете выражения? “ В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений” В.П. Максаковский. “ Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный” Н.А. Добролюбов

Слайд 4

План урока. 1. Исторические аспекты формирования населения России. 2. Нация, национальность, национализм. 3. Межнациональные конфликты 2014 года. 4. Патриотизм и национализм: как их различить? 5. Толерантность.

Слайд 5

Исторические аспекты формирования населения России. Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов. Вопрос к группе: Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?

Слайд 6

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия мостом между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию- "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах. В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

Слайд 7

В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке.

Слайд 8

Вопрос к группе: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?

Слайд 9

Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию. И это вызвало отрицательную реакцию.

Слайд 10

2. Нация, национальность, национализм. НАЦИЯ – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.

Слайд 11

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился. Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда.

Слайд 12

Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает, если имеет “разных” родителей. Вопрос : Может ли кто-нибудь из Вас сказать, кем по национальности являетесь Вы?

Слайд 13

Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”. В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы “национальность”.

Слайд 14

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный. Бытовой национализм — это его более легкая форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.

Слайд 15

3. Межнациональные конфликты 2014 года. Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации - между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией 2008 год. Что вы помните про эти события?

Слайд 16

Абхазское царство возникло в VIII веке. Во второй половине IX века вошло в состав Грузии. В XIII веке Абхазия была завоевана монголо-татарами, с XVI века находилась в зависимости от Турции, в 1810 году вошла в состав России. После распада Российской империи советская Россия признала территорию независимой Грузии в пределах до реки Псоу, то есть фактически - Абхазию в составе вновь образованной Демократической Республики Грузия.

Слайд 17

Напряжённость между грузинами и абхазами начала усиливаться в конце 1980-х годов, что было вызвано призывами грузинских националистических группировок к независимости от СССР. Абхазское руководство, наоборот, заявляло о намерении остаться в составе СССР, особенно после того, как в 1989 году в Тбилиси прошли массовые демонстрации, в ходе которых, в частности, звучали требования ликвидации абхазской автономии. Опасаясь новой волны «грузинизации», абхазские власти рассматривали для себя отделение от Грузии как более предпочтительный вариант. При этом следует отметить, что на тот период абхазы составляли национальное меньшинство в республике.

Слайд 18

Абхазия входит в число непризнанных государств, которые образовались в результате распада СССР. Высшей точкой конфликта явилась грузино-абхазская война 1992-1993 годов. Произошло поражение грузинской армии. Не желая осложнения отношений внутри СНГ, российские власти проигнорировали стремление населения непризнанных государств к воссоединению с Россией. В результате они оказалось в очень сложном положении.

Слайд 19

18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения. Со своей стороны российское руководство неоднократно заявляло о безусловном признании территориальной целостности Грузии, неотъемлемой частью которой является Абхазия.

Слайд 20

15 августа 2008 года под кодовым названием «Скала» Грузия начала войну против Абхазии. Грузины предполагали «зачистку» всей абхазской территории, установление полного контроля над захваченной местностью и возвращение на прежнее место жительства порядка 300 тысяч грузинских беженцев. Прочитать. Надо отметить, что подготовку грузинских войск к ведению боев в горах осуществляли инструкторы и советники из США, Израиля, Украины, Франции, Турции, Пакистана, Саудовской Аравии и других государств.

Слайд 21

После начала агрессии Грузии против Южной Осетии руководством России и Министерства обороны РФ было принято решение усилить миротворческий контингент в Абхазии. К 11 августа 2008 года созданная за 2—3 дня крупная войсковая оперативная группа заняла исходное положение. Днем 11 августа командующий миротворцами генерал-майор Сергей Чабан предъявил ультиматум всем грузинским силовым структурам, — сдать все вооружение и технику в период с семи до десяти часов вечера этого дня в указанных пунктах.

Слайд 22

Штурмовики Су-25 и истребители-бомбардировщики Су-24М ВВС России предварительно нанесли ракетно-бомбовые удары по этим объектам. На стоянках и на взлетно-посадочной полосе ударом с воздуха были уничтожены и повреждены грузинские вертолеты и самолеты, а также подавлены его средства ПВО. Десантникам и «спецам» достались богатые трофеи: брошенная бронетехника, вооружение, амуниция, орудия и минометы, гранатометы, важные документы и т. д. В итоге к исходу дня 12 августа все было закончено.

Слайд 23

Абхазские бойцы на отбитой у грузинов территории. На здании - флаг Абхазии.

Слайд 24

В настоящее время республика признаётся пятью странами-членами ООН, первое было объявлено в 2008 году со стороны России. Правительством Грузии рассматривается как оккупированная Россией территория Грузии. Ниже приведены государства, которые официально признали суверенитет Республики Абхазия. Страны-члены ООН Россия признала независимость Абхазии 26 августа 2008 после Вооружённого конфликта в Южной Осетии (2008). Никарагуа признало независимость Абхазии 5 сентября 2008. Венесуэла признала независимость Абхазии 10 сентября 2009. Науру признала независимость Абхазии 15 декабря 2009. Тувалу признала независимость Абхазии 18 сентября 2011. Частично признанные и непризнанные государства Южная Осетия признала независимость Абхазии 17 ноября 2006. Приднестровская Молдавская Республика признала независимость Абхазии 17 ноября 2006. Нагорно-Карабахская Республика признала независимость Абхазии 17 ноября 2006.

Слайд 25

Частично признанные и непризнанные государства Южная Осетия признала независимость Абхазии 17 ноября 2006. Приднестровская Молдавская Республика признала независимость Абхазии 17 ноября 2006. Нагорно-Карабахская Республика признала независимость Абхазии 17 ноября 2006.

Слайд 26

Украинский конфликт 2013-2914 года. Массовые акции сторонников вхождение Украины в ЕС в Киеве и других регионах Украины начались 21 ноября после объявления правительством страны о приостановке подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС. В ночь на 30 ноября представители спецподразделения МВД "Беркут" разогнали протестующих за вхождение в ЕС в центре Киева. Во время разгона были задержаны 35 человек, на них составили административные протоколы, сейчас все они отпущены.

Слайд 28

Что такое ЕС? Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. В Европейский союз входят 28 государств: Австрия , Бельгия , Болгария , Великобритания , Венгрия , Германия , Греция , Дания , Ирландия , Испания , Италия , Кипр , Латвия , Литва , Люксембург , Мальта , Нидерланды , Польша , Португалия , Румыния , Словакия , Словения , Финляндия , Франция , Хорватия , Чехия , Швеция и Эстония . Восемнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро , образовав еврозону .

Слайд 29

Претензии России к ЕС касаются: 1. предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств; 2. неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью ; 3. ущемления прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии ; 4. попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;

Слайд 30

Претензии ЕС к России касаются: 1. нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод; 2. сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия); 3. заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами; 4. взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута. Саммит состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.

Слайд 31

По данным медиков, пострадали 35 человек, семь из них до сих пор в больнице. Представители стран Запада осудили жесткие действия правоохранительных органов. После разгона "евромайдан" переместился на Михайловскую площадь украинской столицы. В связи с событиями в центре Киева украинская милиция завела 12 уголовных дел. Суд Киева запретил проведение массовых акций в центре города с 1 декабря по 7 января.

Слайд 33

12:40 Восстановление Дома профсоюзов в Киеве обойдется минимум в 11 млн долларов Восстановление сгоревшего во время массовых беспорядков в украинской столице Дома профсоюзов обойдется минимум в 100 млн гривен (около 11 млн долларов. Крым

Слайд 34

22 февраля в стране произошел насильственный захват власти. Верховная рада, нарушив достигнутые договоренности между президентом Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, изменила конституцию, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти главу государства, который впоследствии был вынужден покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. 27 февраля украинский парламент утвердил состав так называемого "правительства народного доверия", премьером стал Арсений Яценюк.

Слайд 35

Украинская оппозиция решила готовиться к всеобщей забастовке, главной целью которой являются досрочные выборы президента и парламента. 22 февраля вечером на киевском Майдане, был объявлен состав временного правительства. Кандидатом на пост премьер-министра является Арсений Яценюк, из " Батькивщины". Лидером майдановцев является В. Кличко Помощь майдановцем оказали США. После присоединения Крыма к России, США ввели санкции.

Слайд 36

Крым, в свою очередь, не признал легитимность новой власти и принял решение провести референдум о дальнейшей судьбе региона. Голосование прошло 16 марта. В бюллетень были внесены два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" и "Вы за восстановление действия конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?". Большинство проголосовавших (96,77%) при явке в 83,1% высказались за воссоединение с Россией. Соответствующий договор был подписан 18 марта, впоследствии его одобрили Госдума и Совет Федерации. Они также приняли федеральный конституционный закон об образовании двух новых субъектов РФ — республики Крым и города федерального значения Севастополь. Президент РФ Владимир Путин подписал оба документа. Также ранее Путин заявил, что проведение референдума в Крыму соответствует нормам международного права и Уставу ООН.

Слайд 39

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил разочарование и озабоченность в связи с референдумом в Крыму.

Слайд 40

После распада СССР долго спорили по поводу Черноморского флота: итог флот двух стран в Севастополе как соседи. Но Россия обязана была платить деньги за аренду Черного моря нашими кораблями. Прочитать. За аренду Россия заплатила на несколько лет вперед. Теперь встал вопрос как вернуть эти деньги обратно.

Слайд 42

Юго-восток Украины. ДОНЕЦК, 10 апреля. Главный вход в здание областной госадминистрации в Донецке окружен тремя рядами баррикад, сторонники федерализации Украины, контролирующие помещение, разобрали брусчатку из сквера напротив в ожидании возможного штурма.

Слайд 43

Минувшая ночь прошла спокойно, но митингующие жители Донецка готовы в любой момент отразить попытки лояльных Киеву силовиков взять здание штурмом. Около здания в течение ночи дежурили несколько сотен активистов. Они жгли костры, чтобы согреться, слушали патриотическую музыку — наиболее популярными были песни "Священная война" и "День победы", а также композиции "Любэ" и песня Олега Газманова "Сделан я в СССР".

Слайд 44

Служащие донецкой милиции отказались разгонять своих земляков, сейчас подступы к зданию никем из них не охраняются, только по периметру площади дежурит несколько экипажей ДПС и дорожной автоинспекции.

Слайд 45

В понедельник активисты организаций, защищающих права русскоязычного населения юго-востока Украины, взяли штурмом здание обладминистрации. Они сформировали "народное правительство" региона, провозгласили Донецкую народную республику и объявили о проведении не позднее 11 мая референдума о присоединении региона к России. Митинги сторонников федерализации под российскими флагами проходят в последние дни в Донецке, Харькове и Луганске, их участники требуют провести референдумы о статусе своих регионов.

Слайд 46

С марта акции протеста проходят на востоке Украины каждые выходные, их участники не признают легитимности новых губернаторов, и требуют федерализации страны. Зачастую митингующим удается временно установить контроль над административными зданиями.

Слайд 48

4. Патриотизм и национализм: как их различить? ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. ПАТРИОТИЗМ (от греч. — соотечественник, — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Слайд 49

Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую. ШОВИНИЗМ – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.

Слайд 50

5. Толерантность. Толерантность это - готовность быть терпимым, снисходительным; способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей .

Слайд 51

Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. И разве после этого твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Слайд 52

Английский- Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь. Французский - Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов. Китайский - Проявление великодушия в отношении других. Арабский - Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим Персидский - Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.

Слайд 53

Противоположности – нетерпимости (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.

Слайд 54

Интолерантная личность непонимание игнорирование эгоизм нетерпимость выражение пренебрежения раздражительность равнодушие цинизм немотивированная агрессивность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нации и национальные отношения

План - конспект урока в двух вариантах....

Нации и национальные отношения

Абубакирова Н.ШНации и национальные отношения «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – своего позвоночника»(Дж. Б. Шоу – английский драматург) «Ни один...

Презентация к классному часу на тему: «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии»

Презентация к классному часу на тему: «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии». При подготовки данной презентации были использованы материалы с различных источн...

"Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям или Как разрешать конфликты". Рекомендации педагогам.

Методы управления конфликтами в классных коллективах. Рекомендации педагогам....

Нации и национальные отношения

В презентации рассмотрены следующие вопросы: понятие «этнос», признаки этносов, виды этнических общностей, межнациональный конфликт: понятие, причины; национализм и шовинизм...