Урок-лекция. Цивилизация.
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Шевченко Любовь Николаевна

Данный материал можно использовать на уроках истории в 10 классе при изучении раздела: Древность и античность в истории человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-lektsiya._tsivilizatsiya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Класс: 10

Цель: рассмотреть истоки происхождения термина «цивилизация».

Задачи:

  • Образовательные:

Рассмотреть  основные черты западной и восточной цивилизации.

  • Воспитательные:
  • воспитание уважительного отношения к прошлому человечества;

 Развивающие:

Развивать умение анализировать  факты, делать выводы, формулировать свое мнение.

Тип, вид урока:  изучение нового (урок-лекция).

Оборудование: Карта «Древний мир»

Используемая литература: учебник.

                                                        План

1.Понятие «цивилизация».

2.Теории цивилизаций.

3.Признаки цивилизации.

4. Основные черты западной и восточной цивилизации.

5. Ценности  древних цивилизаций.

                             

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

                                                                                    ЛЕКЦИЯ

                                       Цивилизация   (термин  возник в середине XVIII   в.)----------------------                                                                                                  (период промышленности) высшая и    универсальная ступень развития

                                                                                                   

                  Варварство      -------------------------------       (производящее хозяйство)    

                       

Дикость  ---------------------------  (присваивающее хозяйство)

                           

Впервые слово цивилизация употребил французский историк Мирабо Старший (1715 – 1789) в 1756г. Несколько позже, в 1767 г., его использовал шотландский просветитель А.Фергюсон (1723 – 1816) в трактате «Очерк истории гражданского общества». В своем трактате он писал: « Не только индивид растет от детства к зрелости, но и сам человеческий род -  от грубости к цивилизации». Однако первые представления  о цивилизации появились еще в эпоху античности. Древнегреческий историк Фукитид считал признаками цивилизованности государственность, которая  обеспечивает общественный порядок, высокий уровень культуры и благосостояния, защищенность прав личности.

Истинное рождение понятия и теории произошло в эпоху Просвещения.

              Цивилизация (лат. гражданский) – а) гражданское городское общество;

                                                                                 б) гармонично устроенное общество, основанное на принципах

                                                                                 гуманизма, обеспечивающего права личности;

                                                                                 в) совокупность материальных, духовных достижений общества

                                                                                 в его историческом развитии;  

              Теории:

              а) линейная (европоцентристская)

               историческое развитие осуществляется  в рамках единой мировой цивилизации. Моделью выступает      

               Западная Европа.

              б) марксистская

               стадия развития, следующая за дикостью и варварством;

              в) «осевое время» (немецкий социолог К.Ясперс:

                   -доосевое время: первобытная культура;

                   -осевое время: древняя Греция;

              -послеосевое время: западная и восточная цивилизации; 

             г) стадиакальная:

               - доиндустриальная;

               - индустриальная;

               - постиндустриальная;

             д) локальная:

                 -цивилизации, достигшие расцвета: первичные- египетская, китайская и др.

                 - преемственные: индийская и др.

                - спутники: японская, корейская и др.;

                - неразвившиеся: города-государства, поглощенные западной цивилизацией;

                - застывшие: эскимосская, спартанская и др.

                           А.Тойнби, английский историк (1889 – 1975), выделял более 30 цивилизаций.

                   Признаки цивилизации:

  •  этническое и территориальное единство;
  •  наличие городов как центров культуры, центров экономической и социальной жизни;
  •  наличие письменности как свидетельство высокого уровня культуры;
  • наличие государства (не всегда);

                 Основные черты восточной цивилизации:

  • примат коллективного труда;
  •  преобладание государственного сектора;
  • медленное вхождение в рыночные отношения;
  • коллективизм;
  • власть выше закона;
  • религиозность;
  • патриархальность;
  • мышление эмоциональное;
  • сословность и кастовость;

               Основные черты западной цивилизации:

  • примат частного труда;
  • развитые рыночные отношения;
  • гражданские права и свободы;
  • демократия;
  • прагматизм;
  • рационализм;
  • закон превыше всего;
  • плюрализм мнений;
  • реализм;
  • права человека - превыше всего.

Ценности  древних цивилизаций.

                                         Североамериканская цивилизация (майя):

              а) условия формирования цивилизации:

                              - производящее хозяйство,

                              -миграция: Чукотка - Берингов пролив- Аляска;

            б) образ жизни:

              - религия- язычество;

              - культ Луны;

            в) занятия:

              - охота;

              - собирательство;

            г) главные ценности:

               - трудолюбие;

               - уважение к природе, умение ее понимать;

               - примиренческое отношение к жизни;

           д) идеал (образец, высшая цель стремлений): мужественный, храбрый человек;

           е) достижения цивилизации:

               - развитое военное дело;

               - узелковое письмо (кипу);

               - четкая система воспитания;

               - орошаемое земледелие (маис, картофель, фасоль, тыква, перец);

               - почтовая служба при помощи скороходов (часки);

            ж) судьба цивилизации:

          ослаблена  раздорами и междоусобными войнами, завоевана Испанией в XVI в.

                                   Древнеегипетская цивилизация

                        а) условия формирования:   река Нил

                        б) образ жизни:

                            - религия- язычество, главный бог- бог солнца Ра, бог может воскрешаться, значит и люди тоже,  

                               возникает вера в бессмертие души и воскрешение;

                            - воспитание- школа давала только грамотность;

                            - обычаи: строить пирамиды, бальзамирование мумий;

                            -восточная деспотия (безграничная власть фараона);

                        в) занятия:

                             - ирригационное земледелие;

                        г) главные ценности:

                             - грамотность;

                             - трудолюбие;

                             - уважение к природе, умение ее понимать;

                             - покорность, примиренческое отношение к жизни;

                        д) идеал: покорный, трудолюбивый человек;

                        е) достижения цивилизации:

                           - развитие прикладных наук: астрономия, математика (инженерия);

                           - солнечные часы, календарь, колесо;

                           - медицина: наркоз, лечебные травы;

                           - письменность;

                          - живопись и скульптура;

                       ж) судьба цивилизации:

                           ослаблена постоянными войнами, в I в. н. э. завоевана Римом, цивилизация погибла.

                                       Древнеафинская цивилизация

                                        а) условия возникновения:

                                              возникла во II тыс. до н. э., морская цивилизация;

                                       б) образ жизни:

                                          - религия- язычество, боги похожи на людей, религия свободного человека;

                                       в) экономические особенности:

                                          - труд свободных крестьян, рабов мало;

                                          - основной источник дохода - торговля;

                                       г) занятия:

                                        - земледелие;

                                        - торговля;

                                        - ремесло;

                                        - наука;

                                        - спорт;

                                        - искусство;

                                     д) политические особенности:

                                         - республика (аристократическая и демократическая);

                                         - выборы власти;

                                         - разделение власти на 3 ветви: законодательную (народное собрание), исполнительную

                                           (стратег) и судебную (суд);

                                        - всеобщая воинская обязанность;

                                        - равенство перед законом;

                                     е) воспитание детей:

                                         -школа- центр развития личности;

                                     ж) ценности цивилизации:

                                          - высокий уровень культуры;

                                          - патриотизм;

                                          - свободомыслие;

                                     з) идеал: всесторонне развитый, красивый, свободный человек;

                                     и) достижения:

                                        - демократия;

                                        - философия;

                                        - олимпийские игры;

                                        - театр;

                                     к) судьба цивилизации:

                                        в  IV в. до н.э. завоевана  А. Македонским.

                                              Древнеримская цивилизация

                                 а) условия формирования:

                                    - в VIII в. до н.э. латины, италики;

                                    - сухой климат;

                                    - морская цивилизация;

                                 б) образ жизни:

                                    - религия - язычество, боги- помощники;

                                    - гадания, жрецы-пантифики;

                                    - патриции и плебеи;

                                  в) занятия:

                                     - земледелие (виноград, рис, кукуруза);

                                     - скотоводство;

                                     - ремесло;

                                  г) политические особенности:

                                     - монархия - аристократическая республика- империя;

                                  д) достижения:

                                  - римское право- «XII таблиц», « Свод гражданского права Юстиниана»;

                                  - христианство;

                                  - строительство: амфитеатр, акведук, многоэтажные здания;

                                  е) идеал: благо государства выше личных интересов;

                                   ж) судьба цивилизации:

                                       476 г. разгром вандалами (германскими племенами).

Дискуссия: почему погибали древние цивилизации?

Тестирование.

1. Синонимом для обозначения восточной цивилизации является:

1) локальная  2) информационная  3) традиционная  4) индустриальная

2. К общим признакам, характеризующим цивилизацию, относятся

1) переход от собирательства к производящему хозяйству 

2) человек как критерий цивилизации 

3) общественное богатство как фундамент цивилизации 

4) все суждения верны

3. К ценностям западной цивилизации не относится

1) индивидуализм 

2) ориентация на изменение мира 

3) коллективизм 

4) предпочтение вещественных отношений

4. К основным ценностям восточной цивилизации не относится(ятся)

1) коллективизм 

2) скромность образа жизни, умеренный достаток вплоть до аскетизма 

3) следование традициям, а не новациям 

4) демократия

5. При типологизации цивилизаций большинство исследователей делит мир на следующие мегасистемы:

1) Восток, Запад, Север и Юг 

2) США и остальной мир 

3) страны «большой восьмерки» и остальной мир 

4) Восток и Запад

6. К основным духовным ценностям восточных цивилизаций относятся

1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая  социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство 

4) все суждения неверны

7. К основным духовным ценностям западных цивилизаций относятся

1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая  социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство

4) все суждения неверны

8. Ценности свободы торговли и свободы предпринимательства характерны

1) для аграрного общества 

2) для традиционного общества 

3) для восточной цивилизации 

4) для западной цивилизации

9. Выберите правильный ответ.

Главной причиной перехода от первобытного общества к древним цивилизациям стало (а)

1) расширение знаний людей о природе 

2) начало организованной производственной деятельности человека 

3) замена потребляющего типа хозяйства производящим 

4) возникновение основных мировых религий

10. К признакам античной цивилизации, существовавшей в Древней Греции, не относится

                             1) демократическая форма правления 

                             2) классическое рабство 

                             3) полис 

                             4) кочевое скотоводство

Самопроверка.

                                                                                                 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"

Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...

Урок-лекция в 10 классе "Мировое значение русской литературы"

конспект у рока русского языка в 10 классе...

Урок в 10 классе "Мировые природные ресурсы" опорные схемы урока-лекции

Опорные схемы урока-лекции по теме "Мировые природные ресурсы"...

Урок-лекция, урок решения задач "Математика о вреде курения"

Урок проведён в рамках месячника по пропаганде ЗОЖ в 6 классе коррекционной школы. В тексте приведены интересные факты о вреде, наносимом курением организму....

Серия уроков по теме "Липиды" (урок-лекция с приминением учебных схем и мультимедиа и лабораторная работа)

Тип урока: интегрированный урок – химия + биологияВид урока: урок с элементами критического мышления.Технология урока: урок с использованием учебных схем (опорных конспектов, логико-структур...

Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники». Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.

Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники».Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.Учебная задача: совместно с учащимися «открыть»:·...

Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....