Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Салимуллина Ольга Владимировна

Урок разработан по сингапурской системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raskol.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Власть и церковь. Церковный раскол.

Цели: Осветить проблемы в отношениях между церковью и государством.

Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола.

План:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Актуализация знаний учащихся
  3. Изложение нового материала.
  4. а) Причины реформы

б) Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола.

в) Церковный собор

г) Противники реформы. Протопоп Аввакум

  1. Закрепление.
  2. Домашнее задание.

Основные понятия: раскол, старообрядцы.

Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы Никона.

Оборудование: проектор, презенация.

ХОД УРОКА.

  1.  Проверка домашнего задания.

Исторический диктант по датам.

1613, 1617, 1618, 1634, 988, Углич, Тушино, И.Сусанин, К.Минин, М.Мнишек.

  1. Актуализация знаний учащихся.

-   Что мы знаем о церкви (до Смуты, после Смуты)?

Церковь после Смуты.

        Смута  стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.

        Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.

Патриарх Филарет.

После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Почему? (стр.56.3 абзац). Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

  III.   Изучение нового материала.

 Рассказ учителя: В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол»  на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий.

Задание: прочитать и выявить причины церковной реформы. (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)

              В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.

Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

Задание: выявите сторонников реформы, расскажите о них. (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)

Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Задание: расскажите о самой реформе. (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)

В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:

  • Крещение тремя пальцами;
  • Поясные поклоны вместо земных;
  • Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

 Задание: выявите противников реформы, чем они объясняли свой протест? (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой  связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

 Протопоп Аввакум.

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году от вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

Рассказ учителя: Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.

Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

Церковный Собор 1666-1667 годов.

Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что  Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.

Вывод: таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

  1. Закрепление. Составление вопросов по теме, обмен мнениями, ответы на вопросы. (Куиз-куиз-трейд). Резерв: (ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН)
  2. Итог  урока: к чему привела попытка реформирования церкви? (ответы учащихся).
  3. Выставление оценок, домашнее задание: параграф № 11 читать, отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Власть и церковь. Церковный раскол

Конспект урока по ситории - 7 класс...

Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.

Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким  образом, чтобы усвоение  материала было проще и интереснее.  Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Н...

открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"

План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....

конспект урока по истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол"

В данном уроке для мотивации учащихся к познавательной деятельности применяются стихотворения, произведения музыки и изобразительного искусства....

История 7 класс. Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.

Конспект урока по истории 7 класс на тему: Власть и церковь. Церковный раскол....

Урок и презентация "Власть и церковь. Церковный раскол"

Урок и презентация по истории России...