Семинар "Великая ОТечественная война. Цена Победы"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Семинар "Великая ОТечественная война. Цена Победы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminarskoe_zanyatie_po_teme_2.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Семинарское занятие по теме: «Великая Отечественная война: Цена Великой Победы»

Цель: 1) сформировать у учащихся представление о масштабах Второй мировой войны, о людских потерях стран-участниц войны, о потерях СССР, о решающем вкладе советских людей в победу в войне, о причинах победы СССР, итогах и уроках войны;

2) обобщение и систематизация знаний учащихся с использованием ИКТ.

3)учащиеся должны совершенствовать свои навыки работы с дополнительной литературой, составлять выступления, сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы;

3) на примере героического подвига народов Советского Союза в Великой Отечественной войне воспитывать патриотизм, развивать интерес к предмету.

Оборудование: карта, иллюстрации, портреты полководцев Великой Отечественной войны, дополнительная литература, выставка книг о войне

Основные понятия: решающий вклад в победу, демилитаризация, денацификация, демократизация, Международный трибунал, ООН, Совет безопасности.

Дополнительная литература к занятию:

1.АдриановВ.И. и др. «Великая Отечественная война 1941-1945: События, люди, документы» М., 1990

2.Афанасьев Ю.Н. «Другая война 1939-1945» М., 1996

3.Анфилов В.А. «Грозное лето 1941» М., 1995

4. Анфилов В.А. «Крушение похода Гитлера на Москву. 1941» М., 1989

5.Боффа Д. «История Советского Союза: в 2 томах» т.1 М.,1990

6.Берхин И.Б. «История СССР 1917-1978» М.,1979

7.Верт Н «История  Советского государства 1900-1991»М.,1995

8.Великая Отечественная война 1941-1945 М., 1998

9. Волков С.В., Емельянов Ю.В. « До и после секретных протоколов» М., 1990

10. Исторический очерк « Мировая война 1939-1945» М., 1980

11.Пивовар Е.И., Кулешов С.В., Волобуев О.В. «Наше Отечество, ч.2» М., 1991

12. Самсонов А.М. « Крах фашистской агрессии 1939-1945»М., 1980

13. Хоскинг Д. «История Советского Союза 1917-1991» М., 1994 и др.

Ход урока:

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя: Мы с вами закончили изучение темы « Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945». Вы знаете, что Великая Отечественная война являлась частью Второй мировой войны. По своим масштабам и разрушительным потерям эта война не знает равных в истории. Это была действительно мировая война: в ней участвовало 72 страны с населением, составлявшим 80% населения планеты ( при этом нейтральными оставались всего 6 государств); военные действия шли на территории 40 стран, только в Европе погибло более 50 миллионов человек.

Значительный вклад в общую победу над агрессором внесли такие страны, как Великобритания, США, Китай. Значительной была роль движения  Сопротивления в странах как Западной (Франция, Италия, Бельгия и др.), так и Восточной  (Польша, Чехословакия и др.) и Юго-Восточной (Югославия, Греция) Европы.

Но решающий вклад в победу во Второй мировой войне внёс Советский Союз. Подтвердить этот тезис мы должны на сегодняшнем занятии. Вы заранее получили вопросы, список дополнительной литературы по теме. Наша работа будет строиться следующим образом. По вопросам  будут выступать ученики, затем специальная группа рецензентов будет задавать вопросы по докладам.

В ходе выступлений остальные уч-ся должны делать в тетради записи, касающиеся основных моментов вопроса. В конце урока мы подведём итоги занятия.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные этапы Второй мировой и Великой Отечественной войны.

2. Роль СССР в победе во Второй мировой войны. Оценки советских и западных источников.

3. Победители: полководцы и солдаты Великой Отечественной.

4. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной.

5. СССР и страны Запада после победы над Германией и её союзниками.

6. Упрочение правовых начал в жизни народов и создание ООН.

7.Наш край в годы войны.

Вопросы для рецензентов:

1.Каковы причины, характер и особенности Великой Отечественной войны? Какие точки зрения на эти проблемы вам известны?

2. Каковы основные этапы складывания антигитлеровской коалиции?

3. Как бы вы охарактеризовали вклад союзников в достижение победы?

Какие точки зрения на эту проблему вам известны?

4. Каковы причины победы Советского Союза в войне с Германией? Какие точки зрения на эту проблему вам известны?

После выступлений учащихся, вопросов рецензентов - вывод учителя: СССР внёс решающий вклад в победу во Второй мировой войне, вынес на себе основную тяжесть борьбы за освобождение Европы.

        Всего на  советско-германском фронте было разгромлено не менее двух третей сухопутных сил Германии. В нашей стране было полностью разрушено 1710 городов и посёлков. Более 25 млн. человек лишилось крыши над головой. 32 тыс. крупных и средних  промышленных предприятий вышли из строя. Разрушено около 48 тыс. км. железных дорог, 1870 мостов, 427 музеев, 1670 церквей - разграблено. Общий ущерб, нанесённый экономике СССР, примерно в 20 раз превышал национальный доход страны за 1940 г. Итогом войны было  превращение  СССР наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двуполярным, получило толчок к развитию национально-освободительное движение в странах Азии и Африки, вслед за этим окончательно рухнули колониальные империи, была создана ООН. Важнейшим итогом войны был прежде всего разгром держав, вставших на путь откровенной агрессии, пренебрегших нормами международного права, пытавшихся вернуть человечество к временам варварства и диктата грубой силы. Большое значение имело поражение политики, основанной на воинствующем национализме и расизме, воплощённых в идеологии фашизма, попытках утверждения нового порядка, делящего мир на расу господ и рабов.

        Победа во Второй мировой войне способствовала признанию человечеством значимости таких ценностей, как гуманизм, свобода и равноправие народов, универсальности единых для всех правовых норм.

        На сегодняшнем занятии мы подтвердили тезис о решающей роли СССР в победе над фашистской Германией и её союзниками. Источниками победы являются: Отечественный, справедливый характер войны, великий патриотический подъём, достаточно большие людские и материальные ресурсы, мощь Красной Армии, талант её полководцев, единство фронта и тыла, высокие мобилизационные и иные возможности социалистической системы.

Подведение итогов урока, комментирование ответов, выставление оценок.

Домашнее задание: повторить даты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги Великой Отечественной войны: цена победы

Работа предназаначена для учащихся старших классов. Урок проводится после изучения темы "Великая Отечественная война". Урок предполагает работу по группам, с использованием статистических данных, с по...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «День Победы»

Разработка представляет собой сценарий, посвященной Победы в Великой Отечественной войне.      Предлагаемый сценарий является одним из средств создания условий для формир...

Урок по теме «Заключительный этап II мировой войны. Цена Победы»

Урок истории в 11 классе "Заключительный этап II мировой войны. Цена Победы" по учебнику Волобуева О.В....

«Великая Отечественная война – цена победы»

«Великая  Отечественная  война – цена  победы»      Автор: Бурцева  Ольга  Андреевна,учитель  истории и обществознания....

Фотоотчет урока мужества, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Оружие Победы»

Учитель физики Колобухов А.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Урок мужества «Оружие Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, проводился для учащихся 6 класса общ...

урок истории "Итоги Великой отечественной войны. Цена Победы"

Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны. Цена ПобедыТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная, -индивидуальная,- парнаяМетоды...

Методическая разработка урока "Великая Отечественная война - цена Победы"

Методическая разработка урока "Великая Отечественная война - цена Победы" предназначена для проведения повторительно-обобщающего контроля в 10 классе....