Программа летней практики
рабочая программа по истории на тему

Курочкина Ирина Анатольевна

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ

 «ТВЕРЬ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

Срок  реализации - 12 дней, возраст обучающихся 12 – 13 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Руководитель практики Курочкина И. А.,

                                                        преподаватель истории и обществознания

 

Обсуждено на заседании

учебной дисциплины история, обществознание и география

Протокол № __  от «__» _______2014  г.

Председатель   - преподаватель (руководитель дисциплины история, обществознание и география)

                                           Р. Тучкин

Утверждено педагогическим советом

Протокол № __ от «__» _______2014 г.

 

                                                             

 

 

Тверь

                                                    2014
Пояснительная записка

 

        На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, способной адаптироваться к условиям современной социокультурной среды. В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. Реализации этой цели способствует региональное краеведение как составная часть истории России.

      История – является уникальной учебной дисциплиной, обладающей особыми средствами воздействия на разум и воображение. История «малой родины», данного края или местности – часть истории Отечества.                   "Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие", отмечает историк и архивист  С.О. Шмидт.  Краеведческая культура – одна из основ корневой культуры человека, а, следовательно, и его нравственности, гражданственности.

     История – это, прежде всего события. Несомненно, самым ярким  и вместе с тем трагичным событием XX века стала Великая Отечественная война.

     Патриотическое воспитание – одно из основных направлений воспитательного процесса в Тверском СВУ, которое строится на бережном отношении к историческому и культурному наследию России, воспитанию граждан и патриотов своей Родины.

     Актуальность патриотического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью восстановления духовности и формирования  национального самосознания.

       В этой связи программа «Тверь – Город воинской славы» является актуальной. Программа признана не только познакомить суворовцев                с некоторыми аспектами истории Великой Отечественной войны,                 но и показать её события на территории Калининской области. Основа деятельности суворовцев – непосредственное знакомство со страницами прошлого Тверского края.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:

Образовательная - содержит  сведения, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Тверского края.

Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной истории, на ее изучение, сохранение.

Творческая - предусматривает развитие творческих способностей суворовцев, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

     Цель программы:   создать условия для формирования у подростков системного мировоззрения, компетентности, образованности, гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.       

    Задачи программы:

  1. углубление познаний суворовцев в истории через региональное краеведение;
  2.  формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к  «малой» родине, Отечеству;
  3.  выработка  практических умений по ведению исследовательской работы в области краеведения;
  4. развитие  у суворовцев навыков разнообразной познавательной, творческой созидательной деятельности в социуме;
  5. воспитание потребности заниматься общественной деятельностью, приносить пользу обществу.

       По продолжительности программа является краткосрочной и  реализуется в течение 12 дней. Программа рассчитана на 65 часов для суворовцев 12-13 лет.  Она предусматривает интеграцию с иностранным языком.

     Организация практики направлена на приобретение обучающимися  опыта деятельности: исследовательско – поисковой и социальной. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: "Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

      Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания программы: обучение в сотрудничестве и метод проекта. Акцент сделан на разнообразие видов деятельности и на общей групповой деятельности суворовцев.

Формы проведения занятий:

  1. Лекции.
  2. Практикумы (работа с литературой и интернет ресурсами).
  3. Посещение библиотек города с целью поиска, сбора и изучения краеведческого материала (документы личных и государственных архивов,   воспоминания и интервью, анкеты, фотографии, публикации).
  4. Экскурсии в музеи.
  5. Осмотр памятников.
  6. Краеведческие викторины.  
  7. Встречи с ветеранами.
  8. Интегрированные занятия.

Завершается программа оформлением  презентацией, в том числе и  на английском языке.

      Режим занятий: 1 час – теоретическое занятие, 3 часа – практические занятия, 1 час – оформление результатов деятельности (08.45. – 12.15., 13.00. – 13.45.)

 

Предполагаемые результаты

Суворовцы

- имеют знания по истории Тверского края;

-посетили места, связанные с историей войны;

- умеют собирать и обобщать информацию;

- выработали  практические умения по ведению исследовательской работы в области краеведения

- используют исторические знания в новых ситуациях;

- умеют вести себя в общественных местах;

- способны  работать в коллективе.

 

Интеграция с другими предметами

         Интеграция        

Разделы учебного плана

Формы интеграции

Английский язык

Оформление результатов деятельности

Все разделы учебного плана

Оформление презентации

Информатика

 

 

Оформление результатов деятельности

Все разделы учебного плана

Оформление презентации

География

Теоретические и практические занятия

2 – ой раздел учебного плана

Определение роли природно-географической среды при  строительстве Тверского кремля

 

 

Учебно-тематический план

 

№ темы      Название темы    Количество часов        Теория       Практика   Обработка информации

 

 

1       Вводное занятие       5   1     3       1

2       Географическое положение города Твери.     5       1       3       1

3       Древняя Тверь.   5       1       3       1

4       XIX век.            10        2       6       2

5       Калининская область в годы Великой Отечественной войны.

         15     3       9       3

6       Навечно в памяти народной.

         10     2       6       2

7       «Я – суворовец!»   5   1       3       1

8       Современная Тверь . 5     1       3       1

9      Тверь – город воинской славы. 5    1     3       1

        

 

 

№              

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

5

2

Географическое положение города Твери.

5

3

Древняя Тверь

5

4

XIX век.

10

5.

Калининская область в годы Великой Отечественной войны

15

6.

Навечно в памяти народной

10

7.

«Я – суворовец!»

5

8.

Современная Тверь

5

9.

Тверь – город воинской славы.

5

 

 

Содержание программы

 

 

1.Вводное занятие. Анкетирование суворовцев.

Обсуждение плана работы лагеря.

Проведение инструктажа по технике безопасности.

Игра «Снежный ком».

Оформление результатов деятельности в дневниках практики.

Суворовцы знают программу практики, правила поведения на улице и в общественных местах.

 

2. Географическое положение города Твери.

Экскурсия по городу.

 Оформление результатов деятельности в дневниках практики.

Суворовцы знают географическое положение Твери.

3. Древняя Тверь

Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей «Археология Тверской области»

Оформление результатов деятельности в дневниках практики .Суворовцы познакомились с археологическими исследованиями на территории Тверской области. Суворовцы могут составить небольшой рассказ об археологических находках  на территории Тверской области.

4. XIX век

Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей »Война 1812 года и Тверской край»

Посещение Смоленского мемориала, памятника Д. Давыдову

Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают имена героев войны 1812 г. –жителей Тверской губернии

5.  Калининская область в годы Великой Отечественной войны

Калининская область в годы Великой Отечественной войны . 

            Город Калинин в Московской битве.  Просмотр фильма Ржевская битва. Обсуждение фильма Конкурс рисунков «Нет войне!»

Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают об истории Калининской области в период Великой  Отечественной войны ,

6. Навечно в памяти народной

Памятники Великой Отечественной войны и воинские захоронения, расположенные на территории города Твери и Калининского района. Экскурсии в музеи имени Л.Чайкиной, Д. Карбышева, посещение мемориального комплекса в селе Медное . Сочинение «Моя семья в годы войны

 Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают расположение воинских захоронений в Твери, имена героев, сражавшихся за город Калинин в период Великой Отечественной войны, более подробно знают историю своей семьи

7. «Я – суворовец!»

Посещение музея Калининского (Тверского) суворовского военного училища.

Беседа о выпускниках Калининского (Тверского) суворовского военного училища. Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы могут составить рассказ об известных выпускниках Училища

8. Современная Тверь

Посещение предприятий города Твери Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы познакомились с современным производством города Твери, знают,какие промышленные предприятия располагаются в городе

9.Тверь – город воинской славы.

10. Итоговое занятие .Защита презентаций «Тверь – город воинской славы.» Оформление результатов деятельности  в дневниках практики. Суворовцы знают историю Тверского края. Оформляют презентацию.

 

Результаты обучения

В результате реализации данной программы обучающиеся должны:

-  актуализировать знания по истории и английскому языку  и применять их в своей деятельности;

-  знать историю Тверского края;

-  понимать, что  история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;

 сущность социально-нравственных  норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры";

- овладеть практическими способами индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, социальной активности;

-  совершенствовать умение работать в группе и развивать коммуникативные способности и толерантность.

 

Список литературы


1.  Борзаковский В.С. История Тверского княжества. -  Тверь: ТГУ, 1994.

2.  Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. История Тверского края. -  Тверь: Созвездие,  2005.

 3. Воробьев В.М., Победаш И.Н. Тверской край в годы Великой Отечественной войны. – Тверь:  Созвездие, 2010.

4.  Города России: энциклопедия. -  М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

5. Памятники архитектуры Тверской области. – Тверь: Тверь, 2000.

6. Тверская область. Энциклопедический справочник. — Тверь: ТПК, 1994.

7. Тверская область. Путеводитель. Автор-составитель С. Б. Михня. — Тверь: «Мартин», 2005.

8. Шмидт С.О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение. Сборник статей. — М.: Изд-во РГГУ, 1997.

9. Интернет-ресурсы:

ad@tversu/ru

архивный отдел администрации

weblib@library. tver. Ru

Тверская областная библиотека им.А.М. Горького

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

УТВЕРЖДАЮ

Директор Тверского суворовского военного училища

                                                                                                       В.Чеховский

                           «___» ____________ 2014 г.

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ

 «ТВЕРЬ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

Срок  реализации - 12 дней, возраст обучающихся 12 – 13 лет

                                                             Руководитель практики Курочкина И. А.,

                                                        преподаватель истории и обществознания

Обсуждено на заседании

учебной дисциплины история, обществознание и география

Протокол № __  от «__» _______2014  г.

Председатель   - преподаватель (руководитель дисциплины история, обществознание и география)

                                           Р. Тучкин

Утверждено педагогическим советом

Протокол № __ от «__» _______2014 г.

                                                             

Тверь

                                                    2014


Пояснительная записка

        На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, способной адаптироваться к условиям современной социокультурной среды. В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. Реализации этой цели способствует региональное краеведение как составная часть истории России.

      История – является уникальной учебной дисциплиной, обладающей особыми средствами воздействия на разум и воображение. История «малой родины», данного края или местности – часть истории Отечества.                   "Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие", отмечает историк и архивист  С.О. Шмидт.  Краеведческая культура – одна из основ корневой культуры человека, а, следовательно, и его нравственности, гражданственности.

     История – это, прежде всего события. Несомненно, самым ярким  и вместе с тем трагичным событием XX века стала Великая Отечественная война.

     Патриотическое воспитание – одно из основных направлений воспитательного процесса в Тверском СВУ, которое строится на бережном отношении к историческому и культурному наследию России, воспитанию граждан и патриотов своей Родины.

     Актуальность патриотического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью восстановления духовности и формирования  национального самосознания.

       В этой связи программа «Тверь – Город воинской славы» является актуальной. Программа признана не только познакомить суворовцев                с некоторыми аспектами истории Великой Отечественной войны,                 но и показать её события на территории Калининской области. Основа деятельности суворовцев – непосредственное знакомство со страницами прошлого Тверского края.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:

Образовательная - содержит  сведения, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Тверского края.

Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной истории, на ее изучение, сохранение.

Творческая - предусматривает развитие творческих способностей суворовцев, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

     Цель программы:   создать условия для формирования у подростков системного мировоззрения, компетентности, образованности, гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.        

    Задачи программы:

  1. углубление познаний суворовцев в истории через региональное краеведение;
  2.  формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к  «малой» родине, Отечеству;
  3.  выработка  практических умений по ведению исследовательской работы в области краеведения;
  4. развитие  у суворовцев навыков разнообразной познавательной, творческой созидательной деятельности в социуме;
  5. воспитание потребности заниматься общественной деятельностью, приносить пользу обществу.

       По продолжительности программа является краткосрочной и  реализуется в течение 12 дней. Программа рассчитана на 65 часов для суворовцев 12-13 лет.  Она предусматривает интеграцию с иностранным языком.

     Организация практики направлена на приобретение обучающимися  опыта деятельности: исследовательско – поисковой и социальной. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: "Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

      Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания программы: обучение в сотрудничестве и метод проекта. Акцент сделан на разнообразие видов деятельности и на общей групповой деятельности суворовцев.

Формы проведения занятий:

  1. Лекции.
  2. Практикумы (работа с литературой и интернет ресурсами).
  3. Посещение библиотек города с целью поиска, сбора и изучения краеведческого материала (документы личных и государственных архивов,   воспоминания и интервью, анкеты, фотографии, публикации).
  4. Экскурсии в музеи.
  5. Осмотр памятников.
  6. Краеведческие викторины.  
  7. Встречи с ветеранами.
  8. Интегрированные занятия.

Завершается программа оформлением  презентацией, в том числе и  на английском языке.

      Режим занятий: 1 час – теоретическое занятие, 3 часа – практические занятия, 1 час – оформление результатов деятельности (08.45. – 12.15., 13.00. – 13.45.)

Предполагаемые результаты

Суворовцы

- имеют знания по истории Тверского края;

-посетили места, связанные с историей войны;

- умеют собирать и обобщать информацию;

- выработали  практические умения по ведению исследовательской работы в области краеведения

- используют исторические знания в новых ситуациях;

- умеют вести себя в общественных местах;

- способны  работать в коллективе.

Интеграция с другими предметами

        Интеграция        

Разделы учебного плана

Формы интеграции

Английский язык

Оформление результатов деятельности

Все разделы учебного плана

Оформление презентации

Информатика

Оформление результатов деятельности

Все разделы учебного плана

Оформление презентации

География

Теоретические и практические занятия

2 – ой раздел учебного плана

Определение роли природно-географической среды при  строительстве Тверского кремля

Учебно-тематический план

№ темы        Название темы        Количество часов        Теория        Практика        Обработка информации

1        Вводное занятие              5          1        3       1

2        Географическое положение города Твери.        5        1        3        1

3        Древняя Тверь.        5        1        3        1

4        XIX век.            10        2        6        2

5        Калининская область в годы Великой Отечественной войны.

        15        3        9        3

6         Навечно в памяти народной.

        10        2        6        2

7         «Я – суворовец!»   5         1        3        1

8        Современная Тверь . 5     1       3       1

9      Тверь – город воинской славы. 5    1     3       1

        

№                 

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

5

2

Географическое положение города Твери.

5

3

Древняя Тверь

5

4

XIX век.

10

5.

Калининская область в годы Великой Отечественной войны

15

6.

Навечно в памяти народной

10

7.

«Я – суворовец!»

5

8.

Современная Тверь

5

9.

Тверь – город воинской славы.

5

Содержание программы

1.Вводное занятие. Анкетирование суворовцев.

Обсуждение плана работы лагеря.

Проведение инструктажа по технике безопасности.

Игра «Снежный ком».

Оформление результатов деятельности в дневниках практики.

Суворовцы знают программу практики, правила поведения на улице и в общественных местах.

2. Географическое положение города Твери.

Экскурсия по городу.

 Оформление результатов деятельности в дневниках практики.

Суворовцы знают географическое положение Твери.

3. Древняя Тверь

Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей «Археология Тверской области»

Оформление результатов деятельности в дневниках практики .Суворовцы познакомились с археологическими исследованиями на территории Тверской области. Суворовцы могут составить небольшой рассказ об археологических находках  на территории Тверской области.

4. XIX век

Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей »Война 1812 года и Тверской край»

Посещение Смоленского мемориала, памятника Д. Давыдову

Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают имена героев войны 1812 г. –жителей Тверской губернии

5.  Калининская область в годы Великой Отечественной войны

Калининская область в годы Великой Отечественной войны .  

            Город Калинин в Московской битве.  Просмотр фильма Ржевская битва. Обсуждение фильма Конкурс рисунков «Нет войне!»

Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают об истории Калининской области в период Великой  Отечественной войны ,

6. Навечно в памяти народной

Памятники Великой Отечественной войны и воинские захоронения, расположенные на территории города Твери и Калининского района. Экскурсии в музеи имени Л.Чайкиной, Д. Карбышева, посещение мемориального комплекса в селе Медное . Сочинение «Моя семья в годы войны

 Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают расположение воинских захоронений в Твери, имена героев, сражавшихся за город Калинин в период Великой Отечественной войны, более подробно знают историю своей семьи

7. «Я – суворовец!»

Посещение музея Калининского (Тверского) суворовского военного училища.

Беседа о выпускниках Калининского (Тверского) суворовского военного училища. Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы могут составить рассказ об известных выпускниках Училища

8. Современная Тверь

Посещение предприятий города Твери Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы познакомились с современным производством города Твери, знают,какие промышленные предприятия располагаются в городе

9.Тверь – город воинской славы.

10. Итоговое занятие .Защита презентаций «Тверь – город воинской славы.» Оформление результатов деятельности  в дневниках практики. Суворовцы знают историю Тверского края. Оформляют презентацию.

Результаты обучения

В результате реализации данной программы обучающиеся должны:

-  актуализировать знания по истории и английскому языку  и применять их в своей деятельности;

-  знать историю Тверского края;

-  понимать, что  история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;

 сущность социально-нравственных  норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры";

- овладеть практическими способами индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, социальной активности;

-  совершенствовать умение работать в группе и развивать коммуникативные способности и толерантность.

Список литературы


1.  Борзаковский В.С. История Тверского княжества. -  Тверь: ТГУ, 1994.

2.  Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. История Тверского края. -  Тверь: Созвездие,  2005.

 3. Воробьев В.М., Победаш И.Н. Тверской край в годы Великой Отечественной войны. – Тверь:  Созвездие, 2010.

4.  Города России: энциклопедия. -  М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

5. Памятники архитектуры Тверской области. – Тверь: Тверь, 2000.

6. Тверская область. Энциклопедический справочник. — Тверь: ТПК, 1994.

7. Тверская область. Путеводитель. Автор-составитель С. Б. Михня. — Тверь: «Мартин», 2005.

8. Шмидт С.О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение. Сборник статей. — М.: Изд-во РГГУ, 1997.

9. Интернет-ресурсы:

ad@tversu/ru

архивный отдел администрации

weblib@library. tver. Ru

Тверская областная библиотека им.А.М. Горького



Предварительный просмотр:

ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

УТВЕРЖДАЮ

Директор Тверского суворовского военного училища

                                                                                                       В.Чеховский

                           «___» ____________ 2014 г.

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ

 «ТВЕРЬ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

Срок  реализации - 12 дней, возраст обучающихся 12 – 13 лет

                                                             Руководитель практики Курочкина И. А.,

                                                        преподаватель истории и обществознания

Обсуждено на заседании

учебной дисциплины история, обществознание и география

Протокол № __  от «__» _______2014  г.

Председатель   - преподаватель (руководитель дисциплины история, обществознание и география)

                                           Р. Тучкин

Утверждено педагогическим советом

Протокол № __ от «__» _______2014 г.

                                                             

Тверь

                                                    2014


Пояснительная записка

        На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, способной адаптироваться к условиям современной социокультурной среды. В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. Реализации этой цели способствует региональное краеведение как составная часть истории России.

      История – является уникальной учебной дисциплиной, обладающей особыми средствами воздействия на разум и воображение. История «малой родины», данного края или местности – часть истории Отечества.                   "Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие", отмечает историк и архивист  С.О. Шмидт.  Краеведческая культура – одна из основ корневой культуры человека, а, следовательно, и его нравственности, гражданственности.

     История – это, прежде всего события. Несомненно, самым ярким  и вместе с тем трагичным событием XX века стала Великая Отечественная война.

     Патриотическое воспитание – одно из основных направлений воспитательного процесса в Тверском СВУ, которое строится на бережном отношении к историческому и культурному наследию России, воспитанию граждан и патриотов своей Родины.

     Актуальность патриотического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью восстановления духовности и формирования  национального самосознания.

       В этой связи программа «Тверь – Город воинской славы» является актуальной. Программа признана не только познакомить суворовцев                с некоторыми аспектами истории Великой Отечественной войны,                 но и показать её события на территории Калининской области. Основа деятельности суворовцев – непосредственное знакомство со страницами прошлого Тверского края.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:

Образовательная - содержит  сведения, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Тверского края.

Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной истории, на ее изучение, сохранение.

Творческая - предусматривает развитие творческих способностей суворовцев, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

     Цель программы:   создать условия для формирования у подростков системного мировоззрения, компетентности, образованности, гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.        

    Задачи программы:

  1. углубление познаний суворовцев в истории через региональное краеведение;
  2.  формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к  «малой» родине, Отечеству;
  3.  выработка  практических умений по ведению исследовательской работы в области краеведения;
  4. развитие  у суворовцев навыков разнообразной познавательной, творческой созидательной деятельности в социуме;
  5. воспитание потребности заниматься общественной деятельностью, приносить пользу обществу.

       По продолжительности программа является краткосрочной и  реализуется в течение 12 дней. Программа рассчитана на 65 часов для суворовцев 12-13 лет.  Она предусматривает интеграцию с иностранным языком.

     Организация практики направлена на приобретение обучающимися  опыта деятельности: исследовательско – поисковой и социальной. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: "Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

      Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания программы: обучение в сотрудничестве и метод проекта. Акцент сделан на разнообразие видов деятельности и на общей групповой деятельности суворовцев.

Формы проведения занятий:

  1. Лекции.
  2. Практикумы (работа с литературой и интернет ресурсами).
  3. Посещение библиотек города с целью поиска, сбора и изучения краеведческого материала (документы личных и государственных архивов,   воспоминания и интервью, анкеты, фотографии, публикации).
  4. Экскурсии в музеи.
  5. Осмотр памятников.
  6. Краеведческие викторины.  
  7. Встречи с ветеранами.
  8. Интегрированные занятия.

Завершается программа оформлением  презентацией, в том числе и  на английском языке.

      Режим занятий: 1 час – теоретическое занятие, 3 часа – практические занятия, 1 час – оформление результатов деятельности (08.45. – 12.15., 13.00. – 13.45.)

Предполагаемые результаты

Суворовцы

- имеют знания по истории Тверского края;

-посетили места, связанные с историей войны;

- умеют собирать и обобщать информацию;

- выработали  практические умения по ведению исследовательской работы в области краеведения

- используют исторические знания в новых ситуациях;

- умеют вести себя в общественных местах;

- способны  работать в коллективе.

Интеграция с другими предметами

        Интеграция        

Разделы учебного плана

Формы интеграции

Английский язык

Оформление результатов деятельности

Все разделы учебного плана

Оформление презентации

Информатика

Оформление результатов деятельности

Все разделы учебного плана

Оформление презентации

География

Теоретические и практические занятия

2 – ой раздел учебного плана

Определение роли природно-географической среды при  строительстве Тверского кремля

Учебно-тематический план

№ темы        Название темы        Количество часов        Теория        Практика        Обработка информации

1        Вводное занятие              5          1        3       1

2        Географическое положение города Твери.        5        1        3        1

3        Древняя Тверь.        5        1        3        1

4        XIX век.            10        2        6        2

5        Калининская область в годы Великой Отечественной войны.

        15        3        9        3

6         Навечно в памяти народной.

        10        2        6        2

7         «Я – суворовец!»   5         1        3        1

8        Современная Тверь . 5     1       3       1

9      Тверь – город воинской славы. 5    1     3       1

        

№                 

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

5

2

Географическое положение города Твери.

5

3

Древняя Тверь

5

4

XIX век.

10

5.

Калининская область в годы Великой Отечественной войны

15

6.

Навечно в памяти народной

10

7.

«Я – суворовец!»

5

8.

Современная Тверь

5

9.

Тверь – город воинской славы.

5

Содержание программы

1.Вводное занятие. Анкетирование суворовцев.

Обсуждение плана работы лагеря.

Проведение инструктажа по технике безопасности.

Игра «Снежный ком».

Оформление результатов деятельности в дневниках практики.

Суворовцы знают программу практики, правила поведения на улице и в общественных местах.

2. Географическое положение города Твери.

Экскурсия по городу.

 Оформление результатов деятельности в дневниках практики.

Суворовцы знают географическое положение Твери.

3. Древняя Тверь

Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей «Археология Тверской области»

Оформление результатов деятельности в дневниках практики .Суворовцы познакомились с археологическими исследованиями на территории Тверской области. Суворовцы могут составить небольшой рассказ об археологических находках  на территории Тверской области.

4. XIX век

Посещение краеведческого музея, экспозиции в Тверской краеведческий музей »Война 1812 года и Тверской край»

Посещение Смоленского мемориала, памятника Д. Давыдову

Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают имена героев войны 1812 г. –жителей Тверской губернии

5.  Калининская область в годы Великой Отечественной войны

Калининская область в годы Великой Отечественной войны .  

            Город Калинин в Московской битве.  Просмотр фильма Ржевская битва. Обсуждение фильма Конкурс рисунков «Нет войне!»

Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают об истории Калининской области в период Великой  Отечественной войны ,

6. Навечно в памяти народной

Памятники Великой Отечественной войны и воинские захоронения, расположенные на территории города Твери и Калининского района. Экскурсии в музеи имени Л.Чайкиной, Д. Карбышева, посещение мемориального комплекса в селе Медное . Сочинение «Моя семья в годы войны

 Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы знают расположение воинских захоронений в Твери, имена героев, сражавшихся за город Калинин в период Великой Отечественной войны, более подробно знают историю своей семьи

7. «Я – суворовец!»

Посещение музея Калининского (Тверского) суворовского военного училища.

Беседа о выпускниках Калининского (Тверского) суворовского военного училища. Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы могут составить рассказ об известных выпускниках Училища

8. Современная Тверь

Посещение предприятий города Твери Оформление результатов деятельности в дневниках практики. Суворовцы познакомились с современным производством города Твери, знают,какие промышленные предприятия располагаются в городе

9.Тверь – город воинской славы.

10. Итоговое занятие .Защита презентаций «Тверь – город воинской славы.» Оформление результатов деятельности  в дневниках практики. Суворовцы знают историю Тверского края. Оформляют презентацию.

Результаты обучения

В результате реализации данной программы обучающиеся должны:

-  актуализировать знания по истории и английскому языку  и применять их в своей деятельности;

-  знать историю Тверского края;

-  понимать, что  история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;

 сущность социально-нравственных  норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры";

- овладеть практическими способами индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, социальной активности;

-  совершенствовать умение работать в группе и развивать коммуникативные способности и толерантность.

Список литературы


1.  Борзаковский В.С. История Тверского княжества. -  Тверь: ТГУ, 1994.

2.  Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. История Тверского края. -  Тверь: Созвездие,  2005.

 3. Воробьев В.М., Победаш И.Н. Тверской край в годы Великой Отечественной войны. – Тверь:  Созвездие, 2010.

4.  Города России: энциклопедия. -  М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

5. Памятники архитектуры Тверской области. – Тверь: Тверь, 2000.

6. Тверская область. Энциклопедический справочник. — Тверь: ТПК, 1994.

7. Тверская область. Путеводитель. Автор-составитель С. Б. Михня. — Тверь: «Мартин», 2005.

8. Шмидт С.О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение. Сборник статей. — М.: Изд-во РГГУ, 1997.

9. Интернет-ресурсы:

ad@tversu/ru

архивный отдел администрации

weblib@library. tver. Ru

Тверская областная библиотека им.А.М. Горького


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник студента - практиканта для прохождения летний практики в ДОЛ

Дневник состоит из 2 частей, 1 часть - для заполнения, а во 2-ой части предложены различные игры, которые он может использовать в прохождении летний практики в детских оздоровительных лагерях и летних...

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ «АРХИТЕКТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ»

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ «АРХИТЕКТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ»...

Программа летней практики "Игротека"

Программа летней практики «Игротека» предназначена для организации занятий с суворовцами 7 класса,  обучающимися в Федеральном государственном казённом образовательном  учреждение «Тверское ...

Рабочая программа летней полевой практики по биологии

Работа летней профильной группы учащихся 5 - 7 классов требует тщательного отбора материала и большой подготовки к каждоту занятию. Учителю приходится вспомнить всё, чему он учился в ходе аналогичной ...

Программа летней практики "Юнный спасатель"для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов

Программа «Юный спасатель» рассчитана на  двухнедельный курс обучения (48 часов) в период летней практики и включает в себя  лекционные и групповые занятия, экскурсии, практические занятия, ...

Программа летней практики "Юный турист", для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов

Программа «Юный турист» рассчитана на  двухнедельный курс обучения (48 часов) и включает в себя ряд лекционных занятий, экскурсии, практические занятия, соревнования. Реализация этих мероприятий ...

Программа летней практики

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ «ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ ТВЕРИ»Срок  реализации - 12 дней, возраст обучающихся 13 – 14 лет...