Обобщающий урок по теме Киевская Русь в 6 классе
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Фокина Наталья Владимировна

Повторительно обобщающий урок по теме Киевская Русь в IX - XII веках в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kievskaya_rus.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый обобщающий урок по истории в 6 классе по теме

"Киевская Русь в IX–XII вв."

Цели:  Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в  IX-XII  вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси; закрепить знание основных дат и понятий.

             Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности, умение работать командой; активизировать познавательный интерес к изучению истории.

             Способствовать формированию уважительного отношения к героическим событиям и культурному наследию прошлого нашего Отечества, понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.

Оборудование: карта «Киевская Русь», карточки, иллюстрации,, песочные часы.

                                       ХОД УРОКА

  1. Организационный момент: учащиеся делятся на команды, выбирают жюрри.

Вступительное слово учителя.

Мы закончили с вами изучение темы «Киевская Русь» и сегодня на уроке нам предстоит еще раз повторить и систематизировать знания.

2.Повторение и обобщение знаний.

1 задание Команды получают карточки с вопросами и после коллективного обсуждения формулируют ответы (по 4 балла)

КАРТОЧКА 1 Какие занятия легли в основу хозяйства Древней Руси?

КАРТОЧКА 2. Какие факторы объясняли необходимость принятия Русью христианства? Какое значение имело это событие для дальнейшего развития государства?

КАРТОЧКА 3. Что заставляло киевских князей проводить активную внешнюю политику? Какие задачи ими решались?

КАРТОЧКА 4. Каковы причины княжеских усобиц? Какие последствия они имели?

2 Задание На доске записаны буквы: В, Д ,П,С,Г,Я,О,Б,Р,Х,К.( по 1 баллу за термин)

Задача: вспомнить и записать как можно больше терминов и понятий, имен собственных, начинающихся с этих букв( эти слова должны иметь отношение к истории Древней Руси).

3 задание «Незнайкины вопросы» ( по 2 балла)

  1. Откуда был родом Рюрик?
  2. Кто из русских князей был причислен к лику святых?
  3. Какое прозвище получил Святополк Владимирович?
  4. Какой князь смог остановить печенегов?
  5. Кого из князей сравнивали с Александром Македонским?
  6. В каком веке появилась «Русская Правда»
  7. Когда была крещена Русь?
  8. Кто из правителей Руси первым принял христианство?
  9. Кто из русских князей расширил связи с Европой , выдав своих дочерей за королей европейских государств?
  10. Кого «Повесть временных лет» называет основателем Киева?

4 Задание   Кому принадлежат слова или о ком они сказаны? ( по 2 балла)

  1. «Легко и неслышно ходил он в походах , как барс. В походах не вз за собой обозов с котлами, не варил мяса… спал, подослав потник и положив седло под голову»
  2. «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убьем его, то он перегубит всех нас…»
  3. «Иду на Вы!»
  4. «Да будет матерью городам русским»

5 задание. Назови словечко ( по 2 балла)

  1. Поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских князей и богатырей (былина)
  2. Изображение из разноцветных камней или кусочков стекла  (мозаика)
  3. Искусство построения различных зданий (зодчество)
  4. Братья-миссионеры, создатели славянской азбуки ( Кирилл и Мефодий)
  5. Жрецы языческой религии у славян (волхвы)
  6. Распространенный материал для письма в Древней Руси (береста)
  7. Первый письменный свод законов Руси («Русская Правда»)
  8.  Народное собрание  на Руси (вече)
  9. Наследственное земельное владение в Древней Руси (вотчина)
  10. Династия , пришедшая к власти в Древнерусском государстве (Рюриковичи)

6 задание События Древнерусской истории(назвать события)

862 год, 882 год,988 год, 945год, 1019-1054 годы,  972 год

7 задание   “По страницам “Повести временных лет”

Задача команд по отрывкам из “Повести временных лет”, определить, о каком событии или герое древнерусской истории идёт повествование. За правильный ответ команда получает 10 баллов. Время на обсуждение 30 секунд.

1. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили град и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота звалась “Славянская”.

(Расселение славянских племён)

2. Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им всё, сказанное славянскими князьями. И сказали философы: “В Селуни есть муж, именем Лев, имеет он сыновей, знающих славянский язык. Два сына у него искусные философы”. Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со словами: “Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина”. (Приход Кирилла и Мефодия на Русь)

3. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же он шёл назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит”.

(Поход князя Игоря в землю древлян)

4. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал: “Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”.

(Крещение княгини Ольги в 955 году)

  1. «он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати он был храбр: прибавлена еще одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много он купил их. Князь строил церкви по городам и местам неогороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывал им учить людей.» (Ярослав Мудрый)

8 задание. Путешествие по карте. ( по 3 балла) Показать на карте:

-территорию Древней Руси

-назвать и показать соседей

-главные политические центры

-торговые пути

- основные направления внешней политики  первых русских князей.

9 задание. Установите последовательность правления, построив логическую цепочку из букв:

А) ОЛЕГ, Б )РЮРИК, В) ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО, Г) ОЛЬГА, Д) ИГОРЬ,И) СВЯТОСЛАВ, К)  ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ. (Б ,А, Д ,Г, И, В, К.)

10 задание Игра ВЕРНО ЛИ? (по 1 баллу)

  1. Главный торговый партнер Руси - Хазарский каганат (НЕ ВЕРНО)
  2. Князь с дружиной собирали дань с осени до весны (верно)
  3. Усобицы -это княжеские раздоры на Руси (верно)
  4. Первый письменный договор Руси с Византией заключил Рюрик (неверно)
  5. Призвание варягов произошло в IXвеке (верно)
  6. Наиболее развитым племенем восточных славян были поляне.(верно)
  7. «Портом трех морей», где главную роль играла международная торговля, был Новгород Великий (верно)
  8. Крестьянская община в Древней Руси – вира (неверно)
  9. Тип хозяйства , преобладающий в Древней Руси –натуральное хозяйство (верно)

3. Итоги урока. Выставление суммы набранных баллов командами и объявление результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Киевская Русь" 8 класс

Контрольная работа в 2 вариантах...

Обобщающий урок по теме "Московская Русь"

Повторение и закрепление материала по теме "Московская Русь"...

Обобщающий урок по теме "Московская Русь"

Повторение и закрепление материала по теме "Московская Русь"...

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Киевская Русь»

Данные тесты подобраны для проверки знаний учащихся и могут использоваться как учителями для проверки домашнего задания, так и учащимися для самопроверки....

Урок- обобщение по теме: «Киевская Русь», 6 класс. (исторический КВН)

урок в игровой форме обобщает изученный материал....

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....