Технологии критического мышления на уроках истории в среднем звене.
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Кормилицина Любовь Александровна

Технология  развития критического мышления получила развитие  в системе образования в России с 1997 года. Авторы-американские ученые Ч.Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.

Цель технологии -развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Цели и задачи данной технологии:

•        1) Формирование нового стиля мышления

•      2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

•      3) Развитие аналитического, критического мышления.

•      4)   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

•      5)  Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия

1.Стадия «Вызов»

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Возможные методы и приемы:

-составление списка известной информации;

-рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая), кластеры, таблицы, понятийное колесо

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки  и т.д.

 

2. Стадия « Осмысление  содержания.»

 

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

3 . Стадия «Рефлексия»

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям -предположениям, вносит изменения, дополнения; дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления:

-заполнение кластеров, таблиц;

-установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным или неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных круглых столов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ:

-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии критического мышления на уроках истории

Данная статья посвящена изучению приемов критического мышления, раскрывается актуальность данной технологии, а так же описаны некоторые из приемов...

статья " использование технологии критического мышления на уроках истории"

Статья содержит теоретическое и практическое обоснование использования технологии критического мышления на уроках истории....

Презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках истории"

Презентация является сопровождением к статье "Использование  технологии критического мышления на уроках истории"...

Технология критического мышления на уроках истории и обществознания (опыт учителя истории Козловой Т.А.)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, п...

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...