Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем порядка, всегда интересовала и будет интересовать и профессиональных историков, и школьников, только начинающих изучать историю.

Сценарий занятия предназначен для использования в 7 классе средней общеобразовательной школы в курсе истории России XVII -XVIII вв.  Тема занимает центральное место в разделе "Золотой век Екатерины Великой и правление Павла I". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekaterina_ii._lichnost_i_epokha.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по истории России для 7 класса

"Екатерина II. Личность и эпоха"

Цели урока:

образовательная:

охарактеризовать личность императрицы Екатерины II,

выяснить обстоятельства восшествия ее на престол,

обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме,

сформировать представления об эпохе Екатерины II в истории России,

познакомить с основными событиями ее правления;

развивающая: 

способствовать формированию исторического сознания,

продолжить формирование умений анализировать исторические источники, использовать содержащуюся в них информацию для аргументации своей точки зрения,

формулировать проблему, содержащуюся в источнике,

продолжить формирование коммуникативных умений.

воспитательная: 

сформировать личностное отношение учащихся к изучаемым событиям,

умение давать ценностную оценку событиям,

воспитывать чувство сопричастности истории своей страны.

Методы, используемые на уроке: беседа, анализ исторических источников, технология сотрудничества

Тип урока: комбинированный

Основные понятия урока: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия

План урока:

1. Век  Просвещения - новый взгляд на общество и государство

2. Екатерина II: от рождения до восшествия на престол

3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II: достижения и неудачи

4. Образ Екатерины II в истории Казанской губернии

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя. XVIII век  - сложный и противоречивый период российской истории. Словно отдыхая от "ежовых рукавиц" Петра I, Россия погрузилась в пучину дворцовых переворотов, придворных интриг, фаворитизма, засилья иностранцев. Власть и народ словно бы существовали раздельно, параллельно друг другу. Удивительно, но императорская власть снова вспомнила о подвластной ей народе только с приходом к власти одной из самых удивительных и многогранных женщин в истории - Екатерины II.

1. Век Просвещения - новый взгляд на общество и государство.  Беседа по вопросам.

а) Давайте вспомним, под каким названием вошел в историю Европы XVIII в. Чем было вызвано к жизни Просвещение?

б) Какие новые идеи и теории, касающиеся власти и общественного устройства, родились в произведениях мыслителей этой эпохи?

в) Вспомните, что такое просвещенный абсолютизм. Как должен был действовать монарх, согласно идеям Просвещения? Какие монархи Европы пытались воплотить в жизнь идеологию Просвещения?

В России "философом на троне", "просвещенным монархом" стала императрица Екатерина Великая.

2. Екатерина II: от рождения до восшествия на престол.

а) Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением по теме "Детство и характер Екатерины II".  

б) Работа с репродукцией картины Д.Г. Левицкого "Екатерина II в виде законодательницы в храме богини Правосудия".

в) Учащиеся получают задание для работы в парах: на основе рассказа одноклассника, репродукции и сведений учебника составить характеристику Екатерины II.

г) Беседа с классом по вопросу: Какие качества характера помогли Екатерине II "не потеряться" на фоне чужой страны, а приспособиться к ней и даже завладеть престолом?

д) выступление учащегося с сообщением "Екатерина II и философы Просвещения".

е) работа в парах. Задание: подумать, какие проблемы России требовали скорейшего вмешательства монарха, и предположить, какие меры в первую очередь предпримет императрица.

ж) совместное обсуждение предложенных парами вариантов проблем и их решений.

3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II: достижения и неудачи

Екатерина II формулировала задачи, стоящие перед монархом, так:

  1. Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
  2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
  3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
  4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
  5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Первым мероприятием Екатерины в духе просвещенного абсолютизма стала деятельность Уложенной комиссии (1767-1768 гг.)

Работа с историческим источником. Сказка о мужичке.

Все сказки, кои мне сказывали с ребячества, начинаются: «Жил да был царь». Мне сие начало наскучило, и для того начну свою сказку так.

Жил да был мужичок. С молоду он казался слаб; ибо как он имел весьма великую живность, коя разделяла его мысли, то он сам с собою никогда не был согласен. Сия разделённая его мысль так много действовала над его сложением, что он весьма ослабел. Врачи, кои его лечили, замучили его пуще ещё лекарствами и не позволяли ему долго вставати с постели. Но с летами выросло его рассуждение. Он единожды осмелился, вскоча с кровати, выгнати врачей из дома. Сделав такое сильное движение, почувствовал он великую охоту есть. Он ел; и хотя он от того не окрепчал, но, однако ж, толще становился час от часа. Кафтан ему стал узок, а достаток не дозволял часто делать новый. Пошёл ко приказчику, стал просить: «Господин приказчик, прикажи кафтан сшить. Видишь, каков я толст! Сам не смогу сшить: недостаток не дозволяет». Приказчик был человек свирепый; сказав: «Тотчас», — приказал принести плетей, да ну сечь мужика. Мужик оттерпелся; пошёл домой, говоря: «Бог милостив! авось-либо хозяин, увидя, что приказчик всё себе собирает да нас бьёт, умилосердится, определит другого». Погодя сменили приказчика, послали нового. Сей, осматривая село, увидел на улице мужика претолстого, на коем кафтан, у которого все швы треснули; кликнул его и приказал для него шить кафтан, но от скорости не молвил, кому и из чего шить мужику кафтан. Приказчик между тем уехал. Погодя сделался хлеба недород и скотский падёж, и уже никому шитье кафтана и в мысль не приходит. А мужик что более работает, то более ест; и чем более кушает, время от времени всё становится толще, а кафтан его старее и негоднее; нагишом же ходить нельзя, и не велят. Заплатами зачал зашивать. Что более зашивает, то более дерётся. По смене разных приказчиков сыскался один добрый человек, велел шить мужику новый кафтан. Шили до зимы. Как пришло надеть кафтан — не лезет: позабыли мерку снять. На тот случай приехал дворецкий заготовити всё к хозяйскому приезду; увидел мужика почти нагишом, осведомлялся, что тому причиною; услыша, послал сыскать сукна. Привезли сукно, собрали портных. Портные зачали спорить о покрое, а мужик между тем на дворе дрожит, ибо тогда случилися крещенские морозы. Принесли образцовый кафтан, положили на стол. Иный говорит: «Хозяин наш желает видеть на своих мужиках кафтаны немецкие». Другий: «Нам велено шить кафтан,— а о рукавах мы приказания не имеем». Третий сказал, что, не видав, какие будут пуговицы, нельзя кроить. Четвёртый молвил, что такому толстому мужику половинки сукна мало, надобно две. Наконец, кое-как зачали кроити в запас, пока дворецкий разрешит спор...

Продолжение впредь сообщу.

Задания к документу

1. В этой сказке речь идет об Уложенной комиссии. Главный герой сказки - мужичок - русский народ, а все остальные - правители русского государства - царевна Софья, Пётр I, Елизавета Петровна, Екатерина II. Ознакомьтесь с документом и поясните, как зашифрованы имена этих правителей в тексте.

2. Какова главная проблема текста? Что за "кафтан" требуется сшить в нем?

3. Какое событие имеется в виду под "спором портных"?  Продуктивным ли и почему оказался спор? Кто в итоге остался не в выигрыше от этого?

3. Предположите, кто является автором сказки. С какой целью автор ее создал?

Работа Уложенной комиссии оказалась незавершенной. Новое Уложение принято не было, главные проблемы государства остались нерешенными. Правительница потеряла интерес к своему детищу - слишком много несочетаемых интересов надо было учесть, и под предлогом начала войны с Турцией приостановила деятельность комиссии. Однако сам факт созыва такой комиссии был прогрессивным для России. Наказы же россиян императрица учла в последующей деятельности.

4. Образ Екатерины II в истории Казанской губернии

В 1767 г. Екатерина II посетила Казанскую губернию. Об этом визите и у государыни, и у ее казанских подданных остались наилучшие впечатления.

В 1773 г. был издан указ «О веротерпимости», которым юридически запрещалось насильственное крещение, с 1776 г. татарам было разрешено вести торговлю по всей России, в 1782 г. в Казани была образована Татарская ратуша, с 1784 г. татарские мурзы были формально приравнены к русскому дворянству, в 1764 г. была закрыта новокрещенская контора. Татарам разрешили строить мечети. Указом 1788 г. было организовано Мусульманское духовное собрание. Открылось поле экономической и духовной деятельности, чем удачно воспользовалось татарское общество. В Казани и других населенных пунктах открывались мектебе и медресе. Так, например, в 1771 г. в Казани были открыты Ахуновское и Апанаевское медресе, в 1780 г. – медресе при доме Амирханова. Вскоре крупные медресе возникли в Оренбурге, Астрахани, Троицке и других городах. 
Екатерина II получила ласковое прозвище «Аби патша» – «Царица-бабушка». Ее царствование известный миссионер протоиерей Е. Малов считал «счастливым и благодетельным для мусульман». «Золотым веком» для  татар-мусульман называет царствование Екатерины II А. Рорлих. «Однако это лишь отчасти верно, – продолжает историк, – так как она по-прежнему одобряла миссионерскую деятельность, несмотря на ее ограничение по сравнению с предшественниками.

5. Подведение итогов урока. Екатерина II, «звезда на северном небосклоне», стала одним из самых  знаменитых монархов эпохи просвещенного абсолютизма. Благодаря невиданной силе характера она сумела стать истинно русской по духу, сумела воплотить принципы просвещенного правления в России.

6. Домашнее задание. Прочитать параграф, найти и выписать в тетрадь оценки правления Екатерины историками.

При разработке сценария урока использован материал из газеты "История" №5/2006 "Из журнала "Всякая всячина". Сказка о мужичке"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории в 10 классе "Правление Ивана III: время или ЭПОХА"

Данная методическая разработка с использованием технологии проблемного обучения предназначена для  проведения повторительно-обобщающего урока в 10-ом классе....

Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)

Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления...

Методическая разработка урока по теме: Греция и Крит в эпоху бронзы.

Учебник Михайловский Ф.А.Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Греция и Крит в эпоху бронзы....

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

технологическая карта урока истории "Екатерина II Великая: личность и эпоха".

Урок истории в 8 классе с использованием краеведческого материала....

Учебно-методическая разработка урока истории «Россия в эпоху преобразований Петра Первого»

Материал содержит полный конспект урока по теме  «Россия в эпоху преобразований Петра Первого», включая ТКУ и приложения....

Методическая разработка урока истории в 8 классе «Петровская эпоха в истории региона (на примере Казанской губернии)»

    Данная методическая разработка урока была представлена во втором этапе Всероссийского конкурса (с международным участием) "История в школе: традиции и новации", организо...