Художественная культура России второй половины XIX века
план-конспект урока (история, 8 класс) по теме

Головчанская Нина Валерьевна

интегрированный крок истории и искусства 8,10 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khud_kultura_i_byt_rossii_vtoroy_poloviny_19_v.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему "Художественная культура и быт  России второй половины XIX века"

Интегрированный урок (история + искусство) – 8, 10 класс

Цель урока:         

Создать у учащихся представление о русской культуре и быте второй половины XIX века, обратив их внимание на выдающиеся произведения, на атмосферу, в которой жили люди.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством композиторов, художников, литераторов данного периода и бытом народа.
  2. Развить у учащихся навыки работы с наглядным материалом, излагать четко свою мысль.
  3. Пробудить у учащихся чувство любви, уважения и интереса к отечественной культуре и жизни предков.

Оборудование:

  1. Компьютер, экран, проектор.
  2. Памятки для учащихся.
  3. Наглядный материал для игры.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонько присядем за парты.

Начинаем наш урок.

  1. Актуализация знаний:

Человек меняется, и чтобы понять логику поступков людней прошлого, надо представить как они жили, что их окружало. Историческое познание предполагает изучение культурной и общественной жизни. По мнению Л.Н. Толстого, без знания прошлой  жизни и нет понимания истории.

Сегодня на уроке мы  познакомимся с художественной культурой и бытом России второй половины XIX века.

Учимся четко излагать мысль, работать с наглядным материалом.

  1. Формирование новых знаний:

При изучении данной темы нам необходимо следующее понятие – художественная культура.

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая её продукт и процесс.

  1. Литература

Во второй половине XIX века ведущей областью духовной жизни России продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения и отсутствия жизненных проблем литература была не только культурным явлением, но и выполняла общественные задачи. Основным художественным направлением стал критический реализм.

Критический реализм – художественный стиль, сочетающий остроту коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений.

Писатели были поглощены происходившей на их глазах исторической драмой, вызванной сменой одного жизненного уклада другим. Для произведений того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества.

Давайте познакомимся с писателями данного периода.

Достоевский -

Толстой -

Чехов -

Тургенев -

 - На уроках литературы вы знакомились с романом  Тургенева «Отцы и дети».

- Кто главный герой этого романа? (Базаров)

После опубликования этого романа Тургенева «Отцы и дети» распространение получает термин «нигилизм», т.е. отрицание господствующей идеологии. И главный герой романа Базаров был назван нигилистом.

Некрасов  Николай Алексеевич. Любовь к литературе ему привила его мать, которая и была его первым учителем. Его перу принадлежат такие произведения, как:

«Несжатая полоса», «Железная дорога», «Крестьянские дети»,  «Мороз Красный нос»,  «Кому на Руси жить хорошо»,  «Утро», «Последние песни». В своих произведениях Некрасов отражал жизнь простых крестьян, городской бедноты. Им написаны  поэмы о жизни декабристов.  

- С какими из произведений Некрасова вы уже знакомились на уроках литературы?

- Давайте послушаем отрывок из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

- Что попытался показать  автор?

2)Живопись

Русская живопись второй половины XIX века решала те же общественные проблемы, что и литература. Основным направлением живописи второй половины XIX века является  критический реализм..

В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения диплома картины на сюжет скандинавской мифологии объяснив это тем, что в жизни есть более достойные темы для кисти. Не получив разрешения на свободную тему художники покинули Академию и основали петербургскую Артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижников.

Передвижники – это товарищество русских художников, в своих произведениях которые  отражали жизнь с ее проблемами.

Передвижники устраивали свои выставки в Москве и Санкт-Петербурге, а также в провинциях.

Среди художников – передвижников были: А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов, братья Маковские. Позднее к ним присоединились  В.М. Васнецов, Н.А.Ярошенко,      К.А. Савицкий.

  1. Иван Иванович Шишкин –
  2. Виктор Михайлович Васнецов  -
  3. Иван Николаевич Крамской -
  4. Илья Ефимович Репин –

  1. Василий Иванович Суриков - это художник, который всё, от конской

сбруи до пёстрой московской толпы, писал с натуры и тщательно, до деталей выверено. Своим творчеством художник как бы напоминал: мывсе зависим от прошлого, им определенно и наше будущее.

 Самые известные полотна художника: «Боярыня Морозова» (1887г.), «Утро стрелецкой казни» (1881г.), «Взятие снежного городка» (1891г.), «Переход

Суворова через Альпы в 1799 году» (1899г.).

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд и ответьте на вопрос: Что общего между этими полотнами Сурикова?

3)Музыка

Вторая половина XIX в. – время расцвета русского музыкального искусства.

Его символом стало творчество “Могучей кучки”. Главный источник вдохновения композиторы, того времени, черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы “Могучей кучки” создали ряд бессмертных произведений.

Могучая кучка – или Балакиревский кружок – содружество пяти композиторов: Балакирева, Мусоргского, Кюи, Бородина и Римского-Корсакова

  1. Милий Алексеевич Балакирев . В 1837 году начал свою деятельность в качестве пианиста и дирижёра. С 1867 по 1869 годы – главный дирижер Императорского русского музыкального общества. В 1882 году  написал симфоническую поэму «Тамара»
  2. Модест Петрович Мусоргский – создатель «самой народной» по духу музыки. Его произведения: Борис Годунов, Хованщина из-за своей оригинальности , воспринимались как нечто стихийное.
  3. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Его музыка впитала в себя многоцветие народных сказок и напевность русских песен. «Садко», опера «Сказ о царе Салтане», «Майская ночь», «Моцарт и Сольери» - это дар композитора.

- Послушайте отрывок из произведения Римского – Корсакового «Полет шмеля».

- Какое настроение оно у вас вызывает? Почему?

  1. Петр Ильич Чайковский- гений, который оставил богатое музыкальное наследие. Самые известные произведения Чайквского: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».

-Давайте прослушаем отрывки из произведений Петра Ильича Чайковского.

- Кто из вас знает как называется это произведение? (Лебединое озеро)

- Послушайте отрывок из произведения Чайковского «Щелкунчик». Какое настроение оно у вас вызывает?

4)Скульптура и архитектура

Наиболее известным скульптором второй половины XIX в. был М.М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. Мастер создал серию исторических портретов: “Ермак”, “Иван Грозный”, “Пётр I”.

Выдающимся событием культурной жизни было открытие памятника А.С. Пушкину в Москве в июне 1880 г. Автор памятника скульптор А.М. Опекушин.

 М.О. Микешен в памятнике “Тысячелетие России”, открытом в Новгороде в 1862 г., в бронзе 129 скульптурных фигур.

В архитектуре себя окончательно изживал классицизм. Новые типы зданий требовали новых архитектурных решений. Зодчие применяли декоративные формы прошлого, что привело к господству эклектики.

Электика – смешение разных художественных стилей

Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль). В моду вошли шатровые завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени: инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов. В этом стиле были построены знаменитые московские здания – Исторического музея (А.А. Семёнов и В.О. Шервуд), Городской Думы(Д.Н. Чичагов), Верхних торговых рядов(А.П. Померанцев), Балтийский вокзал (архитектор Александр Иванович Кракау).  Особой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные дома.

5)Быт

Хотя  Россия продолжала оставаться страной деревенской. В сельской местности проживало 87% ее граждан, но к концу XIX века городское население удвоилось. . Таким образом в России активно шел процесс урбанизации, т.е.

Урбанизация - рост городов

        В центре крупных губернских городов располагались большие особняки, которые напоминали барские дома в помещичьих усадьбах. В глубине садов располагались крепкие двух- трехэтажные особняки. Первый этаж занимала прислуга. На втором этаже размещались нежилые, парадные комнаты. Обстановка в жилых комнатах была разнообразной: кровать покрытая покрывалом; мраморный умывальник; шкаф для белья; письменный стол и этажерка для книг.

По окраинам городов селилось мелкое купечество, мещане, бедные чиновники. Они жили в одноэтажных строениях, с двориком и садом. Обстановка жилища была однообразна: занавески и горшки с геранью на окнах, иконы с лампадками в переднем углу; комод, покрытый белой вязаной салфеткой; шкафчик с посудой.

Несмотря на огромные перемены, произошедшие в русской деревне, крестьянский быт менялся медленно.

Крестьяне жили в деревянных домах.  Их дома стали выглядеть  опрятней и напоминали  дома городских окраин. Крестьяне стали пользоваться глиняной посудой, вместо деревянной.

Приобретает значение и мода. Стали носить платья и рубахи из ситца и шелка, появляются атласные рубахи и пиджаки, модные пальто, лапти поменяли на сапоги и галоши.

  1. Закрепление изученного материала
  1.  Литература – установите верное соответствие (модуль)

- Какое направление было основным в литературе 19 века? (критический реализм)

  1. Архитектура – впишите имя архитектора (модуль)  (Шервуд и Кракау)
  2. Скульптура – собери пазлы (памятник Николаю I) (модуль)
  3. Живопись – сопоставьте авторов и их произведения (модуль)

- К какому товариществу относились эти художники? (передвижники)

- Что отражали они в своих произведениях? (реальную жизнь)

             5)  Музыка –

1. Как называлось товарищество русских композиторов второй половины XIX века и почему? (могучая кучка, согласно бессмертным  произведениям, которые они создали).

2. Кого из русских композиторов принято считать основателем  «Могучей кучки»? (Балакирева)

6) Быт-

Игра «Лото»

прялка

ухват

Ложка

чугунок

Коромысло

Печь

самовар

серп

ступа

На табличку с названиями предметов быта, выложить соответственно картинки.

  1. Домашнее задание.
  1. 8 класс – п.37-38, пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа, выучит новые понятия;

10 класс – подготовить реферат на тему: «Жизнь и творчество…… писателя, живописца, архитектора,  композитора)

  1. Подготовить  кроссворд на тему «Художественная культура и быт России второй половины XIX века».
  1. Оценивание.
  2. Рефлексия:

- Вам понравился урок? Какой раздел вам был более интересен?

-  Мне было приятно с вами работать сегодня на уроке. Спасибо за урок!!!! (смайлики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Культура России второй половины XIX века"

Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации...

"Культура России второй половины 19 века"

Презентации к уроку историии по теме "Российская культура второй половины 19 века":  русские композиторы, живопись и скульпрутра...

Обобщение по теме: "Культура России второй половины 19 века"

Данный материал предназначен для закрепления темы" Культура России второй половины19 века" по истории 8 класса  Материл расчитан на не сильный класс, позволяет выявить знания учащихся ...

Презентация." Культура России второй половины XVII века"

Ресурс составлен в программе Microsoft Office PowerPoint. Презентация по теме " Культура России второй половины XVII века".Материал рассчитан на учащихся 7 класса. (УМК - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина....