"Московское государство в к.15-нач.16 вв" -урок в 6 классе.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

ПОПОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА1

Урок изучения нового материала в форме самостоятельной практической работы учащихся с использованием технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskovskoe_gosudarstvo_v_k.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Московское государство в к.15-нач.16 вв.: власть и управление.

Цель- формирование представлений о Московском царстве к.15- нач.16.в. как о едином централизованном государстве.

Задачи- 1.определить специфику великокняжеской власти как наследницу византийских черт и начала становления ее самодержавного характера.

2.определить названия и функции органов госуд.власти единого государства.

3. развивать умения учащихся делать обобщающие выводы на основе изученных фактов.

4. развивать познавательную компетенцию учащихся на основе поиска иформации в тексте учебника

5.Развивать информационную компетентность преобразуя текстовую  информацию в схематическую

6.развивать умение видеть общие признаки централизации в развитии государств Запада и России и российскую специфику.

Оборудование: учебник « История России»,А Данилов, Л.Косулина,6 класс, раздаточный материал- карточки с заданиями.

Тип урока- урок изучения нового материала.

Форма урока- в интерактивной форме, практическая работа с источником информации

Вид работы на уроке- работа в парах.

Этапы урока.

1.Мотивация.Актуализация знаний.

2.Изучение нового материала.

3.Закрепление .

4.Рефлексия.

5.Домашнее задание.

Ход урока:

1 этап

.Беседа с учащимися по вопросам

1.Какой процесс завершился в русских землях к к.15 века?

2.Вспомните, что такое единое централизованное государство?

3.Происходил ли подобный процесс в странах Западной Европы?

4.Назовите государства, ставшие централизованными.

5.Вспомните признаки централизованного государства?

6.Предположите, процесс создания единого централизованного государства в России и в западной Европе будет иметь схожие черты или различия?

7.Сформулируйте цель нашего урока- сходство и различие централизованного государства В России и его специфика.

2 этап.

Какой титул носил правитель российского государства? Определим особенности великокняжеской власти  России?

Работа с учебником:

1Великокняжеская власть

Заполните пропуски в схеме, используя учебник стр.174:

Изменения в положении  князя          Причины изменений

1)……                                             1) государство стало единым

2)- название -Россия                        2)………….

- герб – двуглавый орел    

3) -……………….                       3) независимость от Орды

4)……………….                          4) символы верховного правления

Вывод: Великокняжеская власть имела схожие черты с властью византийского императора.

2.Управление Россией- заполнить схему, стр.175

Центральное управление

Название органа управления                            Функции( Чем занимались?)

1.Великий князь, государь и самодержец всея Руси-………………..

2.Боярская Дума( бояре , князья)-…………………..

3.Дворец( дворецкий)-……………………………..

4.Казна(казначей)-………………………………

Местное управление

Заполните пропуски, используя учебник стр.176

Россия делилась:

1.на…….. во главе с……..

2.на……..и ……. Во главе с……..

Они жили за счет КОРМЛЕНИЙ, это-………..

Сохранялись ……, которые выделялись……….

Существовало МЕСТНИЧЕСТВО, ЭТО-……..

В ………году был принят СУДЕБНИК, это-………

3 этап.

Докажите, что в к.15-нач.16в.Московское царство становилось единым централизованным?( один правитель, единая система управлении, единый сборник законов)

Какие черты свидетельствуют о незавершенности процесса централизации в России ( существование уделов братьев великого князя, кормления, многофункциональность органов центральной власти)

Отличия от централизованных государств Западной Европы?(наследие Византии, самодержавный характер власти правителя, отсутствие сословно- представительных органов)

4  этап:

Продолжите высказывание:

Я узнал…..

Меня удивило…..

Я понял…..

Я не понял…..

Мне было легко….

Мне было трудно……

Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение в конце изучения темы.

5 этап:

.Домашнее задание-  мини-эссе по одной из 2 тем: « Сходство централизованного государства России и Западной Европы», « Различия  централизованного государства России и Западной Европы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему  "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....

Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"

Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...

Открытый урок по истории в 6 классе на тему "Московское государство при Иване III"

Цель урока:       сформировать представление учащихся о Московском государстве времён Ивана IIIЗадачи:образовательная: познакомить учащихся  с изменениями, произошед...