Цивилизационные альтернативы в истории России в 19 веке.
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Тема урока. Цивилизационные альтернативы в истории России в 19 веке.

 

Образовательная цель: вывести учащихся на понимание необходимости коренного преобразования России в середине 19 века, которые встали перед властью  в связи с этим. Раскрыть особенности процесса интеграции России и Европы.

 

Развивающая цель: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: сопоставление традиционного и модернизированного  направлений, систематизация событий данного периода истории государства.

 

Воспитательная цель: показать учащимся, что от реализации идей европейского либерализма зависел политический престиж России в Европе.

 

Оборудование: таблицы «Социально-экономическая интеграция России и Европы»; « Противоречия процесса интеграции России и Европы», «Социокультурная инверсия в России в 19 веке».

Компьютерная технология: презентация, схемы.

 

                                                        

                                                     План урока.

 

1.      Представление российского общества в 19 веке.

2.      Основные принципы  традиционализма и либерализма.

3.      Необходимость проведения реформ в стране и складывание их предпосылок.

4.      Реформы императоров 19 века поэтапно и их значение.

5.      Противоречия процесса интеграции России и Европы.

6.      Социокультурная инверсия в России в 19 веке.

      В.О. Ключевский: «Закон жизни отсталых государств среди опередивших : нужда

                                реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы.

                                Необходимость ускоренного движения вдогонку ведёт к

                                перениманию чужого наскоро».

      Проблемное задание: как вы понимаете слова известного историка 19 века.

      ( Ответить в конце урока).

      Вопрос.  Итак, что же представляло российское общество в 19 веке?

 

                                                       Слайд № 1.

image

 

 

 

 

 

 

 

1.      Российское государство-это пирамида, т.е. мощное, централизованное с сильным бюрократическим аппаратом.

2.      Государство большое ( империя ). Его можно удержать мощным центром.

3.      Российское государство на перепутье запада и Востока.

 

 

                                             Слайд № 2.                            

 

                           image

                                                Слайд № 3.

image

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Общество многоступенчатое в виде пирамиды.

2.      Верхушка-это дворяне, интеллигенция.

3.      Российское дворянство всё более европеизировалось, вступая в родственные отношения с европейским дворянством.

 

                              Факты.

Верхушка общества (интеллигенция):

 

1.      за свободную торговлю

2.      за свободу слова

3.      восстание декабристов (после отечественной войны встал вопрос об отмене крепостного права и устаревшей формы правления)

 

Низ общества:

1.      За традиционную фазу (общество, живущее на традициях московской Руси).

                 

                               Факты.

     1.Существование крестьянской общины:

     2.крепостное право;

     3. круговая порука;

     4. барщина, оброк.

     Крестьянство не ждало от дворян ничего, кроме зла ( восстание декабристов было 

     далеко от них).

                                          Крестьянская община.

 

     Община решала вопросы в интересах земледельцев - насколько это было,      

     возможно, в конкретных социально- политических условиях. При этом нужно было

     постоянно учитывать и интересы отдельного хозяйства, и общины в целом.

     Каждый крестьянин – и крепостной. И лично свободный - имел своё   

     индивидуальное  ( семейное )  хозяйство. В поисках компромисса, приемлемого и 

     для отдельной семьи, и для целого селения, складывался уникальный опыт, который

     определял своеобразие  общинного быта российских крестьян.

     Учёные называют объединение крестьян. Живущих в одном или нескольких    

     соседних селениях и совместно решающих земельные, хозяйственные вопросы,

     Общиною. Сами крестьяне называли это миром или общиною.

     Основным документом, исходящим от самой общины, был приговор-решение

     сходки. Приговор – решение сходки. Приговоры выносились устно, но наиболее

     важные записывались.

 

1.           Перераспределение земли между деревнями пашенную землю, имевшую в той или иной деревне в лишке, передавали соседней, где ощущался недостаток угодий. Прекословить решению мира нельзя.

2.      Выбирали людей, которым доверяли размежевание покосов и установление границ между наследственными владениями.

3.      Община подтверждала продажу крестьянкой вдовой своего надела соседу, но снижает при этом цену. Хотя земля принадлежала помещику, между крестьянами заключались сделки по сдаче в аренду и даже продаже участков только с разрешения общины.

4.      Если зажиточный крестьянин покупал землю на стороне, он мог распоряжаться ею по собственному распоряжению.

5.      Община отдаёт своим крестьянам в аренду пустоши- для расчистки и превращения в пашни. Потом это переходило в наследственное владение крестьянина. Такое правило существовало в общинах помещичьих и для государственных крестьян.

6.      Нередко община покупала землю в целом. Помещики, владевшие общиною, не препятствовали этому. Т.к. укрепляло хозяйство крестьян  и увеличивало доход барина.

Иные давали общине ссуду для такой покупки.

Община распоряжалась этой землёй по своему усмотрению.

Случалось, что крепостные, купив землю сообща в соседнем уезде, туда переселялись, но продолжали платить оброк своему помещику.

 

7.      Приговоры были связаны  и с возвращением в родную деревню, по какой- либо причине  покинувших её.

 

Вывод: все сложные юридические вопросы, возникшие в поземельных отношениях крестьян, община решала на основе обычного права –ведь они не были предусмотрены в государственном законодательстве.

Обычаи, связанные с землепользованием, были областью постоянного правового творчества народа и школой формирования гражданской активности, правосознания.

 

                         После отмены крепостного права.

 

1.      Пахотные земли мир делил на участки по качеству почвы, расстоянию от усадеб, рельефу.

Каждый хозяин получал полосы и на лучших , и на худших землях.

В одних общинах полосы распределялись по жребию, в других по соглашению.

       2. Если доставалась менее удобная земля, мир увеличивал её размер.

                   3. Иногда людям, переставшим заниматься хлебопашеством, нарезали                

            полосы в отдалённых и менее удобных частях поля.

 

    

 

 

 

                    4.Община могла сдать в аренду нераспаханные кем-то полосы.

                    5.Малосильные хозяева могли передать свои наделы желающим на какой-то                            срок, после этого срока наделы возвращались в распоряжение общины.

                    6. Мир уделял внимание и общественным работам, проводившимся в

                        интересах селения в целом: рытьё канав дляосушения полей и лугов,

                        строительство дорог, мостов, устройство прудов, огораживание

                        полей.

Вывод: крестьянская община имела большую силу.

                       Среди крестьянства стали выделяться предприниматели, которые были  

       одарёнными, предприимчивыми. Все формы  крестьянской

       предприимчивости предполагали существование индивидуального

       хозяйства, обладавшего большой самостоятельностью.

 

       Вернёмся к слайду, где изображена двухступенчатая пирамида.

       Огромная пропасть между верхом и низом общества, непонимание, хотя                  

       со временем всё больше становится людей с западной ориентацией, но    

       всё равно их мало.

 

       Почему?

                        Возьмём хотя бы экономическую сферу.

 

                        Западные ценности                                         Традиционные ценности

 

                        частная собственность                                      феодальная собственность

                        свобода предпринимательства                         аграрное производство

                        торговля                                                              налоги

 

                                                           Слайд № 4

 

                               -модернизированный человек (в шляпе, во фраке)

 

                                                 image

 

                                          - традиционный человек с бородой.

 

 

                                                  image

Традиции сохраняются, но тем не менее происходит модернизация.

 

Модернизация началась в 16 веке, но в основном при Петре 1 были восприняты              элементы модернизации, выборочные, заимствованные у более развитых стран.

 

Вопрос. Какие? Военная, техническая сфера.

В тоже время происходят

ужесточение эксплуатации традиционными методами (усиление крепостного права);

1)      усиление централизации управления.

Вывод: Пётр 1 –реформатор с одной стороны, с другой –стремится превратить Россию в мощную военную державу.

18 век-политика Екатерины 2- путь Петра 1

 

Наконец, 19 век.

Что происходит в 19 веке во всём миру?

Страны 1 эшелона: Англия, Франция, США ( экономически сильные государства).

Европейский путь-эталон модернизации. Модернизация проходит спокойно,

мелодично в 19 веке, т.к. рано вступили на путь капитализма через революции.

Страны 2 эшелона: Германия, Италия, Япония (страны запоздалой модернизации).

 

Вопрос:  каков путь России? Необходима была модернизация? Да.

               Почему? Россия могла потерять независимость.

 

                                                    Слайд № 5.

 

                            image

     

Представим Россию в виде дерева как растущего организма

 

    

 

 

                             

 

           

image

 

.

 

 

 

 

Пути развития России.

 

1)      Цари могли не реформировать страну, сохраняется самодержавие.

 

image

 

2)      Реформирование.

Реформы могли быть проведены и государственным аппаратом либо оппозицией.

Вопросы.

Что же происходит на самом деле?

Кто явился двигателем реформ 19 века? Революционеры? Нет ( о декабристах не говорим как о революционерах).

 

 

image

 

 

 

                                              Александр 1

 

 

                                           

                                              Описание: C:\Users\Налья Шакировна\Desktop\алек 1.jpg

 

 

 

 

 

Вопрос: почему А.С. Пушкин характеризовал первые годы царствования Александра ll как «дней александровых прекрасное начало».

 

1.      Ликвидация ограничения по отношению к дворянам и горожанам;

2.      Разрешена деятельность частных типографий и ввоз иностранных книг;

3.      Открыт свободный выезд русских подданных за границу;

4.       «Негласный комитет» (желание перестроить аппарат управления, конституционная монархия, решение крестьянского вопроса).

5.      Проект Сперанского:

А) уравнение сословий перед законом;

Б) предоставление подданным политических и гражданских прав;

В) реорганизация управления - принцип разделения властей.

 

Вопрос: какую форму государственного устройства приобрела бы Россия в случае реализации проекта Сперанского?

 

6.      1810 г.- появление Государственного совета (законосовещательный орган).

7.      1815 г. - конституция в царстве Польском - право иметь собственную армию, выборный сейм, свобода печати.

8.      Н.Н.Новосильцев - тайная работа над проектом русской конституции, введение двухпалатного парламента, местных сеймов - представительных органов, гражданские свободы.

 

Вышел проект в 1820 г. Не прошёл!!! Почему?

Влияние революций в 20-ые годы 19 века в Европе+ внутренняя обстановка (неурядицы в военных поселениях)+ личная трагедия (смерть 16-летней дочери Софьи).

Отсюда поворот к реакции «аракчеевщина» ( Аракчеев-талантливый администратор, усердно исполняющий все пожелания императора).

Вывод: при Александре 1 большая часть дворянства видела в реформах покушение на свои привилегии. Многие высшие чиновники усматривали в реформах покушение на принцип самодержавия, являвшийся для них основной ценностью и источником доходов.

 

                                                 Николай 1.

 

 

                                       Описание: C:\Users\Налья Шакировна\Desktop\ник 1.jpg

                                              

 

Лично вникал во все государственные дела, талантливый организатор, привлекал к государственной деятельности сотрудников век зависимости от их происхождения. Хотел походить на знаменитого предка Петра 1.

 

           Вывод: политика Николая 1 отбросила проекты либерализации политического

строя.

2.      Идея «регулярного государства» с целью восстановления самодержавия.  

3.      Желание вдохнуть новую жизнь в государственный аппарат.

4.      Уничтожить произвол, взяточничество чиновников.

5.      Кодификация законов  ( 1830 г. - Сперанский).

6.      Введена тайная полиция-защита обывателей от вымогательств чиновников.

7.      Но главная задача: преследование государственных преступников- деятелей демократического движения.

8.      Цензурный устав (школьный, университетский).

9.      Затруднённый выезд за границу.

 

Вывод: Николай 1 хотел верить в то. Что Россия - самая мощная. Благополучная держава. «Там в Европе тоже не все мёдом мазано, а великая Россия - самая богатая и счастливая страна в мире».

 

                                             Александр II

 

                                    Описание: C:\Users\Налья Шакировна\Desktop\алек 2.jpg

                    Социально-экономическая интеграция России и Европы.

 

         Итак, необходимы коренные преобразования России.

         Опыт Крымской войны показал, что в условиях середины 19 века Россия не может           

         Ограничиться заимствованием отдельных западных технических новшеств и

         Культур.

         Быть наравне с другими европейскими державами - это значит

 

1.      либерализация политической и общественной жизни;

2.      создание современной промышленности и транспорта.

 

Перед страной задача: сохранение положения России как великой европейской державы в условиях быстрого социально-экономического развития Европы.

 

Вопрос:  какие факторы являлись основой столь быстрого социально-экономического развития Европы и отсутствовали в России, приводя её к отставанию?

Экономическая сфера: рыночные отношения,  частная собственность, свобода конкуренции.

Социально-политическая сфера: общественное самоуправление; независимость суда, обеспечивающая развитие контроля общества над властью; личная свобода граждан, поощряющая инициативу, предприимчивость; демократизация образования.

Либерализация политической жизни России была подготовлена всей после петровской эпохой, но имела противников в части дворянства.

Наличие сильных противников привело к противостоянию в проведении реформ.

Противоречия процесса интеграции России и Европы.

            Крепостное право.  С одной стороны личная свобода, право собственности.

            С другой стороны общинная собственность, круговая порука, уравнительный   

            передел тормозили капиталистическое развитие страны.

          

            Земская реформа имела меньшее значение, т.к. большая традиционность

            взглядов купцов и промышленников  (  занимались лишь хозяйственными

            вопросами).

            Судебная реформа - относительная независимость суда, противоречащая

            стремлениям власти).

            Военная реформа - создание сильной боеспособной армии.

 

            Проведение реформ изменило образ власти в глазах населения. Александр ll

            остался в сознании народа как царь-освободитель. Либеральные реформы были

            противоречивы, но смена монолога власти диалогом различных политических

            сил. Это открывало возможности компромисса различных взглядов на мир.

            Но самодержавие сохраняло то, что служило ему опорой.

   

           Деревня: натуральное хозяйство, общинная идеология, коллективная

            собственность, приоритет интересов коллектива над различными интересами

            С другой стороны, коллективные интересы противостояли либерально-

            индивидуалистическим ценностям буржуазного общества.

 

 

 

        Город: зависимость буржуазии от получения государственного заказа и 

        субсидий, особенно буржуазии, связанной с тяжёлой промышленностью,

        которая обеспечивала индустриализацию, следовательно  обороноспособность

        страны.

        Рабочий класс: после 1861 года началось массовое формирование рабочего

        класса. Продолжалась тесная связь с деревней.

 

         Вывод. Возросший в результате проведения реформ авторитет власти,    

         расширившаяся социальная опора самодержавия создали предпосылки  для

         возвращения от диалога власти с обществом к монологу власти, от либеральных             

         реформ к контрреформам.

 

          

          Закрепление материала.

 

          При  реформировании, модернизации в России сохраняются черты

          традиционализма.

          В экономической сфере - феодальная собственность на землю;  аграрный

          характер хозяйства; огромные, подчас разорительные налоги.

          В социальной сфере – сословный строй; основная масса-крестьянство.

          В политической сфере – абсолютная монархия; укрепление позиций

          дворянства и расширение их привилегий.

          В духовной сфере – господство религиозного мировоззрения.

 

                                                   Проблемное задание.

 

         Слова О.В. Ключевского.

         Закон, который сформулировал О.В. Ключевский, действительно характерен  для

         стран запоздалой модернизации, к которым относится и Россия.

         «Ускоренное развитие вдогонку» тут просто необходимо, поскольку

          обогнавшие страны являются не только примером, но и угрозой.

          Однако внутренние предпосылки модернизации в обществах периферии слабее,

          чем в странах центра- как в широких слоях населения, так и в интеллектуальной

          элите. Ценности модернизации ещё не успели здесь прочно укрепиться.

 

         Что же требуется реформаторам для успеха в этих условиях?

   

1.      Поддержка в общественном мнении и структурах власти.

2.      Профессионализм - осознать цель реформ, возможности их осуществления,

последствия этих реформ.

 

         Подумайте.

         В чём особенность развития России в 19 веке?

         Почему  Япония,  имевшая много схожего с Россией  ( роль государства, 

         одновременно вступила на путь преобразований, имперские тенденции) и Россия

         пришли к разным результатам?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абубакирова Н.Ш.

Тема урока. Цивилизационные альтернативы в истории России в 19 веке.

Образовательная цель: вывести учащихся на понимание необходимости коренного преобразования России в середине 19 века, которые встали перед властью  в связи с этим. Раскрыть особенности процесса интеграции России и Европы.

Развивающая цель: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: сопоставление традиционного и модернизированного  направлений, систематизация событий данного периода истории государства.

Воспитательная цель: показать учащимся, что от реализации идей европейского либерализма зависел политический престиж России в Европе.

Оборудование: таблицы «Социально-экономическая интеграция России и Европы»; « Противоречия процесса интеграции России и Европы», «Социокультурная инверсия в России в 19 веке».

Компьютерная технология: презентация, схемы.

                                                         

                                                     План урока.

  1. Представление российского общества в 19 веке.
  2. Основные принципы  традиционализма и либерализма.
  3. Необходимость проведения реформ в стране и складывание их предпосылок.
  4. Реформы императоров 19 века поэтапно и их значение.
  5. Противоречия процесса интеграции России и Европы.
  6. Социокультурная инверсия в России в 19 веке.

      В.О. Ключевский: «Закон жизни отсталых государств среди опередивших : нужда

                                реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы.

                                Необходимость ускоренного движения вдогонку ведёт к

                                перениманию чужого наскоро».

      Проблемное задание: как вы понимаете слова известного историка 19 века.

      ( Ответить в конце урока).

      Вопрос.  Итак, что же представляло российское общество в 19 веке?

 

                                                       Слайд № 1.

  1. Российское государство-это пирамида, т.е. мощное, централизованное с сильным бюрократическим аппаратом.
  2. Государство большое ( империя ). Его можно удержать мощным центром.
  3. Российское государство на перепутье запада и Востока.


                                             Слайд № 2.                            

                           

                                                Слайд № 3.

                           

  1. Общество многоступенчатое в виде пирамиды.
  2. Верхушка-это дворяне, интеллигенция.
  3. Российское дворянство всё более европеизировалось, вступая в родственные отношения с европейским дворянством.

                              Факты.

Верхушка общества (интеллигенция):

  1. за свободную торговлю
  2. за свободу слова
  3. восстание декабристов (после отечественной войны встал вопрос об отмене крепостного права и устаревшей формы правления)

Низ общества:

  1. За традиционную фазу (общество, живущее на традициях московской Руси).

                 

                               Факты.

     1.Существование крестьянской общины:

     2.крепостное право;

     3. круговая порука;

     4. барщина, оброк.

     Крестьянство не ждало от дворян ничего, кроме зла ( восстание декабристов было  

     далеко от них).

                                          Крестьянская община.

 

     Община решала вопросы в интересах земледельцев - насколько это было,      

     возможно, в конкретных социально- политических условиях. При этом нужно было

     постоянно учитывать и интересы отдельного хозяйства, и общины в целом.

     Каждый крестьянин – и крепостной. И лично свободный - имел своё    

     индивидуальное  ( семейное )  хозяйство. В поисках компромисса, приемлемого и  

     для отдельной семьи, и для целого селения, складывался уникальный опыт, который

     определял своеобразие  общинного быта российских крестьян.

     Учёные называют объединение крестьян. Живущих в одном или нескольких    

     соседних селениях и совместно решающих земельные, хозяйственные вопросы,

     Общиною. Сами крестьяне называли это миром или общиною.

     Основным документом, исходящим от самой общины, был приговор-решение

     сходки. Приговор – решение сходки. Приговоры выносились устно, но наиболее

     важные записывались.

  1.      Перераспределение земли между деревнями пашенную землю, имевшую в той или иной деревне в лишке, передавали соседней, где ощущался недостаток угодий. Прекословить решению мира нельзя.
  2. Выбирали людей, которым доверяли размежевание покосов и установление границ между наследственными владениями.
  3. Община подтверждала продажу крестьянкой вдовой своего надела соседу, но снижает при этом цену. Хотя земля принадлежала помещику, между крестьянами заключались сделки по сдаче в аренду и даже продаже участков только с разрешения общины.
  4. Если зажиточный крестьянин покупал землю на стороне, он мог распоряжаться ею по собственному распоряжению.
  5. Община отдаёт своим крестьянам в аренду пустоши- для расчистки и превращения в пашни. Потом это переходило в наследственное владение крестьянина. Такое правило существовало в общинах помещичьих и для государственных крестьян.
  6. Нередко община покупала землю в целом. Помещики, владевшие общиною, не препятствовали этому. Т.к. укрепляло хозяйство крестьян  и увеличивало доход барина.

Иные давали общине ссуду для такой покупки.

Община распоряжалась этой землёй по своему усмотрению.

Случалось, что крепостные, купив землю сообща в соседнем уезде, туда переселялись, но продолжали платить оброк своему помещику.

  1. Приговоры были связаны  и с возвращением в родную деревню, по какой- либо причине  покинувших её.

Вывод: все сложные юридические вопросы, возникшие в поземельных отношениях крестьян, община решала на основе обычного права –ведь они не были предусмотрены в государственном законодательстве.

Обычаи, связанные с землепользованием, были областью постоянного правового творчества народа и школой формирования гражданской активности, правосознания.

 

                         После отмены крепостного права.

  1. Пахотные земли мир делил на участки по качеству почвы, расстоянию от усадеб, рельефу.

Каждый хозяин получал полосы и на лучших , и на худших землях.

В одних общинах полосы распределялись по жребию, в других по соглашению.

       2. Если доставалась менее удобная земля, мир увеличивал её размер.

                   3. Иногда людям, переставшим заниматься хлебопашеством, нарезали                

            полосы в отдалённых и менее удобных частях поля.

     

                    4.Община могла сдать в аренду нераспаханные кем-то полосы.

                    5.Малосильные хозяева могли передать свои наделы желающим на какой-то                            срок, после этого срока наделы возвращались в распоряжение общины.

                    6. Мир уделял внимание и общественным работам, проводившимся в

                        интересах селения в целом: рытьё канав дляосушения полей и лугов,

                        строительство дорог, мостов, устройство прудов, огораживание

                        полей.

Вывод: крестьянская община имела большую силу.

                       Среди крестьянства стали выделяться предприниматели, которые были  

       одарёнными, предприимчивыми. Все формы  крестьянской

       предприимчивости предполагали существование индивидуального

       хозяйства, обладавшего большой самостоятельностью.

       Вернёмся к слайду, где изображена двухступенчатая пирамида.

       Огромная пропасть между верхом и низом общества, непонимание, хотя                  

       со временем всё больше становится людей с западной ориентацией, но    

       всё равно их мало.

       Почему?

                        Возьмём хотя бы экономическую сферу.

                        Западные ценности                                         Традиционные ценности

                        частная собственность                   феодальная собственность

                        свобода предпринимательства                         аграрное производство

                        торговля                   налоги

                                                           Слайд № 4

                               -модернизированный человек (в шляпе, во фраке)

                                                 

                                          - традиционный человек с бородой.

                                                 

Традиции сохраняются, но тем не менее происходит модернизация.

Модернизация началась в 16 веке, но в основном при Петре 1 были восприняты              элементы модернизации, выборочные, заимствованные у более развитых стран.

Вопрос. Какие? Военная, техническая сфера.

В тоже время происходят

ужесточение эксплуатации традиционными методами (усиление крепостного права);

  1. усиление централизации управления.

Вывод: Пётр 1 –реформатор с одной стороны, с другой –стремится превратить Россию в мощную военную державу.

18 век-политика Екатерины 2- путь Петра 1

Наконец, 19 век.

Что происходит в 19 веке во всём миру?

Страны 1 эшелона: Англия, Франция, США ( экономически сильные государства).

Европейский путь-эталон модернизации. Модернизация проходит спокойно,

мелодично в 19 веке, т.к. рано вступили на путь капитализма через революции.

Страны 2 эшелона: Германия, Италия, Япония (страны запоздалой модернизации).

Вопрос:  каков путь России? Необходима была модернизация? Да.

               Почему? Россия могла потерять независимость.

                                                    Слайд № 5.

                           

     

Представим Россию в виде дерева как растущего организма

     

                             

        

.

Пути развития России.

  1. Цари могли не реформировать страну, сохраняется самодержавие.

  1. Реформирование.

Реформы могли быть проведены и государственным аппаратом либо оппозицией.

Вопросы.

Что же происходит на самом деле?

Кто явился двигателем реформ 19 века? Революционеры? Нет ( о декабристах не говорим как о революционерах).

                                              Александр 1

                                           

                                              C:\Users\Налья Шакировна\Desktop\алек 1.jpg

Вопрос: почему А.С. Пушкин характеризовал первые годы царствования Александра ll как «дней александровых прекрасное начало».

  1. Ликвидация ограничения по отношению к дворянам и горожанам;
  2. Разрешена деятельность частных типографий и ввоз иностранных книг;
  3. Открыт свободный выезд русских подданных за границу;
  4.  «Негласный комитет» (желание перестроить аппарат управления, конституционная монархия, решение крестьянского вопроса).
  5. Проект Сперанского:

А) уравнение сословий перед законом;

Б) предоставление подданным политических и гражданских прав;

В) реорганизация управления - принцип разделения властей.

Вопрос: какую форму государственного устройства приобрела бы Россия в случае реализации проекта Сперанского?

  1. 1810 г.- появление Государственного совета (законосовещательный орган).
  2. 1815 г. - конституция в царстве Польском - право иметь собственную армию, выборный сейм, свобода печати.
  3. Н.Н.Новосильцев - тайная работа над проектом русской конституции, введение двухпалатного парламента, местных сеймов - представительных органов, гражданские свободы.

Вышел проект в 1820 г. Не прошёл!!! Почему?

Влияние революций в 20-ые годы 19 века в Европе+ внутренняя обстановка (неурядицы в военных поселениях)+ личная трагедия (смерть 16-летней дочери Софьи).

Отсюда поворот к реакции «аракчеевщина» ( Аракчеев-талантливый администратор, усердно исполняющий все пожелания императора).

Вывод: при Александре 1 большая часть дворянства видела в реформах покушение на свои привилегии. Многие высшие чиновники усматривали в реформах покушение на принцип самодержавия, являвшийся для них основной ценностью и источником доходов.

                                                 Николай 1.

                                       C:\Users\Налья Шакировна\Desktop\ник 1.jpg

                                               

Лично вникал во все государственные дела, талантливый организатор, привлекал к государственной деятельности сотрудников век зависимости от их происхождения. Хотел походить на знаменитого предка Петра 1.

           Вывод: политика Николая 1 отбросила проекты либерализации политического

строя.

  1. Идея «регулярного государства» с целью восстановления самодержавия.  
  2. Желание вдохнуть новую жизнь в государственный аппарат.
  3. Уничтожить произвол, взяточничество чиновников.
  4. Кодификация законов  ( 1830 г. - Сперанский).
  5. Введена тайная полиция-защита обывателей от вымогательств чиновников.
  6. Но главная задача: преследование государственных преступников- деятелей демократического движения.
  7. Цензурный устав (школьный, университетский).
  8. Затруднённый выезд за границу.

Вывод: Николай 1 хотел верить в то. Что Россия - самая мощная. Благополучная держава. «Там в Европе тоже не все мёдом мазано, а великая Россия - самая богатая и счастливая страна в мире».

                                             Александр II

                                    C:\Users\Налья Шакировна\Desktop\алек 2.jpg

                    Социально-экономическая интеграция России и Европы.

         Итак, необходимы коренные преобразования России.

         Опыт Крымской войны показал, что в условиях середины 19 века Россия не может            

         Ограничиться заимствованием отдельных западных технических новшеств и

         Культур.

         Быть наравне с другими европейскими державами - это значит

  1. либерализация политической и общественной жизни;
  2. создание современной промышленности и транспорта.

Перед страной задача: сохранение положения России как великой европейской державы в условиях быстрого социально-экономического развития Европы.

Вопрос:  какие факторы являлись основой столь быстрого социально-экономического развития Европы и отсутствовали в России, приводя её к отставанию?

Экономическая сфера: рыночные отношения,  частная собственность, свобода конкуренции.

Социально-политическая сфера: общественное самоуправление; независимость суда, обеспечивающая развитие контроля общества над властью; личная свобода граждан, поощряющая инициативу, предприимчивость; демократизация образования.

Либерализация политической жизни России была подготовлена всей после петровской эпохой, но имела противников в части дворянства.

Наличие сильных противников привело к противостоянию в проведении реформ.

Противоречия процесса интеграции России и Европы.

            Крепостное право.  С одной стороны личная свобода, право собственности.

            С другой стороны общинная собственность, круговая порука, уравнительный  

            передел тормозили капиталистическое развитие страны.

           

            Земская реформа имела меньшее значение, т.к. большая традиционность

            взглядов купцов и промышленников  (  занимались лишь хозяйственными

            вопросами).

            Судебная реформа - относительная независимость суда, противоречащая

            стремлениям власти).

            Военная реформа - создание сильной боеспособной армии.

            Проведение реформ изменило образ власти в глазах населения. Александр ll

            остался в сознании народа как царь-освободитель. Либеральные реформы были

            противоречивы, но смена монолога власти диалогом различных политических

            сил. Это открывало возможности компромисса различных взглядов на мир.

            Но самодержавие сохраняло то, что служило ему опорой.

   

           Деревня: натуральное хозяйство, общинная идеология, коллективная

            собственность, приоритет интересов коллектива над различными интересами

            С другой стороны, коллективные интересы противостояли либерально-

            индивидуалистическим ценностям буржуазного общества.

        Город: зависимость буржуазии от получения государственного заказа и  

        субсидий, особенно буржуазии, связанной с тяжёлой промышленностью,

        которая обеспечивала индустриализацию, следовательно  обороноспособность

        страны.

        Рабочий класс: после 1861 года началось массовое формирование рабочего

        класса. Продолжалась тесная связь с деревней.

         Вывод. Возросший в результате проведения реформ авторитет власти,    

         расширившаяся социальная опора самодержавия создали предпосылки  для

         возвращения от диалога власти с обществом к монологу власти, от либеральных            

         реформ к контрреформам.

           

          Закрепление материала.

          При  реформировании, модернизации в России сохраняются черты

          традиционализма.

          В экономической сфере - феодальная собственность на землю;  аграрный

          характер хозяйства; огромные, подчас разорительные налоги.

          В социальной сфере – сословный строй; основная масса-крестьянство.

          В политической сфере – абсолютная монархия; укрепление позиций

          дворянства и расширение их привилегий.

          В духовной сфере – господство религиозного мировоззрения.

                                                   Проблемное задание.

         Слова О.В. Ключевского.

         Закон, который сформулировал О.В. Ключевский, действительно характерен  для

         стран запоздалой модернизации, к которым относится и Россия.

         «Ускоренное развитие вдогонку» тут просто необходимо, поскольку

          обогнавшие страны являются не только примером, но и угрозой.

          Однако внутренние предпосылки модернизации в обществах периферии слабее,

          чем в странах центра- как в широких слоях населения, так и в интеллектуальной

          элите. Ценности модернизации ещё не успели здесь прочно укрепиться.

 

         Что же требуется реформаторам для успеха в этих условиях?

   

  1. Поддержка в общественном мнении и структурах власти.
  2. Профессионализм - осознать цель реформ, возможности их осуществления,

последствия этих реформ.

         Подумайте.

         В чём особенность развития России в 19 веке?

         Почему  Япония,  имевшая много схожего с Россией  ( роль государства,  

         одновременно вступила на путь преобразований, имперские тенденции) и Россия

         пришли к разным результатам?

                                           

   

                               

           

                               

               

           

        

                                               

       

                                           

 

                               

                                   

             

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зачеты по истории России XX века

 проверить и оценить знания учащихся по теме Россия в начале XX века...

Викторина по истории России 19 века "19 век- век перемен"

Данный материал может быть использован: как повторительно-обобщающий урок,  на внеклассном мероприятии,вопросы могут быть использованы в играх "Что? Где? Когда?", "Колесо истории" и других....

План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).

Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...

Программа интегрированного учебного курса по Новой истории и истории России XIX века 8 класс.

Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

"Крымская война 1853-56гг: поражение России или самодержавия?" Урок в 8 классе. История России XIX века.

Проблемный урок  с использованием ИКТ и ТРКМ.Учатся решать проблемные задания; переносить полученные знания в новые ситуации; анализировать полученную информацию; сравнивать; делать выводы; аргум...