Урок истории по теме:"Культурная революция"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

 МБОУ СОШ с.Талица Елецкого района Липецкой области

Колпакова Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока истории в 11классе

«Культурная революция в 1920-1930 годы»

Предмет: история

Уровень образования: социально-гуманитарный профильный класс

Тема: Культурная революция в 1920-1930 годы

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, коллективная

Время проведения урока: декабрь

Участники: ученики 11 класса

Цель: изучить и объективно оценить содержание и итоги культурной революции

Задачи: систематизировать знания по теме

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:  

 

знать: хронологию событий, исторические реалии, культурные достижения и потери, памятники культуры 1920-1930 годов, художественные методы

уметь: работать с различными источниками информации, объективно оценивать исторические события, находить их положительные и отрицательные моменты, аргументировать свою точку зрения

личностные УУД: воспитывать уважение к истории и культуре страны, оценивать изменения в духовной жизни страны с точки зрения ценностей гуманизма

регулятивные УУД:  организация своей деятельности, применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи, определять цель и задачи  урока, умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм.

коммуникативные УУД:  формулирование и  аргументирование своей точки зрения, построение речевых  высказываний, умение строить монологическую речь, публичное выступление, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

познавательные УУД: классификация материала, умение выдвигать гипотезу, ставить проблемные вопросы, делать вывод на основании сравнительного анализа, поиск и выделение необходимой информации, предположений,  извлечение информации в соответствии с целью,    умение делать обобщение и выводы

Основные понятия: культурная революция, конструктивизм, социалистический реализм, сменовеховцы, пролеткульт, РАПП

Межпредметные связи: искусство, история

Ресурсы:  учебник Н.В.Загдания «История Отечества», энциклопедии «Аванта +» Интернет ресурсы, фильм «Земное и небесное», отрывки фильмов «Александр Невский», видеозапись балета Анны Павловой «Умирающий лебедь», аудиозаписи

Этапы урока

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность обучающихся, ФОУД

Формирование УУД

1-й этап Организационный.

Организа-ционный момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку,  организация внимания детей.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:  умение организовывать свою деятельность.

2-й этап  информационно-деятельностный

1.Мотивация  учебной деятельности,

включение в учебную деятельность

  •  Учитель предлагает вниманию обучающихся видеофрагменты: храмы Москвы, Ельца до октября 1917 года и в конце 1920 годов; школы дореволюционной России и Советской России

Проявление интереса к материалу изучения.

Сопоставление и анализ предложенных фрагментов.

Регулятивные:

-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи.

Познавательные:

анализировать предложенную информацию

2.Постановка цели и задач урока

-Какова тема, цель  нашего урока?

Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулирует тему урока: «Культурная революция: достижения и просчёты»

Предположения учащихся, ответ на вопросы.

Выдвигают варианты формулировок цели  урока, участвуют в их обсуждении.Анализируют. Формулируют  тему и цель урока.

Регулятивные :

определять тему, цель и задачи  урока,  выдвигать версии.

3.Постановка проблемы

.

 Проблемный вопрос: 

Чем стала культурная революция для России: шагом вперёд к прогрессу или духовной деградацией? ( объективные причины и задачи революции, достижения и просчёты)

Предлагают различные формулировки проблемного вопроса

Регулятивные:

-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи.

Познавательные:

выдвижение  предположений, аргументация

4.  Познание нового путём организации самостоятельного изучения материала

Работа в группах, каждая из которых представляет мини-проекты:

1Создание советской системы образования.

2.Приобщение народа к культурным ценностям

3.Формирование советской интеллигенции

4. Развитие советской науки

5.Утверждение марксистско-ленинской идеологии

6.Создание советской литературы и искусства

6. Утверждение атеистического мировоззрения

Работа с различными источниками информации, анализ исторических фактов, выдвижение гипотез, обобщение и осмысление найденной информации, формулировка выводов по предложенной теме исследования

Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать необходимуюинформацию,

-отражение основной материал в таблицах,схемах.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные:  планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

5. Групповое и индивидуальное представление

результатов деярезультатов

деятельности

(презентация информации)

Учитель предлагает презентующим и классу ответить на ряд вопросов, соответствующих представляемым темам

Каковы плюсы и минусы советской системы образования?

Кому стали доступны культурные ценности страны?

Какие памятники были разрушены?

Каковы заслуги советской власти на пути развития фундаментальных наук?

Можно ли восполнить интеллектуальные потери страны в годы революции?

Какие духовные ценности разрушала, а какие утверждала советская власть?

Работа в группах по решению практических задач.

ФОУД- групповая.

 Группы презентуют мини-проекты

Коллективно ученики делают выводы по каждой представленной в презентации и мини-проекте теме, отвечают на вопросы учителя и все вместе ищут ответ на основной проблемный вопрос урока

Познавательные:

применять полученные  знания для решения практических задач.

- умение определять понятие;

-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с  собственным опытом и знаниями.

 Коммуникативные:

- развитие навыков сотрудничества с учителем, со сверстниками

3-й этап рефлексия

Коррекция результатов и действий обучающихся

Выставление и комментирование отметок

Учитель предлагает ученикам ответить на проблемный вопрос урока

 Ученики формулируют выводы по каждой проблемной теме, анализирует свою деятельность по достижению цели;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Отвечают на проблемный вопрос, называют плюсы и минусы революции, извлекают исторические уроки: все преобразования должны служить интересам человека

Личностные:

-самооценка знаний и умений.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

4-ый этап Домашнее задание

Задает домашнее задание, комментирует его:

Параграф учебника 19, 21

Индивидуальные  тесовые задания

Творческое задание: эссе «Каков он, герой советской литературы 20 годов», «Идеалы Павла Корчагина»

 

Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание

Личностные:

-самооценка знаний и умений.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.



Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

 МБОУ СОШ с.Талица Елецкого района Липецкой области

Колпакова Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока «Механизмы участия граждан в политической жизни страны»

Предмет: обществознание

Уровень образования: общеобразовательный класс

Тема: Механизмы участия граждан  в политической жизни страны

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний с элементами деловой игры

Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, коллективная

Время проведения урока: ноябрь

Участники: ученики 9 класса

Цель: сформировать  у учащихся понимание механизмов участия граждан РФ в политической жизни общества: выборах, референдуме  

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:    

знать: понятия выборы, избирательное право, избирательный процесс, избирательные системы, принципы избирательного процесса в демократическом государстве, отличительные черты выборов в демократическом обществе,отличие референдума от выборов.

уметь:  определять свою роль как гражданина РФ;  выполнять свои права и обязанности согласно Конституции РФ,   выражать сознательную гражданскую позицию и грамотно, руководствуясь нормами права, активно участвовать в политической жизни страны

личностные УУД:  освоение обучающимися  социальной роли избирателя, формирование готовности к саморазвитию,  социальная адаптация, определение собственного отношения к современному политическому процессу, формулирование  гражданской позиции;

регулятивные УУД:  организация своей деятельности, применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи, определять цель и задачи  урока,умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция,   выдвигать версии.

коммуникативные УУД:  формулирование и  аргументирование своей точки зрения,

построение речевых  высказываний, умение строить монологическую речь, публичное выступление, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

познавательные УУД: классификация материала,  логические действия – анализ объекта, умение делать вывод на основании сравнительного анализа, выдвижение гипотез, поиск и выделение необходимой информации, предположений,  извлечение информации в соответствии с целью,    умение делать обобщение и выводы,  владение  смысловым чтением – самостоятельно вычитывать  концептуальную информацию, отражение основного материала в таблице.

Основные понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы, электорат.

Межпредметные связи: социология, политология, история

Ресурсы:  Конституция РФ, выдержки из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», избирательная урна, бюллетени

Этапы урока

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность обучающихся, ФОУД

Формирование УУД

1-й этап Организационный.

Организа-ционный момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку,  организация внимания детей.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:  умение организовывать свою деятельность.

2-й этап  информационно-деятельностный

1.Мотивация  учебной деятельности,

включение в учебную деятельность

 Учитель знакомит  высказыванием Софокла.

Эпиграф: «Люди не хотят, чтобы ими управляли.

Они хотят, чтобы их вели вперёд.»

                                            Софокл

  • О чем говорит Софокл?
  • К чему стремились люди во все времена?
  • Какое из прав  человека считается основным?

Проявление интереса к материалу изучения.

Высказывание собственных предположений на основе имеющихся знаний.

Регулятивные:

-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи. Коммуникативные:

- умения формулировать и  аргументировать свою точку зрения,

- строить речевые высказывания.

2.Постановка цели и задач урока

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься  с вами на уроке?  О чем будем говорить? – Что нам сегодня предстоит ещё выяснить? -Какова тема, цель  нашего урока?

Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулирует тему урока: «Голосование, выборы, референдум»; а также цель и задачи  урока -  знакомство с понятием «избирательное право»; знакомство с  принципами избирательного права; знакомство  с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования, с формами участия граждан в выборах.

Предположения учащихся, ответ на вопросы.

Выдвигают варианты формулировок цели  урока, участвуют в их обсуждении.Анализируют. Формулируют  тему и цель урока.

Регулятивные :

определять тему, цель и задачи  урока,  выдвигать версии.

3.Постановка проблемы

.

 Проблемный вопрос: 

-Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?

Выдвигают предположение, аргументируют.

Регулятивные:

-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи.

Познавательные:

выдвижение  предположений, аргументация .

4.  Познание нового путём организации самостоятельного изучения материала

Организация коллективной работы с материалом учебника,  с раздаточным материалом

Комментированное чтение,

составление схем и таблиц по основным понятиям урока.

(См. Приложение 1)

Работа с материалом учебника, с раздаточным материалом. Комментированное чтение

ФОУД- коллективная.

Составление схем и таблиц по основным понятиям урока.

Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать необходимуюинформацию,

-отражение основной материал в таблицах,схемах.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные:  планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

5.Закрепление полученных знаний. Контроль усвоения материала.

Учитель предлагает ряд практических  заданий на применение полученных знаний:

  1. «Разреши ситуацию»
  2. «Найди ошибку».
  3. «Соотнеси  понятие»

(См. Приложение 2)

Работа в группах по решению практических задач.

ФОУД- групповая.

Учащиеся представляют результаты своей работы

Познавательные:

применять полученные  знания для решения практических задач.

- умение определять понятие;

-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с  собственным опытом и знаниями.

 Коммуникативные:

- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками

6.Применение полученных знаний для решения творческих заданий.

Организация деловой игры «Выборы кандидата в Совет школы»

(часть материалов готовится учащимися заранее)

 Моделирование ситуации выборов ,голосования с соблюдением всех необходимых требований к процессу.

ФОУД- коллективная.

Личностные: 

- принятие обучающимся определенной социальной роли,

- формирование готовности к саморазвитию

- социальная адаптация.

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

Коммуникативные:

- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками

Познавательные:

применение полученных знаний для решения творческих заданий, моделирования ситуации.

3-й этап рефлексия

Рефлексия

Посмотрим  на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:

Сегодня на уроке я …

Самым полезным и интересным для меня было….

Я встретился с трудностью при …

У меня хорошо получилось..

Мне это необходимо для…

Строки самому себе..

Скажи комплемент новой теме..

Анализирует деятельность по достижению цели;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Личностные:

-самооценка знаний и умений.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Домашнее задание.

1.§ 6, вопросы.

2. Вариативная часть

а)Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):

  1. Почему так важно участие граждан в выборах?
  2. Зачем нужны выборы?
  3. Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах?

б) выполнить практикум №1,2,3

Учащиеся записывают домашнее задание, анализируют вариативную часть.

Личностные: личностное самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».

Урок истории в 9-й класс.  Относится к первому разделу  «Россия на рубеже  XIX –XXвв.  Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...

Наглядное пособие (презентация) к уроку истории по теме "Научная революция XVII века" в 7 классе

Данная презентация будет полезна учителям истории как наглядное пособие для подготовки к уроку, а также ученикам 7 класса как наглядный конспект урока для подготовки домашнего задания по теме...

Презентация по истории по теме Развитие революции весной-осенью 1917 года

Презентация по истории по теме Развитие революции весной-осенью 1917 года (для 9 класса)...

Тест для 6 класса по истории России. Тема «Неолитическая революция»

Тест для 6 класса по теме "Неолитическая революция"...

Технологическая карта урока истории по теме: Великая русская революция

Технологическая карта урока истории по теме:"Великая русская революция 1917 года" составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО и историко-культурного стандарта. Может использоваться на ...

Рабочий лист урока истории по теме «Парламент против короля. Революция в Англии», 7 класс

Рабочий лист урока для самостоятельного изучения материалов параграфа...