Конспект интегрированного урока – размышления по литературе и истории в 11 классе «ПРАВО НА ПАМЯТЬ»
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Нефёдова Елена Марьяновна

Урок о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве; истории народного мученичества; политике беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Варюхина Анна Александровна – учитель русского языка и литературы общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9

       «Образовательный центр» г.о.Октябрьска  Самарской области,

Нефёдова Елена Марьяновна – учитель истории и обществознания общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9

       «Образовательный центр» г.о.Октябрьска  Самарской области

Конспект  

интегрированного урока – размышления по литературе и истории в 11 классе

«ПРАВО НА ПАМЯТЬ»

Цели урока: 

  • Показать трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком.  
  • Привлечь внимание учащихся к проблеме  памяти.
  • Воспитывать  учащихся в духе неприятия беззакония в любых проявлениях на примерах сопротивления нарушению прав человека.
  • Формировать чувство патриотизма, стойкой гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны.
  • Обучать учащихся самостоятельному  добыванию знаний.

Оформление урока:

- выставка книг на «лагерную» тему: А.Жигулин «Жизнь, нечаянная радость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Шаламов «Колымские рассказы», О.Волков «Погружение во тьму» и др.

- атрибуты ГУЛАГа (фуфайка, колючая проволока, имитация кирпичной стены);

- подборка музыкальных композиций: «Марш Энтузиастов», «Широка страна моя родная», Т.Альбинони «Адажио соль минор»;

- стенды с подборкой копий газет и документов о Сталине;

- презентация;  

- свечи, гвоздики.

Предварительная подготовка:

- прочтение учащимися рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»;

- посещение городского краеведческого музея.

Используемые технологии на уроке:

- ИКТ;

- технологии  личностно ориентированного обучения;  

- технологии критического мышления.

Методическая задумка:

Урок начинается с официально представленной властью жизни в стране (это иллюстрации, плакаты, открытки о СССР 30-40 гг. ХХ века). Такой метод дает учащимся почву для размышления: что говорилось, показывалось, а что скрывалось, но было настоящим.

ХОД УРОКА

Вступительная часть

На проекторе высвечивается название урока,  звучит музыка («Марш Энтузиастов», «Широка страна моя родная») и идет слайд-шоу о счастливой советской стране (слайды 1-8).

Учитель истории.

Здравствуйте, ребята. Мы с вами сейчас совершили виртуальное путешествие в СССР периода Сталиниского правления. Какой вы увидели страну?  (ответы учащихся)

В любой стране, в любом обществе существуют альтернативные точки зрения на процесс его развития. Не всегда и не везде это приветствуется. Вы знаете, что в бывшем СССР господствовала коммунистическая идеология; всё, что противоречило её положениям, объявлялось вредным, враждебным. Преследованиям подвергались все,  кто казался способным к сопротивлению, кто не принимал норм и образцов поведения, насаждавшихся новой властью. Их сажали в тюрьмы, лагеря, их уничтожали физически. Для этого была создана целая система лагерей, известная под аббревиатурой ГУЛАГ.

Учитель литературы

Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое СЛОВО, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.  Каждый имеет право на память!  Сегодня на уроке мы вспомним трагические судьбы людей, прошедших  через весь ад  тоталитарной системы.

Учитель истории

ГУЛАГ - эти пять букв стали зловещим символом жизни на грани смерти, символом беззакония, каторжного труда и человеческого бесправия.

Каких-либо специальных приказов об организации ГУЛАГа не было. Эта система формировалась поэтапно. В 1920 году на Соловецких островах организуется первый лагерь особого назначения, куда ссылались все активные враги молодой советской республики.
Единые принципы исправительно-трудовой политики, в основу которой был положен труд заключенных, стали применяться во всех местах заключения примерно с 1926 года.
К 1930 году лагерная сеть значительно выросла. Для общего руководства деятельностью лагерей, в 1930 году при центре ОГПУ было создано управление лагерями. А с 1931 года оно стало называться Главным Управлением лагерей.

ГУЛАГ за период своего существования приобрел большой опыт по перевоспитанию правонарушителей. За 30 лет существования  через систему ГУЛАГ  прошло и было «перевоспитано » 2 миллиона 634 тысячи 397 человек. Кто же были эти люди?

Учитель литературы

Во многих семьях, в деревне и в городе, среди интеллигенции, рабочих и крестьян, были люди, на долгие годы отправленные на каторгу за свои политические убеждения. Согласно данным автора книги "Преступление без наказания" Виталия Шенталинского, в советский период около 3000 писателей были так или иначе репрессированы. Примерно половина из них погибли в концентрационных лагерях или были просто расстреляны.

Но те, кто остались живы, донесли до потомков воспоминания  о том страшном времени.

Выступления учащихся (краткий обзор жизни и творчества писателей)

Анатолий Владимирович Жигулин. Восемнадцатилетнему юноше довелось испытать все тяготы лагерного быта, строительство железной дороги, работ на лесоповале, на Колымских рудниках.

- Нет, не “Железного Феликса” надо поставить напротив Лубянки, а Толю Жигулина, в бронзе и граните. Если бы я был скульптором, то именно с него я бы слепил неизвестного лагерника, - сказал однажды  Евгений Евтушенко

Если большинство жертв сталинских репрессий были ложно обвинены, то о Жигулине этого не скажешь. К моменту ареста он состоялся как принципиальный противник сталинизма, один из создателей подпольной молодёжной организации в Воронеже, носившей название Коммунистической партии молодёжи (КПМ). Юный Анатолий и его романтично настроенные соратники через пропаганду подлинного марксизма-ленинизма надеялись изменить политический строй в стране.

Лагерные лишения и мучения не сломили его дух, он не озлобился на весь белый свет и не проклял родную землю.

Повествуя об истории создания автобиографической повести «Чёрные камни», Жигулин говорил: «… надо обязательно рассказать о прошлом. Это мой долг»

 ПАМЯТИ ДРУЗЕЙ (чтение стихотворения уч-ся)

              Имею рану и справку

                                      Б.Слуцкий

Я полностью реабилитирован.

Имею раны и справки.

Две пули в меня попали

На дальней глухой Колыме.

Одна размозжила локоть,

Другая попала в голову

И прочертила по черепу

Огненную черту.

Та пуля была спасительной -

Я потерял сознание.

Солдаты решили: мертвый -

И за ноги поволокли.

Три друга мои погибли.

Их положили у вахты,

Чтоб зеки шли и смотрели -

Нельзя бежать с Колымы.

А я, я очнулся в зоне.

А в зоне добить невозможно.

Меня всего лишь избили

Носками кирзовых сапог.

Сломали ребра и зубы.

Били и в пах, и в печень.

Но я все равно был счастлив -

Я остался живым.

Три друга мои погибли.

Больной, исхудалый священник,

Хоть гнали его от вахты,

Читал над ними Псалтирь.

Он говорил: "Их души

Скоро предстанут пред Богом.

И будут они на небе,

Как мученики - в раю".

А я находился в БУРе.

Рука моя нарывала,

И голову мне покрыла

Засохшая коркой кровь.

Московский врач-"отравитель"

Моисей Борисович Гольдберг

Спас меня от гангрены,

Когда шансы равнялись нулю.

Он вынул из локтя пулю -

Большую, утяжеленную,

Длинную - пулеметную -

Четырнадцать грамм свинца.

Инструментом ему служили

Обычные пассатижи,

Чья-то острая финка,

Наркозом - обычный спирт.

Я часто друзей вспоминаю:

Ивана, Игоря, Федю.

В глухой подмосковной церкви

Я ставлю за них свечу.

Но говорить об этом

Невыносимо больно.

В ответ на распросы близких

Я долгие годы молчу.

                        1987

НАЧАЛО ПОЭМЫ

 (чтение стихотворения уч-ся)

Начинаю поэму
Я у правды в долгу.
Я решить эту тему
По частям не смогу.

 Только в целом и полном
Это можно понять.
Только в целом — не больно
Эту правду принять.

 Как случилось такое,
Понять не могу:
Я иду под конвоем,
Увязая в снегу.

 Не в неволе немецкой.
Не по черной золе.
Я иду по советской,
По любимой земле.

Не эсэсовец лютый
Над моею бедой,
А знакомый как будто
Солдат молодой.

Весельчак с автоматом
В ушанке большой,
Он ругается матом
До чего ж хорошо!

 — Эй, фашистские гады!
Ваш рот-перерот!
Вас давно бы всех надо
Отправить в расход!..

И гуляет по спинам
Тяжелый приклад...
А ведь он мой ровесник,
Этот юный солдат.

Уж не с ним ли я вместе
Над задачей сопел?
Уж не с ним ли я песни
О Сталине пел?

Про счастливое детство,
Про родного отца...
Где ж то страшное место,
Где начало конца?

Как расстались однажды
Мы с ним навсегда?
Почему я под стражей
На глухие года?

Ой, не знаю, не знаю.
Сказать не могу.
Я угрюмо шагаю
В голубую тайгу...
                                    1962

Я БЫЛ НАЗНАЧЕН БРИГАДИРОМ   (чтение стихотворения уч-ся)

Я был назначен бригадиром.
А бригадир - и царь, и бог.
Я не был мелочным придирой,
Но кое-что понять не мог.

Я опьянен был этой властью.
Я молод был тогда и глуп...
Скрипели сосны, словно снасти,
Стучали кирки в мерзлый грунт.

Ребята вкалывали рьяно,
Грузили тачки через край.
А я ходил над котлованом,
Покрикивал:- Давай! Давай!..

И может, стал бы я мерзавцем,
Когда б один из тех ребят
Ко мне по трапу не поднялся,
Голубоглаз и угловат.

- Не дешеви!- сказал он внятно,
В мои глаза смотря в упор,
И под полой его бушлата
Блеснул
Отточенный
Топор!

Не от угрозы оробел я,-
Там жизнь всегда на волоске.
В конце концов, дошло б до дела -
Забурник был в моей руке.

Но стало страшно оттого мне,
Что это был товарищ мой.
Я и сегодня ясно помню
Суровый взгляд его прямой.

Друзья мои! В лихие сроки
Вы были сильными людьми.
Спасибо вам за те уроки,
Уроки гнева и любви.  

                                   1964

«Лагерь – это вовсе не сплошная смирившаяся безъязычная рабская серая масса людей, - утверждал Анатолий Владимирович. – Нет… Лагерь также богат характерами, как, скажем, какой-то завод или НИИ. И, поверьте мне, процент настоящих негодяев и подлецов в политическом лагере приблизительно одинаков в сравнении с любым учреждением. Так что это был целый мир, в котором кипели страсти, в котором существовала, если хотите, духовная жизнь. Хотя и не для всех и не у всех. Были и люди, забитые до скотского состояния. Но большинство в политическом лагере были существами мыслящими и активными. Кстати, тех, кто больше сопротивлялся лагерным порядкам, проявлял свою индивидуальность, храбрость, того даже лагерное начальство больше уважало, хотя могло их распять и убить».

Варлам Тихонович Шаламов. Его проза и стихи – это памятник жертвам ГУЛАГа.

Опыт Шаламова-политзаключенного — один из тяжелейших: работа нечеловечески трудная — в золотом забое, и срок предельно жесткий — семнадцать лет. Даже среди зэков судьба Шаламова необычна. Претерпевшие от ГУЛАГа люди признавали, что Шаламову досталось намного больше.

Из семидесяти четырех с половиной лет прожитой жизни двадцать лет Шаламов был узником ГУЛАГа (три года в Приуралье, семнадцать лет на Колыме). Одно из обвинений: назвал эмигранта Бунина «великим русским писателем» (этот факт нашёл отражение в рассказе «Мой процесс»)

    «Выдержал  бы я то, что выдержал Шаламов? Не уверен, не знаю…», - писал Олег Васильевич Волков, узник Соловков и иных лагерей ГУЛАГа, автор книги «Погружение во тьму». – Есть люди, встречи с которыми вызывают не только сочувствие и сострадание, но и жгучее ощущение своей вины перед ними. Вины из-за того, что на твою долю не досталось и сотой доли, перенесенных ими бед и унижений.

    И, глядя на дрожащие руки Шаламова, на нервный тик, то и дело передергивающий его лицо, на застывший взгляд, я знал: в его свидетельствах нет ни грамма выдумки, передачи с чужих слов — все испытал на себе сидящий передо мной истерзанный, но еще сильный, еще не сдающийся человек. В свете его рассказов ничтожными показались пережитые мною самим невзгоды. Перед тем, что перенес колымчанин  Шаламов за проведенные на Колыме СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ, меркнут испытания сонма зэков на прочих островах Архипелага...»

В июле 1956 года Шаламова реабилитировали за отсутствием состава преступления. К концу 60-х годов Варлам Тихонович тяжело болеет. Олег Михайлов вспоминает: «Кисти рук у него были очень сильные – кисти, прикипевшие к тачке, хотя сами руки всё время странно двигались, вращались в плечевых суставах. Ему выбили эти суставы при допросах, так же, как повредили и вестибулярный аппарат: всякий раз, садясь, особенно если стул или кресло были низкими, он на мгновение терял сознание, эквилибр, ощущение пространства и не сразу мог в нём найти себя. В разговоре произносил слова отрывисто и даже отворачивал от собеседника лицо – не привычка ли допросов?»

Главный писательский труд Шаламова – «Колымские рассказы». В них он пишет о лично увиденном и пережитом.

Вот уже два года с нами нет Александра Исаевича Солженицына. Его жизнь, полная лишений, скитаний, тревог, поражает.

Солженицын родился в крестьянской семье 11 декабря 1918 года. Окончив среднюю школу, Саша, наделенный незаурядными математическими способностями, поступает на физико-математический факультет Ростовского университета.

В 1939 году, учась на четвертом курсе университета, Солженицын поступает на заочное отделение Московского института философии и литературы (МИФЛИ). Не закончив его, в 1941 году призывается в действующую армию. За выполнение боевых задач неоднократно награждался орденами и медалями. Однако, несмотря на боевые заслуги, в феврале 1945 года арестован из-за отслеженной в переписке критики И.В.Сталина и заочно осужден на 8 лет. Через год как математик он вытребован из лагеря и переведен в Марфино под Москвой, где в течение четырех лет работает в тюремном НИИ, в «шарашке». Позже он напишет об этом в романе «В круге первом». Затем Солженицына ссылают в Казахстан, в Особлагерь, описанный в «Одном дне Ивана Денисовича». Здесь он работал каменщиком, литейщиком.

Главный герой рассказа – Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. Автор от лица своего героя повествует о всего лишь одном дне из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но и этого дня хватает, чтобы понять, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому.

Попав в адскую машину лагеря, перемалывающую, уничтожающую физически и духовно, Шухов пытается выжить, но при этом остаться человеком. Крепко запомнил Иван Шухов слова своего первого бригадира — старого лагерного волка, который сидел с 1943 года уже 12 лет. "Здесь, ребята, закон — тайга, но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит". Поэтому в хаотической круговерти лагерного небытия он ставит самому себе предел, ниже которого не должен опускаться (не есть в шапке, не есть рыбьи глаза, плавающие в баланде), — иначе гибель, сначала духовная, а потом и физическая. Срок заключения истекает 5 марта 1953 года (в день смерти вождя!), и тут у него обнаруживается рак. Сам Солженицын признавался: «Это был страшный момент моей жизни: смерть на пороге освобождения и гибель всего написанного, всего смысла прожитого до тех пор». Он едет умирать в ташкентскую клинику. Впечатления от пребывания здесь легли в основу рассказа «Правая кисть» и повести «Раковый  корпус». В воспоминаниях читаем: «Однако я не умер: при моей безнадежно запущенной острозлокачественной опухоли это было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращенная мне жизнь с тех пор – не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель».

В 1956 году вместе с другими политическими ссыльными Солженицын был освобожден (без реабилитации).

«Вечное поселение» заканчивается в 1957 году.

Учитель литературы 

- Скажите, что тронуло вас  в судьбе и творчестве Солженицына, Жигулина, Шаламова?

Ответы учеников:

-  Шаламов сам говорил, что передал в своем творчестве «…правду о борьбе человека с государственной машиной. Правду этой борьбы, борьбу за себя, внутри себя, вне себя». Мы сегодня прикоснулись к этой правде. И надеемся, сохраним ее в сердце.

- Меня восхищает подвиг этих писателей. Удивляюсь,  откуда брались силы, чтобы противостоять ударам судьбы. Жизнь и творчество этих людей – это серьезный урок для нас, молодого поколения. Он учит, как в экстремальных условиях устоять, остаться людьми.

- Меня поразило, что люди, подвергшиеся незаконным преследованиям, сумели сохранить
чувство человеческого и гражданского достоинства, любовь к Родине, и в дальнейшем много
потрудились на благо отечественной культуры.

Учитель истории

Через тюрьмы, лагеря, ссылки прошли тысячи инженеров, агрономов, врачей и учителей.  Среди них были и те, кто в дальнейшем прославил отечественную науку.

Выступления учащихся

Я считаю, что в год космонавтики нельзя не вспомнить трагическую судьбу Королева Сергея Павловича советского ученого и конструктора, организатора производства ракетно-космической техники и ракетного оружия, основоположника практической космонавтики,  академика АН СССР, дважды Героя Социалистического Труда.

В 1937 году  Королев работал над созданием первого в мире ракетного истребителя-перехватчика ( РПИ-218), огневые испытания которого проводились, начиная с декабря. В мае1938 он разработал программу летных испытаний и хотел провести их  лично. Но из-за аварии при испытаниях ракеты 212, получив ранение головы, он попал в больницу, а когда выписался из нее, 27 июня 1938 года был арестован по обвинению во вредительстве вместе с другими работниками Реактивного института. Он был подвергнут пыткам. По некоторым данным, во время пыток ему сломали челюсть. Эта версия не имеет веских доказательств, но сам Королев  пишет ясно: «следователи Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам».  25 сентября 1938 года Королев был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории, а завизировал его лично Сталин. Но, по счастливой случайности это было время перемен в руководстве НКВД и репрессии уже снизили свой размах. Поэтому Королёв был осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР по ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах.  21 апреля 1939 года Королев попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на  «общих работах». 23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага. В 1940 году был судим вторично Особым совещанием, приговорен к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и ракетного перехватчика. В  1942 году С. П. Королёва перевели  в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Через год он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика «Пе-2», первый полет которого состоялся в октябре 1943 года.  По воспоминаниям, С. П. Королёв был скептик, циник и пессимист, абсолютно мрачно смотревший на будущее, «Хлопнут без некролога», — была любимая его фраза. В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости, после чего он ещё год проработал в Казани. Полностью реабилитирован 18 апреля 1957 года.

Я считаю, что вклад С.П.Королева в отечественную науку очень велик. Под его  руководством  созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и др.), космические корабли «Восток », «Восход », на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

Учитель истории

- На какие размышления наводит вас трагическая судьба С.П.Королева?

Ответы учеников:

- Вклад Королева в отечественную космонавтику действительно высок, и я не могу себе представить, что было бы, если система в 1938 году не смягчила ему приговор…

- Вы правы, ведь в 1938 году было расстреляно более 300 тысяч человек. Страшно представить, сколько мы безвозвратно потеряли талантливых людей.  

- Историю изменить мы уже не можем, а не повторять ошибки в будущем, я считаю, - наша главная задача.

Мне бы хотелось рассказать о Никола́е Ива́новиче Вави́лове.  Советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ, академик АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ.    Президент ВАСХНИЛ, президент Всесоюзного географического общества основатель директор Всесоюзного института растениеводства (1930—1940), директор Института генетики АН СССР (1930—1940), член Экспедиционной комиссии АН СССР, член коллегии Наркомзема СССР, член президиума Всесоюзной ассоциации востоковедения. Организатор и участник ботанико-агрономических экспедиций, в ходе которых выявил древние очаги формообразования культурных растений. Создал учение о мировых центрах происхождения культурных растений. Обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов. Внёс существенный вклад в разработку учения о биологическом виде. Под руководством Вавилова была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. Он заложил основы системы государственных испытаний сортов полевых культур. Сформулировал принципы деятельности главного научного центра страны по аграрным наукам, создал сеть научных учреждений в этой области.  Но даже такого талантливого ученого не пощадила машина сталинских репрессий. На основании сфабрикованных обвинений был арестован в 1940 году. 9 июля 1941 года состоялось заседание Военной коллегии Верховного суда СССР, это заседание продолжалось всего несколько минут. На суде присутствовали лишь обвиняемый и трое военных судей; свидетели и защита отсутствовали.

Суд приговорил Вавилова к расстрелу  по статьям 58-1а, 58-7, 58-9, 58-11  УК РСФСР.   По приговору Вавилов был признан виновным в том, что он в 1925 году являлся одним из руководителей антисоветской организации, именовавшейся «Трудовая крестьянская партия»,  был активным участником антисоветской организации правых, действовавшей в системе наркомзема СССР; используя свое служебное положение в интересах антисоветской организации проводил широкую вредительскую деятельность, направленную на подрыв и ликвидацию колхозного строя и на развал и упадок социалистического земледелия в СССР; кроме того, Вавилов, преследуя антисоветские цели, поддерживал связи с заграничными белоэмигрантами, передавал им сведения «являющиеся государственной тайной Советского Союза».  15 октября 1941 года в связи с эвакуацией, проводившейся в связи с подходом немецких войск к Москве, Вавилов был этапирован в тюрьму № 1 Саратова, где находился до января 1943 года. В саратовской тюрьме Вавилов содержался сначала в карцере-одиночке, а затем его перевели в камеру, где сидели академик И. К. Луппол и инженер-лесотехник И. Ф. Филатов. Николай Вавилов дважды находился на лечении в тюремной больнице. Тяжёлые условия содержания в тюрьме (отсутствие прогулок, запрет на пользование тюремным ларьком, получение передач, мыла и т. п.) подорвали его здоровье. Николай Иванович  неоднократно обращался в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством о помиловании, а в 1942 году он послал заявление на имя Л.П.Берии.  В результате ему заменили  высшую меру наказания заключением в исправительно-трудовые лагеря НКВД сроком на 20 лет, ввиду возможности использования Вавилова на работах, имеющих «серьёзное оборонное значение». Однако, несмотря на отмену смертного приговора, «мало что изменилось в положении Вавилова. Ни одна из его просьб, по существу, не выполнена… Он остался в саратовской тюрьме. Состояние его здоровья резко ухудшалось…»Доведению решения о смягчении участи Вавилова до руководства саратовской тюрьмы могло препятствовать ухудшение связи с Саратовом в условиях начавшегося 23 июля 1942 г. наступления немецких войск на Сталинград

Во время пребывания в саратовской тюрьме Вавилов заболел воспалением лёгких и переболел дизентерией, которой он заразился во время эпидемии в 1942 году. В последний год своей жизни Н. И. Вавилов страдал дистрофией. Итогом всех болезней стал упадок сердечной деятельности, из-за которого 26 января 1943 года наступила смерть. Трагично, что у  академика Вавилова даже нет индивидуальной  могилы, известно лишь место общего захоронения c другими заключёнными. В 1955 году Н. И. Вавилов посмертно реабилитирован.

Бухарин Николай Иванович (1888-1938), советский политический деятель, академик АН СССР (1928). Участник Революции 1905-07 и Октябрьской 1917. В 1917-18 лидер «левых коммунистов». В 1918-29 редактор газеты «Правда», одновременно в 1919-29 член Исполкома Коминтерна. В 1929-32 член Президиума Высшего совета народного хозяйства СССР, с 1932 член коллегии Наркомтяжпрома. В 1934-37 редактор «Известий». Член ЦК партии в 1917-34.

Бухарин учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета. Учебе Бухарин уделял мало внимания, поскольку руководил пропагандистской и нелегальной деятельностью большевиков среди учащейся молодежи. Из университета Бухарин был исключен в связи с арестом; в 1911 был сослан в Архангельск, затем на Онегу, оттуда бежал через Москву в Ганновер. В эмиграции работал в большевистских и социалистических организациях Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, в Скандинавских странах. В 1912 в Кракове познакомился с В. И. Лениным.

В апреле 1917 Бухарин возвратился на родину, где разворачивались судьбоносные события не только для России, но и всего мира. Бухарин — самый яркий представитель молодого поколения «ленинской гвардии» профессиональных революционеров, бесконечно оторванных от жизни в силу своего противоестественного существования, — принимал активное в них участие.

В так называемом завещании Ленина, «Письме к съезду», Бухарин был назван «любимцем всей партии». После смерти вождя он стал кумиром прежде всего партийной молодежи, которая тянулась к Бухарину после заката звезды Троцкого в 1925. Этому особому положению Бухарина немало способствовали его личные качества: внешне привлекательный, доступный, демократичный, свободный от стяжательства и чванства, свойственных большинству коммунистических вождей; в неизменном костюме эпохи «революционного романтизма» — простая рубашка, кожаная куртка, сапоги. Веселый, шумный, заражавший большевистскую молодежь своей неуемной энергией и энтузиазмом, Бухарин был единственным чистым интеллектуалом среди большевистских вождей. В политической биографии Бухарина есть неразрешимая загадка — «любимец партии» был начисто лишен властолюбия. «Пафос власти у меня лично всегда отсутствовал» (из письма Бухарина Сталину, 1936). Для политика первой величины это — уникальное явление.

Вокруг Бухарина сложилась группа интеллектуальной, талантливой молодежи весьма разночинного происхождения (дети видных большевиков и видных кадетов), получившая название «школы Бухарина». Почти все они были репрессированы и погибли в сталинской мясорубке.

Имея на руках все эти козыри, Бухарин намеревался вступить в союз со Сталиным, чтобы благодаря сталинской организационной мощи сделать свою экономическую программу программой партии. Но Сталин еще более нуждался в Бухарине и его «школе», так как группа Сталина страдала интеллектуальной немощью; генсек опирался на воспитанных им молодых партократов, поднаторевших в аппаратных играх, но начисто лишенных собственных политических идей (В. М. Молотов, Г. М. Маленков и др.). Бухарин был необходим Сталину также как средство, как таран для сокрушения Зиновьева, Каменева и Троцкого. «Любимец партии» должен был противопоставить их марксистско-программной казуистике свою, а затем разделить судьбу поверженных врагов. Сталин видел Бухарина насквозь, Бухарин, принимая дружбу Сталина за чистую монету, проявил поразительную политическую слепоту.

В феврале 1937 Бухарин был арестован по делу Правотроцкистского антисоветского блока. На процессе, проходившем 2-13 марта 1938 в Москве в Доме Союзов, Бухарин взял на себя всю ответственность за вымышленные преступления никогда не существовавшего правотроцкистского блока и не признавал ни одного конкретного обвинения (от подмешивания толченого стекла в продукты до подготовки убийства Ленина в 1918 году и Сталина в 1930-е годы). Первые слова Бухарина на процессе «Я признаю себя виновным... за всю совокупность преступлений, совершенных этой контрреволюционной организацией» сделали бессмысленным его дальнейший поединок с прокурором А. Я. Вышинским и председателем суда Ульрихом. Те, кто не верил в виновность Бухарина, сами были обречены; рядовые члены партии были, как правило, малограмотны, и хитроумные маневры Бухарина на процессе они понять и оценить не могли. 13 марта 1938 Бухарин, Рыков, Г. Г. Ягода, бывший нарком НКВД, и другие были расстреляны. По Москве ходили слухи, что Бухарин и Рыков встретили смерть мужественно, в отличие от Зиновьева и Каменева. Вскоре жена Бухарина была арестована, около двадцати лет провела она в лагерях и ссылках, их крошечный сын воспитывался в различных детских домах и долгое время не знал, чей он сын.

Зачитывается письмо Бухарина жене

 «Милая, дорогая Аннушка», пишет своей жене Николай Иванович накануне процесса. «Ненаглядная моя! Я пишу тебе с определенной целью, которую подчеркиваю тремя чертами: что бы ты ни прочитала, что бы ты ни услышала, сколько бы ужасны ни были соответствующие вещи, что бы мне ни говорили, что бы я ни говорил, - переживи ВСЁ мужественно и спокойно. Подготовь домашних. Помоги им. Я боюсь за тебя, и за других, но прежде всего за тебя. Ни на что ни злобься. Помни о том, что великое дело СССР живет, и это главное, а личные судьбы – преходящи и мизерабельны по сравнению с этим. Тебя ждет огромное испытание. Умоляю тебя, родная моя, прими все меры, натяни все струны души,  не дай им ЛОПНУТЬ. Ни с кем не болтай ни о чем…»

Учитель истории

- Ребята, какие чувства вызвала у вас информация о  трагической судьбе Бухарина и его семьи? (ответы учащихся)

- Сегодня мы познакомились с судьбами известных  людей той эпохи.  А через Сталинские лагеря прошли миллионы простых людей.... За что же они попадали в ГУЛАГ?

Ответы учеников:

1 ученик . Я знаю, что в в 30-е годы с помощью  ГУЛАГа в СССР решили проблему беспризорности, тогда беспризорных детей было около 7 миллионов. Детей по большей части вымышленным обвинениям   отправляли туда: это могли быть кулацкие дети, дети врагов народа, во время войны туда отправляли даже детей блокадного Ленинграда. Мне не дает покоя вопрос, за какое счастливое детство благодарили дети товарища Сталина... Если в 30-е голы в системе ГУЛАГа 48% заключенных были дети и молодежь до 24 лет.

2 ученик. В августе 1932 года вышел закон «ОБ охране и укреплении общественной собственности». Народ назвал его «Законом о трех колосках», потому что многие крестьяне тайком выходили ночью в колхозное поле и стригли колоски, надеясь из их зерен хоть что-то сварить. В новом законе государственная и колхозная собственность была объявлена «священной и неприкосновенной», запрещалось даже подбирать оставшиеся после уборки колосья и зерно. Любая «кража» подобного рода каралась смертной казнью вне зависимости от размеров украденного. При смягчающих обстоятельствах казнь заменялась заключением на 10 лет. В течении первых 5-ти месяцев после принятия закона были осуждены 55 тысяч человек, среди них много крестьянских подростков, подбиравших в поле опавшие зерна.

3  ученик.  В продолжение темы о ГУЛАГовских  детях  можно привести пример  воспоминаний  одной из заключенных Керсновской Ефросиньи Антоновны, сидевшей в разных тюрьмах и лагерях.  На ее гулаговском пути она встречала разных детей, самой маленькой была — Маня Петрова,  11-ти лет. Отца убили, мать умерла, брата забрали в армию. Всем тяжело, кому нужна сирота? Она нарвала лука. Не самого лука, а пера. Над нею «смилостивились»: за расхищение дали не десять лет, а один год. А попадая в лагерь ребенок работал почти наряду с взрослыми, например,  кольцевиками, то есть носить почту, проходя туда и обратно 50 км в день — зимой, в пургу, в 11-12 лет дети работали и на лесоповале.

4 ученик. Я читал справку наркома внутренних дел: Лаврентия Павловича  Берии. В ней он   сообщает, что в соответствии с ранее данными указаниями, в период с 1930 по 1940 год органами ОГПУ-НКВД проведена чистка по изъятию врагов народа, антисоветского элемента. Органами ОГПУ-НКВД было привлечено к уголовной ответственности по ст. 58  более 1 миллиона человек. Это: бывшие ленинские кадры,  члены Коминтерна, врачи-вредители,  писатели-"гуманисты", военнослужащих, лица еврейской национальности. Часть из них были расстреляны, остальные прошли через систему ГУЛАГ.

Выступление учащегося с краеведческим материалом

В краеведческом музее г.о. Октябрьска сохранилась  вырезка из старой газеты «Красный Октябрь», со статьей «Восстановим справедливость», где можно прочитать о реабилитации нашего земляка, ученика нашей школы Серебрякова Алексея Епифановича.

Имя этого человека известно в нашей школе и городе, он прошел ВОВ и остался жив. А что же случилось с ним в том страшном 37 году?

В музее хранится  интервью, записанное в 1989 году с Серебряковым А.Е. Из него стало известно, что в декабре 1936 года Алексей Епифанович был назначен начальником вагонного депо ст.Батраки. Стремясь ускорить пропуск вагонов через нашу станцию, он проанализировал  весь объем работы по осмотру и ремонту вагонов и пришел к выводу, что неисправности можно устранять на месте, не отцепляя вагон от поезда для ремонта в мастерской. Этот метод в последствии получил название «Безотцепочного», он стал быстро давать практические результаты, пропуск вагонов увеличился. Но как выяснилось, когда осмотренные вагоны стали прибывать на следующую станцию, где так же подвергались осмотру и ремонту, выявлялись неисправности в вагонах, скорее всего возникшие по пути следования, ведь расстояние между станциями составляло около 200 км. Кому-то пришло в голову считать, что они произошли по причине «батракского безотцепочного ремонта». Вскоре этот метод назвали «умышленной диверсией», и Серебрякова А.Е. сначала исключили из комсомола, а затем арестовали  прямо на этом же комсомольском собрании. В августе 1937 военный трибунал Приволжского военного округа рассмотрел дело группы Сызранских и Куйбышевских железнодорожников, обвиненных в диверсионной и контрреволюционной деятельности. По приговору трибунала двое (Насонов И.С. и Волонек В.В)  были приговорены к расстрелу, а Серебряков и несколько его товарищей к 10 и 8 годам тюремного заключения и лишения на 5 лет избирательных прав.

В январе 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР изменила приговор Насонову И.С., расстрел заменили 15-ью годами тюремного заключения, остальным – тюрьму заменили на лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ).

Серебряков А.Е. попал в ИТЛ на острове «Карательный» в Архангельской области. Вместе с другими осужденными он под конвоем выполнял работы на лесоповале с августа 1938 по июль 1941 г. Затем был назначен начальником парасилового хозяйства, на заводе №2, эту работу выполнял уже без конвоя.

В июле 1942 Серебряков А.Е. был освобожден из-под стражи и направлен на фронт.  Всю войну он служил  в 6-й танковой бригаде механиком-водителем. Войну начал сержантом, а закончил — старшим сержантом. Он был представлен к награде орденом «Боевого Красного Знамени» и званию лейтенанта, но это представление не было утверждено, т.к. он прибыл на фронт из лагеря…

   Алексей Епифанович участвовал в освобождении городов: Яссы, Воронеж, Орёл, Харьков. В 1944 г. под г. Яссы был ранен. Осколок вынули только в 1970 г. Закончил войну  в Кенигсберге и получил только одну медаль «За победу над Германией».

В декабре 1958 года был реабилитирован в числе других осужденных по тому делу. Тогда и появилась статья в нашей местной газете.

А сколько еще было таких невинно осужденных… Алексей Епифанович вспомнил фамилии некоторых из работников вагонного депо ст.Октябрьск.

Кочетков – бригадир механического цеха

Болтов – столяр-краснодеревщик

Лунин – бригадир

Козлов – секретарь парторганизации

Рогожин – мастер

Лазенков – мастер.

Учитель истории

- Страшное сталинское время прошло, но и  сегодня мы находим его отголоски повсюду.  На территории  нашего города по состоянию на 27 июля 1995 года проживало 389 человек, подвергшихся сталинским репрессиям  в разные годы. Знаете ли вы о том, кто были эти люди?

Ответы учеников

- Я знаю, что сегодня  в нашем городе целыми семьями проживают этнические немцы,  думаю, именно они и подвергались сталинским репрессиям, главной причиной которых был  национальный признак.  

- Учитель истории

 Ребята, обратите внимание на статистические данные (слайд 22) о количестве жертв репрессий в разные годы. О чем свидетельствуют эти цифры?

Ответы учеников.

Учитель истории

Обобщить сказанное хотелось бы цитатой историка Роя Медведева: “Я считаю, что к жертвам репрессий нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе жертвой репрессий был весь народ”.

А вы как считаете, что нужно сделать для того, чтобы сталинский геноцид более никогда не повторился в истории Земли?

Ответы учеников.

Учитель литературы

В рассказе «Поезд» Шаламов сказал: «Я испугался страшной силы человека – желанию и умению забывать. Я увидел, что готов забыть, вычеркнуть, 20 лет из своей жизни. И каких лет! И когда я это понял, я победил сам себя! Я знал, что не позволю своей памяти забыть все, что я видел!» (Домашнее задание: прочитать произведение целиком)  

Сегодня на уроке мы заново с болью и горечью вспомнили о жертвах сталинских  преступлений.

Помянем всех невинно убиенных,

Познавших ужас тюрем, лагерей,

Миллионы жертв гражданских и военных

Высоких рангом и простых людей.

Ученики зажигают  свечи в память о жертвах политических репрессий

Список использованной литературы:

  • Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ М.: Инком, 1991. Т. 6. С. 277.
  • Керсновская Е. Сколько стоит человек. М., 1996. Т. 3. С. 60—61.
  • Журнал «Родина», 1992,  № 8-9. С.68
  • Энциклопедия для детей Аванта +. История России и ее ближайших соседей. Т.5.ХХвек. с.453-463.
  • Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия», версия 2005 года
  • Журнал «Россия XXI» 1-2 1994.  ГАРФ. Коллекция документов; Попов В.П. Государственный террор в советской России. 1923-1953 гг.: источники и их интерпретация / Отечественные архивы, 1992, № 2. С. 28.
  • Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. М.: Эксмо, 2009.
  • Жигулин А.В. Жизнь, нечаянная радость. М.: Молодая гвардия, 1980.
  • Материалы фонда ГКМ г.о.Октябрьска П. 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки по зарубежной литературе и истории: Авраам Линкольн и роман Маргарет Митчелл "Унесённые ветром"

Интегрированные уроки с привлечением учителя английского языка, с тестами и творческими заданиями...

урок-размышление по литературе по теме "Моё понимание любовной лирики А.С.Пушкина"

на уроке используется технология «Педагогика сотрудничество».          Образовательные задачи: углубление и расширение знаний учащихся о любовной лирике...

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Урок- размышление по литературе в 8 классе "У театральной афиши". Знакомство с комедией Н. В. Гоголя "Ревизор"

Урок построен в нетрадиционной форме: урок- размышление с применением ролевой игры(выполнение учащимися роли зрителей, режиссеров, актеров), элементов театрализации. Целью данного урока является знако...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Урок-размышление по литературе в 5 классе «Человек и природа – не соседи, а одна семья» (по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)

(по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)Цели урока: привести к осознанию, что природа и человек неразрывны в своей жизни, а значит, человеку необходимо бережно относиться к природе.Зад...