Внеклассное мероприятие "Иван Сусанин. Подвиг простого крестьянина"
материал по истории (7 класс) по теме

М. Б. Велиджанян

Проводя данное мероприятие я поставила перед собой следующие задачи:

1.Воспитывать чувство патриотизма.

2.Привить любовь к Родине.

3. Доказать, что на ход истории могут повлиять не только знаменитости, но простые люди.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Содержание мероприятия531.83 КБ

Предварительный просмотр:

Иван Сусанин. Подвиг простого крестьянина.

Внеклассное мероприятие в 7 классе.

Велиджанян М. Б – учитель истории

C:\Users\Марин\Desktop\аттестация\Сусанин фотки\IMG_0963.jpg

Иван Сусанин. Подвиг простого крестьянина.

Задачи.  

1.Воспитывать чувство патриотизма.

2.Привить любовь к Родине.

3. Доказать, что на ход истории могут повлиять не только знаменитости, но простые люди.

Ход мероприятия.    

Вначале опрос, по теме Смутное время.

  1. С каким историческим периодом в России связан подвиг И. Сусанина?
  2. Назовите причины Смуты.
  3. Что вам известно об И. Сусанине?

 Далее подробное сообщение об И. Сусанине.

Сообщение готовил ученик 8 класса.

В те поры Михаил Федорович и его мать съехались в своем доме в Ипатьевском монастыре. И видят они, что поляки около монастыря так и вьются - днем и ночью, быть осы, а в монастырь сунуться, конечно, боятся. Марфа Ивановна сразу сметила, что дело неладно, и стала обдумывать, как бы беду избыть и Михаила Федоровича спасти.По Божьему, уж видно, изволенью приехал на это время в монастырь Иван Сусанин. Он был в Домнине вроде старосты поставлен, значит, за управляющего, служил долгое время, и Марфа Ивановна имела к нему такую доверенность, что все равно, как на самую себя полагалась. Он и удумал, как спасти от поляков Михаила Федоровича. Перерядил он Михаила Федоровича во всю мужицкую одежду, только сапоги оставил боярские, а то все - и рубаху, и полушубок, и шапку надел мужицкие, - и завил его в воз сена, только дырочку оставил, чтобы дышать было можно. Завил и поехал, не торопясь, будто так себе. Только из ворот выехал да на лёд, на реку Кострому, спустился, а уж там его два поляка дожидаются: «Что, спрашивают, старичок, везешь?»

«А вот, говорит Сусанин, сенца в монастыре купил, домой везу!»

«А нет ли у тебя какой поклажицы лишней, говори лучше сам, а то обыщем, хуже будет!»

«Какая же, говорит, поклажа в сене будет? Ищите, ежели найдете, что хотите, то и делайте!» Видят поляки, что старик твердо говорит, не боится, - и пропустили его. Только один поляк копьем в воз ткнул, да Бог миловал, в Михаила Федоровича не попал. Так и проехали благополучно. Ехали, ехали - и начали у Михаила Федоровича ноги стынуть. Как быть? Иван Сусанин и решился заехать на постоялый двор; хозяин был там у него знакомый, и он на него уже надеялся, что в случае чего, не выдаст. Но по чистой правде открыться все-таки и ему не решился. Заехали на постоялый двор и прямо на чистую половину прошли - народу никого нет. Ну, значит, слава Богу. А хозяин, как человек знакомый, и спрашивает: «Что, говорит, это с тобою за молодец такой?» «Да брательника сынок, говорит Иван Сусанин, племянником мне будет». А Михаилу Федоровичу Сусанин еще раньше сказал: «Что я буду говорить - ты во всем мне потакай, ежели что и не ладно, скажу - время теперь такое». Только трактирщик все как будто не уверяется: «Что же это, говорит, - одежда на нем хоть и крестьянская, а обличье и манеры боярские?» «А он у нас, говорит Иван Сусанин, по господам в услуженье жил, так там всякому благородию этому и навадился. Вот, бояре ему за отличку и сапожки подарили». Отдохнули, обогрелись и поехали в свою вотчину. В усадьбе у Михаила Федоровича был дом барский со всякой прислугой. А Иван Сусанин жил отдельно, вроде как на отшибе, в хорошей избе. Сыновей у него не было, а была только одна дочь Антонида. Приискал он парня в округе изо всех получше и принял к себе в дом заместо сына. Хоть и зять был, а не меньше сына его любил. По-нынешнему, по фамилии, парня Сабининым звали. Так в усадьбу Иван Сусанин не поехал, опасался, а приехал прямо к себе домой; дождался, пока стемнело, и вынул из возу Михаила Федоровича. Потом послал за зятем и стал с ним советоваться, как быть. Долго думали и удумали скрыть его в тайнике. В те поры почти у всех тайники были понаделаны. Каждый час можно было поляков опасаться: придут, все заберут и самих еще изобьют, а не то, так и вовсе убьют. Так от них в тайники хоронили хлеб, деньги и все, что подороже стоило, а порой и сами лазали. У них было три тайника: в овине - в подлазе, на дворе у Ивана Сусанина и у его зятя, Сабинина, тоже на дворе. В один из них и надумали спрятать Михаила Федоровича, а в который - Сусанин и зятю не сказал. Ночь проспали спокойно, а наутро приехал сосед с мельницы и говорит, что поляки ищут Михаила Федоровича. Сусанин сейчас же догадался, что нужно делать: взял ружье, выпустил гончих собак, надел сапоги Михаила Федоровича и пошел на охоту. Сапоги ему, конечно, были узки, так голенища у них распорол и подвязал, чтобы с ног не сваливались. Вышел Сусанин за деревню и пошел прямо к болоту суметом, а собак разогнал в разные стороны. Много он колесил, перепутал все следы, потом снял сапоги, забросил их в пучину и вернулся домой. А там уж зять дожидается, говорит, что поляки, ровно стадо псов несытых круг деревни рыскают и Михаила Федоровича ищут, хотят убить. Сейчас Иван Сусанин берет Михаила Федоровича за руку и ведёт на двор в омшаник. Отодвинул ясли, разгреб солому и спустил Михаила Федоровича в яму, да наказал крепко-накрепко, чтобы ни за что оттуда не вылезал и голоса не подавал, даже если звать его будут и кричать: «Докуда сам не приду, дотоле и голосу не моги подать!» Потом закрыл люк, заровнял солому, поставил ясли на старое место и телушку припустил: будто ничего не было. Потом видит, что все равно не укроешься - сам пошел к полякам; поляки его схватили и начали допрашивать, а он ни в чем не признается. Тогда его стали пытать и хлестать ременными нагайками, и он обещал их отвести к Михаилу Федоровичу. Когда пришли в деревню, то Иван Сусанин начал их угощать по деревенскому обыкновению, просил выпить и закусить. Поляки сильно устали и поэтому согласились. Иван Сусанин принес им вина, говядины, хлеба, а когда поляки перепились, то попросился у них сходить к дочери попрощаться. Поляки согласились, только велели ему приходить скорее: «а не то, говорят, всю деревню сожжем». Иван Сусанин пришел к зятю, попрощался с ним и отправил его за солдатами: «где ни на есть, говорит, возьми и приводи скорей Царя спасать, а не то, говорит, всему царству русскому решенье будет». Зять, конечно, сейчас же и отправился потихоньку, чтобы поляки не приметили, а Иван Сусанин стал с дочерью прощаться: «Ну, Онтоня, прости меня Христа ради! - не чаю я сегодня в живности остаться, привел бы мне Господь Бог за Царя праведную смерть принять». «Что ты, батюшка, говорит Антонида, как не быть, а надо беды избыть». «Нет, Онтоня, чует мое сердце, что добра не будет». «Ну, так, дай Бог вживе проститься, а не дай Бог тому случиться. Прости и меня, батюшка!» Конечно, поревели, попрощались. Приходит Иван Сусанин домой, а поляки уж совсем пьяные:

«Веди, говорят, сейчас к Михаилу Федоровичу. Весь, говорят, царский корень разом изничтожим, а после этого и всей России не сустоять».

Сусанин стал было их унимать ночевать, дело было к вечеру. А они кричат «веди сейчас, а то и тебе живому не быть!» Что делать? И ревешь, да идешь. Обыскали  усадьбу. Ничего, конечно, не нашли. Хотели обыском по деревне идти. А Иван Сусанин и говорит:

«Я знаю, куда Михаил Федорович девался!»

«А куда?»

«Он ушел на охоту в болото».

«Врешь, нас не обманешь!»

«А, пойдемте, я вам и следы покажу».

Пошли - и верно: следы в боярских сапогах и собачьи следы кругом. Это те, что Иван Сусанин утром наделал. Поляки уверились и говорят: «веди по следам!» Иван Сусанин водил, водил их по болоту, а сам все около одного места кружит. Пришла ночь. Поляки измучились и стали грозить шашками. А Иван Сусанин поискал по снегу и говорит: «погодите немного, следы теперь прямо пошли!» И повел их прямо в середину болота, прочь от деревни. Завел в самую чащу, кругом провалища и деваться некуда. Поляки начали догадываться, что Иван Сусанин их обманул. Начали ему пистолетами и шашками грозить, а то обещали много денег, только бы он вывел их из болота. Но Сусанин говорил: «Подождите до свету; я и сам теперь дороги не знаю». Он хотел только как-нибудь провести время. И вдруг на рассвете пришли солдаты. Их Сабинин встретил на дороге и привел. Поляки осердились и разрубили Ивана Сусанина шашками на мелкие части. Потом солдаты их всех самих перерубили. Дело было под большой сосной. И теперь она цела, только болото около нее вырублено и высохло. Солдаты подобрали разрубленные части тела Ивана Сусанина и принесли их в деревню. Конечно, Антонида и зять Ивана Сусанина стали плакать и причитать. Плакали и все деревенские. Михаил Федорович долго сидел в тайнике, но, услышавши шум и крики, вылез. А когда он узнал, за что и как умер Иван Сусанин, то сам плакал, обмывал и складывал части его тела и велел похоронить останки Ивана Сусанина в церкви. Затем, вместе с войском, Михаил Федорович отправился в Кострому, где его и выбрали в Цари.

Рассказ учителя истории.

      Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь "Сусанин" - это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давались, как правило,  по имени отца - вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять же по отцу проходил в документах как "Данилко Богданов". Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество - Осипович, но оно является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин.

Продолжает учитель истории.

Ребята, подвиг И. Сусанина вдохновил поэта-декабриста К. Ф. Рылеева, который написал думу «Иван Сусанин». Ученики декламируют произведение  Рылеева «Иван Сусанин». C:\Users\Марин\Desktop\аттестация\Сусанин фотки\IMG_0965.jpg

 К.Ф.Рылеев.

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!—

Сусанину с сердцем вскричали враги: —

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!

Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,

Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..

Веди ж нас,— так будет тебе за труды;

Иль бойся: не долго у нас до беды!

Заставил всю ночь нас пробиться с метелью...

Но что там чернеет в долине за елью?»

«Деревня!— сарматам в ответ мужичок: —

Вот гумна, заборы, а вот и мосток.

За мною! в ворота!— избушечка эта

Во всякое время для гостя нагрета.

Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!..

Какая же, братцы, чертовская даль!

Такой я проклятой не видывал ночи,

Слепились от снегу соколии очи...

Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!—

Вошед, проворчал так сармат молодой.—

Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли!

Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»

Вот скатерть простая на стол постлана;

Поставлено пиво и кружка вина,

И русская каша и щи пред гостями,

И хлеб перед каждым, большими ломтями.

В окончины ветер, бушуя, стучит;

Уныло и с треском лучина горит.

Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,

Лежат беззаботно по лавкам сарматы.

Все в дымной избушке вкушают покой;

Один, настороже, Сусанин седой

Вполголоса молит в углу у иконы

Царю молодому святой обороны!..

Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.

Сусанин поднялся и в двери тайком...

«Ты ль это, родимый?.. А я за тобою!

«Куда ты уходишь ненастной порою?

За полночь... а ветер еще не затих;

Наводишь тоску лишь на сердце родных!»

«Приводит сам бог тебя к этому дому,

Мой сын, поспешай же к царю молодому,

Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,

Что гордые ляхи, по злобе своей,

Его потаенно убить замышляют

И новой бедою Москве угрожают!

Скажи, что Сусанин спасает царя,

Любовью к отчизне и вере горя.

Скажи, что спасенье в одном лишь побеге

И что уж убийцы со мной на ночлеге».

— «Но что ты затеял? подумай, родной!

Убьют тебя ляхи... Что будет со мной?

И с юной сестрою и с матерью хилой?»

— «Творец защитит вас святой своей силой.

Не даст он погибнуть, родимые, вам:

Покров и помощник он всем сиротам.

Прощай же, о сын мой, нам дорого время;

И помни: я гибну за русское племя!»

Рыдая, на лошадь Сусанин младой

Вскочил и помчался свистящей стрелой.

Луна между тем совершила полкруга;

Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.

На небе восточном зарделась заря,

Проснулись сарматы — злодеи царя.

«Сусанин!— вскричали,— что молишься богу?

Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»

Оставив деревню шумящей толпой,

В лес темный вступают окольной тропой.

Сусанин ведет их... Вот утро настало,

И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет,

То тускло засветит, то вновь пропадет.

Стоят не шелохнясь и дуб и береза,

Лишь снег под ногами скрипит от мороза,

Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,

И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчаньи сарматы;

Всё дале и дале седой их вожатый.

Уж солнце высоко сияет с небес —

Всё глуше и диче становится лес!

И вдруг пропадает тропинка пред ними:

И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,

Дебристую стену из сучьев сплели.

Вотще настороже тревожное ухо:

Всё в том захолустье и мертво и глухо...

«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.

«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—

Убейте! замучьте!— моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».

«Злодей!— закричали враги, закипев,—

Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же!— сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя, засверкали!—

Погибни, предатель! Конец твой настал!»

И твердый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасла Михаила!

Рассказ учителя истории.

Ивана Сусанина хотят канонизировать

      В 2002 году Костромская епархия готовилась всерьез канонизировать героя-проводника. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй высказал свое мнение о возможной канонизации человека, благодаря подвигу которого состоялась династия Романовых и прекратилась Смута. По мнению главы РПЦ, прославление Ивана Сусанина в лике святых возможно, но преждевременно, поскольку его личность и биография пока еще мало изучены. Костромская епархия, на территории которой имел место подвиг Сусанина, продолжает собирать сведения о его благочестивой жизни и мученической смерти.

      Мнение эксперта

      Иеромонах Савва (МОЛЧАНОВ), сотрудник Московской патриархии:

   - Канонизация - это не чьи-то личные симпатии или антипатии, это объективный факт, к которому приходит церковь, рассмотрев работу тех людей, которые специально изучали жизнь канонизируемой личности. Канонизация - один из аспектов соборной жизни церкви. Решать вопросы канонизации того или иного человека может, например, Поместный собор. Сам я историю Сусанина не изучал, но если собор примет решение о канонизации, буду почитать Сусанина как святого.

      Георгий КАПРАЛОВ, доктор искусствоведения, сценарист, член Клуба "Известий":

   - По-моему, Иван Сусанин уже давно канонизирован народом - еще до революции. И никто никогда на его образ не посягал. И сегодня он остается в памяти народа, в литературе; он воспринимается в самом широком смысле как воплощение патриотизма и любви к своей земле, готовности пожертвовать жизнью ради нее. Нет никаких сомнений в том, что подвиг Сусанина достоин того, чтобы его канонизировали.

     

 VIP-мнение

      Мария АРБАТОВА, писатель:

   - Канонизация - это целая процедура. Кандидатура проходит несколько инстанций, которые и определяют, достоин или нет человек быть святым. Мне кажется, что среди святых есть масса людей с меньшим, так сказать, вкладом в историю. Лично мне это было бы симпатично: Сусанин - это такая здоровая историческая мифология.

      Михаил БОЯРСКИЙ, актер:

   - Нет. Он не представляет духовной ценности в философском смысле. Сусанин - просто герой.    На его месте все сделали бы так же, и вы, и я. Во время войны подвиг - это норма. Тогда получается, что нужно канонизировать всех, кто воевал в Великую Отечественную войну.

      Олег ГАЗМАНОВ, певец:

   - Я к этому вопросу серьезно отношусь. Имя Господа нельзя всуе поминать, и уж тем более это не может быть предметом для юмора. Это серьезно? Просто удивительно. Делать больше нечего? В стране проблем мало? Вон телевизор включишь - будто война идет… А про подлинную историю Сусанина мало чего достоверного известно: кого вел, куда шел… Сейчас Сусанин - герой анекдотов. Давайте еще и Чапаева канонизируем…

      Глас народа

      Елена НЕМЧИНОВА, корректор:

   - Я не церковный человек и не знаю критериев… Так можно канонизировать всех героев, которых народ помнит, не заглядывая в энциклопедию. Мне достаточно, что он народный герой.

      Владимир ФОМЕНКО, переводчик:

   - А чего? Если уж Василия Блаженного не постеснялись, то и Сусанина сам бог велел. Назло Варшаве.

      Александр КРАСНОВ, офицер спецназа:

   - Я про Сусанина анекдот знаю: "Опубликован сборник польского мата. Составитель - Иван Сусанин". Кто сейчас разберет, герой он или предателем был, просто заблудился? Но если серьезно, в жизни бывают ситуации, из которых выходом бывает только подвиг.

Учитель истории. Ребята, подвиг  Ивана Сусанина вдохновил не только Рылеева, но Великого композитора М. И. Глинку. Он написал оперу «Иван Сусанин».

Сообщение старшеклассника по теме М. Глинка «Иван Сусанин».

Прослушивание фрагментов из оперы.

Учитель истории.

Более ста человек повторили подвиг Сусанина.

    1648 год. Украинский крестьянин Никита Галаган вывел шляхтичей к месту засады казаков. 1701 год. Помор Иван Седунов посадил на мель перед пушками Архангельской крепости корабли шведской эскадры. По указу Петра I ему за это было пожаловано звание "Первого лоцмана". 1812 год. Житель Смоленской губернии Семен Шелаев заморозил в лесу большой отряд армии Наполеона. 1919 год. Житель Алтая Федор Гуляев завел в болото колчаковцев, а сам сумел выбраться живым и невредимым. За это он был удостоен личного приема у Ленина, а вместо ордена ему дали новую почетную фамилию - Гуляев-Сусанин. 1942 год. Двенадцатилетний Коля Молчанов сделал то же самое в лесах Брянщины. Ему удалось вернуться в родное село, после того как он завел в болото немецкий обоз.

В конце мероприятия дети исполняют патриотическую песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное военным подвигам русских солдат

Мероприятие построено на основе синтеза литературы и истории....

Презентация внеклассного мероприятия "Иван Дураков"

Данная презентация посвещена герою Гражданской войны, ученику средней школы № 130 г. Уссурийска Приморского края, замученного белогвардейцами и интервентами в 1921 году....

Внеклассное мероприятие "Песни великого подвига"

Песни военных лет…Цели мероприятия: расширить   представление   учащихся   об   истории   возникновения военных песен; воспитывать  чувство...

Внеклассное мероприятие по истории "Подвиг отцов - крылья сыновей"

Меропиятие посвящено празднику День героев Отечества. Его можно провести в одном классе,  сделать общешкольным мероприятием, а возможно организовать несколько школ (так было у нас). Мероприятие с...

Внеклассное мероприятие на тему: "Подвигу жить в веках"

Каждое поколение по- своему проходит определенное испытание на прочность.  Эхо Афганской войны и сейчас тревожит наши умы и сердце. Но Афган, как все другие войны, останется в народе неизгладимой...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Подвигу жить в веках»

Цели и задачи:1. Развивать интерес к математике и математическим наукам;2. Вспомнить и узнать новые термины военной тематики, через логические, математические задачи;3. Вспомнить об учёных-математиках...