Программа кружка краеведческой направленности "Юный михневец"
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Абжалимова Ирина Анатольевна

Программа краеведческого коллектива "Юный михневец". Направление работы: краеведение, туризм, школьный музей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_mikhnevets_abzhalimova.docx57.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

« Михневский районный Детско-Юношеский Центр»

Ступинского муниципального района Московской области

  «Согласовано»                                                                                                 «Утверждаю»

Методический совет                                                             Директор ДЮЦ  Ширшова М.О.

Протокол №                                                                            _______________________

от___________________

                          Дополнительная образовательная программа

              детского  краеведческого объединения «Юный михневец»

                                 на базе МОУ «Михневская СОШ»

 

                                      Направленность программы:

                                        Туристско- краеведческая

           

                                         Срок реализации: 3 года

                                          Возраст детей: 12-17 лет

                 

                       

                                                                                  Педагог дополнительного образования            

                                                                                           Абжалимова  Ирина Анатольевна

                                                   Михнево

                                                             2009 год

                              Содержание:

  1. Пояснительная записка________________________________3стр.

2.Учебно-тематическое планирование первого года обучения_  8стр.

3.Учебно-тематическое планирование второго года обучения_ 11стр.

4.Учебно-тематическое планирование третьего года обучения_ 14стр.

5.Методическое обеспечение_____________________________17стр.

6. Список используемой  литературы______________________ 19стр.

7.Список рекомендуемой литературы для воспитанников_____20 стр.

                                 Пояснительная записка

    Направленность  образовательной программы: туристско-краеведческая. Программа развивает творческие способности детей, формирует их гражданское сознание, чувство патриотизма, способствует закреплению навыков самореализации, социальной активности и дисциплины, инициативности и ответственности, трудолюбия.       Непосредственно с понятием " краеведение" связано понятие " край ", без четкого представления о пространствах границ которого, невозможна целенаправленная работа по его изучению. Сущность  краеведения заключается во всестороннем изучении воспитанниками в учебно-воспитательных целях определенной территории своего родного края по разным источникам под руководством педагога. Одно из условий детского краеведения – руководящее участие в нем увлеченного и знающего педагога - краеведа. Исходя из программы, состава воспитанников и местных возможностей, руководитель определяет объекты для исследования , виды и методы работы , организует детей на изучение края и руководит их работой .

    Новизна программы состоит в приобщении воспитанников к исследовательской работе во время экскурсий, краеведческих экспедиций, анкетировании жителей, изучении исторических объектов.  История городского поселения Михнево,  Михневского района, место п. Михнево в Ступинском крае молодыми людьми на документальном уровне не изучалась. Накапливается  материал в Музее Михневской средней школы,  серьезно  систематизируется. Завершается работа исследованием накопленного краеведческого материала  и  зашиты исследовательской работы  на районном конкурсе исследовательских работ.

    Актуальность программы обусловлена социальными потребностями для краеведческого образования детей.  Краеведение заняло в настоящее время прочное место в организациях дополнительного  образования и воспитания подростков, и имеет большое значение в их идентификации как граждан Малой родины и России.

    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет  развивать личность ребенка,  творческие способности детей, формировать их гражданское сознание, чувство патриотизма; способствует закреплению навыков, необходимых для социализации личности, ее самоопределению в профессии и  демократическом обществе. В процессе краеведческой работы воспитанники самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Практически изучают окружающий мир.

    Цель программы - воспитание на краеведческом материале творческой личности, которая может связать воедино прошлое, настоящее и будущее родного края, сохранить наследие своих предков. Углубленное изучение истории родного края, занятий его  жителей, исторические события, связанные с данной местностью. Программой предусмотрено всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.

    Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:

  • создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
  • формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;
  • внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения;

   Цель достигается через решение следующих задач:

  • формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;
  • формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
  • профессиональная ориентация подростков;
  • формирование прочных трудовых навыков и навыков;

    Задачи данной программы многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере. Воспитанники изучают памятники и достопримечательности великой истории и культуры России; природный ландшафт; непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских городах. Подросток включается  в творческий процесс интенсивного становления своей личности; приобретает разнообразные, необходимые в жизни знания, трудовые навыки. Путем совместной работы формируется дружба и товарищество и характер подростков.

 

Задачи программы:

          Обучающие:

  • познакомить с историческим прошлым края;
  • изучить свою местность и накопить краеведческий материал;
  • научить практическим умениям и навыкам исследовательской работы.

          Развивающие:   

  • развитие индивидуальных  способностей  учащихся в научно- исследовательской деятельности по изучению родного края, организаторской, оформительской деятельности.
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству через изучение родного края.
  • формирование навыков музейно- краеведческого исследования, учетно- хранительной работы и др..  

          Воспитательные:

  • формирование личностного отношения к истории своего края и гражданского самосознания;
  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;
  • создание условий для социализации личности ребенка и выбора профессии.
  • вовлечение в общественно- полезную деятельность по сохранению историко-культурного и природного наследия родного края краеведческими средствами.

Отличительные особенности данной программы:

  • Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи. Много часов отводится на исследовательскую работу.
  •  Отличительной чертой программы является то, что большое внимание уделяется музейной работе. Школьный музей - самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую подросток получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в школьном музее Боевой Славы. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения.
  •  В основе программы лежит краеведческий принцип: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность воспитанникам коллектива в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать историческую действительность в соотношениях и связях времен ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать в своем творчестве.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

    Представленная программа краеведческого коллектива  «Юный михневец» рассчитана на применение в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на детей 12-17 лет: 12- 15 лет -1 год обучения, 13-16 лет – 2 год обучения, 14-17 лет – 3 год обучения. В этом возрасте ребята уже понимают практическую ценность знаний о своей малой родине, предках, своей семье, но не осознают их научно - познавательного  значения. Также недостаточно оценивают влияние краеведческого фактора на процесс социализации их личности и повышения самооценки. Возникает необходимость более близкого знакомства с историей родного края, современным состоянием краеведения и влиянием его на формирование гражданственности и патриотизма. Краеведческие походы и экскурсии способствуют непринужденному общению педагога и детей, благодаря которому познаются и формируются моральные качества и духовный мир подрастающего поколения.

Сроки реализации дополнительной образовательной  программы:

Программа рассчитана на 3 года соответственно в 3 этапа.

Этапы реализации программы:

1.Изучение исторического, информационного, краеведческого материала для поэтапной работы над исследованием.

2.Исследовательская работа с опытом публичного выступления

3.Овладение методами и приемами проведения экскурсий на местности и в школьном музее

     Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Формы и режим занятий:

   Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, краеведческие сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в школьном музее. Занятия в кружке чередуются с посещением краеведческих объектов и экскурсиями, работой в школьных музеях. Важную роль играет посещение библиотек, встречи с местными жителями. Занятия в дополнительном образовании, прежде всего, направлены на разгрузку учебной деятельности, поэтому большая часть времени отводится на практику с использованием здоровьесберегающих технологий. Краеведческая практика проходит вне здания школы на свежем воздухе,  ребята много двигаются, привыкают к самостоятельности и ответственности.

   Исходя из целей и задач, используются следующие виды деятельности:

  • поисково-исследовательская;
  • массово – пропагандистская ;
  • экскурсии и походы, встречи и беседы с очевидцами событий,    анкетирование;
  • экспозиционная деятельность;
  • учетно-хранительная работа;
  • участие в конкурсах, конференциях. 

    Построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:

  • реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
  • осуществления музейно – краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
  • организации систематической деятельности школьного музея как  учебно-воспитательного и досугового  центра учреждения образования.

   Изучение родного края требует определенных усилий, т.к. многих очевидцев событий нет уже в живых, поэтому есть необходимость работы с архивными документами, с поисковиками , которые могут рассказать о раскопках. Некоторые занятия могут носить проблемный характер в форме дискуссии: «Нужен ли музей в школе?», «Должен ли каждый знать своих предков?», «Зачем нужно изучать и сохранять исторические памятники?» и т.д..  Такие занятия помогают ребятам овладеть навыком ведения дискуссий, умением аргументировано отстаивать свою точку зрения, помогают максимально проявить свою инициативу. После анкетирования жителей, систематизацию материала можно проводить в форме деловой игры. Планируется проведение экскурсионной и краеведческой практики, обучение исследовательским методам и   приемам работы. Это заложит основы предпрофильной подготовки школьников. На занятиях проводится демонстрация карт, схем, фотографий, видеофильмов, также используется разнообразный раздаточный материал.

Ожидаемые результаты способы определения их результативности

   Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. Это позволит юным краеведам познать значимость и уникальность истории родного края, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней. Краеведение – самая доступная и обширная сфера приобретения учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Краеведение помогает находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда связываются образы родного края.

Требования к уровню подготовки учащихся:

   По результатам трех лет обучения у воспитанников объединения должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

Знания

Умения и навыки

Понятие о требованиях к организации и проведению поисково-исследовательская работы, к написанию и оформлению учебно-исследовательской работы

Составление плана поисковой работы. Общение с людьми. Грамотное ведение поисковых и исследовательских записей. Написание и оформление учебно-исследовательской работы

Понятие основ исследовательской деятельности

Начальные выполнения учебно-исследовательской работы

Основные сведения по истории и культуре родного края

Нахождение объектов культурно-исторического наследия. Ведение исследовательских записей

Основные памятники истории и культуры родного края. Понятие о методике проведения экскурсии по памятным местам или населенному пункту

Изучение краеведческих объектов. Разработка маршрута по памятным местам своего края. Проведение экскурсии

Понятие о коллекционировании древностей

Начальные этапы работы с научно-популярной литературой

Понятие о музее и его предназначении. Понятие о структурной организации музея

Культурное поведение в музее. Нахождение музейных терминов в тексте, работа со словарем

Понятие об основных типах и видах музеев. Ведущие музеи мира

Определение профиля музея

Понятие термина «фонды музея»

Различие между подлинником и копией

Понятие термина «экспозиция»

Отличие музейных экспозиций по профилю музея

Понятие основных задач и функций выставки

Формирование художественного и эстетического вкуса

Понятие основ экскурсоведения

Составление вопросов для экскурсовода по интересующей проблеме

Понятие о культурно-образовательной деятельности музея

Участие в научно-практической конференции

Понятие об основной учетной документации музея

Заполнение инвентарной книги. Составление паспорта на музейный предмет

Понятие о планировании и организации экспозиционной работы

Составление тематико-экспозиционного плана. Оформление экспозиции. Составление аннотаций к экспозиции

Понятие об основных требованиях к художественному оформлению выставки

Оформление стенда, выставки. Подготовка экспонатов для выставки

Понятие об экскурсионной методике и профессиональном мастерстве экскурсовода

Создание текста экскурсии. Проведение экскурсии. Сочетание показа с рассказом

Понятие об организации культурно-образовательной работы в музее

Выступление с докладом на научно-практической конференции

Понятие о современном развитии музеев

Составление рекламной афиши, буклета. Оформление текста для публикации в СМИ

   Комплексность данной программы основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали,  должностно - ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности  воспитанников. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного процесса в основных направлениях:

  • Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.
  •  Предпрофессиональная подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом объединения.
  • Формирование разносторонне развитой личности.
  • Воспитание и дополнительное образование средствами туристско-краеведческой деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы

  В ходе реализации программы предусмотрен контроль знаний, умений и навыков: первичный, промежуточный и итоговый:

  • тестирование;
  •  творческие задания;
  • Краеведческие викторины;
  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • интеллектуальные игры;
  • выставки творческих работ
  • учебно-исследовательские конференции.

  При контроле знаний и умений необходимо отдавать преимущество активным формам работы, предусматривать организацию краеведческих викторин, экскурсионных поездок, подготовку учащимися докладов, исследовательских работ, разнообразной наглядности (альбомы, раскладушки, плакаты), которая пополнит научно-вспомогательный фонд музея. Так же участие кружковцев в различных культурно-массовых мероприятиях, проводимых на базе школьного музея (экскурсии, музейные часы, вечера встреч).

Условия реализации программы:

  Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.

В программе учтены следующие положения:

  • преемственность и согласованность ее с темой, над которой работает школа;
  •  практическая направленность связана с активной работой школьных музеев (Боевой Славы и Краеведческого),  использование их наглядного и вещественного материала.

                                                 

Учебно-тематическое планирование на первый год обучения

Наименование  тем

всего

теория

практика

Формы

занятий

Формы

контроля

1

Введение в краеведение.

Инструктаж по ТБ

Цели и задачи кружка

2

1

1

Беседа

лекция

анкетирование

2

Исследовательская работа

70

20

50

Работа с текстами,

походы,

экскурсии

Защита исследовательской  работы

3

Экскурсионная работа

50

10

40

Подготовка экскурсий

4

Работа совместно с ДЮЦ

100

30

70

Участие в учебных семинарах, программах, конкурсах

Выступления, отчеты, творческие работы

5

Музейная работа

60

20

40

Работа со школьным архивом, экспозицией и документацией

 школьного музея

Подготовка экспозиции, работа с инвентарной книгой и картотекой

6

Участие в школьных и районных мероприятиях

20

5

15

Семинары, программы, выставки,

концерты, смотры

Выступления,

защита

проектных работ

7

Экспедиционная работа

20

5

15

Походы,

экскурсии,

экспедиции

Текстовый отчет,

Карта - схема,

дневниковые записи

8

Заключительное занятие

2

1

1

Круглый стол

Обмен мнениями,

фото-отчет, видео презентация

итого

324

92

232

Итого: 324 часа.

Знания, умения и навыки учащихся :

  • знать исторический и информационный материал, изученный на занятиях;
  • уметь составить карту – схему;
  • уметь найти текстовый и наглядный материал для оформления работ и выступлений;
  • уметь публично выступать по теме, владеть навыком выразительного чтения;
  • уметь оформить текстовый отчет и фотоотчет;
  • знать основные этапы работы над исследованием;
  • составлять план работы над исследованием;
  • знать принцип составления путевого дневника.

                                             

Содержание  программы  первого  года  обучения

1.Введение. Инструктаж по ТБ. Цели и задачи кружка.

Правила поведения во время экскурсий, поездок. Соблюдение норм общественного порядка на дорогах и транспорте. Поведение в чрезвычайных ситуациях и при обнаружении неизвестных предметов.

Цели и задачи кружка. Уточнение состава кружка. Сбор анкетных данных и социального положения семьи. Распределение обязанностей.

История развития краеведения в России.

2.Работа совместно с ДЮЦ.

Учебно-практические семинары, конференции, программы, поисковая работа.

3.Исследовательская деятельность.

План работы над исследованием, Определение границ темы. Постановка целей и задач исследования. Распределение обязанностей. Сбор информационного и наглядного материала. Определение источников. Поиск литературы, необходимой для проведения исследования. Работа в библиотеках. Изучение и анализ печатных источников. Отбор и обработка материала.

Оформление исследовательской работы. Составление простого словаря понятий и терминов, встречающихся в работе. Библиография. Форма подведения итогов: исследовательская работа.

4. Экскурсионная работа.

 Виды экскурсий. Экскурсия по населенному пункту. Подбор исторического и краеведческого материала. Обработка и систематизация материала для

рассказа для различных возрастных групп учащихся и воспитанников детских дошкольных учреждений. Определение мест для остановок и объектов для показа. Портфель экскурсовода. Составление карты – схемы маршрута и места экскурсии Заучивание текста. Пробная экскурсия. Уточнение этапов.

Форма подведения итогов: экскурсия по населенному пункту.            

5. Музейная работа.

Инвентарная книга. Реставрационные и ремонтные работы. Систематизация вещественного и теоретического материала. Оформительская деятельность. Форма подведения итогов: оформление музейных экспозиций.

6. Участие в школьных мероприятиях.

Участие  в школьных и районных мероприятиях:  конкурсах,  программах, семинарах, краеведческой практике, конференциях, смотрах, выставках.

7.Экспедиционная работа.

Туристско-краеведческие   экспедиции. Особенности, цели, задачи. Печатные материалы о туристско-краеведческих экспедициях. Составление опросного листа для местных жителей.

   П Р О Г Р А М М А  изучения населенных пунктов включает следующие вопросы:

1.Современное официальное название населенного пункта и его административно-     территориальное подчинение. Происхождение название.

2.Величина территории населенного пункта и ее изменение.

3.Природные условия.

4.История возникновения и развития населенного пункта:

            а) раннее население;

            б) начало застройки;

            в) труд и занятия первых поселенцев;

            г) возникновение хозяйственных предприятий;

            д) знатные люди;

            е) Михнево в годы Великой Отечественной войны, михневцы - участники войны;

            ж) населенный пункт в послевоенное время.

5.Население: динамика численности и состава.

6.Хозяйство. Основные его отрасли. Характеристика отдельных предприятий.

7.Транспортная роль населенного пункта.

8.Административная роль населенного пункта.

9.Описание старых и новых построек.

10.Достопримечательности, памятники, парки и зеленые насаждения.

Составление отчета, фотоотчета. Участие в мини - экспедициях. Участие детей в летней  туристско-краеведческой экспедиции.

Форма подведения итогов: участие в летней туристско-краеведческой экспедиции.

8. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Подготовка к летней практике.

                                                 

Учебно  –  тематическое  планирование  второго  года  обучения

п/п

Наименование

тем,

разделов

всего

теория

Прак.

Форма занятий

Формы контроля

1

Введение.

инструктаж по ТБ цели и задачи кружка

2

1

1

беседа

Составление режима дня

2

Работа совместно с ДЮЦ

100

30

70

Учебно-практические семинары,

конкурсы

Текстовый и фотоотчеты,

плакаты,

выступления

3

Экскурсионная работа

50

10

40

Составление текстов экскурсий

Проведение

экскурсий

4

Музейная работа

60

20

40

Работа с архивом

школьного музея

Проведение экскурсий в музее и

по п. Михнево

5

Исследовательская деятельность

70

20

50

Сбор материала для

исследования

Защита

исследовательской

работы

6

Экспедиционная работа

20

5

15

Мини-

экспедиции

Составление маршрута

7

Праздники и юбилеи

10

5

5

Концерты,

праздники

Участие в концертах,

выставках,

 уроках мужества

8

Участие в районных мероприятиях

10

2

8

Конкурсы,

программы

выступления

9

Заключительное занятие

2

1

1

Подготовка к летней практики

видеоотчет

итого

324

94

230

Итого: 324 часа

Знания, умения и навыки учащихся в конце 2-го года обучения:

  • знать исторический и информационный материал, изученный на занятиях;
  • знать основные приемы и методы работы с историческими источниками;
  • уметь составить карту- схему населенного пункта;
  • уметь составить план выступления, вопросы для интервью, уметь вести  интервью;
  • знать последовательность работы над исследованием;
  • уметь составить план исследовательской работы;
  • уметь собрать материал к исследовательской работе и экскурсии;
  • владеть основными навыками публичного выступления.

                                         

                                        Содержание программы второго года обучения

1. Введение. Инструктаж по ТБ. Цели и задачи кружка.

Правила поведения во время экскурсий, поездок, соблюдение норм общественного порядка на дорогах и транспорте. Поведение в ЧС и при обнаружении неизвестных предметов. Цели и задачи кружка. Уточнение состава, определение целей и задач кружка, распределение обязанностей, выявление склонностей и интересов детей. Из истории краеведения в России.

2. Работа совместно с ДЮЦ.

 Итоги летней краеведческой практики. Форма подведения итогов: фотоотчет и рисованный фильм, текстовый отчет. Учебно-практические семинары, конференции, программы, поисковая работа.

3. Экскурсионная работа.

Экскурсия по населенному пункту. Экскурсия по экспозиции школьного музея. Тема экскурсии, план. Собирание материала в архиве школьного музея, районной библиотеке. Систематизация и составление зрительного ряда. Продолжительность экскурсии, адаптация ее по возрасту слушателей. Заучивание текста экскурсии. Пробная экскурсия. Форма подведения итогов: экскурсия по экспозиции.

4. Музейная работа.

 Краеведение п. Михнево, Михневского района. Традиции школьного краеведения. Знакомство с краеведческим материалом школьных музеев. Изучение истории п. Михнево и его окрестностей по музейным материалам. Происхождение названия, владельцы земель, старинные здания, местные жители, первые колхозы и предприятия. Дореволюционная и довоенная история. Изучение экспозиции музеев, фотодокументов. Послевоенное время. Реорганизация района. 70-80ые годы. Михнево сегодня. Участники ВОВ, знаменитые земляки. Форма подведения итогов: экскурсии в школьных музеях, по территории поселка, по  Аллее Трудовой Славы, военно-патриотической панораме. Фотоотчет.

5.Исследовательская деятельность.

План работы над исследованием. Определение границ темы. Постановка целей и задач исследования. Распределение обязанностей. Сбор информационного и наглядного материала. Определение .источников. Поиск литературы для проведения исследования. Работа в библиотеке. Изучение и анализ печатных источников. Отбор и обработка материала. Составление черновых записей. Систематизация собранного материала. Структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Составление простого словаря терминов, используемых в работе. Работа по оформлению приложения, списка используемых источников (библиография). Работа над окончательным вариантом исследовательской работы. Форма подведения итогов: исследовательская работа.

6. Экспедиционная работа.

Туристско-краеведческие экспедиции. Особенности, цели и задачи. Составление анкеты для местных жителей и других населенных пунктов, включенных в экспедицию(история названия, знаменитые земляки, самая

распространенная фамилия, хозяйственная деятельность и т.д.). Обработка собранного материала. Работа над статьей отчета, фотоотчет. Участие в летней практике. Форма подведения итогов: участие в летней краеведческой экспедиции.

7. Праздники и юбилеи.

Подготовка и участие в праздниках: День защитника Отечества, День Победы, День Знаний, День Матери, «Не забудем суровую осень».

8. Участие в районных мероприятиях.

Подготовка к выступлениям на районных программах, мероприятиях, семинарах.

9. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за годы. Подготовка к летней краеведческой экспедиции

Учебно – тематическое планирование третьего года обучения

п/п

Наименование

тем,

 разделов

всего

Теория

Практика

Форма занятий

Формы

контроля

1

Введение

Инструктаж по ТБ

Цели и задачи

2

1

1

Лекция,

беседа

опрос

2

Работа совместно с ДЮЦ

100

30

70

Программы,

экскурсии,

семинары.

Фотоотчет,

анкеты,

выступления

3

Экскурсионная

работа

40

20

20

Работа с текстами,

подготовка экскурсий

Проведение экскурсий

4

Музейная работа

60

10

50

Работа с первоисточниками

Проведение экскурсий

5

Исследовательская

деятельность

80

20

60

Сбор, анализ и систематизация

материалов

Написание и

Защита

исследовательской

работы

6

Праздники и

юбилеи

10

2

8

Участие в концертах,

конкурсах

выступления

7

Экспедиционная

работа

20

5

15

Мини-

экспедиция

Составление топонимических

карточек

8

Участие в муниципальных

мероприятиях

10

2

8

Программы,

конкурсы

Выступления,

Защита проектов

9

Заключительное занятие

2

1

1

викторина

Творческий отчет, видео презентация

итого

324

91

233

Итого: 324 часа.

Знания, умения и навыки учащихся в конце 3-года обучения:

  • уметь составить вопросы для интервью;
  • уметь вести экскурсии;
  • уметь составить топонимическую карточку;
  • уметь вести «Тетрадь записи воспоминаний и рассказов»;
  • уметь отбирать, систематизировать исторический, художественный, справочный материал;
  •  знать исторический и информационный материал, изученный на занятиях;
  • владеть основными навыками публичного выступления;
  • уметь составить этикетку к экспонату.

                                               

Содержание программы третьего года обучения

1. Введение. Инструктаж по ТБ. Цели и задачи кружка.

 Правила поведения во время экскурсий, поездок, соблюдение норм общественного порядка на дорогах и транспорте. Поведение в ЧС и при обнаружении неизвестных предметов. Цели и задачи кружка. Уточнение состава, определение целей и задач. Из истории краеведения в МО и Ступинском районе.

2. Работа совместно с ДЮЦ.

Итоги летней краеведческой практики. Учебно- практические семинары, конференции, программы, поисковая работа. Форма подведения итогов: фотоотчет, текстовый отчет.

3.Экскурсионная работа.

Обзорная экскурсия, методика подготовки. Работа с литературой и источниками. Отбор экспонатов. Составление текстов и маршрута экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Сочетание рассказа и показа. Способы активизации работы с аудиторией: игры, театрализации. Форма подведения итогов: составление сценария занятия, праздника, экскурсии.

4.Музейная работа.

Экспозиция школьного музея. Концепция и художественный замысел. Методы построения экспозиции. Порядок организации экскурсии; изучение и отбор материала, составление тематико - экспозиционного плана, разработка проекта, составление текстов, оформление. Можно ли трогать экспонаты? Экспозиция и выставка. Форма подведения итогов: создание экспозиции и выставка школьного музея.

5. Исследовательская деятельность.

Изучение жизни, быта русских крестьян с использованием предметов экспозиции школьного Краеведческого музея. Чтение исторической и справочной литературы. Знакомство с текстами словарей и энциклопедий. Изучение репродукций русских художников 19-20 веков. Обобщение и систематизация материала для экскурсии на тему «Быт русской деревни». План работы над исследованием. Определение границ темы. Цели и задачи исследования. Распределение обязанностей. Сбор информационного и наглядного материала. Определение источников. Работа в библиотеке, поиск литературы, необходимых для проведения исследования. Изучение и анализ печатных источников. Отбор и обработка материала. Составление черновых записей. Изучение карт и составление карты – схемы населенного пункта. Поиск иллюстрированного материала, фотографирование исторических объектов. Структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Составление простого словаря используемых понятий и терминов. Работа по оформлению приложения. Оформление списка используемой литературы (библиография). Работа над окончательным вариантом исследовательской работы. Форма подведения итогов: выступление на конференции.

6. Праздники и юбилеи.

Подготовка и участие в праздниках: День Защитника Отечества, День Победы, День матери, День Знаний.

7.Экспедиционная работа.

Мини – экспедиция «Военные памятники и обелиски на территории ГП Михнево». Цели и задачи экспедиции. Работа с печатным и фотоматериалом в Музее Боевой Славы. Подготовительный этап Распределение обязанностей. Памятники в парке, история захоронения: время установки памятников и переноса останков воинов. Общий вид, детали, надписи, памятники в пространстве парка. Памятник около средней школы: время установки, общий вид, значение в жизни поселка. Обелиск около начальной школы: время установки, общий вид, история создания. Обелиски в деревнях Екиматово, Михнево, Сидорово: время установки, общий вид, значение в жизни деревень. Памятная доска с именами михневцев, погибших на фронтах ВОВ, на пристанционной площади: время установки, общий вид, история создания. Форма подведения итогов: летняя туристско – краеведческая экспедиция в составе ДЮЦ.

8. Участие в районных мероприятиях.

Участие и выступления на районных семинарах и программах.

9. Заключительное занятие.

 Итоги работы кружка за три года. Творческий отчет.

Методическое обеспечение

    Занятия коллектива «Юный михневец» проводятся во второй половине дня в здании МБОУ «Михневская  СОШ» с группой, подгруппой  и индивидуально в зависимости от целей  работы и темы.

   Получая дополнительную информацию во время лекций, экскурсий, бесед с местными жителями, работы с печатными и письменными источниками, воспитанники наблюдают, фиксируют. С помощью педагога обобщают и систематизируют знания.

Занятия имеют большое развивающее и воспитательное значение:

  • раскрывается детская фантазия, воображение;
  • у детей формируется гражданственность, патриотизм и гордость за своих   предков и историю своей Родины;
  •  формируется чувство коллективизма, ответственности, умение работать в команде  что необходимо для социализации личности и ее дальнейшего самоопределения;
  • также решается вопрос проведения досуга, пропагандируется здоровый образ жизни.

Следующим этапом деятельности становятся практические занятия:

  • составление карта- схем;
  • подготовка отчетных выступлений;
  • подготовка и проведение экскурсий;
  •  составление карточек.

     Важное место в занятиях занимает ролевая и деловая игра, которые помогают в интересной форме пройти все этапы для достижения результата.

Например, в деловой игре «Создаем экспозицию «Михнево вчера и сегодня» используются различные виды деятельности: выдвижение проектов, создание эскизов, фотографирование объектов, оформление выставки, разработка и проведение экскурсии. Начиная с первого года обучения, воспитанники приобщаются к экспедиционной деятельности, нося щей поисково - исследовательский характер. Планируется занятия, связанные с развитием оформительских умений, работа с архивными, печатными и другими письменными источниками, умение составить запрос в архив, правильно формулировать вопросы во время интервью. Это удачно дополняет работу на уроках истории, не дублируя ее. К третьему году обучения усложняются формы и методические приемы. Проводятся практические задания по составлению текстов экскурсий по музеям, по населенному пункту, заочных экскурсий, исследовательских работ.

     Полезный опыт получают воспитанники в межличностных отношениях не только со сверстниками, но людьми других возрастов.

    Программа предусматривает проведение начального, промежуточного и итогового видов контроля в форме тестирования, анкетирования, творческого

зачета, т.е. таких форм, которые интересны и наиболее доступны, отвечают индивидуальным склонностям личности, направлены на достижение конкретного результата. Разнообразные виды деятельности помогут воспитанникам реализовать свой индивидуальный умственный и физический потенциал, создадут условия для развития личности.

     Творческую деятельность детей предполагается заканчивать итоговыми работами: организация выставок, экспозиций, выступлений, защитой проектов. Это осуществляется через коллективную, групповую, индивидуальную работу с воспитанниками, в которой принимают участие дети разных возрастов, что должно обеспечить преемственность и взаимопомощь.

       Составление вопросов для интервью и бесед, анкет и экскурсий – приемы и методы, развивающие коммуникабельность и толерантность.

       Методика подготовки экскурсий и экскурсовода, защита проекта – это подготовка к публичным выступлениями. Программа предусматривает осуществление проектов, исследовательских работ, выставок, экскурсий, т.е. нечто нового, никогда ранее не существовавшего в учебном труде и в семье.

    Наличие в школе помещений: учебного класса для занятий, Музея Боевой Славы, Краеведческого музея, Зала Славы, дает возможность для полной реализации программы коллектива «Юный михневец». На территории школы находится военный памятника и памятная доска  ученику школы Сороченкову Игорю, погибшему во время выполнения интернационального долга. Администрация школы предоставляет для занятий необходимое оборудование и материалы:

  1. Фотоаппарат, компьютер, принтер, проектор.
  2. Помещение для занятий. Осуществляется работа на базе школьных музеев.
  3. Тематические стенды, возможность работы с архивами школы и музеев.
  4. Инструмент для реставрационных работ.
  5. Писчая бумага, ватман и другие письменные принадлежности.

                                           

                       

                          Список литературы

1.Аксенов В. Молодежь, искусство, время. Панорама/М, Молодая гвардия,1988г.

2.Воробьев А.В.,Воробьев В.П. Ступинские ступени, изд. Москва, ЭСТ-М,2002г.

3.Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения// Воспитание школьников. – 2005,№10.

4.Гранник Т.Т., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. Дорога к письменности. Кириллица или глаголица?/ Москва, Просвещение,1998г.

5.Кабанов В.В. Орловы/Историческая хроника Плюс,1997г.

6.Книга Памяти, том 25/Москва Мысль,2003г.

7.Куранты. Историко- краеведческий альманах/Московский рабочий,1983г.

8. Михалков Н. На семи холмах/Москва,2000г.

9.Низова А.,Кондратьев Б. Родное Подмосковье/ Московский рабочий,1970г.

10.О Родине, о мужестве, о славе. Стихи и песни фронтовиков дней ВОВ/ под ред. Дородина И.И.,/ М. Советская Россия,1975г.

11.Сборник материалов о районе к 40-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции «Михнево за годы Советской власти»/ Михнево,1957г.

12. Сборник материалов «Первая Михневская МТС»/ Михнево,1956г.

13. Солонкин И.П. Ступинский край (заметки краеведа)/ Ступино,1998г.

14. Строев К.Ф «Краеведение»/ М. Просвещение 1974 г.

15. Тонин А. «Ступино: исторические сведения»/ Москва 2000 год

16.Тонин А. «Ступино: историческое прошлое землицы Ступинской в названиях»/ Москва 1991 год

17. Щепетков М.П. ,Повествование о Казанской церкви села Кишкино/ Москва,2003г.

18. Энциклопедия для детей. История России/ Москва. Аванта+,1995г.

Список литературы , рекомендуемый для воспитанников

1.Воробьев А.В.,Воробьев В.П. Ступинские ступени, изд. Москва, ЭСТ-М,2002.

2.Гранник Т.Т., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. Дорога к письменности. Кириллица или глаголица?/ Москва, Просвещение,1998.

3.Духовное краеведение Подмосковья (история и культура религии). Учеб. пособие//под ред. Л.Н.Антоновой.-2-е изд.-М.:2007.

4. История Московской области. Учеб. Пособие// под ред. Л.Н.Антоновой.-М.- МГОУ-2004.

5.Кабанов В.В. Орловы/Историческая хроника Плюс,1997.

6.Книга Памяти, том 25/Москва Мысль,2003.

7. Михалков Н. На семи холмах/Москва,2000.

9.Низова А.,Кондратьев Б. Родное Подмосковье/ Московский рабочий,1970г.

10.О Родине, о мужестве, о славе. Стихи и песни фронтовиков дней ВОВ/ под ред. Дородина И.И.,/ М. Советская Россия,1975.

11. Солонкин И.П. Ступинский край(заметки краеведа)/ Ступино,1998.

12. Тонин А. «Ступино: исторические сведения»/ Москва 2000.

13.Тонин А. «Ступино: историческое прошлое землицы Ступинской в названиях»/ Москва 1991.

14. Энциклопедия для детей. История России/ Москва. Аванта+,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология Омской области /задачи с эколого-краеведческим содержанием/

Подборка задач по физике с эколого-краеведческим содержанием:"Экология Омской области".            Мною составл...

Программакружка "Юный географ"

Программа расчитана на учпщихся 6-8 классов, содержит 64 часа. Срок реализации программы 1 год....

Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России» Номинация «Земляки»

Исследовательская  краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России»...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...

Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"

Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...

Выступление на школьной краеведческой конференции "Путешествие по родным просторам" краеведческий маршрут

Выступление предполагает защиту прктической работы по составлению экскурсионного маршрута по курортным местам Прибайкальского района...