Программа элективного курса "Загадки и тайны истории"
элективный курс по истории (5 класс) на тему

Курс предназначен для учащихся 10 класса, но может быть использован и в 9, и в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_istorii.doc116.5 КБ
Файл zagadki_i_tayny_istorii.pptx1.07 МБ
Microsoft Office document icon uchis_uchitsya.doc95.5 КБ
Файл uchimsya_uchitsya.pptx792.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

    В современной исторической науке сосуществуют разные трактовки и оценки исторических событий и деятелей, полемика порой настолько острая, что вновь и вновь встает вопрос о познаваемости общественной жизни, об истинности наших исторических знаний. Психологи и социологи отмечают, что все более массовым становится склонность к отрицанию общепринятых представлений и понятий.  В  художественной литературе и кинематографе не ослабевает интерес к истории, выходит в свет огромное количество книг и фильмов со своей интерпретацией истории. При этом степень соответствия историческим реалиям зачастую обратно пропорциональна степени интереса к ним, так как книги и фильмы рассчитаны на массового, не очень образованного потребителя. Цель данного элективного курса сформировать у учащихся стойкий «иммунитет» против псевдоистории,  научить их «отделять зерна от плевел»,  критически относиться к любой информации, воспитывать уважительное отношение к истории как науке, к труду ученых – историков, аргументировано защищать свою точку зрения.

     Основные задачи курса:

  1. Углубление знаний учащихся по истории, расширение их кругозора, ознакомление учащихся с широкой палитрой противоречивых, взаимоисключающих мнений, оценок, суждений, включение старшеклассников в исследовательскую работу.
  2. Повышение информационной грамотности учащихся: развитие самостоятельных поисковых навыков, умение пользоваться различными видами источников,  критически их оценивать.
  3. Развитие следующих умений и навыков: работать индивидуально и в группе, выступать перед аудиторией, четко формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, слушать других и принимать участие в дискуссиях.
  4. Формирование личностного аспекта восприятия знаний учащимися, удовлетворение их познавательных интересов, создание условий для реализации деятельностного подхода в обучении.

 Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- научные методы изучения истории, их отличительные особенности;

- виды исторических источников, вспомогательные исторические дисциплины;

- наиболее часто встречающиеся в литературе и искусстве «белые пятна истории», причины их существования;

- современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной и отечественной истории.

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в современном потоке информации, в том числе использовать ресурсы Интернета;

- систематизировать и анализировать полученную информацию, критически оценивать ее;

- участвовать в дискуссиях, формировать и аргументировано защищать собственную точку зрения;

- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

        Критерии оценки образовательного продукта  (конспекта, сообщения, доклада, эссе, творческих работ, презентаций и других):

- уровень информированности учащихся  по теме,  свобода владения материалом;

- научность, раскрытие теоретических аспектов, содержательность работы;

- новизна (изучение малоизвестных источников, выдвижение новых гипотез, новые подходы к решению проблемы, наличие исследовательского компонента в работе  и т. д.);

- ораторское мастерство, умение ярко и аргументировано представлять факты и выводы;

- эстетичность и оригинальность оформления представленного материала;

     Предлагаемый курс состоит из двух разделов: «Историческая наука и ее особенности» и «Загадки и тайны истории». Содержание курса качественно отличается от обязательного для изучения в школе курса истории. В учебниках истории, как  заметил  академик  РАО  Сигурд  Оттович  Шмидт,  мало  заметен историографический  элемент.  Ученики  «не получают сведений ни о первооткрывателях новых методик выявления и изучения исторических источников, ни об авторах концепций, ни о борьбе мнений. Создается впечатление, что излагается общепринятая трактовка исторических явлений (и, видимо, давно уже устоявшаяся), не ощущается то, что есть сферы исторической науки, где можно ожидать новых открытий».[1]   Курс в какой-то мере призван восполнить этот пробел, познакомив учащихся с методами исторических исследований, с науками-помощницами истории, с выдающимися учеными – историками. Второй раздел курса позволяет учащимся попробовать себя в роли историка-исследователя, «узнать не только о том, что, где, когда и как происходило, кто был действующим лицом данной клеточки пространства исторического процесса, но и на основании чего мы об этом узнаем».[2] 

      Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 16 часов.  Первый раздел курса тесно связан с темами «Истина и ее критерии», «Научное и ненаучное познание», «Социальное познание» курса обществознания для 10 класса, и в этом плане его можно считать межпредметным. Курс способствует формированию у учащихся навыков исследовательской работы, дает возможность проявить себя, добиться успеха через практико-ориентированную деятельность: подготовка сообщений и рефератов, участие в дискуссиях и конференциях, выступление перед младшими школьниками.  Реализация данной программы способствует развитию творческих способностей учащихся: литературных (написание эссе, аннотации, отзыва, сочинение гимна или оды истории), художественных (оформление схем, книжных выставок, презентация сайтов) и других.

Программа курса «Загадки и тайны истории».

Раздел I. Историческая наука и ее особенности. 7 часов.

Тема 1.  Формы и методы исторического познания.  2 часа.

      Специфика  исторического научного знания. Эмпирический и теоретический уровни знания. Методы и средства изучения прошлого.  Вспомогательные исторические дисциплины. Поиск истины в познании истории человечества.

Тема 2.  История и историки.  2 часа.

      Мыслители доиндустриальной эпохи об истории человечества. Взгляды на пройденный путь общества в XIX-XX вв. Выдающиеся историки прошлого и современности.

Тема 3.  История и псевдоистория. 3 часа.

     Мифологизация истории, ее причины. «Феномен Фоменко».  Научная, научно-популярная и художественная книга по истории. Научно- популярные и художественные исторические фильмы. Интернет и познание истории.

Раздел II.  Загадки и тайны истории. 9 часов.

Тема 1.Тайны первобытного мира.   2 часа.

      Историография первобытного общества.  Мифологические и религиозные версии происхождения человека. Современные научные концепции происхождения человека. Тайна «снежного человека».

Тема 2. Исчезнувшие цивилизации.   3 часа.

     Таинственные цивилизации (Атлантида, Гиперборея, Шамбала и др.), и их поиски. Удивительные народы древности (шумеры, этруски, дравиды, ольмеки и т. д.), и их нераскрытые тайны.  Археологические открытия (Троя,  Мохенджо-Даро, Аркаим и т. п.) и новые вопросы.

Тема 3. Загадки русской истории.    3 часа.

     Вопрос о «генезисе Руси». Жгучие тайны русской истории (Сторонники и противники «Велесовой книги». Где была Куликовская битва?  Куда исчезла библиотека Ивана Грозного? Трагедия вУгличе. Завещание Петра I. Судьба княжны Таракановой. Тайна смерти Александра I. и др.) «Белые пятна» истории XX века.

Тема 4.  Как рождаются исторические мифы.   1 час.

     Смешение светской и религиозной моделей познания истории. Паранаучная интерпретация истории. Смысл и предназначение истории. 

Учебно-тематический план:

№п/п

Название темы

Количество часов

Форма  проведения

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

1.

Формы и методы исторического познания

2

1

1

Вводная лекция, работа с документами.  

Конспект, анализ документа, творческая работа «Ода истории».

2.

История и историки

2

2

Презентация сообщений

Сообщения, отзывы на сообщение.

3.

История и псевдоистория

3

1

2

Лекция, про-смотр и обсуж-дение фрагмента видеофильма, практическая работа в группах.

Тезисы, аннотации, презентации и анализ сайтов Интернета, сравнительный

анализ видеофильмов.

4.

Тайны первобытного мира

2

2

Интегрирован-ный урок-конференция

(история-биология-

астрономия)

Доклады, слайд-фильмы, схемы, библиографические списки.

5.

Исчезнувшие цивилизации

3

3

Просмотр фрагментов  видеофильмов, обсуждение, выпуск газеты.

Газета «Тайны древних цивилизаций».

6.

Загадки русской истории

3

1

2

Лекция с элементами беседы «Мифы о генезисе рус-ского народа», круглый стол.

Эссе «Умом Россию не понять…», подборка афоризмов об особенностях российской истории.

7.

Как рождаются исторические мифы.

1

1

Дискуссия, ролевая игра.

Протокол заседания дискуссионного клуба.

Итого:

16

3

13

Литература:

1. Абдуллаев Э. Н. Параистория в школе: техника безопасности.//Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3.

2.  Абрамов А. Тайны древних цивилизаций.- М.: «Белый город», 1998.

3. Айвен Т. Сандерсон Тайны «снежного человека». – М.: Вече, 2001.

4. Альбедиль М. Ф. До нашей эры.- СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993.

5. Асанов Л. Н. Тайны первобытного мира.- М.: «Вече», 2002.

6. Бабанин В. П. Самые большие загадки прошлого. М.: 1996, СПб.: 2000.

7. Бабанин В. П. Тайны великих пирамид. – СПб.: 1999.

8. Багдасарян В. Э. Параистория как признак общественной трансформации// Преподавание истории в школе, 2006, №9,с.4 – 11.

9. Богданов В. Историческая наука и ее особенности.// История и обществознание для школьников. 2004. №2. с. 40- 46.

10. Брандт М. История и исторический процесс.// История и обществознание для  школьников. 2004. № 4. с.48 -54.

11. Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Забытая история Руси. – 2006.

12. Великие тайны прошлого. – М. – 1996.

13. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.:»Школа-пресс»,1995.

14. Гуц А. К. Многовариантная история России – М.: ООО «Фирма «Изд-во АСТ»;  СПб.:ООО «Изд-во»Полигон», 2000.

15. Демин В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.-  М. 1997.

16.  Демин В. Н. Тайны земли русской. – М., 2000.

17. Дойков Ю. В. Самые знаменитые историки России. – М.: Вече, 2004.

18. Загадки истории. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004.

19. Загадки истории – 2.  Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2005.

20. Загадки и тайны истории. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Олимп, 2000.

21. Конелес В. Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей.- М.: «Вече», 2001.

22. Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. – М.: Просвещение, 1994.

23. Митрофанов К., Шаповал В. История как искусство «перевода».// История и обществознание для  школьников. 2004. № 3. с. 36 – 43.

24. Неборский М. Ю. Иван Грозный был женщиной! Как рождаются мифы.// Родина. 1996. №5.

25. Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002.

26. Носовский Г. В. , Фоменко А. Т. Новая хронология России. М.: Факториал, 1997.

27. Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба. – М.: Вече, 2001.

28. «Новая хронология» (обзор по Интернет-энциклопедии «Википедия»)// Преподавание истории в школе, 2006, №9,с.22 – 33.

29. Шмидт С. О. «Фоменко» как феномен общественного сознания.// Преподавание истории в школе, 2006, №9,с.12 – 21.

30. Шубин А. 10 мифов советской страны. – М. 2006.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №67» города Кургана

Программа элективного курса

 Загадки и тайны истории

            Составитель: Борщева Наталья Александровна,

                                 учитель МОУ «СОШ № 67» г. Кургана

2007г.

Афоризмы к теме:

     Чем более растет наш собственный исторический опыт, тем яснее и полнее мы понимаем прошлое.

                                                                                      Н. Кареев

     Лживых историков следовало бы казнить как фальшивомонетчиков.

                                                                                    Сервантес

     Иррациональное могущественно в истории … именно поэтому история одна из сложнейших наук.

                                                                                  Е. В Тарле

     Прошлые поколения оставили нам не столько  готовые решения вопросов, сколько самые вопросы.

                                                                                  Сенека Младший

       …Чему учат нас эти бесконечные заблуждения человеческой мысли, эти постоянные противоречия даже в самых точных науках? Не увидим ли мы в них лишь повод для бесплодных сомнений и горечи отрицания? Нет, господа, мы откроем в них справедливый и надежный закон и из всех этих противоречивых истин извлечем великую моральную истину: мы поймем, что красота и величие человеческого разума в том и состоит, чтобы без отдыха, без передышки, не зная усталости, не страшась опасностей, вечно искать истину, которая вечно от нас ускользает.

                                                                                  А. Франс

       Единственный наш долг перед историей – это постоянно ее переписывать.

                                                                                 О. Уайльд

      Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна.

                                                                                 М. Блок

       История непредсказуема, потому что ее движущая сила – человек – воплощенная непредсказуемость.

                                                                                    О. Пас

       Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. умение пользоваться знанием как следует.

                                                                                 В. О. Ключевский

       Говорить об истории,  не имея документов, столь же нелепо, как рассуждать о существовании чего-либо при отсутствии одного из необходимых условий этого существования.

                                                                                   Б.  Кроче

Примерные темы докладов, сообщений, рефератов:

- Наука и наукообразность.

- Критика «Новой хронологии» Фоменко.

- «Массовая культура» и историческая наука.

- Историческое мифотворчество.

- Геростратизм в истории.

- Причины роста интереса к тайнам истории в современном мире.

- Интернет: проблема качества исторических материалов.

- Компьютерные технологии в исторической науке.

- История и литература.

- Внеисточниковые  знания историка.

- История и политика.

- История и время.

- Где родина шумеров?

- Загадки этрусков.

- Кто были первые американцы?

- Тайна гибели Мохенджо-Даро.

- Где искать Атлантиду?

- Странные знания догонов.

- Эпос шумеров и современная космогония.

- Проклятие фараонов: существует ли оно?

- Чаша Грааля и орден тамплиеров.

- «Код да Винчи» Дэна Брауна: научная гипотеза или художественный вымысел?

- Туринская плащаница: божественный лик или подделка?

- Существует ли загадка «Велесовой книги»?

- Пророки и пророчества в истории.

- Погиб ли в Угличе царевич Дмитрий?

- Судьба княжны Таракановой.

- Тайна смерти Александра I.

- Существовали ли онкилоны?

- Загадка смерти Кирова.

- Был ли убит Иосиф Сталин?

- Тайна янтарной комнаты.

- «Троя»: нераскрытые тайны и кинохит.

- Удивительные совпадения в истории.

- Телепередача «Необъяснимо, но факт»: как рождаются мифы.

- Неточности и исторические  ошибки в современных кинофильмах.

Творческая работа ученицы 10 класса школы №67 Батыревой Ирины

Ода истории.

История! Наука из наук!

Ты прошлое нам воскресить сумеешь.

Что наша жизнь? Лишь миг короткий.

Осмыслить мы его не в силах!

И будущее зыбко, неизвестно.

В него мы можем только верить.

Следы событий, войн хранят нам документы,

написанные в давние века. Их так немного…

И тут истории на помощь археология приходит.

И две науки вместе нам помогут представить прошлое:

Вот на охоту человек пещерный с дубинкою на мамонта идет.

Да, тяжела и беспросветна жизнь предков наших!

Как кадры фильма движутся пред нами

Египет, пирамиды, рабов тяжелый труд…

А Древняя Эллада?

До наших дней рождает к жизни новой

Творения художников, поэтов…

Античные мыслители признали высокое предназначение науки.

История – жизнь памяти, луч правды, посланница минувшего.

Своеобразие, неповторимость эпохи каждой

Воображение поможет нам представить.

И путь в историю нам бесконечно интересен и не только…

В истории мы ищем ключ к пониманию самих себя.

 

Литература:

1. Абдуллаев Э. Н. Параистория в школе: техника безопасности.//Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3.

2.  Абрамов А. Тайны древних цивилизаций.- М.: «Белый город», 1998.

3. Айвен Т. Сандерсон Тайны «снежного человека». – М.: Вече, 2001.

4. Альбедиль М. Ф. До нашей эры.- СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993.

5. Асанов Л. Н. Тайны первобытного мира.- М.: «Вече», 2002.

6. Бабанин В. П. Самые большие загадки прошлого. М.: 1996, СПб.: 2000.

7. Бабанин В. П. Тайны великих пирамид. – СПб.: 1999.

8. Багдасарян В. Э. Параистория как признак общественной трансформации// Преподавание истории в школе, 2006, №9,с.4 – 11.

9. Богданов В. Историческая наука и ее особенности.// История и обществознание для школьников. 2004. №2. с. 40- 46.

10. Брандт М. История и исторический процесс.// История и обществознание для  школьников. 2004. № 4. с.48 -54.

11. Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Забытая история Руси. – 2006.

12. Великие тайны прошлого. – М. – 1996.

13. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.:»Школа-пресс»,1995.

14. Гуц А. К. Многовариантная история России – М.: ООО «Фирма «Изд-во АСТ»;  СПб.:ООО «Изд-во»Полигон», 2000.

15. Демин В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.-  М. 1997.

16.  Демин В. Н. Тайны земли русской. – М., 2000.

17. Дойков Ю. В. Самые знаменитые историки России. – М.: Вече, 2004.

18. Загадки истории. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004.

19. Загадки истории – 2.  Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2005.

20. Загадки и тайны истории. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Олимп, 2000.

21. Конелес В. Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей.- М.: «Вече», 2001.

22. Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. – М.: Просвещение, 1994.

23. Митрофанов К., Шаповал В. История как искусство «перевода».// История и обществознание для  школьников. 2004. № 3. с. 36 – 43.

24. Неборский М. Ю. Иван Грозный был женщиной! Как рождаются мифы.// Родина. 1996. №5.

25. Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002.

26. Носовский Г. В. , Фоменко А. Т. Новая хронология России. М.: Факториал, 1997.

27. Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба. – М.: Вече, 2001.

28. «Новая хронология» (обзор по Интернет-энциклопедии «Википедия»)// Преподавание истории в школе, 2006, №9,с.22 – 33.

29. Шмидт С. О. «Фоменко» как феномен общественного сознания.// Преподавание истории в школе, 2006, №9,с.12 – 21.

30. Шубин А. 10 мифов советской страны. – М. 2006.

Литература ООО «ТД «Издательство Мир книги»:

1. Асов А. И. Тайны русских волхвов. (из серии «Тайны Земли Русской»

2. Барт Д. Эрман.  Тайны Иисуса и Марии Магдалины.

3. Бейджент М. Запретная археология. Сенсации и мистификации древней и ранней истории.

4. Валянский С. И.,  Калюжный Д. В. Забытая история Руси.

5. Все тайны и загадки мира. Серия книг.

6. Герол И. Последняя тайна Иуды.

7. Гумилев Л. Черная легенда.

8. Джозеф Ф. Уцелевшие атланты.

9. Загадки истории. (из комплекта книг «Коллекция тайн и загадок»).

10. Капица Ф. С. Тайны славянских богов.

11. Кожинов В. Правда сталинских репрессий.

12. Котрелл М. Грааль друидов.

13. Курбатов В. Тайные маршруты славян. Хан Рюрик: начальная история Руси.

14. Лесной С. Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории.

15. Манягин В. Правда Грозного Царя.

16. Мартиросян А. Б. 200 мифов о Сталине.

17.Машников И. В. Расшифрованные тайны древних мифов.

18. Можейко И. Тайная история.

19. Мухин Ю. Убийцы Сталина.

20. Назаров Г. Мифы советской эпохи.

21. Пензев К. Князья Рос: Арийская кровь.

22. Петухов Ю. Тайны древних руссов.

23. Север А. Тайна сталинских репрессий.

24. Ситчин З. Колыбели цивилизаций.

25. Смирнова И. Тайная история креста.

26. Солонин М. 22 июня. 23 июня: день М.

27. Сто великих загадок русской истории.

28. Сто великих тайн.

29. Сто великих военных тайн.

30. Тайны исчезнувших цивилизаций.

31. Томпкинс П. Тайны мексиканских пирамид.

32. Хэнкок Г. Загадки затонувших цивилизаций.

33. Шамбаров В. Тайна воцарения Романовых.

34.Шишов А. В. Тайны кавказских войн (из серии «Военные загадки России»)

35.Шильник Л. Черные дыры российской истории.

36. Широкорад А. Б. Тайны Великой смуты. (из серии «Военные загадки России»)

37. Шубин А. 10 мифов советской страны.

38. Элфорд А. Путь Феникса. Тайны забытой цивилизации.

Приложения.

Афоризмы к теме:

     Чем более растет наш собственный исторический опыт, тем яснее и полнее мы понимаем прошлое.

                                                                                      Н. Кареев

     Лживых историков следовало бы казнить как фальшивомонетчиков.

                                                                                    Сервантес

     Иррациональное могущественно в истории … именно поэтому история одна из сложнейших наук.

                                                                                  Е. В Тарле

     Прошлые поколения оставили нам не столько  готовые решения вопросов, сколько самые вопросы.

                                                                                  Сенека Младший

       …Чему учат нас эти бесконечные заблуждения человеческой мысли, эти постоянные противоречия даже в самых точных науках? Не увидим ли мы в них лишь повод для бесплодных сомнений и горечи отрицания? Нет, господа, мы откроем в них справедливый и надежный закон и из всех этих противоречивых истин извлечем великую моральную истину: мы поймем, что красота и величие человеческого разума в том и состоит, чтобы без отдыха, без передышки, не зная усталости, не страшась опасностей, вечно искать истину, которая вечно от нас ускользает.

                                                                                  А. Франс

       Единственный наш долг перед историей – это постоянно ее переписывать.

                                                                                 О. Уайльд

      Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна.

                                                                                 М. Блок

       История непредсказуема, потому что ее движущая сила – человек – воплощенная непредсказуемость.

                                                                                    О. Пас

       Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. умение пользоваться знанием как следует.

                                                                                 В. О. Ключевский

       Говорить об истории,  не имея документов, столь же нелепо, как рассуждать о существовании чего-либо при отсутствии одного из необходимых условий этого существования.

                                                                                   Б.  Кроче

Примерные темы докладов, сообщений, рефератов:

- Наука и наукообразность.

- Критика «Новой хронологии» Фоменко.

- «Массовая культура» и историческая наука.

- Историческое мифотворчество.

- Геростратизм в истории.

- Причины роста интереса к тайнам истории в современном мире.

- Интернет: проблема качества исторических материалов.

- Компьютерные технологии в исторической науке.

- История и литература.

- Внеисточниковые  знания историка.

- История и политика.

- История и время.

- Где родина шумеров?

- Загадки этрусков.

- Кто были первые американцы?

- Тайна гибели Мохенджо-Даро.

- Где искать Атлантиду?

- Странные знания догонов.

- Эпос шумеров и современная космогония.

- Проклятие фараонов: существует ли оно?

- Чаша Грааля и орден тамплиеров.

- «Код да Винчи» Дэна Брауна: научная гипотеза или художественный вымысел?

- Туринская плащаница: божественный лик или подделка?

- Существует ли загадка «Велесовой книги»?

- Пророки и пророчества в истории.

- Погиб ли в Угличе царевич Дмитрий?

- Судьба княжны Таракановой.

- Тайна смерти Александра I.

- Существовали ли онкилоны?

- Загадка смерти Кирова.

- Был ли убит Иосиф Сталин?

- Тайна янтарной комнаты.

- «Троя»: нераскрытые тайны и кинохит.

- Удивительные совпадения в истории.

- Телепередача «Необъяснимо, но факт»: как рождаются мифы.

- Неточности и исторические  ошибки в современных кинофильмах.

Кинофильмы для просмотра и обсуждения:

Научно-популярные:

  1. «Атлантида», пр-во ВВС, из цикла «История цивилизаций».
  2. «Падение империй ацтеков и майя». пр-во ВВС, из цикла «История цивилизаций».
  3. «Майя», пр-во ВВС, из цикла «История цивилизаций».
  4. «Троя. Древние мифы и нераскрытые тайны» (пр-во National geographic).
  5. «Взламывая код да Винчи».
  6. «Тайны ордена тамплиеров».
  7. «Сокровище да Винчи».
  8. «Античные секреты. Тайны» (реж. Ингрид Фальк, пр-во A Double Exposure & AAC Fact Production)
  9. «Пирамиды» (реж. Джозеф  Хиннеген, пр-во A Double Exposure & AAC Fact Production)

10. «Прогулки с чудовищами»

11. «Александр Великий» (пр-во National geographic).

    10.Сериал пр-ва ВВС «Исчезнувшие цивилизации»

    11. «Воспоминания о будущем» (режиссер Л. Райнль)

    12. «80 чудес света», пр-во ВВС.

    13. «Секреты рейха Тайны нацизма», пр-во ВВС.

    14. «Тайны забытых побед», комплект из 6 DVD.

Художественные:

  1. «Код да Винчи».
  2. «Троя».
  3. «Александр Македонский» (фильм Роберта Россена)
  4. «300 спартанцев» (фильм Рудольфа Матэ)
  5. «300 спартанцев»
  6. «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова (см.о фильме кн. А. В. Кибовского «Сибирский цирюльник: правда и вымысел киноэпопеи»)
  7. «Турецкий гамбит»
  8. «Слуга государев».
  9. «1612»

10. «Золото Трои и Всемирная Коллекция Древностей Генриха Шлимана» (фильм Игоря Каленова, Россия, 2007)

11. «Северный сфинкс» (реж. А. Сиренко, Россия, 2003)

Творческая работа ученицы 10 класса школы №67 Батыревой Ирины

Ода истории.

История! Наука из наук!

Ты прошлое нам воскресить сумеешь.

Что наша жизнь? Лишь миг короткий.

Осмыслить мы его не в силах!

И будущее зыбко, неизвестно.

В него мы можем только верить.

Следы событий, войн хранят нам документы,

написанные в давние века. Их так немного…

И тут истории на помощь археология приходит.

И две науки вместе нам помогут представить прошлое:

Вот на охоту человек пещерный с дубинкою на мамонта идет.

Да, тяжела и беспросветна жизнь предков наших!

Как кадры фильма движутся пред нами

Египет, пирамиды, рабов тяжелый труд…

А Древняя Эллада?

До наших дней рождает к жизни новой

Творения художников, поэтов…

Античные мыслители признали высокое предназначение науки.

История – жизнь памяти, луч правды, посланница минувшего.

Своеобразие, неповторимость эпохи каждой

Воображение поможет нам представить.

И путь в историю нам бесконечно интересен и не только…

В истории мы ищем ключ к пониманию самих себя.

Творческая работа ученицы 10 класса МОУ г. Кургана «СОШ №67»  Садовой Галины

Гимн истории

Мы не в силах время унять.

Пролетают года словно птицы.

Век закончится, и опять

Пролистнется большая страница.

                 Пролистнется, но все же она

                 Никогда не сможет забыться.

                 Все, что было во все времена,

                 Все в истории будет храниться.

Как возник человек, как он жил,

Как до нас этот мир развивался.

Земли новые кто, как открыл,

В войнах кто отважно сражался.

                У истории мудрой на все

                И всегда найдутся ответы.

                На великих страницах ее

                Отражается жизнь всей планеты.

Обо всем вам расскажет она.

Столько знаний в ней ведь хранится.

О, История! Как ты умна!

Будущего, прошлого царица!

Аннотация на программу элективного курса «Загадки и тайны истории»

       Элективный курс «Загадки и тайны истории» предназначен для учащихся 10 класса, увлекающихся историей, стремящихся иметь собственную точку зрения и уметь аргументированно ее отстаивать. В художественной литературе и кинематографе не ослабевает интерес к истории, особенно к ее «белым пятнам», спорным вопросам, нераскрытым тайнам. Реализация данной программы позволит учащимся ориентироваться в современном потоке исторической информации, критически оценивать ее, отличать историю от псевдоистории.

     Программа содержит учебно-тематический план, обширный список литературы, примерные темы докладов, сообщений, рефератов, список кинофильмов для просмотра и обсуждения, образцы творческих работ учащихся.

РЕЦЕНЗИЯ

На программу элективного курса «Загадки и тайны истории» учителя истории и обществознания МОУ г. Кургана  «Средняя общеобразовательная школа № 67»

Борщевой Натальи Александровны.

     Авторская программа Борщевой Н. А. представляет интерес для учителей истории, работающих в старших классах.  Актуальность, практическая направленность, личностно-ориентированный подход  -  вот те критерии, которые были учтены автором при определении тематики.

    Разрабатывая курс «Загадки и тайны истории», автор ставит цель – дать возможность учащимся самостоятельно ориентироваться в современном информационном потоке исторических сведений, критически оценивать их.

    Особое значение программа имеет для профильного обучения. Содержание элективного курса выходит далеко за рамки школьного курса истории, расширяет и углубляет исторические знания учащихся, знакомит их с методами исторических исследований, способствует развитию критического мышления и творческих способностей учащихся.

     Автор акцентирует внимание на особенностях методов исторического познания, на проблеме мифологизации истории, которая стала  актуальной в настоящее время в связи с появлением огромного количества популярной литературы и кинофильмов наукообразного характера.

     Курс способствует формированию у учащихся навыков исследовательской работы, дает возможность удовлетворить их познавательные интересы, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

     Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  программам элективных курсов, и рекомендуется для применения в профильных классах старшей школы.

  Заместитель директора МОУ г. Кургана «СОШ №5», учитель высшей категории

                                                            __________________ Бузлукова Т. А.


[1] Шмидт С. О. «Фоменко» как феномен общественного сознания.// Преподавание истории в школе. 2006. №9, с. 21.

[2] Там же, с.21.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки и тайны истории Программа элективного курса по истории Автор: Борщева Н. А. учитель МОУ г. Кургана «СОШ №67»

Слайд 2

Единственный наш долг перед историей – это постоянно ее переписывать. О. Уайльд Иррациональное могущественно в истории именно поэтому история одна из сложнейших наук Е. В. Тарле История непредсказуема, потому что ее движущая сила – человек – воплощенная непредсказуемость. О. Пас Чем более растет наш собственный исторический опыт, тем яснее и полнее мы понимаем прошлое. Н. Кареев

Слайд 3

Цель курса: Сформировать у учащихся стойкий «иммунитет» к псевдоистории, воспитывать уважительное отношение к истории как к науке.

Слайд 4

Основные задачи курса: Формирование личностного аспекта восприятия знаний учащимися Углубление знаний учащихся по истории Повышение информационной грамотности учащихся Развитие общеучебных умений и навыков

Слайд 5

Требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: научные методы изучения истории, их особенности; виды исторических источников, науки-помощницы истории; «белые пятна» истории; современные версии и трактовки нераскрытых тайн истории . Учащиеся должны уметь: ориентироваться в потоке информации; систематизировать и анализировать полученную информацию; формировать и аргументировано защищать свою точку зрения;

Слайд 6

Учебно-тематический план №п/п Название темы Количество часов Форма проведения Образовательный продукт всего теория практика 1 Формы и методы исторического познания 2 1 1 Вводная лекция, работа с документами Конспект, анализ документа, творческая работа «Ода истории» 2 История и историки 2 1 Презентация сообщений Сообщения, отзывы на ссобщения. 3 История и псевдоистория 3 1 2 Лекция, просмотр и об-суждение фрагмента видеофильма, практи-ческая работа в группах Тезисы, аннотации, пре-зентации и анализ сайтов Интернета, сравнитель-ный анализ в/фильмов 4 Тайны первобытного мира 2 2 Интегрированный урок-конференция (история-биология-астрономия) Доклады, слайд-фильмы, схемы, библиографичес-кие списки 5 Исчезнувшие цивилизации 3 3 Просмотр фрагментов в/фильмов, обсуждение, выпуск газеты Газета «Тайны древних цивилизаций» 6 Загадки русской истории 3 1 2 Лекция с элементами беседы «Мифы о гене-зисе русского народа», работа над эссе Конспект лекции, эссе 7 Как рождаются исторические мифы 1 1 Дискуссия, ролевая игра Протокол заседания дискуссионного клуба Итого: 16 3 13

Слайд 7

Раздел I

Слайд 8

Раздел II

Слайд 9

Примерные задания для учащихся Проанализируйте причины Создайте словесный массового интереса и портрет современного доверия к параистории «лжеисторика»



Предварительный просмотр:

Текст для самодиагностики навыка смыслового чтения. 

Гантели бронзового века.

    Удивительные открытия делают иной раз _____1_______. Вот, скажем в одном из курганов, оставленных восточными славянами жившими в 6 веке, раскопали как-то раз маленькие человеческие ____2_____ из серебра. В общем-то не было бы в этой находке ничего особенного, если б не одно обстоятельство: позы у всех фигурок были разными, иной раз весьма замысловатыми.

     Ученые пришли к _____3_____  - либо в фигурках запечатлен какой-то танец, либо эти люди делают утреннюю _____4_____.

     Первые в истории человечества художники рисовали свои _____5______ на стенах _____6______, где и обитали со своими _____7_____.

     Когда же человек освоил производство бронзы, он и бронзовые _____8_____ стал украшать разнообразными _____9_____. Среди них есть «зарисовки» состязаний на колесницах, кулачного боя и даже упражнений с грузом: атлеты держат в руках некие «спортивные _____10_______», чуть ли не точь-в-точь схожие с литыми гантелями нашего времени.

Текст для самодиагностики навыка смыслового чтения. 

Гантели бронзового века.

    Удивительные открытия делают иной раз _____1_______. Вот, скажем в одном из курганов, оставленных восточными славянами жившими в 6 веке, раскопали как-то раз маленькие человеческие ____2_____ из серебра. В общем-то не было бы в этой находке ничего особенного, если б не одно обстоятельство: позы у всех фигурок были разными, иной раз весьма замысловатыми.

     Ученые пришли к _____3_____  - либо в фигурках запечатлен какой-то танец, либо эти люди делают утреннюю _____4_____.

     Первые в истории человечества художники рисовали свои _____5______ на стенах _____6______, где и обитали со своими _____7_____.

     Когда же человек освоил производство бронзы, он и бронзовые _____8_____ стал украшать разнообразными _____9_____. Среди них есть «зарисовки» состязаний на колесницах, кулачного боя и даже упражнений с грузом: атлеты держат в руках некие «спортивные _____10_______», чуть ли не точь-в-точь схожие с литыми гантелями нашего времени.

Текст для самодиагностики навыка смыслового чтения. 

Гантели бронзового века.

    Удивительные открытия делают иной раз _____1_______. Вот, скажем в одном из курганов, оставленных восточными славянами жившими в 6 веке, раскопали как-то раз маленькие человеческие ____2_____ из серебра. В общем-то не было бы в этой находке ничего особенного, если б не одно обстоятельство: позы у всех фигурок были разными, иной раз весьма замысловатыми.

     Ученые пришли к _____3_____  - либо в фигурках запечатлен какой-то танец, либо эти люди делают утреннюю _____4_____.

     Первые в истории человечества художники рисовали свои _____5______ на стенах _____6______, где и обитали со своими _____7_____.

     Когда же человек освоил производство бронзы, он и бронзовые _____8_____ стал украшать разнообразными _____9_____. Среди них есть «зарисовки» состязаний на колесницах, кулачного боя и даже упражнений с грузом: атлеты держат в руках некие «спортивные _____10_______», чуть ли не точь-в-точь схожие с литыми гантелями нашего времени.

Тест для самодиагностики функциональной ассиметрии полушарий мозга

Девять карточек со словами разложить по три карточки на три группы, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Если ребенок формирует так:

Карась – орел – овца

Бегать – плавать – летать

Шерсть – перья – чешуя,

То это говорит о преобладании логического мышления над образным, т. е., о доминировании левого полушария

Если ребенок формирует три группы карточек вот так:

Карась – чешуя – плавать

Орел – перья – летать

Овца – шерсть – бегать

То это говорит о преобладании образного мышления над логическим, т. е. о доминировании правого полушария.

Задания на развитие разных типов внимания.

  1. В трех рядах чисел подчеркните числа кратные: 9 в первом ряду, 4 – во втором, 3 – в третьем:

42   15   45   24   78   36   54   73   32   18

44   65   74   16   52   44   21   24   12   14

43   36   32   54  10   48   17   21   33   62

  1. Прослушайте ряд слов, «раскодируйте» слово, закодированное первыми буквами слов:

Школа,   роза,   иней,   флаг,   торт    -    шрифт

Заря,   ива,   метель,   аквариум      -      зима

  1. Внимательно один раз прочитайте или прослушайте ряд слов, ответьте на вопросы:

Пальто, картина, дверь, брюки, огурец, носки, стена, свитер, девочка, кошка, сад, бантик, варежки.

- Сколько примерно слов прозвучало?

- Какие предметы одежды были упомянуты в списке?

- Какие слова начинались с гласной?

- Какие названия предметов употреблены во множественном числе?

- Назовите второе слово ряда.

  1. Задание на концентрацию внимания:

Начертите в тетради квадрат 4 на 4 клетки.

Учащиеся отслеживают движение точки, не касаясь рисунка. Учитель говорит: «две клетки вправо, две клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз одна клетка влево, три клетки вверх, три клетки вправо. Где сейчас точка?»

Организационные умения и навыки.

  1. Откройте оглавление учебника.
  2. Выберите любую тему, которую еще предстоит изучить.
  3. Спроектируйте задачи изучения этой темы так, если бы вам предстояло самостоятельно освоить учебный материал:

- что надо запомнить (даты, имена, определения и т. д.)

- что надо уметь делать;

- о чем иметь представление.

4. Сопоставьте свои задачи с информацией в учебнике.

        Организационные умения и навыки.

  1. Откройте оглавление учебника.
  2. Выберите любую тему, которую еще предстоит изучить.
  3. Спроектируйте задачи изучения этой темы так, если бы вам предстояло самостоятельно освоить учебный материал:

- что надо запомнить (даты, имена, определения и т. д.)

- что надо уметь делать;

- о чем иметь представление.

4. Сопоставьте свои задачи с информацией в учебнике.

Организационные умения и навыки.

  1. Откройте оглавление учебника.
  2. Выберите любую тему, которую еще предстоит изучить.
  3. Спроектируйте задачи изучения этой темы так, если бы вам предстояло самостоятельно освоить учебный материал:

- что надо запомнить (даты, имена, определения и т. д.)

- что надо уметь делать;

- о чем иметь представление.

4. Сопоставьте свои задачи с информацией в учебнике.

Организационные умения и навыки.

  1. Откройте оглавление учебника.
  2. Выберите любую тему, которую еще предстоит изучить.
  3. Спроектируйте задачи изучения этой темы так, если бы вам предстояло самостоятельно освоить учебный материал:

- что надо запомнить (даты, имена, определения и т. д.)

- что надо уметь делать;

- о чем иметь представление.

4. Сопоставьте свои задачи с информацией в учебнике.

ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ

1. Запоминай надолго

2. Будь внимателен

3. Учи осмысленно

4. Рисуй, ищи связи

5. Составляй план

6. Повторяй с пере-рывами

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковер, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

753 г. до н. э.

221 г. до н. э.

11000 лет назад

3-е тысячелетие до н. э.

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Плутон

  1. Поощрения учителя за хорошо выполненную работу
  2. Порицания за ошибки
  3. Учебно-познавательные игры
  4. Демонстрация видеофильмов и опытов
  5. Задания, которые получаются
  6. Свободный выбор заданий
  7. Учитель считает меня личностью
  8. Содержание вопросов и задач взяты из реальной жизни
  9. Учитель учитывает мои интересы
  10.  На уроке я сам разбираюсь с проблемами
  11.  Учитель не использует много непонятных слов
  12.  Я могу действовать на уроке разными способами
  13.  Мне можно придумывать что-то новое
  14.  Много заданий таких, где нужна смекалка
  15.  Мне нужен этот урок, чтобы понять свою роль и место в обществе
  16.  Мы говорим о людях, которые для меня интересны
  17.  Ученики на уроках могут помогать друг другу
  18.  Успех всех зависит от успеха каждого
  19.  Мы на уроках проверяем задания друг у друга и можем повлиять на отметку друга
  20.  Меня информируют об обязательных результатах обучения
  21. Мне объясняют смысл каждого способа действия на уроке
  22.  Учитель дает мне задания, которые сразу не получаются
  23.  Я сам оцениваю собственные результаты и сам работаю над ошибками
  24.  Работа на этом уроке дает мне возможность прогнозировать свою жизнедеятельность
  25.  На этом уроке я учусь сам, учитель выступает только в роли консультанта,

но я и сам отвечаю за результаты учения

  1. Поощрения учителя за хорошо выполненную работу
  2. Порицания за ошибки
  3. Учебно-познавательные игры
  4. Демонстрация видеофильмов и опытов
  5. Задания, которые получаются
  6. Свободный выбор заданий
  7. Учитель считает меня личностью
  8. Содержание вопросов и задач взяты из реальной жизни
  9. Учитель учитывает мои интересы
  10.  На уроке я сам разбираюсь с проблемами
  11.  Учитель не использует много непонятных слов
  12.  Я могу действовать на уроке разными способами
  13.  Мне можно придумывать что-то новое
  14.  Много заданий таких, где нужна смекалка
  15.  Мне нужен этот урок, чтобы понять свою роль и место в обществе
  16.  Мы говорим о людях, которые для меня интересны
  17.  Ученики на уроках могут помогать друг другу
  18.  Успех всех зависит от успеха каждого
  19.  Мы на уроках проверяем задания друг у друга и можем повлиять на отметку друга
  20.  Меня информируют об обязательных результатах обучения
  21. Мне объясняют смысл каждого способа действия на уроке
  22.  Учитель дает мне задания, которые сразу не получаются
  23.  Я сам оцениваю собственные результаты и сам работаю над ошибками
  24.  Работа на этом уроке дает мне возможность прогнозировать свою жизнедеятельность
  25.  На этом уроке я учусь сам, учитель выступает только в роли консультанта,

но я и сам отвечаю за результаты учения

Тестирование логического мышления

  1. Впишите в скобки следующее число

1   2   3   4   (  )

2. Впишите в скобки следующую букву

А   Б   В   Г   (  )

3. Верно или неверно последнее утверждение:

Все яблоки – горшки, а все пингвины  - яблоки. Следовательно все пингвины – горшки.

  1. Верно или неверно последнее утверждение:

Саша выше Маши. Антон выше Саши. Следовательно, Антон выше Маши.

  1. Впишите в скобки под буквой Г номер недостающего значка:

А   Б   В   Г                           1   2   3   4

<   >   <   (  )                          >   ^   <   %

  1.  Впишите в скобки  номер недостающего значка:

                  *     @     +

                  +      *      @

                  @     +     (   )

            1  *   2  @    3 +   4 &

7. Существует правило, по которому «А» переходит в «Б». Подчеркните символ, в который, согласно этому же правилу, перейдет «В».

   А   Б   В                    1   2   3   4   5

   [     ]    (                     !    =   )   {   >

Тестирование логического мышления

  1. Впишите в скобки следующее число

1   2   3   4   (  )

2. Впишите в скобки следующую букву

А   Б   В   Г   (  )

3. Верно или неверно последнее утверждение:

Все яблоки – горшки, а все пингвины  - яблоки. Следовательно все пингвины – горшки.

  1. Верно или неверно последнее утверждение:

Саша выше Маши. Антон выше Саши. Следовательно, Антон выше Маши.

  1. Впишите в скобки под буквой Г номер недостающего значка:

А   Б   В   Г                           1   2   3   4

<   >   <   (  )                          >   ^   <   %

  1.  Впишите в скобки  номер недостающего значка:

                  *     @     +

                  +      *      @

                  @     +     (   )

            1  *   2  @    3 +   4 &

7. Существует правило, по которому «А» переходит в «Б». Подчеркните символ, в который, согласно этому же правилу, перейдет «В».

   А   Б   В                    1   2   3   4   5

   [     ]    (                     !    =   )   {   >

Карта информационного поля ученика 5 класса _________________________  

Источники информации

Использую часто

Использую редко

Умею пользоваться

Вызывают затруднения

  1. Учебники

  1. Научно-популярные книги

  1. Газеты, журналы

  1. Телевидение

  1. Радио

6. Электронные учебники, обучающие программы

  1. Интернет

Карта информационного поля ученика 5 класса _________________________  

Источники информации

Использую часто

Использую редко

Умею пользоваться

Вызывают затруднения

  1. Учебники

  1. Научно-популярные книги

  1. Газеты, журналы

  1. Телевидение

  1. Радио

6. Электронные учебники, обучающие программы

7.Интернет

Телевизор – друг или враг?

Друг

(аргументы)

Враг

(аргументы)

Телевизор – друг или враг?

Друг

(аргументы)

Враг

(аргументы)

Телевизор – друг или враг?

Друг

(аргументы)

Враг

(аргументы)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся учиться

Слайд 2

У ченики – оркестр, учитель – композитор и капельмейстер, урок – партитура. Н о, чтобы это делать, ученики должны уметь «играть на своих флейтах». М. В. Левит

Слайд 3

Цель курса: дать обучающимся навыки успешного учения, помочь интегрировать теоретические сведения из различных наук для осознанной самооценки своих учебных возможностей и проектирования программы собственного развития.

Слайд 4

Тематический план: № ТЕМА Количество часов В том числе практических работ 1. От чего зависят учебные успехи 5 5 2. Секреты памяти 3 3 3. Учимся рационально организовывать свой труд 2 2 4. Учимся слушать и слышать 1 1 5. Учимся быть читателем 6 6 6. Как «свернуть» и «развернуть» информацию. 5 5 7. Учимся выполнять домашнее задание 2 2 8. Учимся красиво говорить. 3 3 9. Учимся работать с носителями информации нового типа 4 4 10. Сделай сам себя. Самообразование и самовоспитание. 3 3 Итого: 34 34

Слайд 5

Организация деятельности обучающихся: Диагностика и самодиагностика Тестирование и анкетирование Практикумы и тренинги Беседы и дискуссии Приемы технологии развития критического мышления: «мозговой штурм», кластер, «карусель», синквейн и другие.

Слайд 6

Практикум по теме «Организационные умения и навыки» 1. Откройте оглавление учебника. 2. Выберите любую тему, которую еще предстоит изучить. 3. Спроектируйте задачи изучения этой темы так, если бы вам предстояло самостоятельно освоить учебный материал: - что надо запомнить (даты, имена, определения и т. д.) - что надо уметь делать; - о чем иметь представление. 4. Сопоставьте свои задачи с информацией в учебнике.

Слайд 7

Задания на развитие разных типов внимания: В трех рядах чисел подчеркните числа кратные: 9-ти в первом ряду, 4 – во втором, 3 – в третьем: 42 15 45 24 78 36 54 73 32 18 44 65 74 16 52 44 21 24 12 14 43 36 32 54 10 48 17 21 33 62 Прослушайте ряд слов, «раскодируйте» слово, закодированное первыми буквами слов: Ш кола, р оза, и ней, ф лаг, т орт - шрифт З аря, и ва, м етель, а квариум - зима Внимательно один раз прослушайте ряд слов, ответьте на вопросы: Пальто, картина, дверь, брюки, огурец, носки, стена, свитер, девочка, кошка, сад, бантик, варежки. - Сколько примерно слов прозвучало? - Какие предметы одежды были упомянуты в списке? - Какие слова начинались с гласной? - Какие названия предметов употреблены во множественном числе? - Назовите второе слово ряда.

Слайд 8

Механизм чтения По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета , не иеемт занчнеия , к кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве . Галвоне , чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете . Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке , все рвано ткест чтаитсея без побрелм . Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси , а все солво цликеом .

Слайд 9

Тема: «Учимся работать с носителями информации нового типа». Тема занятия: «Наш друг компьютер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Программа элективного курса «ВЫДАЮЩИЕСЯ НИЖЕГОРОДЦЫ – ИСТОРИЯ ИХ ОТКРЫТИЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ»

        Курс предназначен для учащихся 8-х, 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 68 часов....

элективный курс«Великие тайны истории России и их интерпретация»

Мы до сих пор сказочно плохо знаем собственную историю. Одна из причин этого – в сознательной политике советской власти. Но это объяснение было бы слишком наивным и простым. Мифы обрамляющие ареол ист...

Рабочая программа элективного курса "К тайнам слова: занимательная лексика"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Программа элективного курса " Основные вопросы истории"

Программа расчитана на подготовку к ЕГЭ по истории....

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...