Открытый урок истории по теме "Походы А. Македонского на Восток"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Червякова Людмила Васильевна

 

Цели:

● познакомить учащихся с восточным походом Греко- македонских войск.

● подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

● продолжить формирование умений работать с исторической картой , на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Оборудование:

1.Компьютер, медиапроектор, экран.

2.Презентация к уроку.

3. Маршрутный лист для заполнения учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_pokhody_a.makedonskogo.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Поход Александра Македонского на Восток.

Цели:

● познакомить учащихся с восточным походом Греко- македонских войск.

● подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

● продолжить формирование умений работать с исторической картой , на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Оборудование: 

1.Компьютер, медиапроектор, экран.

2.Презентация к уроку.

3. Маршрутный лист для заполнения учащимися.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Я знаю, что все вы любознательные, любите всё необычное, увлекательное. Поэтому сегодня вы будете не просто учениками, а путешественниками. И, как вы уже догадались, мы отправимся на много столетий назад. Тогда не было самолётов, поездов, автомобилей. Поэтому путешествовать мы будем на колеснице. Чтобы вы не заблудились по дороге, не отставали от товарищей чаще смотрите на маршрутный лист. Там обозначены все наши станции. Итак, мы отправляемся из страны, о которой вы говорили на предыдущем уроке. Этой стране удалось подчинить практически все города Эллады. Что же это за страна?

На севере Балкан то  государство было

Грозою всех ближайших стран

Оно со временем прослыло

Когда же греки воевать между собою стали

Жители той страны их в битвах побеждали. (Македония)

Правильно, ребята, это Македония, а царём этой страны был Филипп, могущественный и удачный полководец. Филиппу удалось завоевать множество стран. Какие же причины способствовали завоеваниям Филиппа? Вот ещё одна подсказка:

Македонский царь Филипп победил всех греков

Потому что хитрым был и воинственным прослыл

Армию свою большую на отряды он разбил

В них все строились рядами, защищались копьями

Назови отряд быстрей иль угадывай скорей.

(фаланга)

Посмотрите на экран, здесь как раз и изображена фаланга. Ребята, а кто может рассказать, в чём было сила македонской армии, почему же ей удавалось одерживать победы над другими государствами?

Филипп мечтал о походе на Восток, но осуществить свои замысли не успел. После его смерти на престол вступил Александр – его сын, в ту пору ему исполнилось лишь 20 лет.

Сегодня вы узнаете много интересного об Александре Македонском – великом полководце древности, вместе с ним совершим походы, в которых он побеждал.

Итак, тема нашего урока – «Походы Александра Македонского на Восток».

Я надеюсь, что вы, совершая походы вместе с Александром Македонским, будете внимательными, и ответите на все вопросы, выполните все заданиями , таким образом, заслужите звание мужественного воина, такого, как Александр македонский.

Ребята, зачитаем 1 пункт маршрутного листа. (Зачитывают «Личность А. Македонского»)

Что ж, давайте поближе познакомимся с этим выдающимся полководцем древности, узнаем о его блестящих победах.

Македонский царь –Александр – в отличие от многих других властителей – был не зря прозван Великим. Масштабы его завоеваний произвели на современников и потомков неизгладимое впечатление   и сделали его героем многочисленных легенд и сказаний. Многое из того, что в них рассказывается – правда, многое – несколько приукрашено, кое-что выдумка, однако все они отражают представление людей о непобедимом полководце, мудром правителе, остроумном человеке.

Родился Александр в 356 г. до н.э. Был очень честолюбив, смел, стремился к военной славе, очень боялся, что на его долю не останется ни одного подвига. Был отважен и решителен, чего только стоит одно укрощение строптивого коня Буцефала, после чего  отец  воскликнул: «Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!».

Александр получил прекрасное образование, его учитель был сам Аристотель. Прежде чем отправиться в поход, юный полководец поехал в Священные Дельфы, чтобы узнать своё будущее. Прибыл он в тот день, когда жрица не делала предсказаний. Тогда Александр хотел  силой заставить её исполнять обязанности. Вынужденная уступить царю, жрица воскликнула:

- Ты непобедим, сын мой!

В ответ Александр сказал:

- Не говори больше ничего! Мне достаточно и этих слов!

Так каким же был Александр Македонский? К чему же он стремился?  (Вопрос и вывод на экране. А. Македонский был честолюбив, стремился к военной славе.

А теперь посмотрим на следующий пункт нашего маршрутного листа . (Уч. зачитывают).

Обратимся к карте и посмотрим, куда же в первую очередь направился Александр и мы отправляемся вместе с ним.  Весной 334 г. до н.э. небольшое войско под предводительством юного царя переправилось через пролив в Малую Азию. Для войны  у Александра было 160 триер (греческих кораблей). За армией следом шёл гигантский обоз. В состав войска входили опытные стратеги и военачальники, строители, учёные, лекари и ремесленники. В армии Македонского всё было продумано до мелочей. Даже были специальные люди, которые учитывали протяжённость пути, их называли  «счётчики шагов» или «шагомеры».

Высадившись на берег Александр немедленно посетил место, где когда-то находилась Троя. Здесь  он отдал  почести Ахиллесу, своему кумиру, и сменил своё оружие на доспехи героя, которые хранились в местном храме. Так, в облачении Ахиллеса, Александр вступил в первое сражение с персами на р. Граник. Накануне сражения он велел солдатам поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстоит угощаться припасами врага.

Персидское войско стояло на противоположном берегу, готовое всеми силами воспрепятствовать  переправе македонской армии. Эта позиция была очень выгодной, и даже опытный полководец Парменион – засомневался в успехе. Македонский и Парменион заспорили… Парменион напомнил царю, что по обычаю, македоняне никогда не начинали в это время сражений, так как месяц этот они считали несчастливым.

- Я приказываю изменить название месяца – воскликнул Александр.

Тогда Парменион предложил начать сражение утром, когда македонская армия сумеет перестроиться быстрее и соответственно получит преимущество, но Александр отказался. Под градом стрел конница преодолела быстрое течение и обрывистый берег реки и вступила в бой. В схватке Александр был окружён врагами, и военачальник персов даже срубил гребень с его шлема. Казалось, что гибель македонского царя неизбежна, но… в этот момент подоспел друг царя - Клит и пронзил врага копьём. Сражение закончилось победой македонян. Им был открыт путь к богатейшим городам Малой Азии. Жители греческих городов, расположенных здесь, встречали Александра как освободителя.

Так как вы думаете, для чего Македонский перед решающим сражением с персами на реке Граник посетил место, где когда-то находилась Троя и облачился в доспехи Ахиллеса? (Ответы детей).

Проверим, как вы, путешественники были внимательны. Заполняем маршрутный лист.

( Зачитывают вслух название пункта 2  Начало походов:

а) В каком году Армия Александра Македонского начала поход на Восток? – 334г;

б) Где произошло первое сражение? – на реке Граник;

в) Благодаря чему македоняне победили? – благодаря мужеству и храбрости Александра).

Что ж, молодцы, путешественники. Последуем дальше вместе с македонским. 3 пункт нашего маршрутного листа (ученики зачитывают) – Гибель персидского царства.

Наряду с приморскими городами Александр утвердил свою власть и в глубине полуострова. Весной 333г. до н.э. войско Александра Македонского пришло к городу Гордию. Здесь  в старом царском дворце стояла старая царская колесница, упряжь которой была стянута очень тугим и запутанным узлом. По легенде тот, кто развяжет этот узел станет властелином всей Азии. Александр решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и разрубил сплетение.

Ребята, скажите, что означает до сих пор выражение «разрубить Гордиев узел»  (Решить проблему  очень быстро).

Узнавший об этом персидский царь Дарий III был потрясён этим известием. Он считал Александра юнцом, которого нужно проучить. С большим войском Дарий двинулся навстречу завоевателю. Оба войска встретились у города Исс. (Слайд карта)

И здесь молодому полководцу улыбнулась удача. Дарий III испугался и бежал с поля боя. Сопротивление персов было сломлено за два часа. Македоняне захватили не только лагерь персов, но и семью царя – мать, жену и двух дочерей. Однако Александр велел сказать им, что он воюет с Дарием, а им будут оказаны те же почести, к каким они привыкли на свободе.

Ребята, как вы думаете, о чём говорит этот поступок Македонского? Всегда ли он был таким великодушным? (ответы детей устно).

А как вы ответите на вопросы к пункту 3 Маршрутного листа? (зачитывают вслух название пункта)Гибель персидского царства.  

а) В каком году начался поход Александра вглубь Азии? ( 333г.)

б) Где произошла решающая битва Александра и Дария III? (Ответ: у города Исс).

Остановился ли на этом Александр Македонский? Давайте прочитаем название пункта 4 нашего маршрутного листа (дети зачитывают вслух название Победы над Сирией, Палестиной, Финикией).

Разгромив персидского царя, Македонский не остановился на достигнутом, его войска заняли Палестину, Сирию, Финикию. Если сирийские города почти без боя сдались Александру, то богатый финикийский город Тир решил сопротивляться новому властелину. Тир был расположен на  неприступном скалистом острове и окружён мощными стенами. Восемь месяцев длилась его осада, но под ударами таранов стены этого города всё же рухнули. Македоняне ворвались  в  Тир,  убили его мужественных защитников, тысячи жителей обратили в рабство, а город разграбили и сожгли.

В эти дни Александр получил письмо от Дария III, в котором персидский царь предлагал перемирие. Полководец Александра, Парменион, узнав об этом воскликнул

- Если бы я был Александром, я бы согласился!

На что Александр ему ответил: « И я бы согласился, если бы не был Александром».

Легко ли македонянам было завоевать Тир? (Ответ: Нелегко. Восемь месяцев длилась его осада).

Куда же дальше отправился Александр? (Уч-ся зачитывают вслух пункт 5 Поход на Египетское царство)

Покорив все народы, живущие на восточном побережье Средиземного моря, Александр Македонский неожиданно решил пойти походом на Египетское царство. В это время Египет находился под властью персов, поэтому Александру с легкостью  удалось завоевать этот город. Египтяне встретили Македонского как освободителя, а жрецы торжественно возложили на него корону фараона. Ранней весной 331 г. до н.э. в дельте реки Нил Александр Македонский возвёл город, названный в честь него Александрией. Этот город был построен по греческому образцу и стал символом учёности, как и её основатель. Александрийская библиотека была величайшим собранием древних рукописей.

А) Какой же город и когда основал Александр в дельте Нила?  (331г. до н.э. Александрия)

Б) Почему этот город назвали Александрией (В честь Александра, в Египте его боготворили)

Посмотрите, какой большой путь  мы прошли вместе с Македонским. А теперь очень важный вопрос (только на экране):  «Почему Александр Македонский смог покорить Персидские державы?

Чтобы ответить на него, внимательно прочитайте пункт 3 стр. 195 «Гибель Персидского  царства» (читают вслух).

Итак, давайте проверим, как внимательно вы были при чтении текста учебника.

(Учащимся задаются вопросы, которые появляются по очереди на  экране)

- В каком году начался поход Александра вглубь Персии? (331г.до н.э.)

- Где произошла решающая битва Александра и Дария? (у селения Гавгамелы)

- Чем похожа битва при городе Исс и Гавгамелах? (Дарий сбежал с поля боя)

- Какие новые черты  характера появились в Александре Македонском? (высокомерие, самолюбие).

Что же было дальше? И следующий пункт нашего маршрутного листа (дети зачитывают название пункта 6 Идея всемирного завоевания и поход в Индию)

Прошло 7 лет с момента выступления армии из Македонии. Было покорено всё Персидское царство и другие государства  Средней Азии. В этом походе Александр основал города, многие из которых носили его имя. Учёные, сопровождавшие войско собрали огромный материал. Казалось бы, нужно остановиться. Тем более армия была уже не такая сильная и мощная, как это было 7 лет назад. Но мысль о мировом господстве не покидала царя. Он хотел дойти до океана, до настоящего края земли, а для этого ему нужно было завоевать Индию. Эта страна манила Александра своими чудесами и богатствами.

Итак,  326 г. до н.э.- Александр достиг берегов реки Инд на территории Индии. Так начался последний поход Александра – Индийский. Преодолевая огромное сопротивление местных племён .  Воины Александра были измучены непривычным климатом, дневная жара сменялась ночным холодом . впервые здесь македоняне столкнулись с боевыми слонами. Но силы иссякали.  Александру приходилось прибегать к беспощадной строгости, несмотря на прежние заслуги своих воинов. Но их уже нельзя было заставить воевать, ни угрозами, ни обещаниями, после чего Александру ничего не оставалось, как объявить о возвращении домой.

Почему же Александр ушёл из Индии?  (Солдаты устали воевать)

 Осенью 325 г. до н.э. Александр отдал приказ о возвращении домой. Его 10-летний поход завершился  в Вавилоне.  Александр Македонский мечтал о новых походах, его интересовали неведомые земли. Он планировал организовать новую экспедицию в Аравию, Северную Африку и Италию, а дальше завоевать всю Европу. Но в разгар приготовлений Александр внезапно заболел лихорадкой и умер, не дожив до 33 лет. Некоторые историки считали, что его отравили. Так неожиданно закончилась жизнь «Царя Азии».

Вопросы классу (устно)

Ребята, а как вы думаете, почему Александра Македонского называли «Царём Азии»?

Чем вам понравился Александр и какие его поступки вызывают у вас осуждения?

Ну  а теперь докажите, что в нашем путешествии с Александром македонским вы многое узнали и увидели.

Задание

Итак, мы с вами завершаем путешествие во времена Александра Македонского, который жил 23 века  тому назад. Интересно вам сегодня было узнать о нём и о его походах?

Значение похода Александра Македонского на Восток было очень велико. Он способствовал сближению экономики и культуры Запада и Востока.

Личность Македонского интересна для нас, живущих сегодня. Поэтому о нём пишут книги, снимают фильмы.

Изображение Александра Македонского вы видите на монете. Я думаю, он был бы доволен такими воинами, как вы – внимательными, находчивыми, активными. Поэтому примите изображение Александра Македонского в память о нашем путешествии. Надеюсь, что вы воспримите от этого героя его лучшие качества. А оценки сегодня замечательные

Спасибо вам, ребята, за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!

Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....

Методическая разработка открытого урока истории Древнего Востока "По следам древности"

Открытый урок-повторение для 5 классов помогает учителю проверить знания учащихся по истории стран Древнего Востока и закрепить их....

Конспект урока по теме «Поход Александра Македонского на Восток» 5 класс

Цель: Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира; создать условия для ознакомления с...

Технологическая карта урока истории в 6 классе "Нашествие с Востока"

Данная технологическая карта урока предлагает один из вариантов изучения темы "Нашествие с Востока", в ходе которого обучающиеся узнают о нашестви Орды на Русь и  выясненяют причины пор...

Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" 8 класс. 1часть

Презентация к уроку истории Отечества  "Освоение Сибири и Дальнего Востока" (1 часть) предназначена для обучающихся 8 класса коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениям...

Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" 8 класс

Презентация к уроку истории Отечества  "Освоение Сибири и Дальнего Востока"  предназначена для обучающихся 8 класса коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями...