Архитектурный комплекс Москвы как "Третьего Рима"
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему

Кузнецова Наталия Николаевна


Статья представляет собой дополнительный материал к изучению курса истории по теме "Русская культура в XIV - XVII веках".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arkhitektura_moskvy_xiv-xvii_vv.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Архитектурный комплекс Москвы, как «Третьего Рима»

        В современных учебниках истории России, так или иначе,  представлен материал, посвященный русской культуре, ее традициям, развитию и той роли, которую сыграла Русская православная церковь в духовно – нравственном развитии общества. Между тем, каждый учитель истории знает, насколько трудно достойно и доходчиво  изложить тему  взаимосвязи Руси и Византии,  объяснить смысл «Подмосковной Палестины» святейшего патриарха Никона. А между тем Ново – Иерусалимский монастырь  - это как бы кристаллизация и вершина развития очень древних традиций русской православной культуры, берущих свое начало в X веке, со времен крещения Руси князем Владимиром.

В процессе изложения материала, касающегося  истоков русской культуры вообще и русской православной культуры в частности, учителю необходимо обращать внимание на то, что Византию  и ее столицу Константинополь  в Европе называли «империей греков» из-за преобладания в ней с VII века греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом. Византия   почитала  святыни, связанные с  земной жизнью Иисуса Христа, которые находятся на Святой земле, и как все государства,  исповедовавшие христианскую веру, по – своему воссоздавать значимые христианские объекты Иерусалима.

        Приняв веру от православной Византии, Русь стала выстраивать образ Киева по образу столицы Византии - Царьграда. Уже в X веке, постройкой и освящением знаменитой Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы, Киев, подобно Константинополю, посвятил себя Царице Небесной (11 мая 330 года император Константин посвятил свою новую столицу Богоматери, что было отмечено в греческом месяцеслове как праздник «обновления Царьграда», и на этот же день – или по другим источникам – 12 мая, равноапостольный князь Владимир назначил освящение Десятинной церкви, повелев внести это событие как праздник в месяцеслов русский (Илларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати // Молдован А.М. Слово о законе и благодати Иллариона – Киев,1984.).

        В XI веке Ярослав Мудрый, сын Владимира,  Строит в Киеве величественный Софийский собор во образ Софии Константинопольской и сооружает новую крепостную стену города, где главные и парадные ворота получают название Золотых, как в Константинополе (Житие и хождение Даниила Русской земли игумена //Памятники литературы Древней Руси. XII век – М., 1980). А в Константинополе  они были созданы по образу  Золотых ворот Иерусалима, через которые Иисус Христос совершил свой «вход в Иерусалим». Во время арабского завоевания Палестины они были заложены, но для христианского сознания они сохранили свое великое значение. То, что русские могли реально проследить эту связь, говорят исторические документы и, в частности, «Слово о законе и благодати»  митрополита Киевского Иллариона, на которое я уже ссылалась.

 На Золотых воротах была поставлена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, что означало «вход» Сына Божия в мир человеческий.

Еще одна деталь, характерная для христианской градостроительной культуры, истоки которой лежат в Палестине. Это «поклонные» горы, которые,  помимо Киева, были и частично сохранились у Владимира, Новгорода,  Москвы и почти у всех крупных городов и монастырей. Монастыри на Руси с древнейших времен создавались и воспринимались как град небесный: «Монахи подражают ангелам, мирские должны подражать монахам»,-  это поучение преподобного Иоанна Лествичника лежало в основе всей жизни Святой Руси.

Но отдавая должное  преемственности христианских традиций,  учителя обязательно должны  акцентировать внимание обучающихся на  том, что русская культура, сохранив основополагающие каноны, создала свой новый, самобытный образ, благодаря сознательному творчеству. Особенно отчетливо это проявляется в Москве – столице централизованного Русского государства, которая воплотила в себе черты столиц бывших удельных княжеств и образ Святого града, Нового Иерусалима. После того, как был сооружен Покровский собор, установилась традиция широких народных молебствий и шествий на Красной площади. Особенно торжественным и знаменательным становится крестный ход XVII веке в Вербное воскресение  из Кремля к Покровскому собору, в котором есть придел во имя праздника Входа Господня в Иерусалим. Этот крестный ход послужил причиной тому, что храм Покрова Пресвятой Богородицы (Василия Блаженного) стали называть Иерусалимом: «Немало изумлялись московскому диву и иностранные путешественники старого времени, например, XVII столетия. Они по большей части называли его Иерусалимом, говоря, что тат он прозывался в то время и в народе» (Лебедев Л. Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности.- 1982).

Исторические источники говорят, что архитекторы – строители собора построили его не «яко повелено бытии Великим князем Иваном Васильевичем, но яко…разум даровася им в в размерении основания…» (Новый Иерусалим. Памятники архитектуры XVII – XVIII веков.- М., 1976). Перед нами пример, как реальный результат   вдохновенного творческого переосмысления задачи становится образом вечного, непреходящего.

Иерусалимские образы пытался воплотить в Москве и Борис Годунов. В самом начале  XVII века возник проект постройки в Кремле собора по подобию Гроба Господня (Воскресения Христова) В Иерусалиме. Но проект предусматривал уничтожение Успенского собора Кремля и к тому же был настолько дорогостоящим, что вызывал сильные возражения (Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва – Третий Рим» - М., 1982).

        На что еще, мне кажется, следует обратить внимание. Система  символического комплекса Москвы как «Третьего Рима» включает в себя, помимо Кремля,  также стену Китай – города, построенную Петроком Малым, четырнадцать храмов, возведенных Алевизом Новым, и Новоспасский монастырь, и Богоявленский монастырь, и дворцы Измайловский, Коломенский, в художественных образах которых присутствовали  изображения еще не канонизированных тогда личностей. Все это показывает двойственный характер идеи «Москва – Третий Рим». Родившись в церковной среде, она  продолжала традиции, заложенные князем Владимиром, но, вместе с тем, не могла не соответствовать политическим и культурным столицам мира того времени.

        Если прикоснуться к теме русской религиозной живописи, то надо сказать, что свои самобытные черты она стала приобретать в XII-XIII веках. История сохранила имя мастера «святого ремесла» Киево – Печерского монастыря: его звали Алимпий (? – ок.1114). Он прошел выучку у греков из Царьграда, постигая секреты мозаики, фрески, иконописи.  К сожалению, работы мастера утрачены. Но сохранился список с иконы Алимпия «Успение», сделанный мастером Симоном Ушаковым, иконописцем XVII века.  Киев к концу XII века совершенно теряет свою былую значимость, то Северо-Восточная Русь в начале XIII века находится в стадии наивысшего расцвета. Центром её становится  Владимир, крупная иконописная мастерская работала при епископском дворе в древнейшем городе Ростове, другие города, например Ярославль, также становились художественными центрами. В этот период иконописцы создают не только фрески, но и деревянную миниатюру,  и примером тому являются новгородские иконы. Имена мастеров неизвестны и только XIV столетие одаривает именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия – мастеров русской иконописной школы. Иконы этих мастеров хранятся в Государственной Третьяковской галерее, музеях Московского Кремля, а фрески Дионисия мы можем увидеть  в алтарной части Успенского собора Московского Кремля, который он расписывал по заказу Ивана III, собирателя земли русской.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия "Историко-архитектурный комплекс "Теремок" (бывшая усадьба М. К. Тенишевой)

Заочная экскурсия "Историко-архитектурный комплекс "Теремок" (бывшая усадьба М. К. Тенишевой). Презентация, составленная учащимися после посещения музея....

Культура России в XIX веке на примерах архитектурных сооружений Москвы и Санкт – Петербурга.

    Абубакирова Н.Ш.Воспитывать  на идеалах красоты и совершенстваИнтегрированный курс по теме «Культура России в XIX веке на примерах архитектурных сооружений Москвы и Санкт – П...

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМ КОМПЛЕКСЕ (Москва, 2013 год) ЕВСКА (ГТО)

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (далее – Комплекс) является программно-нормативной основой физического воспитания различных групп населения Российской Федерации, определяющей концептуал...

Урок ИЗО - Проект "Архитектурные памятники Москвы"

Коллективная проектно-исследовательская работа на уроке. Сценарий урока возможен для учащихся 4-7 классов....

Архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга

Презентация к уроку ИЗО в 6 классе по программе Кузина В.С....

« Маленький мир Большого пруда природного историко-архитектурного комплекса «Усадьба Воронцово» осенью».

Цель работы: изучить состояние  и особенности фауны Большого пруда «Усадьбы Воронцово» в осенний период и оценить экологическое состояние прудаЗадачи работы:Познакомиться с истор...

Знаменитые архитектурные ансамбли города Москвы и города Кызыл

Ознакомление с видами архитектуры Москвы....