"Возвращение Крыма домой" - урок истории в 9 классе
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Ложкина Любовь Алексеевна

Урок посвящен последним событиям, связанным с изменением статуса Крыма и Севастополя. На уроке рассмотрена краткая история Крыма в древности и средние века, события, связанные с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году. Приведены высказывания А.И. Солженицына о распаде СССР, о положении русского языка на Украине, о Черноморском флоте и об украинских националистах. Данный материал можно использовать как для тематического урока новейшей  истории в 9 классе, так и для классных часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_9_klasse.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 9 классе

Тема: Возвращение Крыма домой

Дата проведения: 8 апреля 2014 г.

Цель: учащиеся должны знать историю Крыма, понимать суть современных политических событий, понимать опасность фашизма, знать о существовании разных точек зрения на происходящие события; способствовать воспитанию патриотизма, неприятию неофашизма; развитие критического отношения к различным источникам информации.

Оборудование: слайдовая презентация, видеофрагмент выступления президента РФ

В.В. Путина перед Федеральным Собранием

  1. Вступительное слово

- Почему сегодня наш урок посвящен именно Крыму?

- Покажите Крым на карте и опишите его местоположение.

Сообщение цели урока.

  1. История Крыма (рассказ с презентацией)

Крым в древние и средние века

 Древнейшими обитателями Крыма, известными нам по ассирийским и античным источникам, были киммерийцы (XII в. до н. э.). В середине VII в. до н. э. часть киммерийцев была оттеснена скифами из степной полосы в предгорье и горы Крыма, где они образовали компактные поселения.

Здесь же, в предгорном и горном Крыму, а также на Южном берегу, обитали тавры. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма – Таврия, Таврида. До наших дней сохранились остатки укрепленных убежищ и жилых построек тавров, их кромлехи – кольцеобразные ограды из вертикально поставленных камней – и таврские гробницы – «каменные ящики».

 Новый период истории Таврии начинается с захвата Крыма скифами. В VI – V вв. до н. э., когда в степях хозяйничали скифы, на побережье Крыма основали свои торговые колонии выходцы из Эллады. Памятью о себе они оставили названия важнейших городов древности. Так, Пантикапей, или Боспор (современная Керчь), и Кафа (Феодосия) были построены колонистами из древнегреческого города Милета (Херсонес), расположенный в пределах нынешнего Севастополя.

В первой половине V в. до н. э. на берегах Черного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них –  Херсонес, в состав которого входили земли западного Крыма. Херсонес укрывается за мощными каменными стенами. Другое – Боспорское  государство, столицей которого стал Пантикапей.

Греческие колонисты привезли сюда свое искусство строить корабли, выращивать виноград, оливковые деревья и другие культуры, воздвигать прекрасные храмы, театры, стадионы. В Крыму возникают сотни греческих поселений – полисов.

 К концу III в. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском сарматов. Скифы были вынуждены перенести свою столицу на реку Салгир (вблизи Симферополя), где возник Неаполь Скифский.

Скифское государство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами, которые появились здесь примерно в начале III в. Пребывание в крымских степях готов продолжалось сравнительно недолго. Под мощным натиском гуннов в IV в. н.э. они были вынуждены уйти в гористые места Крыма. К историческим памятникам того периода относятся так называемые пещерные города, расположенные в Бахчисарайском районе и в зоне Севастополя.

Таким образом, население Крыма представляло собой сложный этнический состав, в который входили потомки киммерийцев, тавров, скифов, греков, сарматов, аланов, готов.

 Во второй половине IV в., началось вторжение азиатских варваров – гуннов. Около 370 г. гунны разгромили города Боспорского государства и, перейдя по льду Керченский пролив, напали на Пантикапей.

 Начиная с IV в. в степной полосе Крыма преобладающее положение заняли тюркоязычные племена. Смешение тюрков и угров с прежним населением полуострова привело к образованию новых народов и новых этнических объединений. Возникла новая этнографическая карта Крыма.

 После распада Римской империи (VI в.) Крым попадает в сферу влияния Византии. Византийский император Юстиниан I (527–565), стремясь упрочить свои позиции в Тавриде и оградить византийские владения на побережье от степняков-кочевников, превращает Херсонес в мощную крепость, на южном берегу Крыма сооружает новые крепости – Алушта и Гурзуф. На подступах к Херсонесу через горный Крым он воздвигает мощные укрепления. Таким образом, население Крыма представляло собой сложный этнический состав, в который входили потомки киммерийцев, тавров, скифов, греков, сарматов, аланов, готов.

В конце VIII – начале IX вв., после возникновения государства Киевская Русь, киевские князья, организуют походы в Крым, на южное побережье. Славянская колонизация достигает Керченского пролива.

          В 988  князь Киевской Руси Владимир, заняв Корсунь, принял здесь официальное крещение и отныне стал принудительно вводить христианство на Руси. Однако киевские князья, направляя силы и энергию на объединение славянских земель Приднепровья и борьбу с кочевниками, постепенно утратили позиции в Таврике. Если при Владимире Красное Солнышко Крым принадлежал Руси, то в XII в. большая часть полуострова стала половецкой. Название горы Аю-Даг (Медведь-гора) многие исследователи возводят к половцам. Оттуда же – знаменитый Артек (от имени Артык или Артук – сына половецкого хана).

Впервые монголо-татары проникли в Крым в 1223 г. Они разрушили Судак, который в то время был самым богатым из торговых центров Крыма. Положение покоренных народов полуострова стало чрезвычайно тяжелым. Золотоордынские завоеватели обложили их непомерно тяжелой данью, вывозили рабов и продавали в другие страны.

         После завоевания монголами Таврии в первой половине XIII в. они в ряде мест вошли  в состав правящей феодальной элиты Крыма. В Крыму была построена мечеть, и к середине века Солхат стал политическим центром и центром восточной культуры на полуострове. Здесь находилась ставка наместника золотоордынского хана, отсюда шло распространение мусульманства среди татар в Крыму. После распада Золотой Орды остатки татаро-монголов в Крыму подверглись влиянию тюркской речи. Тогда Мангуп был столицей самого крупного государства  Таврики – княжества Феодоро.

Мангуп был одной из самых крупных крепостей средневекового Крыма  и при необходимости принимал под защиту значительные массы населения. В июле 1475 г. Мангуп был осажден турками-османами. Ворвавшись в город, турки истребили почти всех жителей, разграбили и сожгли Мангуп. На землях княжества был образован турецкий округ.

 Захватив в XV в. Таврику, турки с помощью итальянских специалистов создали на Перекопе мощную крепость Ор-Капу. С этого времени у Перекопского вала появилось второе имя – Турецкий. С конца XV в. турки и татары в Крыму постепенно переходят от кочевых форм хозяйства к оседлому земледелию.

 Основным занятием крымских татар на юге было садоводство, виноградарство, табаководство. В степных районах Крыма у них было особенно развито животноводство, прежде всего разведение овец и коней, кожевенное производство.

         В средние века, расположенный на перекрестке важнейших торговых путей, Крым играл видную роль в международной торговле. Товары шли в Украину, Россию, Польшу, Константинополь, Сирию, Иран, на Кавказ, в Хорезм.

        Долгие годы Крымские ханы были вассалами Турции и постоянно совершали набеги на русские земли. В 1762 году на русский престол вступила Екатерина II. Она ставит грандиозные цели: добиться выхода в черное море, добиться безопасности со стороны Крыма, а то и вовсе сокрушить могущество Турции. В 1768-1774 г. идет русско-турецкая война. В 1770 году в Чесменской бухте русский флот под командованием графа Орлова уничтожил все суда турецкого флота. Это была самая крупная морская победа в истории России. Орлов получил прозвище Чесменский. В 1770 году русская армия под командованием Румянцева одержала победы на реке Ларга и Кагул (прозвище Задунайский). Многолетняя война была тяжела для России и в 1774 году подписан Кючук-Кайнарджийский мир (Россия получила черноморское побережье с городами Керчь и Еникале, а Крым стал независимым от Турции. Русские суда могли спокойно плавать через черноморские проливы.

Турция не желала с этим мириться и 1775 предприняла попытку посадить на ханский престол в Крыму своего ставленника. Но у России был свой ставленник Шагин-Гирей, который и стал крымским ханом. Он задумал осуществить европеизацию Крыма и против него вспыхнул мятеж. Русские войска подавили мятеж, и после того, как Турция признала Шагин-Гирея ханом вывела войска из Крыма. Но в 1781 г. Крым охватил новый мятеж и хан снова бежал под защиту русских штыков. Русские войска вновь были введены в Крым, крымский хан обратился с просьбой принять Крым в состав России. В 1783 г. Екатерина  II подписала манифест о принятии Крыма и Кубани в состав России.

Благоустраивать Крым и Северное Причерноморье было поручено князю Потемкину. В бывшей дикой степи разводили сады и виноградники, строили фабрики и корабельные верфи, основывали новые города. Под наблюдение Потемкина был создан черноморский флот (прозвище Потемкин-Таврический).

 После присоединения Екатериной II Крыма к России  он стал не только большим портом для международной торговли, но и основным местом отдыха высшей русской знати. На полуострове началось строительство новых городов – Симферополя и Севастополя. В Крым приезжали на отдых и проживали здесь высшие чины и титулы государства Российского: Потемкин, Воронцов, Юсупов, Александр III и многие другие.

В 1954 году наша страна отмечала 300-летие присоединения Украины к России. Н.С. Хрущев подарил Крым России.

В 1991 году распался СССР. Крым отдали Украине, не спросив об этом самих крымчан. Вот что писал об этом писатель А. Солженицын:

«Сколькие русские с негодованием и ужасом пережили эту безвольную, никак не оспоренную, ни малейше опротестованную, по дряблости нашей тогдашней дипломатии, в 24 часа отдачу Крыма— и предательство его при каждом потом крымском конфликте. И беспрекословную, без малейших политических шагов, отдачу Севастополя, алмаза русской военной доблести. Злодейство это совершено нашей же выборной властью — однако и мы же, граждане, не воспротивились вовремя. И теперь на долгое обозримое время ближайшим поколениям с этим придется примириться…»

А. Солженицын о Черноморском флоте: «Изживание Черноморского флота из Севастополя является низменным злостным надругательством над всей русской историей XIX и ХХ веков. При всех этих условиях Россия ни в какой форме не смеет равнодушно предать многомиллионное русское население на Украине, отречься от нашего единства с ним».

А. Солженицын об украинских националистах: «По мере того, как украинские националисты разворачивали свою идеологию, в ней брали верх самые дикие крайности трактовок и призывов. Мы узнали, что украинская нация — это «сверхнация», она настолько уходит в тысячелетние глубины веков, что украинцем был не только Владимир Святой, но даже, по видимости, и Гомер, — и в подобном духе комично переделываются школьные учебники на Украине, ибо украинский национализм, при столь явном меньшинстве этих националистов, напорно возводится в идеологию всей Украины».

А. Солженицын о русском языке:

«Украинские власти выбрали путь усиленного притеснения русского языка. Ему не только отказали стать вторым официальным государственным, но его энергично вытесняют из радиовещания, телевидения, из печати. В вузах от вступительного экзамена до дипломного проекта — все только по-украински, а коли терминологии не хватает — выкручивайся. Из школьных учебных программ русский язык — где исключают нацело, где сводят до «иностранного», до факультативного; полностью исключили историю Российского государства, а из программы по литературе — едва ли не всю русскую классику. Звучат такие обвинения, как «лингвистическая российская агрессия» и «русифицированные украинцы — пятая колонна». Так — начинается не с методического подъема украинской культуры, а с подавления русской. И упорно теснят Украинскую православную Церковь, ту, что осталась верна Московской Патриархии, с ее 70% украинских православных…

Фанатическое подавление и преследование русского языка (который в прошлых опросах был признан своим основным более чем 60% населения Украины) является просто зверской мерой, да и направленной против культурной перспективы самой Украины»

А. Солженицын о планах Запада:

«Антирусская позиция Украины — это как раз то, что и нужно Соединенным Штатам. Украинские власти подыгрывают услужливо американской цели ослабить Россию. Так и дошло быстро — до «особых отношений Украины с НАТО» и до учений американского флота в Черном море. Поневоле вспомнишь бессмертный план Парвуса 1915 года: использовать украинский сепаратизм для успешного развала России…

Раздробление наше, так радующее нынешний политический мир, болезненно и затяжно скажется на всех трех славянских народах. А сегодняшняя тактическая теплота к Украине с дальнего-дальнего Запада не окажется долговечной, но лишь — до минования надобности».

На одной из книг, подаренных симферопольцам, Александр Исаевич написал: «Если крымчане будут стойко стоять за свое русское наследие, то они устоят».

Обсуждение  событий 2013-2014 года

Просмотр видеофрагмента выступления президента РФ ВВ. Путина перед Федеральным собранием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...