РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Дискуссионные вопросы отечественной истории» 10-11 кл.
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Вострякова Татьяна Васильевна

В содержании курса уделяется внимание изучению дискуссионных вопросов отечественной истории в период с 9-н.21 в. для уч-ся 10-11 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Разинская СОШ

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

МБОУ Разинской СОШ

Протокол № 1

от 28.08. 2014

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 МБОУ Разинской СОШ

________________

Кузнецова В.Ф.

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБОУ Разинской СОШ

 _______________

Буяров А.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 факультативного  курса «Дискуссионные вопросы отечественной истории» 10-11 кл.

на 2014 - 2015 учебный год.

        Ступень среднего общего (полного) образования, базовый уровень

34 часа (1 час в неделю).

Всего 70 часов.

Разработана на основе программы элективных курсов предметной области «Обществознание для старших классов общеобразовательных учреждений;  авторы-составители В. К. Романовский, Е. Г. Калинкина-

Нижний Новгород, НРЛ, 2009;

учебника  для 10 – 11 кл. (базовый уровень) ; авторы  Сахаров А.Н., Боханов А.Н «История России с древнейших времен до  для конца 19 века» ч.1-2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. -М., «Русское слово», 2009;

Загладин Н.В,  Козленко С. И.  История России. 20-начало21 века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.-М., «Русское слово», 2009.

 

Составитель: учитель истории и обществознания

                                           Вострякова Татьяна Васильевна

Пояснительная записка.

Первостепенное значение в содержании курса уделяется изложению дискуссионных, проблемных вопросов российской истории, которые неодназначно трактуются в отечественной историографии.

Цель курса: расширить, систематизировать и обобщить на проблемном уровне знания учащихся по истории России, раскрыть новые содержательные аспекты и спорные вопросы отечественной истории.

Задачи курса:

- познакомить учащихся с важнейшими дискуссионными проблемами российской истории;

-способствовать  совершенствованию качества знаний учащихся по истории России за счет проблематизации, осмысления причинно-следственных связей, многомерности и альтернативности исторического процесса;

- способствовать формированию навыков самостоятельной работы с рекомендуемой литературой и источниками по истории России, аргументации собственной точки зрения;

-способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков ведения дискуссии и диалоговой культуры учащихся.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса учащиеся должны

уметь:

- анализировать и оценивать исторические события и явления;

-работать с разнообразными источниками и литературой;

-грамотно излагать свои мысли и вести дискуссию;

знать :

- важнейшие  проблемы социально-экономического и государственно-политического развития России, а также различные подходы к их оценке;

-основные вопросы российской истории, которые имеют дискуссионный характер;

понимать: причины появления различных трактовок по тем или иным аспектам отечественной истории;

- причинно-следственные связи и факторы исторического развития страны.

Содержание программы тесно связано с курсом истории России, дополняя и углубляя знания по тем учебным проблемам, которые имеют сложный дискуссионный характер. В связи с этим возможно синхронное изучение программного материала предлагаемого элективного курса с учебным курсом отечественной истории. Структурно программа построена по проблемно-хронологическому принципу. В ней выделяются несколько разделов в соответствии с основными периодами и этапами отечественной истории. В составе каждого раздела выделяются наиболее важные учебные темы, имеющие неодназначную трактовку в отечественной историографии. Поскольку программа элективного курса предполагает различные подходы к рассмотрению исторического процесса и разнообразные оценочные суждения, в организации учебного процесса по данному курсу важную роль призваны играть различные формы учебных занятий. В частности, проблемные лекции, тематические семинары, разнообразные формы дискуссии, уроки-дебаты

Формы промежуточного и итогового контроля: самостоятельные работы, тестирование, различные письменные работы, защита рефератов и проектов, участие в дискуссиях.

Содержание  программы

Введение

Дискуссии о месте России в мировом сообществе цивилизаций и особенностях ее исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к изучению отечественной истории. Россия- самобытная цивилизация.

Раздел 1.  История России с древности до конца 16 века

Восточные славяне в древности. Географический фактор и его роль в истории. Прародина и расселение славян: научные версии. Особенности ранней истории восточнославянского мира. Древнерусское государство (9-12 вв) Дискуссии о происхождении древнерусской государственности. «Призвание варягов»: летописные предания и их толкования. Норманнская и антинорманнская теории. Современный взгляд на проблему. Проблема сущности социально-экономического строя Древней Руси. О рабстве на Руси(М.Н. Покровский) О господстве общинного социально- экономического уклада (И.Я. Фроянов). Принятие христианства на Руси. Проблема выбора веры. Значение принятия христианства. Русь удельная (12-13 вв). Русь между Востоком и Западом: откуда исходила главная опасность? Исторический выбор А. Невского, оценка его государственной деятельности в летописях и отечественной историографии. Русь и Орда: сопротивление или взаимодействие? Дискуссия об ордынском иге на Руси и его последствиях. Объединение русских земель и образование русского централизованного государства (14- начало 16 вв) .Альтернативные центры объединения русских земель. Тверь. Литовская Русь. Москва. Этапы собирания русских земель. Особенности формирования централизованного государства в России и Западной Европе. Иван Грозный и его эпоха(16 в.) Россия при Иване Грозном: альтернативные модели централизации. Реформы «Избранной Рады», их значение. Опричнина, ее экономические, социальные и политические последствия. Оценка личности Ивана 4 и опричнины в российской исторической науке. Смутное время в России. «Кризис верхов»: пресечение династии Рюриковичей.  Как погиб царевич Дмитрий? Феномен самозванства. Самозванцы: кто они? Альтернативы развития России в н. 17 в.

Раздел 2. Россия в 17-18 вв.

Россия в 17 в. государство при первых Романовых: эволюция социального и политического строя. Роль и место Земских соборов в истории русской государственности: оценки и  мнения. Церковный раскол: Никон и Аввакум. Петр 1 и его реформы. Эпоха Петра Великого и ее место в российской истории. Петровские преобразования. Европеизация и социокультурные расколы в обществе. Петр 1 и его время в отечественной и зарубежной историографии. Эпоха дворцовых переворотов в истории России. Особенности первых десятилетий послепетровского развития Наследники Петра 1 глазами современников и потомков: споры и дискуссии. Россия во 2 половине 18 века: эпоха просвещенного абсолютизма. « Просвещенный абсолютизм» в России и Западной Европе: общее и особенное. Либеральный курс Екатерины2. Оценки Екатерины 2 и ее эпохи в дореволюционной, советской и современной историографии. Социальные движения и крестьянские войны в России: старые и новые оценки. Классовый подход в изучении социальных движений в советской историографии: цели, особенности, значение крестьянских войн в России

Раздел 3 Российская империя в 19 веке. Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный консерватизм. Реформы и проекты Александра 1, их оценки в отечественной историографии. Личность и эпоха Николая 1: мнения и суждения о николаевском времени. Усиление политической реакции и административное реформаторство. Реформы и контрреформы. Александр 2 и его эпоха. Отмена крепостного права и либерально-демократические реформы 60-70-х годов: значение и оценки . Внутриполитический курс М.Е. Лорис-Меликова: отклики современников и мнения историков. Дискуссии вокруг Александра3, его правления и эпохи. Общественное движение в России. Освободительное движение в России: ленинская концепция и новые трактовки. Основные направления русской общественной мысли: старые и новые оценки и суждения.

Раздел 4. История России в 20-начале 21 вв. Россия в начале 20 века. Социально-экономическое развитие России на рубеже веков: мнения и оценки. Дискуссии о характере политических преобразований в Российской империи. Спорные мнения и оценки о реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития. Февральская революция и проблема исторического выбора Росссии. Либеральная и радикальная альтернативы общественного развития страны. Октябрь 1917 года: споры, мнения, оценки. Становление советской системы. Экономическая политика большевиков. «Военный коммунизм»: истоки, сущность, хронологические рамки. Дискуссия о политике «военного коммунизма» в исследовательской литературе. Гражданская война в России. Советская и современная историография о причинах, характере, хронологических рамках, этапах гражданской войны. «Красный» и «белый» террор в первые послеоктябрьские годы на страницах мемуарной, научной литературы. СССР в 1920-1930 годы. Нэповская Россия. Советская и современная литература о новой экономической политике, его сущности, противоречиях и результатах. Дискуссии о причинах отказа от НЭПа. Образование СССР. Ленин и Сталин об объединении республик: тактические или стратегические разногласия? Форсирование строительства социализма: ключевые проблемы, спорные оценки и мнения. Великая Отечественная война. Проблемные и дискуссионные вопросы истории 2  мировой  и Великой Отечественной войны: происхождение и причины 2 мировой и Великой Отечественной войны, сталинская стратегия начала войны, национальная политика сталинского руководства в годы войны, антигитлеровская коалиция, коллаборационизм, взаимоотношения власть и церкви, проблема военнопленных, цена и факторы Победы. Советский Союз в послевоенные годы. Дискуссии вокруг проблемы восстановления народного хозяйства и их отражение в учебной и научной литературе. Власть и общество после войны. И.В. Сталин в оценках современников и историков. Новая волна репрессий: факты и документы. Противоречия послесталинского десятилетия. Берия, Маленков, Хрущев: варианты послесталинского развития СССР и их отражение в современных публикациях. Десталинизация, ее направления и оценки.  Экономическая и социальная политика в хрущевский период. «Застойный период» в истории СССР. Заговор против Хрущева и октябрьский переворот 1964 г в мемуарной литературе и публицистике. Реформы 1965 г. Объективные причины и субъективные факторы кризисных тенденций в СССР. Правозащитное движение. Оценки правозащитного движения в литературе. Советская внешняя политика в послевоенную эпоху. Проблемы послевоенного устройства мира. Кто начал «холодную войну»? Дискуссия о причинах и виновниках противостояния СССР и США в послевоенные годы. Складывание военно-стратегического паритета между СССР и США на рубеже 60-70-х годов. Период международной разрядки и его значение. Оценки и мнения о достижениях и неудачах советской внешней политики. Перестройка и распад СССР. Дискуссии об истоках и причинах перестройки. Экономические реформы М.С. Горбачева и их результаты  оценка. Общественно- политическая трансформация советского общества. Августовские события и распад СССР: оценки и мнения.  «Новое мышление» во внешней политике СССР: достижения и просчеты. Оценка реформаторской деятельности М.с. Горбачева. Россия на рубеже 20-21 вв. Рыночный выбор. Либеральные реформы в экономике: содержание, итоги, трудности и просчеты, оценки и мнения. Общественно- политическое развитие России. Противостояние властей 1993 года: причины. Последствия, оценки. Власть и общество в середине и второй половине 1990-х гг. Оценки политического курса В.В. Путина. Российская внешняя политика на рубеже веков: стратегические ориентиры, актуальные проблемы оценки и мнения.

        Календарно- тематический план факультативного курса

«Дискуссионные вопросы отечественной истории» 10-11 кл. (70 часов)

№ уро-

ков

Дата проведения урока

Название темы урока (раздела)

Кол-

во

часов

1

2.09

Введение

1

Раздел 1.  История России с древности до конца 16 века

13

2-3

9-16. 09

Восточные славяне в древности

2

4-6

23.09

30.09

7.10

Древнерусское государство ( 9-12 вв.)

3

7-8

14-21.10

Русь удельная (12-13 вв.)

2

9-10

11-18.11

Объединение русских земель и образование  русского централизованного государства ( 14-начало 16 вв.)

2

11-12

25.11

2.12

Иван Грозный и его эпоха ( 16 в)

2

13-14

9-16.12

Смутное время в России

2

Раздел 2. Россия в 17-18вв.

11

15-16

23.12

20.01

Россия в 17 веке

2

17-19

27.01

3.02

Петр 1 и его реформы

3

20-21

10.02

17.02

Эпоха дворцовых переворотов в истории России

2

22-23

24.02

3.03

Россия во второй половине 18 века: эпоха просвещенного абсолютизма

2

24-25

10.03

17.03

Социальные движения и крестьянские войны в России: старые и новые оценки

2

Раздел 3. Российская империя в 19 веке

11

26-27

31.03

7.04

Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный консерватизм

2

28-30

14,21,28.04

Реформы и контрреформы

3

31-32

5-12.05

Общественное движение в России

2

33

19.05

Итоговое повторение и обобщение

1

34-35

26.05

Резервное время

2

11 класс

Раздел 4. История России в 20-начале 21 вв.

35

36-38

2-9.09

Россия в начале 20 века

3

39-40

16-23. 09

Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития

2

41-44

30-7, 14,21.10

Становление советской системы

4

45-47

11,18,25.11

СССР в  1920-1930 годы

3

48-49

2-9.12

Великая Отечественная война

2

50-51

16-23.12

Советский Союз в послевоенные годы

2

52-54

20, 27.01

3.02

Противоречия послесталинского десятилетия

3

55-57

10,17-24.02

«Застойный период» в истории СССР

3

58-60

3,10-17.03

Советская внешняя политика в послевоенную эпоху

3

61-63

31.03

7-17.04

Перестройка и распад СССР

3

64-67

21-28.04

5-12.05

Россия на рубеже 20-21в.

4

68

19.05

Итоговое повторение и обобщение

1

69-70

Резервное время

2

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса факультативного  курса «Дискуссионные вопросы отечественной истории» 10-11 кл.

УМК для ученика

1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н «История России с древнейших времен до  для конца 19 века» ч.1-2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. -М., «Русское слово», 2009.

2.Загладин Н.В,  Козленко С. И.  История России. 20-начало21 века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.-М., «Русское слово», 2009.

УМК для учителя

 Программа элективных курсов предметной области «Обществознание для старших классов общеобразовательных учреждений;  авторы-составители В. К. Романовский, Е. Г. Калинкина-

Нижний Новгород, НРЛ, 2009.

Дополнительная литература 

 1.Сахаров А. Н., Буганов В.И. История России в 2-х частях . Профильный уровень 10 класс. – М., 2011.

Информационные источники 

1.История России с древнейших времен до начала 16 века- электронное пособие

2. Виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия – М., ООО «Кирилл и Мефодий»

3. Ратные подвиги А. Невского: видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»

4. Битва  на поле Куликовом: видеофильм-М., «Видеостудия 5.История России 20  века видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»

6. Последний император  России-М., «Видеостудия «Кварт»

7. Россия на рубеже  веков (экономика в начале века) : видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»

8.Социальная структура России на рубеже веков. Русско-японская  война :видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»

9.Общественное движение на рубеже веков. Образование политических партий: видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»

10.1 Мировая война: видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»

11. Россия в 1 Мировой войне: видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»

12.Февральская революция 1917: видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»

16. Октябрьское восстание. Гражданская война : видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века (11 класс)

Программа курса дополнительного образования «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными ...

Дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа элективного курса "Дискуссионные вопрсы изучения истории"...

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История семьи в истории Великой Отечественной войны»

Модуль «История семьи в истории Великой Отечественной войны» разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных ...

дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа для элективного курса по истории...

дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа для элективного курса по истории...

«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»

Рабочая программа элективного курса«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века»предназначена для обучающихся 11 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС О...

Рабочая программа ОДОД "Актуальные вопросы изучения истории"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актуальные вопросы изучения истории" предназначена для обучающихся 9-х классов. Цель дополнительной общеобразовательной про...