"Становление Древнерусского государства. Первые русские князья"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Евтихеева Наталья Михайловна

Конспект урока истории в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pervye_knyazya.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Тема урока: Становление Древнерусского государства. Первые русские князья.

Цель урока:

характеристика политики первых правителей Руси – Олега, Игоря, Ольги и Святослава

Задачи урока:

Образовательные:

  • раскрыть цели и показать результаты походов первых русских князей;
  • дать представление об организации власти князя над покорёнными народами;
  • продолжить подготовку к успешной сдаче Единого Государственного Экзамена.

Воспитательные:

  • прививать интерес к изучению истории родной страны;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Развивающие:

способствовать формированию у школьников навыков учебно–исследовательской работы, развитию умения осуществлять поиск    информации по заданной теме из различных  источников; развитию познавательных интересов школьников,   навыков критического мышления.

Учитель.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие ребята!

Древнерусское государство Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем господствовала государственная собственность, собственность феодалов лишь формировалась, еще не сложились классы феодального общества и крестьяне еще не были закрепощены.

  • Вспомните, какою была система управления государством? (Власть принадлежала князю, опиравшемуся на дружину. В случае необходимости созывалось ополчение. Князь исполнял судебные функции и функции защиты от внешних врагов. За это племена платили ему дань – полюдье.)
  • А как вы думаете, какие задачи должны были стоять перед первыми русскими князьями?(Перед первыми русскими князьями стояли важные задачи: укрепление своей власти; увеличение личных и государственных богатств за счет сбора дани и выгодной внешней торговли и обеспечение обороны страны. )
  • Кто и как эти задачи осуществлял? (                             )

Слушая сообщения, заполните следующую таблицу.(она может быть исползована при выполнении ЕГЭ по истории в части В и С.

Правление первых русских князей.

Князья,

 годы правления

Внешняя

политика

Внутренняя

политика

Общее

Различия

Итак, подводя итоги правления первых русских князей, укажем общее и различия в их деятельности.

Общее:

  • Князья постоянно стремились укрепить собственную власть, объезжая с дружиной подвластные территории и взимая с них дань.
  • Стремились расширить территорию своих владений за счет земель на востоке.
  • Пытались установить взаимовыгодные договора с Византией и обеспечить себе выход к Черному морю.
  • Стремились установить дипломатические отношения с соседними государствами.

Это свидетельствует о том, что Русь была сильным государством и обладала хорошими воинскими ресурсами.

Различия:

  • Княгиня Ольга упорядочила сбор дани, ввела уроки и погосты.
  • Необычайно активен был Святослав, прозванный Воителем, Русским Александром Македонским. Он стремился расширить свое государство и создать собственную державу на Балканах (основал Переяславец), но до конца ему это сделать не удалось. Восточные границы оказались оголенными и кочевники стали вторгаться на Русь.

А теперь обратимся  к карте «Образование Древнерусского государства». Работая в парах, вам необходимо определить, что обозначено на карте цифрами.

Итог урока.

Вывод.

В период до конца X века Русь была европейским государством, со всеми присущими ему атрибутами власти и господства, и по уровню развития шла вровень с другими славянскими и европейскими государственными образованиями.

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование Древнерусского государства. Первые князья.

Презентация, сопровождающая уроки по теме Древнерусское государство в IX - X вв. (от Рюрика до Ольги)...

Древнерусское государство. первые князья.

Урок по истории России в 6 классе....

Урок-путешествие по Древнерусскому государству «Первые русские князья»

Урок истории в 5 классе по теме "Первые русские князья"...

«Становление Древнерусского государства в IX–X веках» урок истории России 6 класс

Урок истории России 6 класс (с использованием технологии развития критического мышления)Тема: «Становление Древнерусского государства в IX–X веках» Ознакомление учеников с процессом формирования ...

Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"

Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"...

Становление Древнерусского государства, история, 6 класс

Технологическая карта урока, презентация к уроку, рефлексия...