Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Проект урока по истории Древнего мира 5класс по теме:Финикийские мореплаватели.Урок разработан  в соответсвии технологии развивающего обучения. Разработана технологическая карта урока и приложение к карте урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА истории древнего мира 5класс

Учитель

Ярославцева Оксана Владимировна

Тема урока

Финикийские мореплаватели

Цель урока:

Формирование исторического сознания, развитие теоретического мышления 5-классников через осмысление роли  и значения финикийской цивилизации в мировой истории.  

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы урока:

-формулирует тему урока (МР);

-определяет понятия «колония» (ПР);

-называет  сходства и различия между природными условиями и образом жизни Египта ,Междуречья и Финикии (ПР);

-составляет рассказ с новыми  понятиями (МР);

-дает краткую характеристику древних цивилизаций Востока (ПР);

-показывает на карте Финикию (ПР);

-дает сравнительный анализ цивилизации Древнего Востока (МР);

-объясняет  роль Финикии в развитии мировой колонизации (МР);

-называет  причины основания колоний и развитие торговли (ПР);

-формулирует вывод о значении открытий финикийцев в мировой культуре (ПР);

-осознает роль и значение открытий Финикийцев для других цивилизаций (ЛР).

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Формирование исторического сознания и мышления. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Готовность к допустимым способам диалога

 Овладение методами планирования, организации собственной деятельности.

Овладение методами работать с учебной и внешкольной информацией. Выбирать и самостоятельно искать ресурсы для решения задачи.

Читать историческую карту, оперировать понятиями, соотносить даты и события, выделять основные смысловые единицы текста. Раскрывать характерные и существенные черты. Давать оценку событиям.

Мировоззренческая идея

Даже маленькая  древняя цивилизация может оказывать влияние на развитие мировой культуры и мировой истории

Программное содержание

Финикия: природные условия, занятие жителей. Развитие ремесел и торговли.

План изучения нового материала

1..Географическое положение и города Финикии.

2 Основание колоний

3.Развитие торговли

4.Открытия финикийцев

Основные понятия

Колонии, стекло, алфавит, пурпур, колонизированные.

Географические объекты

Средиземное море. Финикия. Библ, Тир, Сидон, Карфаген. Крит, Сирия.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Практическая работа

Технология

Развивающего обучения

Мизансцена урока

5групп по 5 человек

Оборудование урока

Карта Средиземноморья, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»

 ноутбуки, проектор, доска

Домашнее задание

П.15. Выяснить чем закончился рассказ «Царская краска»

ПОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. Организационный момент (2 мин.)
  1. Приветствие
  2. Проверка отсутствующих
  3. Проверка готовности к уроку
  4. Психологический настрой на урок

Приветствуют стоя

Староста или дежурный

Учебник, атлас, тетради

 

 II.Повторение изученного, проверка домашнего задания (5 мин.)

Задания для письменного опроса:

Дидактические карточки с вопросами, кроссвордами, задачами, тесты

Задания для устного опроса:

Вопросы контрольной беседы, пересказа, показа по карте и т.д.

Выполняют задание в тетради, отвечают устно.

2.Изучение нового материала

Формулируют   вопросы

дает краткую характеристику Древнего Востока

Описывают природные условия Финикии оперирует понятиями

формулирует тему урока

  1. Постановка учебной задачи (10 мин.).вводная беседа

 -Что такое цивилизация?

- Какие цивилизации Древнего Востока, вы знаете?

- Что в этих странах общего, различного

- Чем эти страны интересны нам?

- Что они дали будущим поколениям, то есть нам с вами?

- Как называлось в древности государство на побережье     Средиземного моря?

- А как государство называется сейчас?

- Изучите легенду карты. Какой была местность?

- Имелись ли  крупные реки на территории Финикии?

- Чем могло заниматься население, если оно живет на берегу моря?

-Какой может быть тема нашего урока?

-Как вы думаете, как повлияло географическое положение на характер,  занятия  населения  и политический строй  Финикии?

Главный вопрос урока:

Какую роль в мировом  сообществе играла  Финикийская цивилизация и ее изобретения?  

Дают определение что такое цивилизация Отвечают на вопросы, делают выводы, дают свою оценку культурному наследию изученных стран Работа с картой «Государства Древнего мира» и  картой «Политическая карта». Предлагают темы урока

Выдвигают версии и предположения

3.Изучение нового материала (15минут)

Показывает на карте местонахождения Финикии, называет море  на побережье, которым омывается и города Финикии.

Дают определение колония.

Называет географические места основания колоний.

Обосновывает причины образования колоний.

Показывают страны, называют ввозимые и вывозимые товары

Группирует понятия по признакам.

Логически выбирают лишнее.

Формулируют вывод о значении открытий финикийцев в мировой культуре;

Обобщают изученный материал

1. Географическое положение и города Финикии..

Организация работы в группа(5-7мин)

Практическая работа: задание1

По карте определите географическое положение Финикии, обозначьте на контурной карте города?

 Проверка:

1гр показать на карте где находится Финикию

2гр показать и назвать море на побережье, которого находится Финикия

3гр  показать города Финикии

4гр показать рельеф местности и назвать географическое преимущество Финикии

2.Основание колоний

Практическая работа

задание1 Выпишите из учебника определение-колония

задание2 Пользуясь картой определите где были основаны колонии и какие

Проверка:

1грПоказать и назвать колонии образованные финикийцами

2грПокажите где была основана самая крупная колония, на каком материке?

3грЧто обозначает понятие колонизированные?

4гр С какой целью финикийцы основывали колонии?

3.Развитие торговли

Практическая работа

Задание :Прочитайте  пункт 2 параграфа и выполните задание в рабочей тетради(приложение1)

Проверка:

1гр Назовите и покажите на карте с какими странами торговала Финикия?

2гр Назовите товары, которые  Финикия вывозила

3гр Назовите товары, которые ввозили в Финикию и объясните почему?

4гр Назовите какой товар называли в Финикии «живым» и объясните почему

4.Открытия финикийцев

Практическая работа

Задание: прочитайте п.1, в учебнике и выполните задание в тетради

1.Выпиши лишнее и обоснуй .(приложение1)

2.Соотнеси буквы и цифры в таблице (приложение2)

Проверка:

1гр. Назовите все изобретения  финикийцев

2гр. Назовите занятия финикийцев

3гр. Назовите, что такое пурпур? Как его добывали?

4гр. Как финикийцы изобрели стекло?

Главный вопрос урока:

Какую роль в мировом  сообществе играла  Финикийская цивилизация и ее изобретения?

-какая страна первая основала колонии?

-какие изобретение были сделаны финикийцами?

-какое из них самое важное на ваш взгляд и для мирового сообщества

Читает легенду карты и извлекает информацию

Извлекают информацию из текста

Выполняют задания в тетради

Коллективно работают в группах, исследуют текст

Читает легенду карты и извлекает информацию

Выполняют задание в тетради

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос, высказывают и обосновывают свое мнение

Отвечают на вопросы

Закрепляет знания по теме-

даёт объективную оценку собственной деятельности

3.Первичное повторение и закрепление (5-7мин)

Проводится в  форме письменной работы

Задание классу: открываем ноутбуки  выполняем тест

Тест  на компьютере (см приложение4)

Рефлексия: (3мин)  Задание : Составьте на основе полученных знаний синквейн об алфавите

-пятистрочие:

Зачитываем по группам:

-первая группа – существительное,  _________________________________________
-вторая группа–
прилагательное, _________________________________________
-третья группа -
глагол,  _________________________________________
-четвертая –
смысловая фраза, _________________________________________
Подведение итогов урока(2мин)

-Что из изученного вам особенно  понравилось на уроке? Почему?

- Что вызвало наибольшую трудность? Почему? Оценка урока

Выполняют тест на компьютере

Работают в тетради

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

                                       

Приложение1

Впишите, нужные слова по смыслу

1.Финикийцы вывозили товар в страны_____________________

Финикийцы вывозили:

2.    Ткани, выкрашенные _______________ краской.
3.    Сосуды и бусы из __________________.
4.    Брёвна из ливанского _______________.
5.    «Живой товар» - ___________________.
6.    Оливковое ________________________.
7.    Виноградное ______________________.    

 Приложение2

 ?Выбери лишнее

1. алфавит, папирус, стекло, пурпур

2. ремесло, пиратсво, бортничество, мореходство

Приложение3

Найдите соответствие букв и цифр

  1. пиратсво         А. поселение, основанное вдали от родины
  2. колония           Б. краситель для ткани, добываемый из морских тканей
  3. Пурпур            В. морской разбой
  4. стекло              Г. важное изобретение финикийцев

1

2

3

4

 

 

 

 

                                                     

Приложение 4. Компьютерный тест: теме «Финикийские мореплаватели»   


1.  Какое из предложенных суждений верно?
1)  Финикия располагалась на северном побережье Средиземного моря;
2)  Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря;
3)  Финикия располагалась на западном побережье Средиземного моря.


2.  Финикийские купцы привозили в разные страны мира:
1)  дерево, пурпурные ткани, стекло, рабов, оливковое масло, вино;
2)  зерно, финики, шкуры, глиняную посуду;                                                                  
3)  зерно, сладости, фрукты, папирус, серебро.


3.  Финикийцы основывали свои колонии – поселения для:
1)  ведения военных действий с местным населением;
2)  оживления торговли с другими странами и подготовки к новым, более
     далёким путешествиям;
3)  распространения своего образа жизни среди местного населения.


4.  Около 600 года до н. э. египетский фараон Нехо, решив узнать, вся ли Африка
     омывается морем, дал поручение мореплавателям. Отметьте, кому?
1)  египтянам;
2)  финикийцам;
3)  вавилонянам.


5.  Система письма, используемая жителями Финикии, называется:
1)  клинопись;
2)  иероглифическое письмо;
3)  алфавит.


6.  В алфавите финикийцев было ...

1)  33 буквы;
2)  22 буквы;     
3)  750 иероглифов.


7.  Талантливый народ из «Пурпурной страны» не мог создать:      
1)  морские корабли;     
2)  прозрачное стекло;      
3)  первый алфавит;       
4)  красно-лиловую краску;     
5)  столпы Мелькарта.


8. 
 Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы
     прибыли в город. На шестой день на берег пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины
     покупали товары… Торговцы захватили Ио и отплыли в Египет…»:
1)  Финикия;
2)  Палестина;
3)  Египет.


9. 
Об этом открытии финикийцев говорят как одном из самых крупных событий в
     истории человечества. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как
     медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех.
     Что они получали? Выберите правильный ответ.

1)  бумагу;
2)  бетон;
3)  стекло.

 

Ключи к тесту:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

№ ответа

2

1

2

2

3

2

5

1

3

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.

Проект урока по истории Древнего мира 5класс.Тема:Финикийские мореплаватели.Урок разработан в технологии развивающего обучения.Разработана технологическая карта урока и приложение к ней....

Технологическая карта урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры" и презентация, 5 класс ФГОСа

Задачи урока: подвести учащихся к пониманию места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества; дать представление об основных правилах проведения игр;  видах спортивных состязаний, выдающих...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Римские религия,обычаи и нравы"

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе.Используются разные виды деятельности учащихся на уроке.Урок полезен начинающим педагогам...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира: "Древнее Двуречье"

Цель урока: формирование представления учащихся о  государстве Древнее Двуречье...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира.

Класс:  5 «В»    Дата: 14.03.2016Учитель: Зуева Дарья ВадимовнаТема урока: Вторая война с Карфагеном. Война с Ганнибалом.Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель...

Технологическая карта урока по истории древнего мира. 5 класс

Технологическая карта урока по истории древнего мира. 5 класс...