«Формирование ИКТ - компетенции учителя»
статья по истории на тему

Титаренко Людмила Алексеевна

В условиях перехода к информационному обществу повышаются требования к уровню информационной компетентности учителя. Только имея соответствующую дидактическую и методическую подготовку, практический опыт работы с информационными технологиями, учитель способен построить современный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt-_kompetentsiya.doc43 КБ
Файл formirovanie_ikt_-kompetentsii.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

«Формирование  ИКТ - компетенции учителя»

Учитель истории   МКОУ Бобровская СОШ №2:

Титаренко Людмила Алексеевна.

В условиях перехода к информационному обществу повышаются требования к уровню информационной компетентности учителя. Только имея соответствующую дидактическую и методическую подготовку, практический опыт работы с информационными технологиями, учитель способен построить современный урок.

    ИКТ-компетентность учителя-предметника - это личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ- компетентности учителя должен носить развивающий характер. Развитие  проявляется в переходе на новый, более совершенный уровень компетенции.

Слагаемые информационной  компетентности:

      - владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;

- знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;

- умение представлять информацию в Интернет;

- владение навыками организации и проведения уроков с использованием информационных технологий;

- умение организовать самостоятельную работу учащихся с компьютером;

- владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

         Особенности  использования ИКТ на уроке:

  • Сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
  • Увеличивается количество тренировочных заданий;
  • Достигается оптимальный темп работы ученика;
  • Легко достигается уровневая дифференциация обучения;
  • Учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
  • В учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;
  • Диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

      Использовать  ИКТ необходимо разумно, т.к. работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно – эмоциональными нагрузками. Поэтому необходимо учитывать и недостатки:

  • Диалог с программой обычно лишен эмоциональности;
  • Программисты не всегда могут учесть особенности конкретного класса, группы;
  • Не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
  • Материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;
  • Контроль знаний ограничен несколькими формами – тестами или программированными опросами;
  • От учителя целевого предмета требуются  специальные знания.

Как видим, недостатков использования ИКТ обучения не меньше, чем достоинств. Однако отказываться от ИКТ в образовании нельзя, злоупотреблять – тоже. Надо учиться разумно использовать ИКТ в обучении.

Критерии полезности ИКТ в образовании можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Образовательные средства ИКТ классифицируются по ряду параметров:

  • По решаемым педагогическим задачам:
  • Средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы контроля знаний);
  • Средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы и т.д.);
  • Вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие игры);
  • Комплексные (дистанционные учебные курсы).
  • По функциям в организации образовательного процесса:
  • Информационно – обучающие (электронные книги, библиотеки, словари и т.д.);
  • Интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • Поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы)

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные принципы систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Необходимо помнить, что на коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между учеником и учителем.

Выводы. Использование ИКТ помогает учителю повышать мотивацию обучения детей, обогащает учащихся знаниями в их образно – понятийной целостности; психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень наглядности на уроке; повышается производительность труда учителя и уч-ся на уроке.

ИКТ в совокупности с другими современными технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование ИКТ – компетенции учителя

Слайд 2

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций.

Слайд 3

ИКТ- компетентность учителя-предметника – это личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности.

Слайд 4

Слагаемые информационной компетентности: владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде; знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации; умение представлять информацию в Интернет; владение навыками организации и проведения уроков с использованием ИКТ; умение организовать самостоятельную работу учащихся с компьютером.

Слайд 5

Особенности использования ИКТ на уроке : сокращается время при выработке технических навыков учащихся; увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления;

Слайд 6

Недостатки в работе с ИКТ: диалог с программой лишен эмоциональности; программы не всегда могут учесть особенности конкретного класса, группы; не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся; материал подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме; контроль знаний ограничен тестами или опросами.

Слайд 7

Главная задача учителя – разумное использование ИКТ в учебном процессе.

Слайд 8

Критерии полезности ИКТ : Та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой техники.

Слайд 9

Использование ИКТ помогает учителю: повысить мотивацию обучения детей; обогатить учащихся знаниями в образно – понятийной целостности; психологически облегчить процесс усвоения материала учащимися; возбудить живой интерес к предмету познания; расширить общий кругозор детей; повысить уровень наглядности на уроке; повысить производительность труда учителя и ученика.

Слайд 10

Из опыта работы Открытый урок по истории в 8 классе с использованием презентации.

Слайд 11

Использование КМ – школы.

Слайд 12

Благодарю за внимание ! Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетенции учителя

Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя ( Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессион...

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Педагогический совет "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, я считаю, что современный педагог призван решать задачи, требующи...

Практико-значимая работа по теме "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся".

Зависимость развития компетенций ученика от уровня компетенции учителя....

Формирование ИКТ компетенции учителя. Создание рабочего места учителя.

Формирование ИКТ компетенций учителя. Создание рабочего места учителя....

"Современный учитель: коучинговые компетенции+профстандарт= компетенции учителя по ФГОС"

Участие в региональной педагогической конференции «Инновационное развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров»,  март 2021 г. Материалы до...

Статья на тему «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходил...