Воспитание юного исследователя
статья по истории на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._salakhova_l.g.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитание юного исследователя

Салахова Лилия Гаязтиновна, учитель  истории

МБОУ «Каргалинская гимназия» Чистопольский район Республика Татарстан

     Школьный музей имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности  учащихся, воспитания Гражданина и Патриота.   Дети – будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно – нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.  Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

     Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену, беречь их.

       Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, воспитывает любовь и уважение к родному городу, к родному местечку, бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений.

  Через краеведческий материал  осуществляется связь с окружающей обстановкой.  Изучение истории края  помогает воспитывать у учащихся чувство уважения окружающему, прошлому, любви к Родине,  своим землякам, толерантность по отношению к другому народу.      

    На сегодняшний день на базе Каргалинской гимназии функционирует школьный краеведческий музей «Патриот», который был открыт  2005 году, в честь празднования 60-летия Великой Победы.    Гимназия имеет определенный опыт по работе с  материалами из архива, не раз обращались в районный архив района, в отдел краеведения, в районную библиотеку. В школьном архиве сохранились письма и похоронки с фронта. Сохранились письма- воспоминания, приглашения, фотографии ветеранов войны и тружеников тыла. Бережно в школе хранится память о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны, о Герое Советского Союза- Валиеве Агзаме Зиганшиновиче. Наши школьники поддерживают тесные связи с ветеранами войны и тыла села Каргали. Каждый год проводятся встречи с ветеранами села, но с каждым годом их остается все меньше и меньше.

      С целью воспитания уважения к подвигу ветеранов, ведется «Летопись событий наших дней», собираются воспоминания, сведения. Для стимулирования интереса к истории родного края, родной природе организуется чтения краеведческой литературы, проводится конкурсы, викторины, походы, экскурсии. На базе школьного музея проходят торжественные акции, посвященные ко Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям.   Таким образом,  учащиеся приобщаются к общественно – полезной работе, также развивается деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры края.

     Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приводит к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности.

     В гимназии активно работает кружок юных  краеведов. Во время подготовки юбилейной дате, 80 – летию школы,   проводилась огромная работа по поиску материалов. Возникновение и развитие школы тесно связано с прошлым и настоящим с нашего села, поэтому, одновременно шло изучение истории Чистопольского  района, села Каргали.

     На уроках истории,  классных часах ведется работа по изучению прошлого родного края, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивному поведению учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий.

     Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи, создает условия для творческой самореализации каждого ученика.  Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы  (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их нужное русло.

     Музейная работа необходима для развития творческих начал личности, для обмена опытом, для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

     Школьный краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления пропаганды материалов – источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно – познавательную ценность.

     Огромную роль играет  школьный музей  в формировании   гражданско – патриотических качеств у учащихся, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.   Школьный музей  помогает объединению, сплочению людей для  благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь "

Программа кружка эколого-географического направления ....

Рабочая тетрадь "Юный исследователь"

Рабочая тетрадь "Юный исследователь" содержит в себе основы для мини исследования учащихся как на уроке, так и дома. (7 класс)...

Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории

"Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории" методический материал по истории и краеведческой деятельности...

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.

Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Образовательный проект летняя площадка Юный исследователь

Образовательный проект "Летняя площадка "Юный исследователь"  имеет цель организации активного летнего отдыха учащихся,  вызвает интерес учащихся основной школы к практическим занятиям химии...

Патриотическое воспитание юных исследователей

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. Преемственность поколений способна обеспечить стабильность государства, создать надёжную опору власти и будущему народу...