Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Конспект урока по учебнику Кравченко А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной  творческой работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной творческой работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

 Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

Учитель читает стихотворение «Дом»

А  дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим теплом.

Все вещи тихо растворила темнота,

И стала комната бездонна и пуста

И среди этой мирозданной пустоты

Весь мир мой – ты, и дом мой – ты…

А  дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

         Л. Суслов

Почему автор стихотворения говорит, что «дом заставленный добром, - еще не дом»? А что нужно для дома?

Давайте попробуем назвать то, что наиболее нам ценно, то чем мы больше всего дорожим. (Дети обычно называют родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек.) А как одним словом мы можем это назвать? (семья)Это и будет тема нашего урока. (написать на доске)

В нашем обществе принято считать, что семья-ячейка общества.

 (слайд№ 1 «Семья – ячейка общества».)

Сегодня на уроке мы с вами определим, что такое семья,  почему семью называют ячейкой общества, какие функции выполняет семья, какие бывают семьи, как государство заботится о семье. Сл 2.

2.

Изучение нового учебного материала.

Постановку учебной цели перед учащимися:

  иметь представления о семье, как ячейке общества, знать определение семьи,  понимать значение семьи в жизни человека, общества и государства,различать виды семьи.

Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока: познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ, опираясь на статьи Семейного кодекса, показать,  как современное российское законодательство отражает интересы детей и родителей; способствовать формированию у учащихся представления о семье и её функциях, психологическом климате; типах семей.

Способствовать развитию умения выделять главное, существенное в изучаемой теме; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания.

Способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, женщине, матери.

Основные положениянового учебного материала, который должен быть освоен учащимися. Что такое семья, понимать, что семья- ячейка общества, функции семьи, виды семей, как государство заботится о семье.

Форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.

Формы:Беседа, составление кластера, работа с учебником, работа с документом, просмотр презентации и  самостоятельная работа учащихся.

Методы стимулирования: похвала, одобрение.

Методы оценивания:  отметка.

Прежде всего, давайте  обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова (слайд №3)

Дети читают : ячейка – составляющая часть…, самая мелкая единица в составе какого-нибудь объединения.

- Объясните, почему семью называют ячейкой общества.(Потому что это самая маленькая часть государства, из таких частей оно и состоит.)

Как вы понимаете слово семья?

Составление кластера:

Семья- это малая группа(объединение людей), основанная на  браке или кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью (на слайде №4   )записать в тетрадь

8 июля 2008 года впервые Россия праздновала День семьи, любви и верности. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских, которых принято считать покровителями семьи.

Сообщение ученика

8  июля 2012 года в День семьи, любви и верности в Волгограде была открыта скульптурная композиция «Благословение», (Слайд 5)посвященная святым влюбленным Февронье и Петру. По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония . Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме.Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.С этого времени праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России, поддержку в российских регионах, обрел свои символы (ромашка) и награды (Медаль за любовь и верность)

 Мы с вами сказали, что семья- ячейка общества, значит от того какие семьи, такое будет и общество.Давайте поразмышляем, какую роль играет семья не только в жизни каждого человека, но общества, государства и даже целого мира на примере двух семей.

Слайд6

- Адольф Гитлер? Что вы можете рассказать о нем?

       Чудовище, убийца людей. Гитлер, человек , начавший войну, в которую было втянуто 61 государство, войну, которая унесла около 50 миллионов  людей. Человек, основавший 14 тысяч концентрационных лагерей. В какой же семье вырос такой человек?

Сообщение ученика

        Отец Гитлера Алоис жестоко относился к животным. Алоис Гитлер бил также своих детей и жену. В своей книге «Майн кампф» фюрер рассказывает, что родители хотели сделать и из него образованного человека, а он мечтал стать художником. Гитлер любил смотреть фильмы о смерти, казнях. Он вырос грубым и неотесанным. Основы насилия были заложены в семье. Наверное, не зря  Гитлер побоялся предстать перед судом за свои злодеяния и покончил жизнь самоубийством.

Слайд №7

 - А что вы можете сказать об этом человеке?

        Зоя Космодемьянская – юная партизанка, приняла мученическую смерть от фашистов в 1941 году, ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Первая женщина, восемнадцатилетняя  девочка, получившая такое звание. В какой же семье выросла легендарная Зоя?

Сообщение ученика

       Короткая, но яркая биография вмещается в несколько строчек. Родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Тамбовской области. Мать, Любовь Тимофеевна, учительствовала в школе, отец, Анатолий Петрович, тоже учитель. Люди одаренные, сильные духом и верные своему долгу. Вскоре у них родился сын Александр. На трудные годы выпало детство Зои и Шуры. Не хватало хлеба, одежды, обуви. Зоя и Шура хорошо учились в школе. Когда умер отец Зои, мама одна воспитывала детей. Семья переезжает в Москву. Зоя переходит в 10-й класс, а через несколько дней началась война.

        Зоя добровольно вступает в партизанский отряд разведчицей. При выполнении одного из заданий около села Петрищево, что под Москвой Зоя была схвачена фашистами и повергнута жестоким пыткам. Её избивали солдатскими ремнями, босую вывели на мороз и водили по снегу всю ночь. Измученную, с отмороженными руками  и ногами Зою привели к виселице. Фашисты фотографировали такие изуверства. В последние секунды жизни, собрав силы, Зоя громко закричала: «Эй, Товарищи! Будьте смелее, бейте фашистов. Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье - умереть за свой народ!». Долгое время фашисты не разрешали снимать труп и издевались над телом партизанки. Именем  Зои названа одна из планет. Брат Александр, узнав о смерти сестры, после окончания танкового училища ушел на фронт. В 1945 году под Кенигсбергом, гвардии старший лейтенант танкист Александр пал смертью храбрых. Посмертно ему, как и сестре, присвоено звание Герой Советского Союза. Слайд 8

-  Как вы думаете, для чего мы рассмотрели эти семьи? Две семьи, и какие разные дети. Мне хотелось бы услышать ваши мысли, ваши выводы.

- Ученые историки утверждают, что семья Гитлера была крайне не благополучной, что именно обстановка в семье повлияла на формирование характера Гитлера и заложила предпосылки к тому, он стал одним из самых ужасных тиранов 20 века.

    Любовь Тимофеевна Космодемьянская вырастила двух Героев Советского союза, воспитывая детей, она заложила в них верность и любовь к Отчизне. О своих детях она написала книгу «Зоя и Шура», чтобы вы  читали и помнили о героях.

Вот так одна семья может воспитать убийцу, который перевернул весь мир, а другая героев, которые, не раздумывая, отдали жизнь за свою страну, за свое государство. В хорошей семье, хорошие дети растут.

На протяжении истории человечества семья выполняла разные функции: (записать в тетрадь)
На раздатке читает, кто-то из учеников
Карточка 1. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, какова функция семьи (Зачем нужна семья).

Дождались мы наконец –
В семье родился первенец!
Первый сын у мамы с папой,
Первый внук у дедки с бабкой,
Правнук первый и племянник…
День его рожденья – праздник! (функция – Продолжение человеческого рода)

^Карточка 2. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, какова функция семьи. (Зачем нужна семья).

Посвящает воспитанью
Папа свой свободный день!

В этот день на всякий случай
Прячет бабушка ремень. (функция –воспитание детей)

^Карточка 3. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, какова функция семьи. (Зачем нужна семья).

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем! (функция – удовлетворение потребности человека в любви, в духовном общении, в помощи, поддержке, проведении досуга)

^Карточка 4. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, какова функция семьи. (Зачем нужна семья).

В магазине в канун Нового года довелось наблюдать следующую картину. Около дорогой игрушечной железной дороги «застыл» шестилетний Дима.
- Димочка! Пойдем! Я уже купила тебе и конструктор, и заводилку.
- А я хочу! У меня нет такой!
- Димочка, но она очень дорогая. У меня не хватит денег!
- А-а-а!.. Купи! (функция – _________________________)
- Попробуйте сформулировать функцию, если не получится, я вам помогу

4 семья играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведении семейного бюджета, забота о малолетних и престарелых членах семьи.

Слайды с функциями№9

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи)(Слайд запись в тетрадь)

В РФ  признается только брак , (Стр 90 п.1)

 заключенный в органах записи актов гражданского состояния. К обязательным условиям его оформления относятся: достижение брачного возраста -18 лет , взаимное добровольное согласие, отсутствие других браков, отсутствие родственных связей

Какие бывают семьи?Работа с фотографиями. После работы заполнение таблицы. «Виды семей».(работа с учебником стр90-91)

Самостоятельная работа( потом проверка на слайдах)

  1. Заполните таблицу: «Виды семей»

По количеству детей

По количеству родителей

По количеству поколений

малодетная

Полная

Двухпоколенная

многодетная (3 ребенка)

неполная

многопоколенная

бездетная

Слайд с заполненными

Мы уже сказали, что отношения в семье должны строиться на взаимопонимании. А какие еще можно выделить признаки благополучия в семье?

Очень многие художники, поэты, писатели обращаются к теме семьи.

Что изображено на картине?

1картина

В.В. Пукирев « Неравный брак» (слайд 16)

( бедную девушку отдают замуж за богатого вдовца, который должен обеспечить ей материальное благополучие, а себе- счастливую жизнь рядом с юной женой. Глаза невесты наполнены слезами, т.к. этот брак вынужденный. Гости с тревогой наблюдают за церемонией венчания. Ни у одного из них на лице нет радости и тожественности. Все гости, да и жених с невестой понимают, что в этом браке нет главного –любви. А значит- не будет эта семья счастлива)

Значит признак счастливой семьи – любовь

2 картина

Рембранд « Возвращение блудного сына» ( Сл 17)

( художник изобразил библейскую притчу. У одного человека было два сына. Младший попросил у отца дать ему ту часть имения, которая причиталась по наследству. Отец исполнил его желание. Сын ушел из дома, поселился в чужой стране , вел распутную жизнь, промотал все состояние. Чтобы не умереть с голоду он нанялся в работники и пас свиней. Охотно питался бы даже тем, чем питались свиньи, но и этого ему не давали. Тогда он искренне раскаялся и вернулся к отцу. Просил принять его хоть последним работником. А любящий отец, увидев его издали, поспешил к нему навстречу, пал ему на шею и целовал его. Потом приказал дать ему богатую одежду и от радости, что сын вернулся домой живой, устроил большой пир в своем доме.

Художник хотел показать, что человеку необходимо пройти путь познания и исцеления, чтобы осознать, как важен в жизни опыт старшего поколения. Художник осуждает плохое воспитание, эгоизм, равнодушие, непонимание в семье.

Признаки – уважение, понимание, взаимопощь.

 3 картина К.С. Петров – Водкин « Тревога» (слайд 18)

( художник отобразил тревожное время Гражданской войны 1919г. когда власть в городе переходила из рук в руки: то « Белым», то « Красным». Горожане пытались сохранить мир и спокойствие в городе. В этой картине беспокойство принесла в семью война, которая заставила испытывать всех постоянную тревогу, неуверенность в завтрашнем дне. Отец с тревогой смотрит в окно. Мать испуганным жестом прижала девочку к себе. Никто в данной ситуации не испытывает счастья и спокойствия.)

Признаки: сопережевание, спокойствие.

Какие ещё можно назвать признаки благополучия в семье? (терпение, умение прощать, верность)

Итог: Мы назвали основные признаки счастливой семьи.

Учитель  предлагает бумажные «кирпичики», на которых дети должны написать то благодаря чему в их понимании строятся и держатся семьи.

Возможные варианты ответов на «кирпичиках»:

любовь, взаимопомощь, привязанность, уважение, понимание, забота и т.д.

Кто сказал, тот и прилепил

Из кирпичиков строим дом

Могут быть пустые, почему? Потому что каждая семья не похожа на другую.

На этих признаках строится семья. Государство заинтересованно в сохранении и укреплении семейных отношений.Благополучие семьи  - основа   процветания  нашего государства. Поэтому государство оказывает помощь и закрепляет   гарантии  прав  в отношении семьи.  Государство охраняет и защищает семью с помощью закона.

-Какой закон главный в нашем государстве (Конституция).  

1 Как вы понимаете статью Конституции о том, что семья находится под защитой государства? Ст. 38(раздатка)

Дети отвечаютВ Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства. Государство принимает специальные законы, обеспечивающие возможность семье получить жилье, устроить ребенка в детский сад, дать детям бесплатное образование. Многодетным детям предоставляются льготы. Обеспечение материальной и социальной поддержки семей.

Основным источником  семейного  права является Семейный Кодекс РФ (принят в 1995году) (Слайд )В этом документе   записаны   ваши права.

 В 1989 году Россия признала   очень важный  документ – Конвенцию  о правах ребенка. Конвенция (Соглашение)  была принята не каким-то одним государством, а Организацией Объединенных Наций.  Это - всемирная международная  организация.  А Конвенция – международно-правовой документ. 20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция имеет 54 статьи

2 Какие права имеет несовершеннолетний ребенок? Семейный кодекс РФ и Конвенция о правах ребенка

ВЫВОДЫ.чётко определяют круг прав несовершеннолетних детей.

3   Какие права и и обязанности родителей(Гл 12).

ВЫВОДЫ. Из гл. 12 нам ясно, что у родителей и родственников  есть права и обязанности перед своими же детьми и их они должны выполнять, потому что за невыполнение последует

Конституция РФ

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.(Т.е. государство  закрепляет положение о том, что семья, материнства и детство находятся под его защитой  )Как государство заботится (пособия, бесплатное образование, медицинское обслуживание, оплата питания в школе, льготы многодетным семьям.)Гл. цель в государстве –увеличение рождаемости-«материнский капитал»
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Семейный  кодекс РФ

Глава 11. Права несовершеннолетних детей.

Ст.54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

1 .Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье;

- право знать своих родителей;

-право на заботу; на совместное проживание.

- уважение человеческого достоинства;

-в случаях утраты  родителей, право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки.

-ребенок имеет право на имя отчество и фамилию;

-с  14 лет может поменять свое имя и фамилию.

Статья 58. Право ребенка на защиту

Пункт 2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих)  

Статья 60. Имущественные права ребенка

            Пункт 3. Ребенок имеет право собственности … на имущество, полученное им в дар в порядке наследования…

Конвенция о правах ребенка

Дети имеют право на безопасное существование без ущерба для здоровья…

            Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы…

            Дети имеют право на защиту от жестокости, пренебрежительного и несправедливого обращения.

        Глава 12 . Права и обязанности родителей.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.  Родители  несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

-Обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, развитии своих детей.

Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Дедушка,  бабушка, братья, сестры имеют право на общение с ребенком.

Лишение родительских прав:  жестокое обращение с детьми, больные алкоголизмом и наркоманией.

Ребята, если вы попали в трудную жизненную ситуацию ,знайте, что есть взрослые в лице государства, которые готовы в любую минуту прийти вам на помощь. В дневниках у вас записан  телефон экстренной помощи 88002000122.(слайд20)

Напоминаю, что 20 ноября –Всероссийский день правовой помощи детям 3-50-17 оказание юридической помощи.

3.

Закрепление учебного материала,

Учебная  цель  перед обучающимися:Осознанное подведение итогов, знание основных понятий по теме.умениепередавать личное отношение  через  эссе.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия дляосознанное подведение итогов

Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала.беседа, написание эссе

Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили на уроке.

- что такое семья?

- какие бывают семьи?

- назовите основные функции семьи.

- на каких принципах строится семья?

-как государство заботится о семьях?

Написать эссе «Моя будущая семья» звучит музыка «Одинокий пастух» В это  время  звучит музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух»

4.

Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей  

учебной деятельности, самооценка

Затем школьники  выполняют рефлексивный тест.

Мне на уроке понравилось-

Мне показалось трудным-

Я бы хотел еще-

Главным своим результатом считаю

Сам себе учитель

Выбери одну из оценок и оцени свою работу на уроке

2 3 4 5

5.

Задание на дом:

Цель самостоятельной работы обучающихся:

закрепление знаний, полученных на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель: закрепить знания, полученные на уроке,формировать навыки исследовательской деятельности, развитие творческих способностей учащихся.

Домашнее задание

1.Прочитать параграф  14на стр. 7 и выполнить задания на странице 75. Подобрать пословицы и поговорки по данной теме, вспомнить литературные произведения, относящиеся к данной теме.

2.Подготовить мини-проект (презентацию)  «Наши семейные традиции»

3.Составить генеалогическое древо своей семьи



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по английскому языку по теме "Семья" во 2 классе ФГОС

Разработанный мною урок во 2 классе по английскому языку соответствует ребованиям ФГОС...

конспект урока в 6 классе по теме Семья

урок построен с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий и технологии сотрудничества)...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План -конспект урока по английскому языку по теме "Семья" в 6 классе

Открытый урок по английскому языку по теме "Семейный альбом" в 6 классе. УМК М.З.Биболетова "Enjoy English" 6 класс. Урок - презентация. Цель урока - активизация лексических навыков по теме "Семья"....

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Семья"

Обобщающий урок по III юниту "Living together"...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...