Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летнему юбилею первой мировой войны
классный час по истории (10 класс) на тему

Денисова Ольга Геннадьевна

Современники называли эту войну Великой мировой или просто Великой войной. Сейчас же эту войну скорее можно назвать забытой: ещё более страшные испытания, обрушившиеся в XX веке на мир  и Россию, и свойства человеческой памяти стирать остроту воспоминаний о событиях по мере погружения их в глубину прошлого привели к тому, что наши современники мало знают о ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_o_pervoy_mirovoy.docx841.19 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка:

внеклассное мероприятие для 9-11 классов,

посвященное 100-летию начала Первой мировой войны,

«Не надо войны, не надо…»

Авторы: Денисова О.Г., учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе ФГКОУ СОШ № 135 Шуина Е.О., учитель русского языка и литературы.

Цель мероприятия:

-дать обучающимся представление об основных событиях, участниках Первой мировой войны, о влиянии войны на российское общество.

Развивающие задачи:   

-способствовать формированию  и развитию познавательной активности учащихся;

-развивать навыки  исследовательской работы;

-самостоятельно организовывать поиск необходимого материала через Интернет;

-развивать индивидуальные творческие способности учащихся, культуру публичного выступления.  

Воспитательные задачи:

-прививать подрастающему поколению интерес к отечественной истории, гордости за подвиги предков;

-формировать умение работать в коллективе.

Оборудование: микрофоны, мультимедийный экран, компьютер, презентация, выполненная в программе Power Point 2010, музыкальное сопровождение, выставка рисунков и плакатов.

Ход мероприятия:

Европа Цезарей!

С тех пор, как в Бонапарта

Гусиное перо направил Меттерних, -

Впервые за сто лет и на глазах моих

Меняется твоя таинственная карта.

(О.Мандельштам)

Ведущий 1 (на фоне презентации и грамзаписи марша «Прощание Славянки» рассказывает):  Современники называли эту войну Великой мировой или просто Великой войной. Сейчас же эту войну скорее можно назвать забытой: ещё более страшные испытания, обрушившиеся в XX веке на мир  и Россию, и свойства человеческой памяти стирать остроту воспоминаний о событиях по мере погружения их в глубину прошлого привели к тому, что наши современники мало знают о ней.

Цель нашего мероприятия: вспомнить исторические события той эпохи, легендарных героев. Память о прошлом страны, народа живет в легендах и воспоминаниях, письмах и документах архивов. Но прошлое предстает безликим, если в нем нет места для отдельных людей, чьи судьбы в чем-то удивительно похожи и в то же время такие разные, неповторимые.

C:\Users\Елена\Desktop\первая мировая\фото о войне\фото3.jpg

Ведущий 2: 28 июня 1914 года Гаврило Принцип, девятнадцатилетний боснийский серб, студент, член националистической сербской террористической организации Млада Босна, убивает в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Это «сараевское убийство» австрийские и германские правящие круги решили использовать как предлог для развязывания европейской войны. 28 июля Австро-Венгрия, заявив, что требования ультиматума не выполнены, объявляет Сербии войну.  Россия заявляет, что не допустит оккупации Сербии. Германия предъявляет России ультиматум: прекратить призыв в армию, или Германия объявит войну России. 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. 1 августа Германия объявила войну России.

Ведущий 1: Начало войны… Как всегда и везде не обошлось без приступа всенародного энтузиазма. Цветы. Оркестры. Зажигательные речи на перронах. В думских стенах в день объявления войны царила восторженная эйфория. Депутаты от всех партий распинались в российском патриотизме и взывали к победе. «Ложку дегтя» - выступление социал-демократов с лозунгом «Поражение своего правительства!» и «Война – войне!» восприняли беззлобно, дабы не портить праздник.

Ученик 1 читает воспоминания участника Первой мировой войны генерала А.А.Брусилова:

«Сколько раз я спрашивал в окопах: из-за чего мы воюем? И всегда неизбежно получал ответ, что какой-то там эрц-герц-шмерц был кем-то убит, а потому австрияки хотели обидеть сербов, но кто такие сербы, не знал почти никто, что такое славяне – было тоже темно, а почему немцы из-за сербов вздумали воевать, было уже и вовсе неизвестно».

Ведущий 2: Авторитетнейшие генералы на вопрос «Сколько продлится война?» уверенно отвечали: «Четыре-пять месяцев… от силы полгода…». В августе четырнадцатого русская армия с места в карьер повела два многомощных наступления. Одно завершилось позорным провалом, другое – победой. В них оказались замешаны десятки личных судеб, которым было начертано стать историческими.

C:\Users\Елена\Desktop\первая мировая\фото о войне\фото20.jpg

Ученик 2 читает стихотворение А.Блока «1914. Август»:

Струится дымок папиросы
В разгаре в собрании бал.
"Успеем на встречу с безносой," -
Полковник, подумав, сказал.
Шампанским едва золотился
В бокалах хрустальных рассвет
И с дамами в вальсе кружился
Полковник, как юный кадет.

Тяжелые рыжие косы
И девичий тоненький стан.
"Успеем на встречу с безносой," -
Подумав, сказал капитан.
И капали тихо минуты,
Размазав небес акварель,
И пахло весною, как будто
Не август то был, а апрель.

Вздыхают вагонные оси,
Колеса по рельсам стучат.
"Успеем на встречу с безносой," -
Подумав, промолвил солдат,
Письмо из деревни читая,
Он верил, что Богом храним.
Писала жена молодая
О том, что скучает за ним.

Накрыла туманная простынь
Воронки, как шрамы от ран,
Успели на встречу с безносой
Полковник, солдат, капитан...

Ведущий 1 (слайды с фотографией К.Крючкова): http://3mv.ru/_pu/124/20734251.jpg

Наступление Восточной Пруссии начала 1-я армия Ренненкампфа. Начала – без разведки, без четкого плана, без тыловой поддержки. Именно здесь страна получила первого «народного героя» – первого георгиевского кавалера Козьму Крючкова. Донского казака, убившего, согласно официальным данным, одиннадцать немцев и получившего «16 ран пикой в себя и 14 в лошадь». Печать заходилась восторгами. На Крючкова сыпались подношения: золотые портсигары, золотые часы, золотое оружие. В его честь слагали стихи, частушки, публиковали статьи, выходили брошюры, выпускались плакаты. Появились даже специальные папиросы с его портретом на коробке. Ф.И.Шестаков писал:

Донской казак Крючков удалый!

Едва над Русскою землей.

Раздался гром войны кровавой,

Как ты достойно новой славой

Успел прославить Дон родной.

Погиб он в августе 1919 года в бою с большевиками под деревней Лопуховкой Саратовской губернии.

Ведущий 2: Командующий 2-й армией Самсонов, храбрый и безрассудный, двигался на северо-запад – на перехват 8-й немецкой армии, отступавшей от войск Ренненкампфа. Проделывая этот маневр 2-я армия, оказалась в мешке. Близ Грюнвальда. Да, вновь, по странной прихоти Истории, местом грандиозного сражения меж славянами и тевтонами оказался тот самый Грюнвальд…

Русская пресса лишь мимоходом упомянет о катастрофе – как о частной, малозначительной неудаче – будет говорить про героическую смерть Самсонова, печатая рассказы офицеров-очевидцев, видевших, как «генерала накрыло германским снарядом». О том, что командующий застрелился, не знали до конца войны даже некоторые генералы…

Звучит грамзапись песни «Прапорщик» в исполнении Д.Богемского.

Ведущий 1: В том же августе началось наступление на Юго-Западном фронте, обернувшееся победной Галлицийской битвой. Командовал фронтом генерал Иванов. Подлинными творцами в Галлиции были начальник штаба фронта Алексеев, Рузский (3-я армия) и Брусилов (8-я армия). Были взяты Львов, Галич, Перемышль, Сандомир.

C:\Users\Елена\Desktop\первая мировая\Плакаты\плакат14.jpg

Ученик 4 читает стихотворение неизвестного автора:

Мы уходим на Запад, туда, где закатное солнце
Наши судьбы едины с судьбой необъятной страны
Мы вернёмся домой (если только, конечно, вернёмся)
Если только вернёмся мы с этой проклятой войны...

Кто-то, вспомнив о близких, назад обернётся невольно
Кто-то с прошлым расстался, и смотрит с надеждой вперёд
Колыханье штыков, как стальные балтийские волны,
И пока ещё полный состав батальонов и рот

Нам бросают цветы. Нам твердят: «Да хранит вас Всевышний!»
Кружат головы марши и призрачной славы вино
Мы когда-нибудь вспомним об этом у стен Перемышля
Как о чём-то, что было не с нами и очень давно

То что целью казалось вчера — оказалось не целью
То что было серьёзно — сегодня уже не всерьёз
Грозы августа хлещут не ливнем с небес, а шрапнелью
По ветвям оголённым не в срок облетевших берёз

И однажды настанет пора — мы разрушим святыни
Ибо зубы дракона посеяны, не семена
Мы вернёмся домой (если только вернёмся) другими
И не лаской — оскалом нас встретит другая страна...

На фоне презентации «Герои Первой мировой» учащимися декламируются стихотворения.

Ведущий 2: Героями Галлицийской операции «Высочайше пожалованными» георгиевскими наградами стали: командир кавалерийской дивизии А.Каледин.

Ученик 5 читает стихотворение неизвестного автора:

За  атаманом  не  пойдут –

Вдруг  очень  чётко  понимает.

И  в  самого  себя  стреляет,

Так  завершается  маршрут.

Всю  лестницу – хорунжим  был –

До  генерала  он  проходит.

Россия – сумма  рваных  жил,

Страшнейшее  с  ней  происходит.

Он  атаман. И  он  любим.

Поддержан  был бы  он  любым.

Но  что-то  кончилось… И  стало

Понятно — больше  не  пойдут

За  атаманом. И  маршрут

Закончен  каплею  металла.

Ведущий 1: Командир эскадрона П.Врангель.

Ученик 6 читает стихотворение неизвестного автора:

Черкеска  с  газырями – чёрный  цвет.

И  песенка  про  чёрного  барона.

Кто  прав  тогда  в  России  был? Ответ

Не  прозвучит. Атака. Оборона.

Большевики – смутьяны? Новый  мир?

Его  построить  может  эта  свора?

Сопротивляться – вроде  приговора

Судьбы. Но  проиграть. Прими. Пойми.

Насколько  эмиграция  страшна?

В  ней  разные  расцвечены  узоры.

И  Бельгия  уютная  страна,

Не  улочки  везде – а  коридоры.

Отравлен  Врангель  был. А  может  нет.

Как  мог  он  толковал  и  жизнь, и  свет.

Ведущий 2: Командир 48-й «Стальной» дивизии Л.Корнилов.

Ученик 7 читает стихотворение неизвестного автора:

Лавра  Корнилова  лавры,

Лавра  Корнилова  слава!

Жизнь, сотворённая  ладно,

Торжественно, величаво…

 

Путешественнику, дипломату,

Разведчику  и  герою –

Жизнь  дано  столь  богатую

Освоить – громадой, грозою

 

Быть – почитали  казаки…

Россия  погибнет? Враки,

Извечна  она, устоит.

Гранатой  убит. Но  гибель –

Душе  обещает  прибыль –

В  садах  совершенных  молитв.

Ведущий 1: Командир 4-й стрелковой «Железной» бригады А.Деникин.

Ученик 8 читает стихотворение неизвестного автора:

Сбрив  бороду, бежал  на  Дон,

И  добровольческие  силы –

Во  имя  будущей  России –

Крепки.

Деникин  славен. Он –

Так  много  видевший, поймёт

Тщету  дальнейших  устремлений.

Жизнь  в  эмиграцию  ведёт,

И – для  грядущих  поколений –

Писать  о  прошлом  будет  он,

Определит  былое  тон

Воспоминаний… В  сто  ступеней

Громоздка  лестница  его,

На  ней  сверкало  торжество,

И  было  много  поражений…

Ведущий 2: Их всех будто окрылило тем августом – и опалило… А через пять месяцев герои Галлиции начнут повальное отступление.

Ученик 9 читает стихотворение неизвестного автора:

Тяжёлый  запах  мертвечины,

Людские  потные  тела.

Есть  для  отчаянья  причины.

По  ком  звонят  колокола?

Бинокли, сабли…Покорёженный

Жестоко мир.

Полк  до  отряда  уничтоженный.

Отряд, истрёпанный  до  дыр

Бредёт  в  глухую  неизвестность.

И  чахлая  чужая  местность,

Где  редколесье  сосняка,

Уродлива. И  нет  грядущего.

И  кто  поддержит  отстающего?

Никто  не  поддержал  пока.

С боями покатится на восток все та же неудачливая 2-я армия и ее сибирские корпуса. В августе 1915 года – после тяжелых поражений на всех фронтах, - Николай Николаевич будет смещен, Верховное командование возглавит сам император, и это вызовет далеко не радостное настроение в армейской среде. Великого князя никто не считал выдающимся стратегом, но мало кто не уважал его. В глазах офицерства он был свой, свойский, армейская кость, профессионал. «Длинным» отцом называли его среди офицеров, и это говорило о многом.

Звучит грамзапись «Куплеты. 1914» в исполнении Д.Богемского.

Ведущий 1: 1915 год стал для русской армии «годом великого отступления, годом великой трагедии». В столичных городах появилось бесчисленное множество изуродованных войной калек. Они находились на излечении в госпиталях, где за ними ухаживали сестры милосердия.

В период «тяжелейшей трагедии», «мирового пожара» женщина считалась помощником русского воина. Активно формировались образы медсестер, которые в меру собственных сил старались оказывать помощь раненным.

Ученик 10 читает стихотворение Н.Гумилева: C:\Users\Елена\Desktop\первая мировая\романовы\фотор8.jpg

Нет, не думайте, дорогая,

О сплетении мышц и костей,

О святой работе, о долге,

Это сказки для детей.

Под попреки санитаров

И томительный бой часов

Сам собой поправится воин,

Если дух его здоров.

И вы верьте в здоровье духа,

В молньеносный его полет,

Он от Вильны до самой Вены

Неуклонно нас доведет.

О подругах в серьгах и кольцах,

Обольстительных вдвойне,

От духов и притираний,

Вспоминаем мы на войне.

И мечтаем мы о подругах,

Что проходят сквозь нашу тьму

С пляской, музыкой и пеньем

Золотой дорогой муз.

Эта девушка с открытой сцены,

Нарумянена, одета в шелк,

Лучше всех сестер милосердия

Поняла свой юный долг.

И мечтаю я, чтоб сказали

О России, стране равнин:

- Вот страна прекраснейших женщин

И отважнейших мужчин.

Ведущий 2 (На фоне презентации «Сестры милосердия» звучит солдатская песня «Милосердная сестра» в исполнении ансамбля «Русичи»):

Вместе с тем пресса того времени наполнилась различными сообщениями о новых «кавалерист-девицах», которые наравне с мужчинами сражались на фронте (в первую очередь, участвовали в качестве разведчиков). Сразу отметим, что отношение к ним было неоднозначным. С одной стороны, подчеркивался их героизм и отвага (и тем самым «слабый» пол ставился в пример «сильному»), с  другой – нередко признавалось, что все же воевать – не свойственная для женщин функция.

К числу исключительных, выдвинутых героев войны принадлежит Александра Ефимовна Лагерева, под псевдонимом Александр Ефимович Лагерь, произведенная в первый офицерский чин кавалерии.

С самого начала войны на русско-прусском фронте в первой армии в казачьей сотне, несшей почти исключительную службу разведки, числилось семнадцать молодых девушек, за редким исключением донских казачек.

Вот что говорится в газете «Биржевые новости» от 1 апреля 1915 года о подвигах женщин:

«Из женщин, отличившихся в боях, особенно выделялись г-жа Лаврова, сестра милосердия, под пулями неприятеля подбирающая раненых солдат со своим отрядом санитаров, и ныне раненая г-жа Алексеева, знаменитая разведчица, своей беззаветной храбростью увлекшая за собою солдат и оказавшая большие услуги штабу разведки. О ней ходят легендарные рассказы».

Ведущий 1: Вклад в победу оказывали и генеральские жены. Так, например, жена генерала И.В. Гурко Э.Н. Гурко в первые дни войны работала в полевом госпитале.

«Со дня объявления войны в течение двух лет г-жа Гурко все время на позициях, ни разу не отлучаясь в отпуск. На позициях – в прямом значении слова. Ей предлагали работать в хорошо оборудованных госпиталях ближнего тыла, в городских условиях и обстановке, — она отказалась. И во время галицийского наступления и в жарких лодзинских боях, и в других Э.Н. Гурко всегда впереди, всегда под огнем перевязывала раненных, и тот бант медалей, которым украшена ее грудь, присуждены вполне по заслугам», – говорится в газете «Биржевые новости».

Ведущий 2: Внесли свой вклад в высокое дело милосердия жена Николая II государыня императрица Александра Федоровна Романова и ее дочери. 8 февраля 1908 года на основе Царскосельского комитета Красного Креста была основана Община сестер милосердия, которую взяла под свое покровительство императрица Александра Федоровна. А в августе 1914 года в здании Общины открыли офицерский лазарет, при котором действовали курсы сестер милосердия.

C:\Users\Елена\Desktop\первая мировая\романовы\фотор.jpg

Ведущий 1: Не добившись решительного успеха на Восточном фронте в кампании 1915 года, германское командование решило в 1916 году нанести основной удар на западе и вывести из войны Францию. 21 февраля 1916 года германские войска начали наступательную операцию в районе крепости Верден, получившую название Битва при Вердене или Верденская мясорубка.  4 июня 1916 года на Юго-Западном фронте началась вспомогательная наступательная операция русской армии, получившая название Брусиловский прорыв, по имени командующего фронтом А. А. Брусилова. Он являлся крупной фигурой в генеральской среде той поры, им была организована и проведена одна из самых удачных военных операций Первой мировой войны. Австро-Венгерские войска в беспорядке отступали, бросая орудия, боеприпасы. Стало ясно, что без германской поддержки Габсбургской империи угрожает полный разгром. Для спасения своего неудачливого союзника германское командование сняло 11 дивизий с Западного фронта. Наступление под Верденом было прекращено. В напряженные дни защитники Вердена получили помощь с востока от России.

Ученик 11 читает стихотворение А.Балтина:

C:\Users\Елена\Desktop\первая мировая\фото о войне\фото1.jpgНо  всё  закончится  когда-то,

Как  утверждает  Соломон –

Войною  был  бы  удручён

Такой, тяжёлой  и  проклятой.

Людей  сраженья  истрепали.

И  беды  траурные  шли

Сплошной  волною – покрывали

Так  много  уголков  земли.

Галиция  и  Польша  рядом,

И  Пруссия  так  близко  то  ж.

Синеет  небо, зреет  рожь.

Действительность  предстала  адом

На  неизвестно  сколько  лет.

И  тихо  гаснет  денный  свет.

Ведущий 2: Пришел опаленный революцией 1917 год с большевистскими лозунгами: «Долой войну!», «Долой царя!». 2 марта царь Николай II, отрекаясь от престола, обратился к русской армии со словами:

«В последний раз обращаюсь к Вам, горячо любимые мною войска… Да поможет Бог вести Россию по пути славы и благоденствия. Да поможет Бог и Вам, доблестные войска, отстоять Россию от злого врага… Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы…Исполняйте же Ваш долг, защищайте доблестную нашу Великую Родину…»

C:\Users\Елена\Desktop\первая мировая\романовы\фотор11.jpg

Звучит грамзапись марша «Прощание Славянки».

Этап рефлексии и подведение итогов мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию начала I Мировой войны

Данная разработка предназначена для учителей истории и методистов для подготовки внеклассных мероприятий, а также уроков, посвященных I Мировой войне....

Интегрированное мероприятие посвященное 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева.

Методический замысел интегрированного мероприятия (литература, история, география), посвященного 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева, проводится в форме урока-воспоминания. ...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

Викторина посвященная 100-летию окончания Первой мировой войны.

Викторина предназначена для учеников старших классов для более углубленного изучения событий Первой мировой войны....

План проведения мероприятий, посвященных 130-летнему юбилею МКОУ «ТООШ»

План проведения мероприятий,посвященных 130-летнему юбилею МКОУ «ТООШ»№п/псодержание деятельностисрокипроведенияответственные1. Организационные мероприятия...

"Война, измнившая мир" Урок истории в 9 классе, посвященный 100-летию завершения Первой мировой войны.

Интегрированный урок по истории России и Всеобщей истории "Война, изменившая мир" посвящен 100-летию завершения Первой мировой войны. Время проведения - 2 часа (сдвоенный урок). Предполагат ...