Великая Отечественная война в судьбах учителей и выпускников Тетюшской средней школы № 1 (Из опыта поисково-исследовательской работы учащихся МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»)
статья по истории (9 класс) на тему

Мышев Юрий Владимирович

Изучение истории Великой Отечественной войны имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся, формирования у них гражданственности. Самостоятельный поиск информации, исследовательская работа, изучение источников, встречи с ветеранами войны способствуют приобретению учащимися личностного смысла в изучении истории войны.

В Тетюшской средней общеобразовательной школе №1 такая исследовательская работа ведётся системно на протяжении ряда лет. Особое значение мы придаём изучению истории нашей школы военных лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Великая Отечественная война в судьбах учителей и выпускников Тетюшской средней школы № 1

(Из опыта поисково-исследовательской работы учащихся МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»)

Мышев Юрий Владимирович,

Республика Татарстан г.Тетюши, МБОУ «Тетюшская средняя

общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза

Ханжина П.С.»»

 

Изучение истории Великой Отечественной войны имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся, формирования у них гражданственности. Самостоятельный поиск информации, исследовательская работа, изучение источников, встречи с ветеранами войны способствуют приобретению учащимися личностного смысла в изучении истории войны.

В Тетюшской средней общеобразовательной школе №1 такая исследовательская работа ведётся системно на протяжении ряда лет. Особое значение мы придаём изучению истории нашей школы военных лет. Эта работа включает в себя следующие основные направления:

1. Наша школа в годы Великой Отечественной войны.

2.  Учителя школы – участники войны.

 3. Выпускники школы на фронтах Великой Отечественной.

Учащиеся ведут также исследовательскую работу по направлениям: «Семейная реликвия», «Мой прадед – участник войны», «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи». Так, исследовательская работа ученицы 11 класса Герасимовой Юли посвящена изучению фронтовой судьбы её прабабушки Шустовой Надежды Михайловны. Исследование основано на изучении дневника прабабушки, который она начала вести в блокадном Ленинграде в 1941 году.  

Евсеев Максим и Лейсан Нугманова посвятили свои исследования изучению истории фронтовых судеб своих прадедушек. Использовали документы и фотографии из семейных архивов. Их работы были отмечены на районном конкурсе исследовательских работ.

Мы активно сотрудничаем с общественными организациями города, библиотеками, краеведческим районным музеем, Советом ветеранов района.

Учащиеся исследуют судьбы тетюшан, которые принимали участие в крупнейших сражениях Великой Отечественной войны. В ходе такой работы было установлено, что 288 наших земляков защищали Ленинград и Сталинград, более 400 участвовали в боях на Курской дуге, 311 штурмовали Берлин. 99 воинов награждены орденом Красной Звезды, орденами Славы II и III степене – 236, медалями «За отвагу» - 214, «За боевые заслуги» - 298.Собраны материалы о восьми наших земляках, удостоенных звания Героя Советского Союза, пяти полных кавалеров Ордена Славы.

Отдельным направлением исследовательской работы является изучение вклада в победу тружеников тыла. Так, на полях района в годы войны работали 63 девушки-трактористки, 35 женщин руководили полеводческими бригадами. Немало интересного можно обнаружить на страницах районной газеты «Ленинская правда» военного времени. Так, в номере от 19 октября 1941 года в заметке «Подарки школьников» есть сведения об учащихся нашей школы: «В Тетюшской неполной средней школе учащиеся собрали 100 рублей, на которые купили для бойцов Красной Армии ватный пиджак, ватные брюки и две шапки. Больше всех собрали денег 52 рубля учащиеся второго класса (учительница Быстрова Л.И.), 21 рубль внесли первоклассники».

Во время встреч с ветеранами педагогического труда города были записаны их воспоминания об участии учащихся и учителей нашей школы в сборе теплых вещей: носков, варежек, ватных курток, брюк, овчин на полушубки, одеял, шарфов, свитеров, шерсти, валенок.

 

Среди выпускников нашей школы два Героя Советского Союза и один полный кавалер Ордена Славы. Нашей школе присвоено имя Героя Советского Союза, выпускника школы Ханжина Павла Семеновича. На протяжении ряда лет мы вели переписку с ним, проводили встречи, собирали материалы о его жизни и подвиге. Павел Семёнович Ханжин во время войны  командовал взводом разведчиков. Им предстояло форсировать реку Днепр в 1943 году. Под ожесточенным огнём врага воинам удалось переправиться на противоположный берег и закрепиться там до прихода основных сил. Солдатам под командованием Ханжина пришлось отбивать атаки фашистов. Во взводе осталось 9 человек, но они удержали в своих руках окраину хутора до прихода помощи. За эту операцию Павел Семёнович был удостоен звания Героя Советского Союза. Ханжин проживал после войны в Душанбе. Павел Семёнович был участником Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, а также юбилейного парада в 1995 году.

Другой выпускник школы – Герой Советского Союза Иванов Николай Петрович. Он был представителем комсомольского поколения 1920-х годов. Его артиллерийский полк проявил исключительную стойкость в боях на Курской дуге. За два дня боев было уничтожено 18 танков, 4 артиллерийских и 4 минометных батареи, до 3-х рот пехоты противника. Иванову Н.П. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Полным кавалером ордена Славы стал Малкин Петр Иванович. В 1930 году он поступил учиться в школу рабочей молодёжи, когда её директором был его дядя Малкин Петр Максимович. Затем учился в зоотехническом техникуме. Воевал в 250 стрелковой дивизии наводчиком противотанкового орудия. Прошёл боевой путь от Сталинграда до Берлина. На рейхстаге оставил надпись: «Мы из тех, кто стоял насмерть у стен Сталинграда и кто штурмовал логово фашистского зверя – Берлин. Прошёл путь от Сталинграда до Берлина. Малкин П.И. из Татарии».

Большое внимание на протяжении ряда лет нами уделяется изучению темы «Выпускники Тетюшской средней школы №1 военных лет». Оформлена соответствующая экспозиция в школьном музее, собраны материалы вещи, фронтовые письма, фотографии выпускников огненного 1941 года.

В ходе поисковой работы удалось выяснить, что из 178 выпускников школы на фронт ушли 62 учащихся. Более половины из них погибли. Собраны сведения о многих выпускниках 1941 года.

Вот некоторые судьбы.  

Геннадий Тюльматов. После окончания Оренбургской зенитной школы был направлен защищать Москву. Затем, в Орловско-Курской операции 17 июля 1943 года был тяжело ранен, помещен в госпиталь села Мезенки. А всего в 4 км от умирающего сына находился тогда его отец Филипп Алексеевич. Но не пришлось им больше увидеться.

Выпускник 10 А класса Владимир Прохоров. Окончив десантную, а затем кавалерийскую школу под Москвой гвардии лейтенант Прохоров воевал на Юго-Западном фронте, командуя кавалерийским полком. Погиб под Харьковом в 1942 году. Шёл ему всего 19-ый год.

Тюрин Валентин. Выпускник 10 Б класса. Он мечтал быть танкистом, а в жизни пришлось учиться в Вольском училище химической защиты. За отличное обучение ему было присвоено звание старшего лейтенанта. Последнее письмо от него пришло 21 июня 1942 года. На все запросы родных – был один ответ: пропал без вести.

Многим выпускникам не довелось вернуться с войны.

В небе под Сталинградом был сбит самолёт Александра Тарасова. В Смоленской битве сгорел в танке Бурев Николай. Пропали без вести Бакушин С., Родионов С., Куликов А., Мыркин П., Шепелин В. В братских могилах ордена Глухова И., Прохорова В., Софронова М., Сорокина А., Хабарова Ю., Павлова К. …

Начальником артвооружения зенитного дивизиона прошел войну майор Песков Н.В. Его зенитный дивизион сбил 86 самолетов противника.

С орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» пришел с войны гвардии старший сержант Орлов А.К. После войны он работал заместителем Председателя Верховного суда РСФСР.

Особая страница истории школы военных лет связана с судьбами девушек – выпускниц нашей школы.

Яшкова М.А.с 1943 по 1945 годы служила инструктором снайперского дела. Обучала девушек в школе снайперов.

Башина А.М., выпускница 1940 года всю войну проработала на оборонном заводе г.Чапаевска. Награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Участвовала в обороне воздушных подступов к Москве Тенилина В.П.

В архиве нами была обнаружена старая тетрадь – «Книга приказов по Тетюшской средней школе», которая велась в годы войны. Пожелтевшие страницы. Сухие протокольные строки школьных приказов, написанных фиолетовыми чернилами… А за строчками – полная драматизма жизнь учителей военных лет. В течение нескольких месяцев нами велась работа по изучению истории их фронтовых судеб.  

Директор школы Г.С.Фарафончев.  погиб 28 июня 1942 года в Белгородской области. Пропал без вести ушедший после него на войну директор Н.С.Вяткин.

В начале войны были призваны на фронт учителя братья Николай и Герман Гришины. Н.Д.Гришин в июле 1942 года был комиссован по болезни, а  Г.Д.Гришин, учитель географии погиб, защищая Москву в 1942 году

В марте 1942 года ушёл на фронт преподаватель биологии и химии А.М.Волгин. Ему пришлось пройти через плен. После войны вернулся домой. В одной воинской части довелось воевать учителям С.В.Акселю и Е.Е.Ерхову. Аксель Сергей Васильевич на фронт ушел в июне 1942 года.  Он был талантливым учителем, прекрасно знавшим математику. Погиб 7 сентября 1942 года в деревне Дубна Калужской области. Похоронен в братской могиле. А Николаю Ефимовичу Ерхову посчастливилось вырваться из пекла живым, но он был тяжело ранен. Вернувшись домой, преподавал в школе физику, работал инспектором в РОНО.

В 1942 году ушёл на Сталинградский фронт С.Т.Грошев. Там он был зачислен в танковый экипаж. Был дважды ранен. Демобилизовался в декабре 1944 года. В 1946 году был назначен в среднюю школу № 1 завучем, потом работал преподавателем русского языка и литературы до 1956 года.

Ещё одно направление исследовательской работы связано  с изучением фронтовых судеб учителей школы участников войны, работавших в нашей школе в послевоенные годы.

Директором школы в 1965-1979 гг. работал М.А.Басов. Михаил Александрович знал все тонкости работы учителя, был профессионалом своего дела. В ноябре 1939 – марте 1940 гг. добровольно ушёл на финскую войну. Во время Великой Отечественной воевал в 119 отдельной курсантской бригаде, которая участвовала в боях за Кавказ, защищала перевалы под городом Сочи, потом под городом Туапсе. Был ранен в ногу. Вернувшись после госпиталя, в 1943 года участвовал в боях на реке Миус. При освобождении Таганрога был тяжело ранен. После войны вернулся в Тетюши и до 1965 года работал в средней школе № 1.

В 1941 году был призван в армию учитель Крахмов И.Я. Он окончил  Чкаловское училище зенитной батареи. Командовал взводом, был заместителем командира дивизиона 38 гвардейской стрелковой дивизии. Воевал на Центральном и Западном фронтах.  Демобилизовался в 1955 году. С 1961 года работал учителем математики в нашей школе.

Много лет проработал в школе сначала учителем математики, а затем завучем Фуражков Б.М. В 1940 году он закончил учебу в Московском государственном педагогическом институте им. К.Либкнехта на физико-математическом отделении. Был направлен на работу в Узбекистан. В 1941 году, в декабре был мобилизован на фронт. Воевал всю войну в артиллерии. В 1946 году. Вернувшись в Тетюши, начал работать в школе. Среди многих наград имел орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I и II степени. За добросовестный многолетний труд в школе ему было присвоено звание «Отличник народного просвещения».

2 июля 1941 года началась война для учителя Ляпченкова М.В.  Он служил в Белоруссии, воевал на Западном фронте. С ноября 1941 года был командиром пехотного отделения, участвовавшего в обороне Москвы. 9 января 1942 года был ранен. После излечения окончил танковое училище. В 1944-1945 гг. воевал в Польше, Германии, Чехословакии. С 1951 по 1983 гг. работал учителем английского и немецкого языков в первой школе.

Учителем русского языка после войны работал в школе С.Т.Грошев. Прекрасно знал литературу учитель В.Н.Косачев. Родом он был из Махачкалы. Старший лейтенант запаса, участник войны. Любил стихи Маяковского, ставил с учащимися сцены по произведениям поэта.

Учащаяся 11 класса Юля Блинникова написала исследовательскую работу о своём дедушке, учителе средней школы №1 Блинникове Борисе Васильевиче. Начало войны застало его на территории Белоруссии. 6 июля 1941 г. произошел первый бой с немцами. Потом нашим воинам пришлось отступать за Днепр. Бои там были ожесточенные. Часть попала в окружение и Борис Васильевич оказался в плену. Вместе с товарищем ему удалось бежать с поезда, который отправлялся в Германию. В Тетюши он вернулся в 1945 году. Работал учителем физики в Тетюшской школе № 1.

По результатам исследовательской работы проводятся школьные конференции, материалы публикуются в местной печати. Совместно с районной библиотеки нами проводятся регулярные встречи с ветеранами войны, а также с  тетюшанами, детство которых пришлось на военные годы. Волнующей была встреча учащихся с районным хором ветеранов, когда в зале стилизованном под землянку школьники вместе с ветеранами пели песни военных лет, слушали воспоминания участников войны. Запоминающей была поездка учащихся вместе с ветеранами войны в Волгоград на Мамаев курган.

Встречи и беседы с ветеранами, работа с документами, мемуарами, дневниками, письмами, семейными архивами, статьями из фронтовых газет приближает учеников к изучаемым на уроках истории событиям Великой Отечественной войны, создаёт особый эмоциональный фон и способствует их гражданско-патриотическому воспитанию.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

Великая Отечественная война в судьбе нашей семьи

Рассказ ученика 5 класса Древетняка Георгия  освоем прадеде...

Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.

9 Мая исполняется 70 лет Великой отечественной войне. В каждой семье обязательно говорят об этом событии, вспоминают,   как воевали,  и трудились в тылу  родные. Для нас второкласс...

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в судьбе моих земляков"

Аннотация На научную работу ученице 11 класса Ульяновской средней школы, села Ульяновское, Ромашка Кристина по теме «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков». Проект посвящён 70- летию...

Исследовательская работа по истории Отечества «Великая Отечественная война в судьбе моих родственников»

Исследовательская работа по  истории Отечества "Великая Отечественная  война  в  судьбе  оих  родственников"....

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в судьбе моих родных"

Исследование позволило  узнать о судьбе  родственника; результаты исследования, а также найденные документы можно использовать в школьном музее...