"Кардинальные изменения в экономике: индустриализация и коллективизация".
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Конспект урока в 11 классе по теме форсированная индустриализация и коллективизация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Кардинальные изменения в экономике: индустриализация и коллективизация".

Цели: выяснить причины хлебозаготовительного кризиса; обеспечить усвоение учащимися причин, сущности, последствий индустриализации страны; продолжить формирование умений работать с картой, историческими документами, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.

Оборудование: презентация, исторические документы, таблицы, сообщения учащихся.

Этапы

                                                      Ход урока

1. Орг.момент

2. Проверка д/з

3. Объяснение новой темы.

Желтая методичка Данилов 9 кл. с. 79

Учебник 11 кл.

Левандовский

Дискуссия

      с. 158

Заполнение таблицы

Желтая методичка

С. 80

Сообщение уч-ся

Заполнение таблицы

Сообщения учащихся

Заполнение таблицы

Желтая методичка

С. 80

Работа с документами

Подведение итогов.

Д/з п.20

1) Проверочное тестирование (2 чел.)

2) Подготовка развернутого ответа по карточкам. (3 чел.)

1. В чем заключалась двойственность (противоречивость) внешней политики СССР в 20-е гг.?

А) - Что такое Коминтерн и какие функции он выполнял?

     - Какую роль играла партия большевиков в деятельности Коминтерна?

Б) - Какие страны первыми подписали мирные договоры с РСФСР?

     - Почему ведущие капиталистические страны подписали торговые договоры с Советской Россией?

В)    -Какие проблемы решались на Генуэзской конференции в апреле    1922 г.?

       - Почему русская делегация подписала договор о восстановлении дипломатических и экономических отношений с немецкой делегацией в Рапалло?

Сделайте вывод.

Доп.вопросы. Объясните понятия: "Полоса признания", принцип мирного сосуществования, "план Дауэса", Локарнские соглашения, пакт Бриана-Келлога, "рабочие правительства".

1. Вступительная речь учителя.

В 20-е годы во всем мире происходит восстановление и развитие рыночного хозяйства. Повсеместно наблюдается экономический поъем. Но к концу 20-х гг. начался кризис перепроизводства крупнейший за всю историю Запада (1929-1933гг.)

                                 Существовало 2 пути выхода из кризиса:

1) Государственное регулирование хозяйственной жизни и социальных отношений, но с сохранением демократических ценностей. (Анг, США, Фран.) - были колонии.

2) Введение диктаторских форм правления с полным свертыванием демократии, жесткий контроль государства над экономикой, возобновление борьбы за передел мира. ("фашизм"-связка. Италия, Испания, Германия).

    Проблемный вопрос: каковы значение и цена рывка, совершенного в СССР в 30-е годы?           

                 Причины хлебозаготовительного кризиса в СССР (1927-28гг)

1) Низкие закупочные цены на зерно  2) дефицит товаров повседневного спроса (для обмена нас/х продукцию)  3) неурожайные год  4) возможность скорой войны с Англией (крестьяне прятали хлеб)

следствием этого явилось

                                   -сокращение хлебозаготовок;

                                   -снижение хлебного экспорта;

                      -сокращение импорта для нужд индустрии;

                                  -угроза голода в городах и армии.

                                                                 

     Чрезвычайные меры правительства по изъятию хлеба у крестьянства  (возвращение продразверстки)

          Сокращение посевных площадей, массовый забой скота.

                                         Пути выхода из кризиса:                      

Т.з. Н.И.Бухарин                                                                  Т.З. И.В.Сталин

Не замедляя темпов индустриализации         Форсировать индустриализацию,

увеличить выпуск промтоваров,                       провести сплошную коллективизацию,

сбалансировать цены на зерно и                     колхозы- надежный канал перекачки

технические культуры, усилить                        ресурсов на нужды индустриализации из

налогообложение кулаков.                               деревни. В то же время будет уничтожено

  ( менее противоречива,                                       кулачество и обеспечен полный

  социальное спокойствие  )                                 гос.контроль над крестьянами.

                                                                                    (огромные социальные издержки, гибель    

                                                                                     тысяч людей)

? - Какая т.з. вам  кажется более верной и почему?

Победила т.з. Сталина,  Бухарина обвинили в "правом уклоне",а его соратников лишили высоких постов.

                                                     

                                                            Индустриализация.

Цели

Результаты (+)

Последствия ( -)

1. Развитие новых отраслей промышленности.

                 +

Экстенсивное развитие экономики ("вширь")

2. Ликвидация технико-экономической отсталости.

Превращение в мощную индустриально-аграрную державу. (2-е место после США)

Преобладал ручной труд в строительстве, в с/х. Отставание легкой промышленности.

3. Достижение экономической независимости.

                    +

Создание автаркичной экономики (обособленной от других стран)

4. Создание ВПК.

                    +

Укрепление обороноспособности страны.

Создание условий для военно-политической экспансии сталинского руководства.

5. Подведение технической базы под с/х.

                     +

Формирование насильственной политики сплошной коллективизации.

 

                                              Источники индустриализации.

1) Изыскивали внутри страны: - из легкой промышленности,

                                                          - из с/х;

2)  Экспорт зерна, золота, леса, пушнины;

3) Высокие налоги с населения (особенно на нэпманов),  ликвидация частного сектора к 1933г.;

4) Нематериальный источник - духовная энергия трудящихся (соц.соревнования с 1929г., стахановское движение)

О Г.Стаханове

Чтение доп. материала методичка Арасланова с. 131 о трудовых подвигах .

                               Плановая экономика. Первые пятилетки.

Первая пятилетка

Вторая пятилетка

Годы

1928-1932

1933-1937

Задачи

наращивание экономической и

военной мощи государства максимально

высокими темпами

 окончательная ликвидация частной собственности на основе полного завершения коллективизации; дальнейшего быстрого подъёма промышленности, производящей средства производства (тяжёлой промышленности); быстрый подъём благосостояния рабочих и крестьян; укрепление обороноспособности страны.

Крупнейшие стройки

ТурксибДнепроГЭС, металлургические

 Заводы в МагнитогорскеЛипецке 

и ЧелябинскеНовокузнецке,

 Норильске а такжеУралмаш,

тракторные заводы в Сталинграде

ЧелябинскеХарькове,

УралвагонзаводГАЗЗИС

 (современный ЗИЛ) 

Уральский завод тяжёлого машиностроения, Краматорский завод тяжёлого машиностроения, Уральский вагоностроительный завод, Криворожский ,Новолипецкий ,Новотульский металлургический завод. Беломорско-Балтийский канал, В 1935 году открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11,2 км.

Итоги

«Великий перелом» —форсированная индустриализация

 (выражение И. В. Сталина)

Выполнена за 4 года и 3 мес.

введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. Производительность труда в промышленности выросла на 90%

Выполнена за 4 года и 3 мес. 

Реальный результат: большинство важнейших показателей вообще не были выполнены. Под сомнение ставится и объявление нашей страны индустриальной, т.к. в к. 30-х гг. с/х вносило больше дохода, чем промышленность.

Доп.информация о строительстве Турксиба, Магнитогорска и Беломорско-Балтийский канала.

                                                          Коллективизация. 1928-1937 гг.

 Принято решение на XV съезде ВКП(б) в 1927 году

7 ноября 1929 в газете "Правда" появилась статья Сталина "Год великого перелома" - коренная перестройка с/х и эксплуатация "внутренней колонии" - крестьянства для нужд индустрии.

Цели

Результаты (+)

Последствия ( -)

1. Налаживание канала прекачивания средств из деревни в город на нужды индустрии.

                     +

Проще выкачать средства из нескольких сот тысяч крупных хозяйств, чем из миллионов мелких.

Отвлечение огромных средств от развития с/х и инфраструктуры села.

2. Ликвидация кулачества как класса.

Последний островок рыночных отношений был ликвидирован.

Политика ликвидации кулачества как класса лишила наиболее предприимчивых, независимых крестьян, раскулачено и сослано в Сибирь, Казахстан то 3,5 до 9  млн. чел. Укрепление сталинской диктатуры.

3. Огосударствление сельскохозяйственного производства.

                       +

К сер. 30-х гг.в  колхозы объединили 93% крестьянских хоз-в. Гос.заготовки увеличились втрое. Созданы условия для промышленного скачка.

Ликвидация экономических стимулов развития с\х производства.

4. Ликвидация "аграрного перенаселения" - раскулачиание.

Значительное сокращение численности сельского населения.

Массовый "исход" крестьян из деревни.  По усредненным оценкам только 6 млн людей умерли от голода, 2 млн были депортированы. Дефицит рабочей силы на селе.

1 группа методичка Арасланова с.129-130

- С какой целью проводилась коллективизация?

- Когда должна бала завершиться коллективизация?

- Какими методами осуществлялась коллективизация?

- С какой целью "двадцатипятитысячники" приезжали на село?

2 группа  Учебник 11 кл. Левандовский с. 163

-Определите демографический состав спецпереселенцев?

- Почему была высока смертность среди них?

С 1928 г. создание государственных  МТС -машинно-тракторные станции.

Вывод: за годы первых пятилеток СССР совершил гигантский скачок в развитии тяжелой промышленности, но это скачок был куплен ценой огромных трудностей для всего народа: лишения, голод, смерть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Индустриализация и коллективизация

Индустриализация и коллективизация...

Тест по теме Индустриализация и коллективизация

Данное тестирование  предназначено  для обощения  и проверки знаний учащихся по теме Коллективизация и индустриализация в 20--30 годы 20 века...

Презентация "Социалистическая индустриализация и коллективизация" урок в 9 классе

Презентация "Социалистическая индустриализация и коллективизация" к уроку в 9 классе. Опорные схемы....

Презентация по теме "Индустриализация и коллективизация"

Учебная презентация: https://yadi.sk/i/ujRODz8ferkn9Q...

Тест по теме: "Наступление социализма по всему фронту. Индустриализация и коллективизация". 10 класс. Кубановедение.

Проверочный тест по теме: "Наступление социализма по всему фронту. Индустриализация и коллективизация". 10 класс. Кубановедение. Составлен по новому учебнику под ред. А.А.Зайцева 2018 года. ...

тест-презентация Индустриализация и коллективизация

презентация, посвященная теме Индустриализация и коллективизация. Итоговый тест...