Методический семинар
материал по истории на тему

Методический семинар на тему "Методика использования регионального материала в преподавании истории" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                -1-

                                           Методический семинар

Методика использования регионального материала в преподавании

                                                             истории.

          Всем хорошо известно, какое важное место занимает знания истории своей страны, своего народа, своих предков  для формирования гражданина воспитательном процессе. При изучении общей истории особое значение приобретает знание истории родного края. Материалы изложенные в учебниках истории России для школьников 7-8 классов абстрактны , они далеки для душевного восприятия, поэтому плохо запоминаются. Вот почему очень эффективно, параллельно с историческими событиями произошедшими в Российском масштабе, преподнести ученикам историческую информацию о своих непосредственных предках, живших в тоже историческое время, об истории родного села.

       Как известно, в учебниках истории очень мало информации о жизни простых людей, живших в деревнях, где жили большинство населения страны. При изучении истории родного края ученики имеют возможность близко ознакомиться, как говориться, ощупью, “потрогать “  историю своих дедов. Вот почему в воспитательном и познавательном процессе играют огромную роль краеведческие музеи, организованные в школах.

        Региональные исторические материалы целесообразно начать использовать  при изучении истории Российского государства в седьмом классе. В наших музеях самые ранние конкретные данные , то есть хорошо известные ,относятся к  серединам 16 века, к временам царствования Ивана Грозного. В первой половине 16 века в наших краях жили в основном удмурты и марийцы. В период колонизации русским населением окраин Московского государства, точнее после взятия Казани войсками Ивана Грозного, в населенные пункты нынешнего Кукморского района появляются татары. При населении татар некоторые удмурдские и марийские жители переселяются в другие места, а большинство остаются и со временем ассимилируются, принимают ислам. Теперь их уже не различить. Такие данные приводятся в исследованиях Худякова, подтверждаются на надгробных камнях в Мамаширских, Маскаринских кладбищах. О первых татарах поселившихся в деревне Маскара можно узнать по генеалогическому дереву Утямишевых , находящегося в музее Маскаринской средней школы.

         При изучении хозяйственной жизни и быта крестьян и помещиков 16 века, взаимоотношений феодалов и крестьян важно прояснить истоки и следствия крепостничества. В Московском государстве, где установились феодальные отношения, где крестьяне в основном занимались земледелием, лучшие земли были захвачены

                                                                                   -2-                      

боярами и ближними царя. Землевладельцы свои земли отдали   обрабатывать  в аренду крестьянам живущих при этих земель с такими условиями, что скоро крестьяне, не имея возможности расплачиваться с землевладельцем, попали в опалу , то есть в крепостную зависимость от хозяина земли.  Иван Грозный крепостную зависимость узаконил, возникло крепостное право. Татары в крепостную зависимость не попали , они смогли сохранить свое исконно общинное землевладение, этому отчасти помогло то, что здешние жители испокон веков занимались не только земледелием, но и скотоводством, охотой, рыболовством и разными ремеслами, что и видно по экспонатам, установленным в музее.

         Хозяйственную жизнь 18-19 веков ярко проясняют хорошо сохранившиеся данные о деятельности семьи Утямишевых.  Благодаря им деревня Маскара превратилась в промышленно- торговый центр нынешнего Кукморского района. Жители окрестных деревень охотно работали в мануфактурах и в ткацких фабриках Утямишевых , так как не было надобности искать работу на стороне от родных мест. Когда изучается темы о состоянии просвещения и образования в России наравне с достижениями русского просвещения, можно и нужно ознакомить учащихся деятельностью татарских просветителей Курсави,  Марджани, Насыйри, имена которых непосредственно связаны с знаменитыми Маскаринскими мадрасами, чьи имена мы произносим с гордостью. Относительно состояния образования в России нужно упоминать о том, что среди сельских жителей грамотных было больше, чем у других народов. Примером является работа мадрасы , построенная в 18 веке Утямишевыми. Когда рассматривается тема “Быт помещиков и крестьян”  можно показать дом Утямишевых, сохранившийся неизменном виде, экспонаты из музея, которые наглядно показывают как жили, чем занимались помещик и крестьяне .

          Когда описываются межнациональные отношения  в России выгодно показать эти отношения на местном примере. Как известно в Кукморском районе в основном живут народы четырех национальности: татары, удмурты, марийцы, русские. Они живут бок о бок издавна дружно, благотворно взаимодействуя. Как было сказано выше, в деревне Маскара смешались татары, удмурты, марийцы. 1800 году Муса Утямишев специально для удмуртов,  принявших ислам, построил отдельную мечеть. Эти народы от совместного проживания культурно обогащались. Например, у русских местные научились выращивать овощные культуры, а русские научились у местных хранить необмолоченное зерно, растить яблонь, вишен. При изучении тем революций, гражданской, Отечественной войн, эпохи коллективизации использование воспоминаний непосредственных участников этих событий  помогает глубже понять сущность преобразований произошедших в стране. Благо в школьном музее собрана большая коллекция воспоминаний прадедов, дедушек и бабушек сегодняшних учеников. Эти воспоминания

                                                                                  -3-

собраны бывшими учениками Маскаринской школы 40-50 годов, когда были живы участники гражданской войны, коллективизации, Отечественной войны. Они рассказаны эмоциональны и ярко показывают отношение обычных людей, прямых участников, переживших славные и тяжелые годы. Они тем более ценны для воспитания, так как рассказывают для учеников близкие люди, их дедушки бабушки.

            Для более эффективного использования исторических материалов родного края при изучении истории Российского государства необходимо разложить материал таким образом, чтобы он соответствовал теме учебной программе. Местный материал преподносится совместно с программным, по необходимости когда сравнивая, когда дополняя, в зависимости от целесообразности. При такой методике преподавания дается задания на дом не только выучить программный материал, а еще полезно будет предложить ученикам интересоваться  у взрослых, родителей, что они знают былых днях своей деревни, о примечательных моментах в своей жизни.                                                                                                                                

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...